В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» обнаруживаются ряд нравственных проблем, которые автор поднимает и анализирует. Одной из основных проблем является отсутствие нравственных идеалов в современном обществе, которое отразилось и на литературе.
Современные писатели стараются доказать свое неприятие современной действительности и отсутствие нравственных ценностей через свое творчество. Однако, если миром правят беззаконие и малодушие, это не означает, что вера и духовность полностью исчезли. Человек всегда возвращается к своим истокам, и это видно во многих произведениях классической литературы.
Читая классику, мы находим для себя много интересного и важного. В начале жизненного пути человеку не всегда удается найти лучшего друга и советчика, поэтому одним из главных учителей каждого из нас является книга. Она помогает нам узнать о первой любви, о возрождении души, о разнообразии и странностях человеческого мышления.
Классические произведения всегда несут в себе долю оптимизма. Даже в произведении «Преступление и наказание», где главный герой совершает убийство, Достоевский показывает, что человек не потерян для общества. У Раскольникова есть совесть, и он все еще придерживается таких ценностей, как честь, справедливость и достоинство.
Однако в современной литературе этого оптимизма и надежды на духовное возрождение нет. Поэтому давайте рассмотрим творчество современного русского писателя Александра Солженицына с точки зрения вышесказанного.
Анализ рассказа «Матренин двор»
Рассказ «Матренин двор» Александра Солженицына на первый взгляд кажется историей об одиночестве и трагической судьбе одной женщины. Однако, при более глубоком анализе, можно увидеть, что автор рисует широкую картину жизни в русской деревне в начале XX века, проблемы человеческих отношений и авторское отношение к жизни в целом.
Главный герой и его стремления
Наш герой, неизвестный ученый, попадает в Россию и мечтает «затеряться» где-нибудь в глубинке, где его не достанут радио, телевизоры и другие достижения современной цивилизации. Он желает спокойной, размеренной жизни, отведать простой и здоровой деревенской жизни.
И удача ему улыбается: он находит уютную деревню недалеко от станции Торфопродукт, где он начинает жизнь на новом месте. Он ведет спокойный образ жизни и обучает молодое поколение точной науке. Он окружен прекрасной природой, людьми, которые живут своей жизнью в своем городке, далеко от шума и суеты городской жизни.
Речь как способ создания характера матренин. Анализ языка рассказа ...
... речи героини? Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера. Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики. Как проходит обычный день Матрены? В чем смысл её жизни? ... ёнин двор», естественно, отсутствует лагерный жаргон. Речевые средства Солженицына строго ... нравственных сторонах характеров героев, но и любовался их речью, ... герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь ...
Изображение Матрены и ее жизненный путь
Один из самых ярких персонажей в рассказе — старая Матрена, живущая в своем заброшенном доме «Матренин двор». Она — пример обычной жительницы русской деревни: трудолюбивая, щедрая и добрая. Матрена — одинокая женщина, потерявшая всех своих близких: мужа, детей, и только ее верный друг, пес Барбос, ее оставался навсегда.
В рассказе Солженицын описывает ее жизнь и трудные испытания, которые она переживает: потерю любимого мужа, потеря своих детей. Матрена не богата, но заботится о других и открывает свой дом для всех, кому нужна помощь. Ее главное качество — это бескорыстная любовь к людям и желание им помочь в трудные времена.
Главные темы рассказа
Хотя рассказ Солженицын ставит в центр одиночество и самоотверженную любовь Матрены, он представляет множество тем, которые актуальны в современном обществе.
- Проблема одиночества. В рассказе затрагивается тема одиночества, которое может приводить к трагическим последствиям. Это может быть утверждением того, что люди должны быть друг с другом взаимосвязанными и заботиться друг о друге.
- Любовь и дружба. Рассказ показывает, как важна добрая любовь и дружба, особенно в трудные моменты. Друзья и близкие могут поддерживать и помогать друг другу в трудные времена, предохраняя от одиночества.
- Человеческие отношения. Рассказ поднимает вопросы наших отношений друг с другом и их важности. Мы обязаны заботиться о других, быть добрыми и щедрыми, и эти качества должны быть нашими главными действиями на протяжении нашей жизни.
- Смысл жизни. Рассказ показывает, как важно иметь цель в жизни, чтобы не чувствовать себя одиноким и бесполезным. Жизнь Матрены, уходящая в одиночество, показывает, насколько важно заполнить свою жизнь ценными моментами и достижениями, которые основаны на началах жизни в благодарности и любви к ближнему.
Итог
Рассказ «Матренин двор» является глубоким произведением, которое затрагивает темы утраты, одиночества, человеческих отношений и смысла жизни. Для Солженицына главной темой является не одиночество Матрены и ее поле ампутация, но непредсказуемая природа и жизнь, которую мы должны активно стремиться использовать хорошим образом. Рассказ заставляет нас задуматься о том, как мы живем свою жизнь и как наше поведение в рамках небольшого сообщества может влиять на окружающих нас.
Искусство — это не только возможность выражать свои переживания и эмоции, но и способ общения с читателем, зрителем или слушателем. Что же происходит, когда автор рассказа привносит в него столько зла и грязи, как А.И. Солженицын в своей повести «Матренин двор»?
В этом произведении Солженицын затрагивает актуальные темы — одиночество, бедность, жестокость, но в то же время его героиня, Матрена Петровна, яркий пример человеческой доброты. Она живет в «перекособоченной избушке» и заботится только о своей «колченогой кошке», «грязно-белой криворогой козе», мышах и тараканах. Но все меняется, когда она берет на воспитание свою племянницу, Кирочку, и должна перевезти свой дом в другую деревню.
Матрена оказывается героиней трагедии — она погибает, пытаясь помочь в перевозке своего дома. Читатель легко сопереживает ее судьбе и чувствует глубокую боль и грусть. Однако, какой урок должен быть извлечен из этого произведения?
«Матрёнин двор» Александра Солженицына
... окружающими людьми, авторского отношения к жизни. 1. Матрена, как воплощение идеала русской души В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру ... сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним. Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, - с. 187 Матрёна Васильевна - человек не от мира ...
Солженицын не любит народ и часто старается обезличивать его, превращая в «серую массу». Его герои представляют боль и невзгоды, которые он и сам пережил, но вместо того, чтобы помочь людям, он порой показывает только зло. На мой взгляд, искусство должно выражать лучшие качества и эмоции, способствовать общению с читателем или зрителем и привносить светлые чувства в душу человека.
В целом, «Матренин двор» является произведением, которое вызывает сильные эмоции, но оставляет неприятный осадок в душе. Хотелось бы видеть более оптимистические и светлые истории, которые не только показывают жизненный путь персонажей, но и дают надежду на лучшее будущее.
Введение
Зачем тогда вообще писать? Лучше рисовать в стиле апокалипсис. Все равно эмоции при этих двух занятиях (писать о плохом и рисовать) одни и те же, да и результатом сможет полюбоваться большее количество человек (если автору этого хотелось).
