Нравственный портрет маленького человека в комедии ревизор ( на примере одного или нескольких персонажей)

Сочинение

Вариант 2

Комедия Н.В. Гоголя стала популярная своей сатирой. Этот острый юмор, дает задуматься о поведениях всех героев этого произведения. Ведь бывают и в жизни таки люди, особенно в этом веке в светском обществе. Предположим, Анна Андреевна высокомерная и глупая женщина.

Анна Андреевна жена городничего, и мать Марии, является значительной женщиной в обществе. Вначале произведение сразу заметно, что этой героине, важно только как выглядит этот ревизор. И ей совсем неглавное, что будет дальше с мужем, ведь он мог пойти и под суд.

Эта героиня считает главное в жизни, это уделять своей внешности. Мне кажется, она думает, что человек вполне может решить все свои проблемы своим внешним красивым, ухоженным видов. При этом она даже не думает, о чем говорит и может сказать глупость. Ну и из этого понятно, что она даже не интересуется делами мужа, ведь ей это не интересно. Думает, что это не для нее.

Так же жена городничего имеет такую черту, как любопытство. Ведь она всегда в курсе новостей и очень интересуется ревизором. Эта женщина сильно высокомерная, так как все время на людей смотрит презирая. И бывают такие случаи, когда она дает волю своим мыслям и пытается унизить других людей, даже тех, которые ей близки. Так же заметно, что она руководит своим мужем и вполне может управлять и указывать им. Дочь она пытается так же поставить на место. И еще раз объяснить, что в этом доме главная она и решать все будет сама.

Вспомним, что для Анны Андреевны главное деньги и репутация мужчины, чему она учит и свою дочь. И в результате, мы видим, что ревизор ловко провел, что жену городничего, что его дочь. Так же помня, что у героини есть муж, она все же пытается показать себя в лучшей стороне и даже привлечь внимание ревизора.

Героиня так же является хитрым, нечестным человеком, любящая обманывать, даже близких людей. Эта женщина только и думает, что о себе и о своем внешнем виде. И кроме выгоды, не видит ничего наилучшего. Считает, что светское общество для нее и она там главная, но при этом очень глупа и необразованна. Я считаю, что такие люди ничего не добьются в духовной сфере и как получилось ее обманули.

Разные истории одного героя , Маленький человек предстает в разных ипостасях и на разных стадиях внутренней организации:

8 стр., 3709 слов

Мое отношение к городничему из ревизора. Характеристика и образ ...

... себя балы! Образ городничего в комедии «Ревизор» несомненно дополняют его взаимоотношения с женщинами – Анной Андреевной и Марьей Антоновной. Когда он пытается выведать ... себя выгоду. Несмотря на свою должность, боится людей, стоящих выше его по званию или карьерной ... в глубине души, что ведет себя неправильно, но ничего не может и не хочет изменить. Марья - дочь и Анна Андреевна - жена Городничего ...

  1. Коллежский асессор Ковалев, ищущий выгодное место и предпочитающий именовать себя на военный лад — майором. Поручик Пирогов, гордый своим чином и внешним видом, но совершенно пустой внутри.
  2. Художники: Чертков, разменявший талант на успех в обществе и материальные приобретения; Пискарев — мечтатель и идеалист.
  3. Чиновник Поприщин — бездельник, мечтающий попасть в высшее общество путем удачной женитьбы или через неожиданное получение высокого чина.
  4. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, доживающий свой век на обочине жизни, казалось бы, полностью утративший все чувства и желания.

Автор избегает повторов сюжетной линии, использует различные жанровые и стилевые приемы — от высмеивающей ограниченность мышления персонажей пародии, до трагедии (крушение высоких идеалов, послуживших причиной гибели героя).

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.
  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Автор избегает критических замечаний в адрес действующих лиц. Герои сами дают оценку своим поступкам или такая возможность, основанная на поведенческом анализе персонажей, предоставляется читателю.

