Лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова

Сочинение

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых

ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского

симфонизма. «Садко» – первое сказочное произведение Николая Андреевича.

Задания

  1. Послушайте музыкальную картину Н. А. Римского-Корсакова «Садко» в исполнении концертного

    симфонического оркестра Московской консерватории.

  2. Сопоставьте музыку с программой, представленной в начале видеофрагмента.
  3. Какие знакомые интонации вы услышали в данном произведении?
  4. Какие образы нарисовал композитор прозвучавшей музыкой?

Сочинение музыкальной картины «Садко» стало важнейшим актом самоопределения Н. А.

Римского-Корсакова

как художника.

Вот как отозвался об этом сочинении композитор М. П. Мусоргский, написавший другу: «Вы,

Корсинька, в

Andante Вашей симфонии показали Вашу милую личность, в русской увертюре сказали «один Бог без

греха», в сербской фантазии показали, что можно писать и скоро, и приятно, а в «Садко» заявите

себя

художником. <…> Это Ваша первая русская вещь, Вам одному принадлежащая и никому больше…». В

ответном послании Римский-Корсаков благодарил Мусоргского за идею «Садко»: известно, что

первоначально автором сочинения по новгородской былине предполагался М. А. Балакирев,

который

затем отдал замысел М. П. Мусоргскому, а тот уже нашел точного его адресата. Исполнилось

пророчество В. В. Стасова, предсказавшего в письме к Балакиреву в 1861 году, что с сюжетом

«Садко» будет связано рождение «музыки русской, новой, великой, неслыханной, невиданной». В

том

же письме Владимир Васильевич изложил программу, которой в общем придерживался и Н. А.

Римский-Корсаков.

Позже советский и российский музыковед А. И. Кандинский напишет, что в этом произведении

Римский-Корсаков нашёл свой поворот «русской идеи» – национальное даётся через эстетическое, и

его

средоточием становится образ народного певца, так же как во многих позднейших операх

композитора. В

«Садко» складывается любимый тип женского образа композитора – полуреальный, полуфантастический

13 стр., 6435 слов

«Сказка в русской музыке»

... инструментом, оркестром. Музыкальная сказка – это сказка, изложенная средствами музыкального искусства [8]. Раскроем роль музыкальной сказки в воспитании детей. В музыкальных сказках духовно-нравственное ... сказки. 3. Легендарные сказки. 4. Новеллистические (бытовые) сказки. 5. Бытовые сказки: - Сказки об одураченном чёрте. - Анекдоты. 6. Небылицы. 7. Кумулятивные сказки. 8. Докучные сказки. ...

  • и

достигается слитность, взаимопроникаемость реального и чудесного, человеческого и

природно-стихийного, составляющая самую сердцевину художественного мира Римского-Корсакова. В

«Садко» же впервые было воплощено то идеальное равновесие между литературно-программным началом

и

самостоятельной внутримузыкальной организацией формы, которым характеризуется всё творчество

Римского-Корсакова – и симфоническое, и оперное.

Изумление и восхищение слушателей вызвал, говоря словами Римского-Корсакова, «каким-то чудом

схваченный оркестровый колорит». «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн – это

что-то

«водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного», –

писал

А. Н. Серов. С премьеры «Садко» за Римским-Корсаковым прочно утверждается авторитет первого

оркестрового мастера русской музыки, непревзойденного музыканта-живописца.

В своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» Н. А. Римский-Корсаков вспоминает: «Партитура

“Садко”, начатая 14 июля, была окончена 30 сентября. Мой “Садко” заслужил всеобщее одобрение…

Какие музыкальные веяния руководили моей фантазией при сочинении этой симфонической картины?»

Далее

он перечисляет многие произведения Листа, Глинки, Балакирева, Даргомыжского. Естественно, что

начинающий композитор, дилетант, не имевший систематического профессионального образования,

должен

был на что-то опираться, брать за образец то, что слышал и самостоятельно изучал. Но тем не

менее

«Садко» носит уже черты подлинного самобытного таланта. Первое исполнение произведения

состоялось в

концерте Русского музыкального общества под управлением М. А. Балакирева 9 декабря 1867 г.

«“Садко”

прошёл с успехом; оркестровка всех удовлетворила, и меня несколько раз вызывали», – пишет

композитор

в «Летописи».

Через 24 года композитор вернулся к своему раннему сочинению и переработал его. Окончательная

редакция осуществлялась на протяжении 1891–1892 гг. «В конце сезона я выполнил еще одну работу,

вспоминает он в “Летописи”, – я переделал оркестровку своего «Садко» (музыкальной картины).

Этою

переделкою я закончил все мои расчеты с прошлым. Таким образом, ни одно из моих больших

сочинений

периода до “Майской ночи” не осталось непеределанным».

Именно в музыкальной картине «Садко» композитор впервые ярко проявил себя как музыкальный

«маринист»,

который сумел не просто нарисовать картину моря, а передать настроение и характер стихии.

Обладая

способностью «видеть» музыкальные тональности, т.е. «цветным слухом», или синестезией, Николай

Андреевич представлял музыку в соотношении с цветами. Например, ми мажор он видел синим. Поэтому

все

произведения, связанные с морем, он писал именно в этой тональности.