Ведь раньше мастера создавали свои произведения именно для того, чтобы люди приходили в ужас от увиденных сцен всеобщей гибели. А при размещении подобных творений прямо на улицах (имеются в виду церкви) люди, связанные с религией, предусматривали и то, что не умеющие читать также будут знать о страшном наказании. Но чего не отнять у Солженицына — это то, что он пишет о жизни, основываясь на личном опыте, пишет именно о себе, о пережитом и увиденном. Автор показывает нам жизнь такой, какова она есть (в его понимании).
Хотя при чтении его работ складывается мнение, что, кроме плохого, невежественного и несправедливого, этому человеку ничего не приходилось видеть.
Но главное не в этом. Цель Солженицына — открыть нам всю «прелесть» бытия, используя описание убогого жилища, злых соседей и неблагодарной родни. Солженицын говорит о несправедливости, а также о слабости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. В уста автора он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Автор (герой рассказа) пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну.
«Праведничество» в русской литературе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пышминского городского округа» представляет реферат ««НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА»: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»», выполненный учащимся 9-б класса, Лапиным Иваном. Руководителем данной работы является Сычёва — Парадеева Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы. В реферате рассматривается тема «праведничества» в русской литературе и конкретно в повести Солженицына «Матренин двор».
Восхождение к Нагорной проповеди
В работе анализируются нравственные уроки, преподаваемые Солженицыным в его повести «Матренин двор». Исследование основывается на идее «праведничества» и вдохновлено русской литературной традицией, в которой неотъемлемой частью является обращение к нравственности и исследование сложных этических вопросов. Особое внимание уделяется смыслу Нагорной проповеди, которая является ключевым элементом повести и содержит в себе много важных уроков нравственности.
Анализ рассказа Матренин двор Солженицына
... что именно на таких людях держится земля. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Матренин двор Солженицына Популярные сегодня темы Люди используют речь, чтобы понимать друг друга, выражать ... характеров и умении подмечать поведение людей. Особенно это показано в произведении «Матренин двор». Вроде обыкновенное произведение, если бы не те моменты, которые потом будут повторяться в ...
«Праведничество» в рассказе Солженицына «Матренин двор»
Работа также освещает исследование «праведничества» в повести Солженицына «Матренин двор». В произведении автор передает свое личное отношение к моральным нормам и проблемам справедливости. Повествование интерпретируется сквозь призму персонажей и событий повести, раскрывая сложность характеров и их влияние на окружающую среду.
Заключение
В заключении реферата делается обобщение проведенного анализа и подводятся итоги по исследованию нравственных уроков в повести Солженицына. Указывается на важность праведности и нравственных ценностей в обществе и предлагаются возможные способы продолжения исследования данной темы в дальнейших исследованиях.
1.0 Введение
Праведность. Многие ли знают значение этого слова? — Уверен, некоторые даже не слышали его никогда. Вообще этот термин имеет несколько значений.
Обратимся к толковым словарям. С. И. Ожегов трактует праведность как благочестивость, безгрешность, соответствие религиозным правилам, справедливость.
Определение интересующего нас понятия у Ф. Ф. Ушакова синонимично: праведность — жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение требований нравственности.
На самом деле, мало кто задумывается о праведности, в наше время больше задумываются о быстро наживаемом состоянии. Что уж говорить, даже нравственность зачастую теряет свою значимость в современном обществе. За идеал чаще почитается не образованный воспитанный человек, а наглец, обладающий деньгами и славой.
Что касается религии, она, в широком смысле этого слова, практически утратила свою значимость к нашему времени на большую часть населения. Большинство молодёжи именует себя атеистами, а то и сатанистами. Но дело даже не в принадлежности к религии, дело в отношении к людям, к себе. Если изначально христианство прививало людям смирение, доброту, то теперь, когда церковь потеряла своё глобальное влияние, остается уповать на человечность людей. Я считаю основным критерием человеческих отношений золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать.
На основании вышесказанного вытекает противоречие: между прочитанным мной рассказом А. И. Солженицына «Матренин двор» и неясным пониманием, почему уже в 1959 (14 лет как окончилась война) году писатель придавал большое значение теме нравственности, равно — праведничества.
Определилась проблема исследования: понять, каким образом рассказ может помочь читателю в извлечении уроков нравственности и оказывает влияние на читателя.
Объектом исследования является: процесс организации исследования рассказа А. И. Солженицына; процесс контроля реферативной технологии.
Предметом исследования является: рассказ «Матренин двор»; организация исследовательской работы.
В ходе исследования я решил изучить тему праведничества и нравственного отношения к окружающим в рассказе «Матренин двор». Мне были непонятны мотивы героини и я посчитал необходимым более подробно изучить это понятие, узнать мнение литературоведов о праведниках и проанализировать, как данная тема раскрывается в произведениях разных писателей.
Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница? ...
... людей, тратя на них своём время и силы, его можно назвать праведником. bittally.ru Сочинение Крапивы Миши «Матрена — праведник, без которого не стоит село» Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». ... и сострадание. Возможно, её жизнь покажется кому-то скромной, но она ощущала себя нужной и этим-то и жила. Скорее всего, такого же человека можно встретить в каждой ...
Основной целью моей работы я поставил понять, какие нравственные уроки может извлечь современный читатель из рассказа «Матренин двор» и каково их значение в жизни человека.
Для достижения этой цели я решал следующие задачи:
- Изучить произведения и критическую литературу по данной теме, чтобы понять культурно-историческую среду и художественный мир рассказа.
- Систематизировать и структурировать информацию, полученную из произведений, и научиться работать с ней.
- Представить результаты исследования в виде работы и слайдовой презентации, соответствующих теме и требованиям.
Проблема праведности в общепринятом значении близка мне, так как я считаю, что люди должны сохранять в себе хорошие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность и нравственность, человек может потерять своё лицо и перестать отличаться от животного.
2.0 «Праведничество» в русской литературе
Феномен праведничества в русской классической литературе предстает как нравственно-психологический ориентир и залог надежды на спасение.
Николай Семенович Лесков одним из первых сумел в полной мере изобразить образы праведников и передать национальную самобытность и православное миросознание русского человека. Они объединяют в себе ум, веру, волю, смирение, любовь, миролюбие, милосердие, целомудрие, простосердечие, послушание и дерзость в стремлении к истине, к духовности жизни и способность к покаянию.
Праведники Лескова познаются наличием духовного света в своей душе, благоустроенностью сердца, высшим нравственным развитием и влиянием. Они возвращают истинный смысл таким понятиям и образу жизни, как подвижничество, святость и праведная жизнь.
Основа праведничества Александра Афанасьевича Рыжова («Однодум») — Библия. Библия стала не просто материалом для его «умствования», она прошла через его сердце, через его совесть; сам герой говорит, что почерпнул исповедуемые им убеждения «из Священного Писания и моей совести». Он сознательно выстраивает жизненную программу и определяет нравственные ценности, ставшие его своеобразным духовным катехизисом и отвечающие как потребностям его ума, так и души. «Он (Бог) всегда со мною, а кроме его никого не страшно», «в поте лица твоего ешь хлеб твой», «мзду брать Бог запрещает», «даров не приемлю», «если иметь великое обуздание, то и малыми средствами обойтись можно», «одеваясь по простоте, я никакой в сем щегольстве пользы не нахожу», «дело не в платье, а в рассудке и совести», «ложь заповедью запрещена — я лгать не стану». И «правила, созданные им себе на библейском грунте», соблюдал и пронес «во весь почти столетний путь до могилы, ни разу не споткнувшись…» «…Он честно служил всем и особенно не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался единому, в коего неизменно и крепко верил, именуя его учредителем и хозяином всего сущего», «удовольствие… состояло в исполнении своего долга», служил «верою и правдою», в должности был «ретив и исправен», после вступления Рыжова в должность квартального «мало-помалу везде стал чувствоваться его добрый хозяйский досмотр», был умерен во всем и с женой «жили в самой строжайшей умеренности, но не считали это несчастьем», «не был горд», «строгое и трезвое настроение его здоровой души, жившей в здоровом и сильном теле».