Угадываемое продолжение

При исследовании произведений петербургского цикла в некоторых из них можно легко обнаружить переходящее развитие сюжета — «Записки сумасшедшего»/»Шинель», «Невский проспект»/»Нос».

Таблицы позволяют наглядно провести параллели между главными героями

Название повести Записки сумасшедшего Шинель
Фамилия героя Поприщин Башмачкин
Возраст 42 года 50+
Чин Титулярный советник Титулярный советник
Основные должностные обязанности Починка перьев для директора Переписывание бумаг

Не сойди с ума Поприщин, через несколько лет он вполне мог войти в образ Башмачкина. Оба чиновника «вечные титулярные советники» и занимаются в департаменте не самыми важными делами. Поприщин в силу того, что не видел и «не понимал выгод» службы, не проявлял рвения. Акакий Акакиевич по причине отсутствия больших способностей, утраченных вместе с прочими интересами.

Название повести Невский проспект Нос
Персонаж Пирогов Ковалев
Возраст 25+ 35+
Чин Поручик Коллежский асессор (майор)
Род службы Неизвестен Ищет выгодную должность

Пирогов вполне мог дослужиться до майора и еще более возгордиться своим чином. Как и герой другой повести — Ковалев, он словно невзначай подчеркивает свое положение в табеле о рангах. Ковалев наследует от поручика величайшую зависимость от мнения окружающих. Если последний не дал ход делу об избиении его ревнивым мужем в страхе потерять репутацию, то первый ужасается потере носа, представляя ситуацию «пасквильной», несообразной его положению.

Единство противоположностей

Для более яркого изображения образа маленького человека в произведениях Гоголя используется прием, построенный на контрасте личности — протагонист/антипод. Это прослеживается в произведениях — «Невский проспект» и «Портрет».

В первой повести главные герои — художник Пискарев и поручик Пирогов — настолько разные, что знакомство и приятельские отношения между ними кажутся вовсе невозможными, что совершенно недалеко от истины, так как последним руководят определенно тщеславные и корыстные побуждения. Поручику приятно представлять себя покровителем человека искусства, но более всего он желает заполучить свой мужественный портрет.

Чертков — очередной обладатель портрета

Несмотря на то что пары главных героев являют пример духовного антагонизма, даже в лучшей своей половине они все равно остаются маленькими людьми. Их попытки протестовать против окружающего зла ограничиваются личным жизненным пространством. Пискарев и безымянный художник вырывают себя из мира. Первый с помощью лезвия бритвы. Второй — монашеским подвигом и молитвой.

Такой протест остается незамеченным обществом. Даже знакомые не проявляют к случившемуся особого внимания и интереса. Поручик Пирогов не удосужился проводить в последний путь своего «протеже», так как был чрезвычайно занят волочением за замужней дамой.

Мистика или мистификация событий

сердце и голове персонажей и проецируется на действительность:

  1. Реальность и «живость» взгляда изображения ростовщика в «Портрете» может свидетельствовать о гениальности автора и превосходной степени воображения, свойственной художественным натурам героев.
  2. Демонический образ коломенского ростовщика и появление в городе покойного чиновника, ищущего украденную шинель, вполне могли быть продуктом слухов.
  3. Бедный художник Пискарев сам охотно бежит от непереносимой для него реальности в мир, искусственно созданный фантазиями и опиумом.

В повести «Нос» Гоголь и вовсе иронизирует над публикой

Обреченные на нескончаемый круговорот повторяющихся событий, удовлетворенные своей жизнью или потерявшие надежду изменить ее упорядоченный ход, эти люди ищут не мистику, которая за пределами их сознания, а мистификацию. Маленькие люди сами величайшие мистификаторы.

Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творче­стве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смот­рителе» А. С. Пушкина. Вообще же «малень­кий человек» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, до­веденный до отчаяния человек. При этом это особый социально-психологический тип, то естьлюбой человек, ощущающий свое бесси­лие и ничтожность. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» все­гда ведетжизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический ха­рактер, а Гогольпродолжил развитие этой те­мы в петербургских повестях («Нос», «Нев­ский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»).

Но продолжил своеоб­разно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя глубокими общественнымипротиворечиями, трагичес­кими социальными катастрофами. По Гоголю, Петербург — город, где человеческие отно­шения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «кроме фона­ря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городепроисходят уди­вительные происшествия с чиновником По-прищиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жесто­кой действительностью.

Человек и нечеловеческие условия его об­щественного бытия — главный конфликт, ле­жащий в основе петербургских повестей. Од­на из наиболее трагических повестей, несо­мненно, «Записки сумасшедшего». Герой произведения Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претен­дует. С достоинством он сидит в кабинете ди­ректора и очинивает перья «его высокопрево­сходительству», преисполненный величайше­го уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто име­ет высокий чин, должность, деньги, — так счи­тает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог. Но не по­смеяться над ним хотел Гоголь. Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожи­данно западает вопрос: «Отчего я титулярный советники, с какой стати я титулярный совет­ник?» Поприщин окончательно теряет рассу­док и поднимает бунт: в нем просыпается ос­корбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или ка­мер-юнкерам, или генералам». По мере уси­ления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повес­ти он, нравственно прозревший, не выдержи­вает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучат меня?»

Блок заметил, что в вопле Поприщина слы­шен «крик самого Гоголя». «Записки сумас­шедшего» — протест против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедли­вость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького че­ловека». Жертвой Петербурга, жертвой нище­ты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «…Он был то, что называют вечный титулярный со­ветник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться» — так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограни­ченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «…В одном департаменте служил один чинов­ник… Башмачкин», робкий, задавленный судь­бой человек, забитое, бессловесное сущест­во, безропотно сносящее насмешки сослужив­цев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сы­пали на голову ему бумажки».

И вот таким человеком овладела всепожи­рающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоиз­меримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на вы­сокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное ли­ц о » — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значи­тельного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бес­словесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнения критиков и современников Гоголя об этом герое разошлись.

Достоевский увидел в «Шинели» «безжало­стное издевательство над человеком». Кри­тик Аполлон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачкина «совершенным идио­том». Как в «Записках сумасшедшего» нару­шены границы разума и безумия, так и в « Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одино­кие, неуверенные, лишенные надежной опо­ры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изоб­ражает его Гоголь.

«Хлестаковщина» как нравственное явление

Однако Хлестаков не единственный отрицательный персонаж в комедии. Точнее, в этом произведении нет ни одного положительного героя. Карикатурен и образ городничего. Человек, в руках которого находится вся городская власть, не делает ничего, чтобы улучшить жизнь горожан. Дорог в городе нет, церковь разваливается, всюду царит взяточничество и панибратство. Он с легкостью за взятку освобождает от военной повинности одного человека и отправляет сложить другого.

Начальник полиции и служащие ведомства вместо того, чтобы охранять порядок, сами зачастую устраивают дебоши. Эти люди способны общаться только с помощью кулаков и понимают лишь грубую силу. Даже верный слуга Хлестакова Осип, искренне любя своего хозяина, перенимает от него отрицательные черты характера: пьет и ворует.

«Хлестаковщина» – образ жизни большинства маленьких городов. Власть здесь погрязла в пороках. Естественно, что ни о какой нравственности говорить не приходится. Появись в таких условиях хоть один высоко моральный человек, его бы уничтожила волна невежества и глупости.

Во многих своих произведениях Н.В. Гоголь высмеивает недостатки и пороки общества. Самыми масштабными такими произведениями являются «Ревизор» и «Мертвые души». Данная статья посвящена разбору образа Хлестакова и понятия «хлестаковщина». Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Хлестаковщина» как нравственное явление».