В симфонической картине «Садко» для изображения фантастического мира композитор впервые

использовал и

11 стр., 5074 слов

Народно-жанровые хоры в операх Римского-Корсакова

... в Придворной певческой капелле. Духовно-музыкальные сочинения Верная оценка сделанного Римским-Корсаковым для русской духовной музыки была дана уже после смерти композитора, в годы возрождения отечественного творчества ... произведения этого периода -- симфоническая картина "Садко" (1867) и опера "Псковитянка" (по одноименной драме Л. Мея, 1872). В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число ...

придуманный им симметричный лад, который впоследствии был назван «гамма Римского-Корсакова». Ещё

эту

гамму называют октатоникой и часто используют в джазовой музыке.

Задания

Вспомните и перечислите известные произведения Н. А. Римского-Корсакова, в которых мы встречаем

образ

моря.

Но к теме «Садко» Н. А. Римский-Корсаков обратился вновь в 1894 году, когда задумал создать на

этот

сюжет оперу.

Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше – чудесном месте, где были большое озеро,

огромный старинный сад, прекрасное купанье. «Помнится, что местом сочинения <…> часто служили

для

меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, – вспоминал Римский-Корсаков. – Мостки шли

среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой –

раскидывалось озеро Песно. Всё это как-то располагало к думам о “Садко”». Следующее лето

композитор провел там же, и теперь работа над «Садко» шла безостановочно. Картины писались

одна

за другой (по первоначальному плану, то есть без жены Садко Любавы и, следовательно, без

третьей

картины, которая появилась позже).

Полностью опера была закончена осенью 1896 г. Её первым издателем был М. П. Беляев. Той же осенью

опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный приём; Николай II

вычеркнул

её из репертуара. Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной русской оперы С. И.

Мамонтова 7 января 1898 г. и прошла с большим успехом.

Задания

1. Познакомьтесь с описанием оркестрового вступления к опере. Знакомо ли оно вам? Почему? Где

встречали данный образ?

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Окиан-море синее»,

рисующим

спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском

просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни

живого существа…

Н. А. Римский-Корсаков обладал совершенно исключительным слухом: тональности в его сознании

окрашивались в определённые цвета. Тональность этого вступления – ля бемоль мажор –

ассоциировалась

у него с темноватой, серо-синеватой окраской».

2. Послушайте три музыкальных фрагмента. Определите, какой из них соответствует

данной образно-тональной характеристике и является темой вступления к опере «Садко».

3. Из скольких звуков состоит основной мотив мелодии представленного фрагмента? Впишите число.

Оперу «Садко» один из первых рецензентов назвал «грандиозным образцом национальной музыки»,

«толстой

книгой», которую надо читать и перечитывать. Совершенство выполнения замысла оказалось столь

велико,

что на «Садко» впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»:

Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова. «Пути гения неисповедимы! Идите слушать

„Садко“» – эти слова Лароша запечатлел в своих записях Ястребцев. «По нашему мнению, русская

музыкальная литература со времен Глинки ещё не имела такого высокого образца художественного

воплощения народного русского стиля», – писал Кашкин. «Что за опера “Садко”! – писал через

несколько

лет после премьеры Ю. Д. Энгель. – Каждый раз, когда слушаешь её, заново подпадаешь под обаяние

чего-то свежего, мощного, яркого, красивого. <…> Римский-Корсаков нашёл здесь сам себя,

впрочем,

не в первый и не в последний раз. И не удивительно. Светлый, легендарный, красочный “Садко”

как должен был этот сюжет вдохновить композитора, характернейшими чертами творчества

которого

являются культ мажора, радости, солнца; способность проникаться духом русской

былинно-сказочной

поэзии до претворения её в живой музыкальный эпос; поразительный дар звуковой живописи».

Задания

1. Четвёртая картина оперы, в особенности три песни иноземных гостей, – самые популярные страницы

спектакля. И хотя эти арии звучат в сольных концертах разных исполнителей, являясь часто гвоздём

программы, наибольшее впечатление они производят в опере, когда ярко индивидуализированные и

необычайно эффектные персонажи, вступая в состязание, сменяют друг друга.

Посмотрите видеозаписи арий заморских гостей из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

Проанализируйте характер музыки каждого из гостей. Определите, в какой последовательности они

были

представлены. Заполните ячейки таблицы.

Характеристики

1-я ария

2-я ария

3-я ария

Название арии

Тембр голоса исполнителя

Характер музыки

Сопоставление с существующими географическими объектами

Ария варяжского гостя

Ария веденецкого гостя

Ария индийского гостя

Баритон

Тенор

Бас

Суровый, мужественный

Широкий, светлый

Созерцательный, лирический

Город Венеция

Страна Норвегия

Страна Индия

3. Известно, что в опере «Садко» композитор вновь обратился к жанрам и интонациям подлинных

русских народных песен. Послушайте некоторые арии отдельных действующих лиц и соотнесите их с

соответствующими жанровыми характеристиками и названиями.

плясовая (матросская) песня

колыбельная песня

лирическая песня

плясовая песня