Сочинение семья по литературе
... хочет быть счастливым, для меня счастье – это моя семья рядом. Наша семья – самый дорогой подарок судьбы, который мы должны ценить ... старших поколений. Необходимо показывать детям на своем примере, что значит быть настоящей любящей семьей. Любовь, ласка, взаимопонимание, интерес и ... Раньше говорили, что браки заключаются на небесах. В это свято верили и берегли свои семьи, родных людей. К сожалению, ...
Лесков задумывал своих праведников, чтобы показать пример истинной высокой нравственности, «напомнить России, как надо жить».
Однодум Рыжов еще в юности решил «самому сделаться крепким, дабы устыдить крепчайших», поскольку был уверен: жизнь можно улучшить только личным примером, поступая всегда по совести.
В идеале у Лескова всегда присутствует представление о добре и о том, каким оно должно быть. В его рассказе «Кадетский монастырь» он описывает людей высоких нравственных качеств, которые являются воспитателями и наставниками юных кадетов. Эти люди обладают умом, сердцем, честностью и характером, и их качества кажутся непревзойденными.
Их мудрое отношение к воспитанию способствует развитию у воспитанников духа товарищества, взаимопомощи и сострадания. Эти качества придают теплоту и жизненность окружающей среде. Люди, лишенные этих качеств, становятся холодными эгоистами, неспособными к самоотвержению и доблести.
Лесковские «праведники» — это люди, которые верят в добрый идеал. Они цельные, искренние и стремятся к ежедневной доблести. Они живут праведно, не лгут, не обманывают и не огорчают ближнего. Их идеал всегда связан с представлением о добре и тем, каким оно должно быть.
Праведники Лескова, свидетельствующие о праведности народа, являются великими своей человечностью и одухотворенностью. Они учат, что живя таким образом, человек не только меняет себя, но и преображает все вокруг себя светом своей любви. Они понимают, что чем выше духовность человека, тем больше требований он должен предъявить к себе.
Федор Михайлович Достоевский утверждал, что общество создается началами нравственными, и эти начала закладываются в семье. Романы С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого и И. А. Гончарова описывают родные дома, которые являются формой воплощения человеческой любви. Это место, где любовь должна сохранять свое эстетическое существование.
Идея семьи как святыни в классической литературе
Дом и семья — это не просто физическое место, где живут люди, это их духовное центр, место, где они приобретают моральные и духовные ценности. В классической русской литературе этот аспект дома и семьи был особенно высоко ценен.
«Капитанская дочка» А. Пушкина
Одним из лучших примеров является «Капитанская дочка» Александра Пушкина. Главный герой, Петруша, рос без отца, но именно в доме Машкиной семьи он нашел свою новую семью. Он находит в ней понимание и любовь, которые его родители не могли ему дать. Именно в семье Машкиных Петруша начинает меняться к лучшему, приобретая ценные качества характера.
«Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова
В «Песне про царя Ивана Васильевича…» Михаил Лермонтов подчеркнул важность семьи для формирования личности. Главный герой выступает в роли отца, который проявляет заботу и внимание не только к биологическим, но и моральным потребностям своих детей. Большое значение в нем живет творчество, любовь к своей стране и семье, которые со сравнением с моноглубого царя, делают его героем.
Защита идеи семьи в классической литературе
В ряде произведений русской классической литературы идея семьи и дома защищается от опасных идей того времени.
Н. С. Лесков в произведениях «Некуда», «На ножах» рассуждал о вреде убийства, включая и коллективного, полное отсутствие заботы о своей жизни и жизни других. Действие начинается с убийства героя, что неизбежно приведет к гибель дома и случайный потеря уважения к жизни.
Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына)
... и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни — ... теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу" : Тема Родины в повести И.А. Бунина «Суходол» и рассказе А.И Солженицына. «Матренин двор» Смотрите также по произведению ...
В «Обрыве» И. А. Гончаров подчеркнул значение семьи в жизни героя-гражданина, отказ родителей, также породившее в поиске истины и смысла в жизни.
Л. Н. Толстой в своих произведениях «Война и Мир», «Анна Каренина» также прославлял семью и дом. Именно внутренняя связь между своими домашними делает людей счастливыми и стабильными в жизни.
Современная российская семья
Однако, как говорит Ф. М. Достоевский, «современное русское семейство становится все более случайным семейством». Случайность современного русского семейства — это потеря единой идеи, которая стала бы связующим звеном между его членами и передала бы эти идеи и эту веру в жизнь своим детям.
Таким образом, в классической литературе роль семьи и дома была поставлена на высочайший уровень. Многие великие авторы выразили свое уважение и понимание ценности перемен. Идея семьи и дома — общего места, где человек прививается морализатор, и его формирование осуществляется . Это обязывает каждого человека высоко ценить и беречь то небольшое мирочка, который он создает своими руками.
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» рассказывает о формировании личности в «случайном семействе». Главная трагедия этого семейства заключается в том, что оно порождает людей, лишенных смысла и цели в жизни. Семья «Господ Головлевых» пропитана окаменелостью и равнодушием. Арине Петровне, главе семьи, апатия и властность оцепенели, а ее ледяной взгляд парализует всех домочадцев. Иудушка, младший сын, страдает нравственным параличом, что делает его окостенелым и пассивным в отношениях с окружающими. Балбес, старший сын, возвращаясь в усадьбу, также «окаменел» и теряет жизненные силы.
Анна Петровна Головлева, жена и мать, не испытывает никаких чувств к своей семье. Она жестокая и деспотичная, и ее отношения с семьей лишены доброты и человечности. Она считает мужа «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой», а детей — обузой. Она требует от них безусловного послушания, что убивает в них всякую самостоятельность и инициативу. Частые наказания приводят к привычке не чувствовать стыда и легко переносить унижения.
Такое постоянное принижение формирует рабский характер, лишенный чувства меры и предусмотрительности. Личности, подобные Головлевам, поддаются влиянию и могут стать пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками. Они лишены самостоятельности и не способны справиться с трудностями жизни. Они обречены на обездоленность, одиночество, страдания самолюбия и холод.
Головлевы, забывшие о смысле человеческого существования, страдают от общей духовной болезни, которая безжалостно уносит их в могилу. Головлево становится родовым моргом, где все смерти, отравы и язвы происходят. Семейство Головлевых становится зараженным этой болезнью, и они становятся неспособными к деятельности, безвольными и замкнутыми. Они страдают от нищеты, голода и надорванности души.
