Форум сайта Хорист.ру -> Рахманинов Сергей Васильевич

Сочинение

«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

Звучит… веско звучит, убедительно…

Эта рахманиновская фраза может быть воспринята как девиз, как основополагающий принцип музыкального творчества

(а как иначе — в самом деле?).

Когда мы читаем подобные высказывания, присутствует эффект… скрытого внушения.

По типу: «каждый музыкант знает, что…», «совершенно очевидно — …», «как нам известно — …»

В подобной форме высказывания присутствует скрытая (чаще неосознанная) манипуляция:

то, что на месте троеточия, уже по умолчанию принято за бесспорную истину.

«Гипнотизирует» еще и Имя.

Имя человека, признанного гением мирового масштаба, автоматически «отключает» критичность восприятия сказанного им.

Но… гипноз действует только до момента осознания происходящего.

«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку —

это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

Представим на минутку, что эти слова произнес не Гений, взирающий на нас с высоты Портрета, а обычный музыкант, взявшийся сочинять духовные песнопения.

(Подчеркиваю — духовные, от шкалы ценностей светского искусства мы здесь абстрагируемся).

Говорит ли такой подход композитора в пользу качества его плодов?

Или, выражаясь иначе — в пользу какого качества?

Что будет доносить до слушателя сочинение, наполненное «тем, что у меня на сердце» в прямом и простом выражении?

Прямо и просто то, что у меня на сердце.

А там…

Борения, страсти, восторги, томление, тоска, ностальгия, печаль, надежда,

проблески веры с тайным сомнением и сомнения с тайной верой…

Тонкая игра рефлексирующего «эго» на грани тайной гордыни, кажущейся смирением и тайного смирения, кажущегося гордыней…

Интересная получится музыка. Даже гениальная. Но можно ли назвать ее духовной?

12 стр., 5643 слов

Проблема сценического волнения у музыкантов-исполнителей

... сцене. Проблема адекватного поведения на сцене порождена непосредственной исполнительской практикой. В среде музыкантов - профессионалов эта проблема рассматривается с конца 17-го века. Она включена многими ... систематизированы. Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. ...

Теперь «возьмем интервью» у представителя иной эпохи.

Вот как определяется музыка в словаре Иоганна Вальтера — родственника и друга И. С. Баха:

«Математическая наука, посредством коей составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом».

Сравните с рахманиновским:

«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

Между этими двумя позициями — бездна…

Компромиссы возможны, они были у того же Баха, но фундаментальным оставался принцип «музыки как математической науки».

«Чистая слаженность звуков», звуковая архитектура, служит «усердному благоговению перед Богом» —

она задает сознанию вектор устремленности от чувственно-переживательных сфер к идеально-умопостигаемым и через них — к трансцендентальным.

А «простое выражение того, что на сердце» — крепче привязывает к земному, соблазняя очарованием здешних красот.

Даже если это красоты искренней душевной молитвы…

А вот что сказал бы составитель… знаменного роспева?

Как бы он ответил на вопрос — что старается делать?

Попробую (в меру своего понимания), предположить:

«Недостоин убо аз грешный художественне витийствовати, но токмо по образу отцевъ подобающее правило прилежно творити».

Не так уж далеко от Баха, особенно позднего, по сути (хотя и различно по форме).

Три высказывания, три позиции, три концепции искусства.

И какой же из них следуют современные сочинители и исполнители (то есть «выборщики») церковной музыки?

Понятное дело, какой… это уже традиция даже.

А может быть стоит немного задуматься?

Не перестать петь Чеснокова с Рахманиновым, нет… просто задуматься.

Особенно — тем, кто сочиняет…

Это сообщение отредактировал Fainer — 2.04.2013 — 09:46