Иудушка, любимый сын Арины Петровны, не осознает процесса умертвления, который происходит рядом с ним. Он живет медленно и без особого напряжения, не подозревая, что он сам является причиной своих страданий. Но внезапно его совесть осознает ужасную правду.
Судьба главной героини в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»
... нравственных ценностях, о вещах, имеющих первостепенное значение в жизни каждого человека. Рассказ «Матренин двор» Полное имя героини — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная ... затем за молодого машиниста в Черусти…» Символичен трагический финал рассказа – гибель Матрены на переезде. Она, слабая и неумелая, бросилась помогать перевозить свою избу – единственное ...
3.0 Восхождение к Нагорной проповеди
Писатели, шедшие по пути духовного просвещения, воспринимали свою миссию как служение людям, земле, Господу.
Первым на этой стезе был в начале XI века епископ новгородский Лука Жидята, от которого до нас дошло только одно поучение.
Одним из последних, спустя почти тысячу лет, — Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН. Его рассказ «Матрёнин двор», как считает французский исследователь творчества писателя Жорж Нива, восходит к Блаженствам Нагорной проповеди Иисуса Христа.
После публикации этого небольшого произведения в первой книжке «Нового мира» за 1963 год, в советской прессе раздались первые враждебные А. И. Солженицыну голоса. И это несмотря на то, что первоначальное название «Не стоит село без праведника», в котором легко угадывался православный подтекст, было заменено Александром Трифоновичем Твардовским на нейтральное «Матрёнин двор», а время действия, по его же просьбе, перенесено из 1956 года в 1953, то есть в дохрущёвский период. Автору вменяли в вину нежелание видеть позитивные процессы, происходящие на селе, пеняли на замалчивание положительного опыта зажиточного колхоза, находящегося недалеко от места действия рассказа, тем более, что руководителем хозяйства был герой социалистического труда. О нём, правда, Солженицын как раз и упоминает в рассказе, как о спекулянте и уничтожителе леса. К счастью, критика этого не доглядела.
Не увидела она и того, что своим рассказом писатель сделал удачную попытку к возрождению житийной литературы. К сожалению, попытка эта так и осталась единственной, а потому «Матрёнин двор» стоит несколько особняком как в творчестве Солженицына, так и во всей русской литературе XX века.
Вступление
В литературе прозы Солженицына особое место занимает произведение «Матрёнин двор», которое непременно привлекает к себе внимание читателей своей экзистенциальной направленностью и социальной значимостью. Это повествование создано из антимифологической точки зрения и производит отношение литературной традиции православной житийной литературы.
Жанр, тема, проблематика повествования
По структуре «Матрёнин двор» это житие или биография, описывающая жизнь Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы деревни Тальново, которую Солженицын хорошо знал лично. Повествование строится в первом лице, и оттого оно получается автобиографическим. Тема повествования проста – это форма жизни, скрытная от взглядов большинства людей, которая единожды была сплочённая социальная группа и дальнейший путь единственной жительницы, спокойно умиравшей ненавязчивой смертью. Главной проблематикой оказывается поиск и раскрытие для читателя истины жизни Матрёны. Это происходит как через непосредственный рассказ о житейской действительности Мatрёны, так и через мнения и эмоции других персонажей.
Структура сюжета
Повествование начинается описанием жизни первого лица. В связи с потрясающей скромностью, трагизмом и героизмом актёров событий, их самобытность не сразу подходит ко всему мышлению об «эталоне человечества». Далее приводится рассказ о детях Матрёны: Еругине, которая уехала в Москву на службу, и Никите, который присоединился к отряду партизан на годинах. Матрёна умирает после непродолжительной болезни, которую она намеренно игнорировала. В бытность автора тема умершей была сфокусирована на необходимости хоронить Матрёну по обычаю всей семьёй за семь дней. Рассказ не разделяет ни её веры в Бога, ни заложенной ей мудрости, но заставляет думать, закончилась ли вольность общества в России после отмены крепостных прав в 1861 году.
Символы и преобразования
В повествовании присутствует немало символов и образов, где можно найти отсылки к другим мотивам и героям Солженицына. Так, например, есть упоминание о пёстром холку, являющемся символом доверия и расположения людей до Матрёны. Далее, в рассказе описывается мрачная гулянье с неудачным петухом, по болото на другом конце деревне, на фоне нынешних разрушений культурной инфраструктуры. Рассказчик описывает своё эмоциональное состояние, которое он испытал на тот момент. Преобразования представлены в самом герое – Матрёнй. Вначале она представляется нам как символ старательности, так как она характеризуется искусностью и умением сохранить и передать многолетние накопления. Однако, далее она становится символом одинокости – так как жизнь большинства её работ стала невозможной, Матрёна вынуждена была выбирать среди них, заботливо слушая их плачевные истории. Наконец, в социальном контексте Матрёна становится синонимом покойника в маленькой деревне.
Изображение деревенской жизни в произведении
В обществе, слишком маленьком, чтобы давить на своих жителей на манер капиталистический государства с целью создания уважительной трещины на нравственность и соразмерности с личностью, такой ущерб государства как мелкое коррупционное дело или утеряны производственные возможности, мешают главным жителям деревни выйти на новый уровень. Как привычно выходит в стихотворениях, существует особый способ выхода нашего героя на новый этап. Этот способ – подвести главных героев к социально-моральному диалогу на их земле и с их людьми. Однако мало кто из цивильных получит на это время, деловую любознательность и глубину житейских проблем.
Заключение
Повествование «Матрёнын двор» – это произведение, ввергающее читателя в глубокую медитацию о человеческих ценностях, общественном строе, морали и общественной политической жизни. Это повествование заставит нас задуматься о беспрестанной наблюдательности за пропажами нашего времени. В произведении описывается жизнь сугубо русского человека, а локализован оно в далеком бесконечном маленьком поселке, но напомнит об устойчивой чувствительности к героизму и идеализации ко времени своего народа.
Развитие сюжета
С первых строк рассказа мы окунулись в атмосферу тяжелой российской действительности. Описывается безразличие окна отдела кадров к судьбам людей, а также мрачная обстановка в селе Высокое Поле. Здесь не слышно радио, не пекут хлеба и ничего не торгуют. Железная дорога, проходящая через это место, предлагает только однонаправленные билеты. Автор неоднократно приостанавливается на деталях, способных вызвать шок. Например, рассказ начинается с сцены, где герой Игнатьич пьет молоко прямо на базаре, после чего ночует на станционной скамье. Эта сцена символично демонстрирует безразличное и пренебрежительное отношение власти к людям, которых они называют «инженерами человеческих душ» и «сеятелями разумного, доброго, вечного».
Автор считает, что выжить и не сломиться в такой ситуации можно, только находясь рядом с другим человеком, который пережил еще больше тяжелостей и сохранил свою душу. Поэтому Игнатьич оказывается под одной крышей с Матрёной Васильевной.
Жизнь Матрёны была непростой: все ее шесть детей умерли в раннем возрасте, а муж погиб на войне. Автор рассказывает об этом без излишней эмоциональности, как о череде событий, к которым, кажется, можно привыкнуть. Однако в какой-то момент Солженицын обращает внимание на рассказ Матрёны, который отличается простотой и искренностью: «Одна дочка только родилась, мы ее помыли — и она умерла. Так что уже не пришлось мыть мертвого». Этот момент позволяет понять, какое горе пережила Матрёна, и удивляться ее светлой душе, которая проявляется в ее улыбке. Возможно, эта улыбка выражает тихую покорность судьбе или мудрое понимание того, что если Бог оставил ее жить на земле, несмотря на все потери, значит, в этом есть какой-то смысл. Но какой именно?
Быт Матрёны был крайне убог: запущенный огород, родивший лишь мелкую картошку, стареющий дом, стены, которые кажутся живыми из-за кишащих на них тараканов, мыши, бегающие полчищами за обоями. Основу её бытия составляли русская печь, грязно-серая коза и колченогая кошка, которую Матрёна приютила из жалости. Иначе говоря, лишь то, что помогало не умереть от голода и холода и не сойти с ума.
За неустроенность быта осуждали Матрёну в деревне. А между тем, жизнь её напоминала бытие Алексея Божьего человека, который спал в собачьей конуре, терпеливо сносил насмешки окружающих, ел, что подадут, и делал за людей самую чёрную работу, пытаясь облегчить им жизнь. То же и Матрёна: грузила навоз в колхозе собственными вилами, впрягалась вместо лошади вместе с другими женщинами в соху, чтобы вспахать по всей деревне огороды, помогала соседям копать картошку, не завидуя на чужие урожаи.
Как видно, в бескорыстной помощи людям и заключался её смысл жизни на земле. Но те же люди, оказавшиеся к тому же близкими, забывшими или не помнившими Христа родственниками, навлекли на Матрёну погибель. Под напором жадного деверя Фаддея Матрёна даёт согласие на слом горницы, «расположенной под общей связью с избой», чтобы помочь воспитаннице и племяннице Кире и её мужу завладеть участком земли, поставив на нём строение.
Эта горница и так отошла бы Кире, но лишь после смерти Матрёны. В сложившейся ситуации смерти ждать было некогда. И Матрёна, как ни тяжело ей было рубить сук, на котором сидишь, не только соглашается, но и сама помогает родным людям разобрать добрую половину дома, явив тем самым величайшее смирение, к которому призывал Христос в нагорной проповеди: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Матрёна отдала не только горницу, но и жизнь, попав под колёса поезда в тот момент, когда вместе с мужиками пыталась стащить с переезда застрявшие сани с брёвнами.
Вот только разобранная горница не обрела вид семейного очага, а жизнь Киры и её мужа, виновных в гибели Матрёны, рушится, потому что смиренную Матрёнину доброту они вольно или невольно использовали в корыстных целях.
Исследовательская работа: «Роль праведника в жизни села в рассказе Солженицына «Матренин двор»
Введение
Рассказ «Матренин двор» Александра Солженицына рассказывает о жизни русской деревни в послевоенное время и о жизни одной из ее жительниц — Матрёны. Она была простой женщиной, но своим открытым и добрым сердцем привлекала к себе людей. В нашей работе мы рассмотрим, какую роль в жизни села играют праведники на примере Матрёны.
Глава 1. Праведничество в русской литературе
Праведничество — это ценность, которую человек несет в общество своими благими делами, целенаправленной активностью и доброй волей. Поэты и писатели нашей страны всегда в своих произведениях высоко ценили этот нравственный идеал. Это видно в творчестве романистов XIX века, которые создавали образы людей, исповедующих чистые и высокие нравственные принципы.
В творчестве Александра Солженицына праведники предстают перед нами как люди, способные помочь другим не смотря ни на что. Матрёна — это отличная история о том, как простая деревенская женщина своей жизнью и добрыми делами исправляла других людей.
Глава 2. Роль праведника в селе
Сельский праведник не может жить скрытно, его жизнь ярко сияет на радость людям и коренным образом влияет на нравы и традиции села. Праведнику присуща непоколебимая вера в добоет и человеческое дело, а также мотивации начинать делать окружающий мир лучше со своих дней. Именно такой была Матрёна — человек, который безвозмездно помогал всем, кто нуждался в её помощи, даже не подозревая, что ее благие дела будут помнить еще долгое время после её смерти.
Но не только в хороших делах заключается роль праведника. Их жизнь по-особому напоминает и напрямую влияет на нравы и традиции общества.
В рассказе «Матренин двор» каждый житель деревни знал имя Матрёны и рассказывал о ней добрые истории. Праведники помогают развиваться культуре и науке, увеличивают веру волю человеческой конституции, внесение в городскую жизнь грамотность. Они министры благочестия и любви. Матрена является фундаментом благочестивости и любви в рассказе Александра Солженицына и это доказывает, что село не может жить без праведника.
Глава 3. Заключение
Таким образом, история Матрёны показывает, как важно иметь в каждом селе хотя бы одного праведника. Его благие дела и поступки влияют на все общество и делают его лучше. «Матренин двор» Александра Солженицына на традициях прежних русских путей и лучшими традициями сталина начала результата это подтверждает. Несмотря на приземленность жизни села и на грубость некоторых общинников, село продолжает лучеть добрыми и нравственными людьми и значит благополучно фунтикционировать в обществе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты.
Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность:
«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад просто в Россию. Ни в одной точке её никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила».
Так начинается рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Это не возвращение к своим родственникам или людям, близким по духу, культуре, убеждениям. Это возвращение человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью. Это попытка обрести истинную Россию, найти потерянные ценности, опору.
Российская глубинка, вся её подноготная предстаёт перед читателями. Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины Герою первоначально улыбается удача, и он попадает в местечко Высокое Поле, «где не обидно было бы жить и умереть», но эта удача оказывается иллюзорной: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города.» Писатель с публицистической прямотой противопоставляет деревню Высокое поле, целиком зависимую от города, областному центру, то есть угадывается противопоставление старой, дореволюционной России и России новой, советской, или монархической России — стране Советов.
В данном рассказе автор описывает жизнь героини Матрены, которая проживает в деревне Тальново. Эта деревня находится в России и как и многие другие места в стране, она оказывается под влиянием советской системы. Матрена, чтобы получить пенсию, вынуждена обращаться в различные советские учреждения, которые находятся на значительном расстоянии от ее дома. Собеседование в Тальново находится в 20 километрах к востоку, сельский совет — в 10 километрах к западу, а поселковый — к северу, что требует часа пешей прогулки. Даже церковь, где Матрена находит духовное утешение, находится в пяти верстах от ее дома. Описывая дом Матрены, автор указывает, что он стоит «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону». Этот дом становится убежищем для Матрены, где она проживает свою скитальческую жизнь.
Однако, не географическое местоположение Тальново обогревает Игнатьича, а двор Матрены, который символизирует настоящую Россию. Матрена — это типичный представитель народа, на котором держится страна в трудные времена. Она является праведницей и без нее деревня не сможет существовать. Автор отмечает особенность речи Матрены, которая указывает на ее принадлежность к «настоящей» России. Он пишет: «Меня поразила ее речь. Она не говорила, а напевала умильно». Примеры такой речи: «Пей, пей с душою желадной. Ты, потай, приезжий?» и «Только у нее не так уборно, в запущи живет, болеет», «Не умемши, не варемши — как утрафишь?».
Гибель Матрены символизирует гибель этой России, а причиной становится советский поезд, которого она так боялась. Два железных паровоза сцепляются и разносят Матренин деревянный двор и самодельные сани.
Взгляд А.И. Солженицына на деревню 5060-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Он описывает детали, которые более красноречивы, чем длинные рассуждения. Например, он описывает еду, которую Матрена ест на завтрак: «Картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали)».
Сегодняшний мир определяет достоинства человека ХХI века по определенным критериям. Они условно можно разделить на две категории: духовные и материальные. К духовным качествам относятся доброта, порядочность, готовность к самопожертвованию, жалость и другие качества, основанные на морали и духовности. К материальным достоинствам относится, прежде всего, материальное благосостояние.
Проблема бездуховности и обесценивания духовных ценностей в современном обществе является актуальной темой, которую затрагивают многие писатели современности. Одним из таких авторов является Александр Исаевич Солженицын, который в своем рассказе «Матренин двор» задает вопрос о выборе между быть и иметь.
Рассказ «Матренин двор» стал одним из первых произведений, входящих в так называемую «деревенскую прозу», которая описывает жизнь русского крестьянства и его трагическую судьбу. Первоначально рассказ носил название «Не стоит село без праведника», но после публикации в журнале «Новый мир» заглавие было изменено на «Матренин двор».
Сюжет рассказа разворачивается в среднерусской деревне, всего в 184 километрах от Москвы, после окончания Второй мировой войны. Главный герой — сельский учитель математики, вернувшийся из заключения, описывает жизнь деревни и судьбу Матрены Васильевны, женщины, которая всю жизнь работала в совхозе, потеряла мужа на фронте и похоронила шестерых детей. Она претерпела много страданий от советской власти, но не получила ничего за свой труд.
Для Матрены работа стала лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния. Она всегда находила себе занятие, будь то копание картофеля или сбор ягод в лесу. Рассказчик Игнатьич отмечает, что работа была верным средством для Матрены, чтобы вернуть себе доброе расположение духа.
Пережив на своём веку множество испытаний, не накопив богатства и не нажив какого-либо добра, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. “Лоб её недолго оставался омрачённым…” , Матрёна умеет прощать людям, не таить обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние — не злоба и воинственность, а доброта и смирение. Главная героиня — человек с безмерно доброй душой, ни одним родственникам не могла она отказать в помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. «Любая… из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”».
Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…
Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. “Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет… А для Матрены было это конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: “…если б не брат мой родной я бы вас порубил обоих”.
Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело.
Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием дружно осуждали за это.
Смерть героини это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Моральные качества Матрёны Васильевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она “всегда… обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Но верует ли Матрёна в Бога? На этот вопрос существует две точки зрения. Публицист В. Чалмаев отмечает, что вера Матрёны весьма неопределённа, “даже скорей была она язычница…”. Сторонники Солженицына же убеждают, что Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”, всякое дело начинала “с Богом!” “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Я склонен согласиться с мнением А. И. Солженицына, Матрёна действительно верит в Бога, но она привыкла делать это ненавязчиво из-за проводимой в СССР антицерковной политики.
Рассказ не был наполнен революционными настроениями, не обличал ни систему, ни уклад колхозной жизни. В центре повествования была безрадостная жизнь пожилой крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой, и страшная её смерть на железнодорожном переезде. Тем не менее, именно этот рассказ был подвергнут критической атаке.
Критик и публицист В. Полторацкий рассчитал, что примерно в том районе, где жила героиня рассказа Матрена, находится передовой колхоз «Большевик», о достижениях и успехах которого критик писал в газетах. Критик В. Полторацкий стремился наглядно показать, как надо писать о советской деревне: «Думается мне тут дело в позиции автора — куда глядеть и что видеть. И очень жаль, что именно талантливый человек выбрал такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. Выгляни за этот забор – и в каких-нибудь двадцати километрах от Тальнова увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам праведников нового века »
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типич-ным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положе-ние деревни, испытавшей страшные годы коллективиза-ции, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») — все это реаль-ность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было — «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был пред-ложен А. Т. Твардовским.
Материал с сайта
Рассказ А. И. Солженицына написан в реалистических традициях. И в нем нет излишней приукрашенности. Пра-ведный образ главной героини, для которой дом — это кате-гория духовная, противопоставляется людям обычным, стремящимся своего не упустить и не замечающим, как их жестокость ранит. «Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Мат-рена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой про-жила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей». Символичен трагический конец рассказа: когда разобрана горница, Мат-рена погибает. И жизнь быстро берет свое — Фаддей, деверь
Матрены, «преодолевая немощь и ломоту, оживился и помо-лодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хо-зяйки.
Внутренний свет души таких людей освещает жизнь ок-ружающим. Потому-то и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот са-мый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском, На этой странице материал по темам:
- нравственный урок в рассказе матренин двор
- нравственные уроки солженицына по рассказу матрёнин двор
- нравственная проблематика рассказа солженицына матренин двор
- матренин двор темы уроков
- сочинение миниатюра матренин двор
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типичным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положение деревни, испытавшей страшные годы коллективизации, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») — все это реальность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было — «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был предложен А. Т. Твардовским.
В центре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню: всю материнскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены — нравственный урок, она не укладывалась в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь’ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже своим мужем, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти…»Рассказ А. И. Солженицына написан в реалистических традициях. И в нем нет излишней приукрашенности. Праведный образ главной героини, для которой дом — это категория духовная, противопоставляется людям обычным, стремящимся своего не упустить и не замечающим, как их жестокость ранит. «Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей». Символичен трагический конец рассказа: когда разобрана горница, Матрена погибает. И жизнь быстро берет свое — Фаддей, деверь
Матрены, «преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хозяйки.
Внутренний свет души таких людей освещает жизнь окружающим. Потому-то и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
1. Учить детей комплексному анализу художественного произведения на примере рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». 2. Вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю с помощью проектирования учебного диалога на уроке. 3. Открыть в рассказе вечные ценности русской духовной культуры: праведность, человечность, смирение. Словарная работа: кондовая, дом, праведник, помощь. Материалы к уроку: 1. Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» 2. Толковый словарь С.Ожегова. Приемы и методы: 1. Метод творческого чтения 2. Анализ художественного произведения 3. Учебный диалог У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью живет. А.И. Солженицын Ход урока 1. Оргмомент 2. Вступительное слово учителя «Солженицын был критерием нашей жизни, он был нашим Гомером. Вся биография Александра Исаевича говорит о его необыкновенном мужестве. Пройдя через лагеря и страшные испытания, он не утратил надежды и веры в лучшую долю России. До конца он сохранял ясность ума и, несмотря на тяжелую болезнь, до последней минуты продолжал думать, сочинять и писать о том, «как лучше обустроить Россию»,- так сказал о Солженицыне известный режиссер Юрий Любимов. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Александра Исаевича Солженицына, с теми трудностями и испытаниями, которые выпали на его долю. Почти все его произведения- это отражение собственной жизни. Не исключением стал и рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний. В нем автор затрагивает серьезные нравственные проблемы. Какие же уроки мы можем вынести из этого произведения, сегодня нам предстоит разобраться (запись темы урока; все обсуждаемое на уроке фиксируется на доске в виде схемы) 3. Вводная беседа ѕ какова тема рассказа? (жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны) ѕ давайте проанализируем ее образ. На прошлом уроке вам было задание рассмотреть в деталях этот персонаж. Посмотрим, что у вас получилось. 4. Работа с текстом (диалог) 1) Чтобы лучше узнать человека, нужно обратиться к предметам, которые его окружают. Поэтому для начала рассмотрим дом и двор Матрены. ѕ Опишите жилище героини ѕ Раздражали ли рассказчика мыши, тараканы, плохая стряпня Матрены? Почему? (нет, потому что в них жизнь, нет лжи) ѕ Какие чувства возникают у вас при чтении этого фрагмента? (все живое — фикусы (заменили людей) — испуганные, стоят толпой…) ѕ Какое средство выразительности использует автор при описании избы Матрены? (олицетворение — о фикусах) ѕ Почему именно здесь остановился рассказчик? (искал кондовую Россию) ѕ Что такое «кондовая»? (по Ожегову — кондовая -исконная, сохранившая старые обычаи, устои) ѕ Почему именно такой показалась рассказчику изба Матрены? Что он здесь нашел? (тишину, покой, тепло) ѕ Именно то, чего не хватало рассказчику долгие годы. А что такое «дом»? С чем,прежде всего, связывают понятие дома? (жилье, семья, близкие люди) ѕ Чем был дом для Матрены? (ее жизнью) ѕ Что выносят в первую очередь из избы после смерти Матрены? (фикусы- нежилая стала изба) ѕ Сделаем вывод: каким представляется нам дом Матрены? (живым, теплым, греющим душу) 2) А какой была сама Матрена? Поговорим о ее жизни. ѕ Опишите лицо Матрены. Какими были ее глаза? (бледно-голубые, смотрят простодушно, лучезарная улыбка) ѕ На какое изображение оно похоже? (лики святых на иконе) ѕ Чем для нее была работа? (смыслом жизни, в ней она видела успокоение, это средство вернуть доброе расположение духа) ѕ Вера? (язычница — суеверия, рассказчик не видел, чтоб она молилась или крестилась, но в избе был святой угол: Николай Угодник — значит, вера- подлинная, потом подлинная, потому что не напоказ, все делала с Богом) ѕ Соблюдала ли она христианские заповеди? (они, прежде всего, в ее поступках, мыслях) ѕ Сделаем вывод: какие слова при описании Матрены будут ключевыми? (внешность святой, работа — смысл жизни, истинная вера) 3) Что мы знаем о прошлом нашей героини? Ее личная жизнь? ѕ Воспитание Киры? ѕ Что значила для нее первая любовь (при воспоминании розовели щеки, как будто молодела) ѕ Матрене пришлось многое испытать в жизни. Озлобилась ли она? Почему? (всех прощала) ѕ Сделаем вывод: Изменило ли прошлое Матрену? Винила ли она кого-нибудь в своих несчастьях? (прошлое не смогло изменить Матрену, озлобить ее, в своих несчастьях она никого не винила) 4) Рассказ заканчивается трагически. Рассмотрим события, связанные с ее смертью. ѕ О каких предзнаменованиях этой трагедии идет речь в произведении? (боязнь поездов, осталась в этом году без святой воды, кошка пропала) ѕ На что походила горница, когда ее разбирали? (на живое существо — глаголы: разбирал по ребрышкам, завизжали, затрещали) ѕ Как природа реагирует на смерть Матрены? (метель, вдруг оттепель, ручьи, а мыши обезумели) ѕ Расскажите о похоронах Матрены. Все ли были искренны при этом? (сразу после смерти Матрены ее подруга Маша просит ее вещи, плач как по заказу, не искренен; плач похож на диалог между родственниками — оправдываются; Матрена не нужна; Фаддей думал только о себе — горница) ѕ Как проходили поминки? Походили ли они на поминание души Матрены? (нет, все по плану — соблюдение обряда: после киселя — «Вечная память», нет искренних чувств) ѕ Как поступили сестры? (забрали все, обвинили Матрену в собственной смерти) ѕ Вспомните об угрозе Фаддея, когда он вернулся из венгерского плена. Можно ли сказать, что угроза его сбылась? ѕ Как можно назвать смерть Матрены? (проверкой людей) ѕ Сделайте вывод: изменила ли смерть Матрены отношение к ней других людей? Почему? 5) Итак, Матрена умирает. Но рассказчик говорит, что после своей смерти она еще больше раскрылась ему, благодаря соседям и родственникам. Почему? (Ефим ее не любил, изменял ей; она нечистоплотная, глупая (бесплатно работала), доверчивая; не хотела наживать хозяйство) ѕ Почему они так говорили о ней, ведь она всю жизнь помогала им? (это обида за то, что некому вспахать теперь огород) ѕ А какой вывод сделал для себя рассказчик? (Матрене не нужно было ни хозяйства, ни нарядов, потому что приукрашают себя только уроды и злодеи) ѕ Чем же обладала Матрена, чего не было у всех остальных? (внутренней красотой) ѕ Обратимся к словам эпиграфа: У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью живет. Что имел в виду автор, называя лицо Матрены хорошим? (в нем внутренний свет, от него тепло) ѕ Зачитаем последние слова рассказа. Как называет автор Матрену? («Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша») ѕ Кого называют праведником? (1.У верующих: человека, который живет праведной жизнью, не имеет грехов (о Матрене — грехов меньше, чем у кошки- она мышей душила); 2.Человека, ни в чем не погрешающего против нравственности, морали) ѕ Была ли такой Матрена? ѕ Почему она осталась не понятой людьми? (все думали только о себе, а забота о ближнем их не интересовала) ѕ Что стало бы с землей, если бы не было таких людей, как Матрена? (погибла бы земля) 5. Подведение итогов ѕ Какие же нравственные уроки мы можем вынести из рассказа о Матрене? (1.Человек должен пройти путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе все высшее, что заложено в нем природой. 2.Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом. 3.Не нужно думать только о собственном счастье, нужно помогать и другим людям.) ѕ Тут у меня возникает вопрос, который мы с вами уже обсуждали, но к единому мнению так и не пришли: должен ли человек, помогающий другому человеку, ждать от него помощи в ответ? (нет) ѕ Почему? (помощь должна быть бескорыстной, не требующей ничего взамен, тогда она будет настоящей) ѕ Ожегов дает такое объяснение слова «помощь»- содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение. А только ли облегчение получит тот, кому помогли? А какое облегчение получит тот, кто помог? ѕ А всегда ли получает облегчение тот человек, кому помогли? (Нет. Если он будет чувствовать, что должен отплатить вам, облегчения он не получит) ѕ Насколько актуальными являются проблемы, поднятые в этом рассказе? ѕ Злоба людей, вызванная неустроенностью их жизни, порой, не имеет границ. Люди обвиняют в своих несчастьях всех, кроме себя. Правы ли они? Почему? ѕ Христианские заповеди гласят: нужно помогать ближнему. Ближний- это тот, кто в данную минуту нуждается в нашей помощи. Помогая всем, Матрена думала о соблюдении этих заповедей? (нет, это был образ ее жизни) ѕ Итак, мы сегодня на уроке, проанализировав рассказ Солженицына, получили для себя советы на будущее. Я думаю, они помогут вам в вашей жизни. ѕ 6.Д/з: написать мини-сочинение «Существуют ли праведники в наше время?» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА Тема: Коллективное проектирование учебного диалога на уроках литературы Цель: организация и использование учебного диалога на уроках литературы для активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Объект исследования: применение учебного диалога. Испытуемые: обучающиеся 5 класса Муниципального образовательного учреждения «Георгиевская средняя общеобразовательная школа». по времени — кратковременный (2 недели), по условиям организации — естественный, по конечным целям — констатирующий и формирующий. I. Констатирующий этап — установление исходного уровня. Методы: беседа с учителем, наблюдение за учащимися, анкетирование. 1. Предварительная беседа с учителем. ѕ выяснить особенности контингента учащихся данного класса;
Ход беседы: 1. Какова особенность контингента обучающихся данного класса? ѕ Количество мальчиков и девочек? ѕ Социальное положение их семей? ѕ В течение какого времени существует ученический коллектив в данном составе? (В классе 3 мальчика и 3 девочки. В этом составе ученический коллектив существует с 1-го класса. Их родители — жители сельской местности, работающие в отрасли сельского хозяйства.) 2. Какова успеваемость обучающихся по литературе? (Процент успеваемости обучающихся по литературе составляет 100%, а процент качества знаний- 66%) 3. Каков уровень техники и темпа чтения обучающихся? (При чтении обучающиеся делают много ошибок — неправильное чтение окончаний слов, ошибочная постановка ударения, несоблюдение интонации. Темп чтения низкий — около 70 слов в минуту) 4. Насколько развита речь учащихся? (учащиеся отвечают неполными предложениями, при формулировании ответа требуется помощь учителя; с трудом составляют связное высказывание).
5. В какой степени сформированы общеучебные умения и навыки обучающихся:
6. Какова мотивация детей к обучению? (мотивация низкая — наблюдается низкая активность школьников на уроках, частое невыполнение домашнего задания).
7. Какие по типу уроки превалируют в деятельности учителя? (комбинированные).
8. Какие методы, приемы и формы работы использует учитель при изучении художественных произведений? (основные: фронтальный опрос учащихся, выборочное чтение, выразительное чтение, пересказ текста; основной метод работы — репродуктивный, иногда используется дифференциация).
В ходе беседы с учителем было выяснено, что ѕ контингент данного класса составляют дети из семей работающих в отрасти сельского хозяйства, ученический коллектив постоянный в течение последних 4-х лет; — ѕ по итогам второй четверти уровень успеваемости в классе составляет 100%, а процент качества знаний- 66%, что не совсем объективно отражает ситуацию в классе: темп чтения низкий (70 слов в минуту), речь учащихся развита не достаточно, общеучебные умения и навыки сформированы частично, что объясняется низкой мотивацией детей к учебному труду. Можно предположить, что ситуация, сложившаяся в классе, отчасти, связана с тем, что учитель проводит однотипные уроки, при этом использует репродуктивные методы обучения, не способствующие активизации учебно-познавательной деятельности, повышению мотивации обучающихся к учению и их развитию. 2. Итоги наблюдения за учащимися на уроке. Обучающиеся на уроках малоактивны, часто отвлекаются, учителю трудно вовлечь их в учебную деятельность. Возможно, это связано с редкой сменой видов деятельности на уроке. Основная часть учебных занятий посвящена чтению произведений. Дети читают медленно, с ошибками. Отвечают односложно, только на наводящие вопросы учителя, которые отражают только содержательную сторону произведения. Итак, результаты наблюдения следующее: 3. Анализ программно-методического обеспечения учебного процесса Преподавание литературы в данном классе ведется по программе Т.Ф. Курдюмовой для общеобразовательных учреждений, используется учебник хрестоматия того же автора (М.: Дрофа). Программа предполагает изучение литературы в объеме 102 часов (3 раза в неделю), но в школе данный предмет ведется 2 раза в неделю (68 часов в год)- в соответствии с утвержденным учебным планом. Тематическое планирование (21.02.2011-19.03.2011) 4. Анкетирование обучающихся На первом этапе эксперимента было проведено анкетирование обучающихся, цель которого определить желание и готовность школьников участвовать в учебном диалоге на уроке. 1. Нравятся ли тебе уроки литературы? в. Иногда 2. Если нравятся, что тебя в них привлекает? б. Знакомство с новыми произведениями, с новыми героями в. _______________________________________________________ 3. Если не нравятся, то почему? в. ______________________________________________________ 5. Должно ли ваше мнение во время обсуждения полностью совпадать с мнением учителя и одноклассников? 6. Чему ты хочешь научиться на уроках литературы? _____________________________________________________________ Результаты анкетирования Итак, практически у всех обучающихся есть желание общаться в процессе изучения художественных произведений на уроках литературы, обсуждать прочитанное. Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями пятиклассники, у которых ведущей деятельностью является общение. Таким образом, готовность к участию в учебном диалоге присутствует. II. Формирующий этап- внедрение в учебный процесс. 1. Механизм введения новшества. 1. Выявление жизненного опыта учащихся и опора на него при изучении темы. 2. Проверка первичного восприятия прочитанного с помощью вопросов по содержанию произведения. 3. Выявление проблемы, интересующей обучающихся, и рассмотрение ее в контексте значимых для детей жизненных ценностей. 4. Создание учителем ситуации выбора при обсуждении произведения, введение вопроса «А как бы ты поступил в данной ситуации». 5. Выполнение опережающих заданий (рисунки к прочитанному произведению, составление характеристики героя, составление сравнительной характеристики героев) с последующим обсуждением их в классе на уроке. 6. Сопоставление произведений одного жанра у разных писателей. 2. Способ фиксирования результатов 1. 21.02.2011г. 5 класс 11 лет. Тема урока: Героическое прошлое России. Л.Н.Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем
2. 26.02.2011г. 5 класс 11 лет. Тема урока: Петя Ростов в партизанском отряде
3. 28.02.2011г. 5 класс 11 лет. Тема урока: Первый бой и гибель Пети
4. 05.03.2011г. 5 класс 11 лет. Тема урока: Литература 20 века. Связь веков в поэзии 20 века
5. 07.03.2011г. 5 класс 11 лет. Тема урока: Литературные сказки 20 века. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Черты народной сказки в произведении
6.12.03.2011 г. 5 класс 11 лет. Тема урока: К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Судьба Фильки.
7.14.03.2011 г. 5 класс 11 лет. Тема урока: А.Платонов «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки
8.19.03.2011 г. 5 класс 11 лет. Тема урока: Урок фантазии и творчества. Легко ли создавать сказки
После окончания двухнедельного эксперимента в 5 классе наблюдаются следующие показатели по проверяемым параметрам Как видно из таблицы, наблюдается положительная динамика. Если представить показатели в виде диаграммы, то ситуация выглядит следующим образом: Уровень мотивации:
Развитие речи: до эксперимента после проведения эксперимента
Умение выделять главное: до эксперимента после проведения эксперимента
Умение сравнивать: до эксперимента после проведения эксперимента
Умение анализировать и делать выводы:
до эксперимента после проведения эксперимента
|