«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
Звучит… веско звучит, убедительно…
Эта рахманиновская фраза может быть воспринята как девиз, как основополагающий принцип музыкального творчества
(а как иначе — в самом деле?).
Когда мы читаем подобные высказывания, присутствует эффект… скрытого внушения.
По типу: «каждый музыкант знает, что…», «совершенно очевидно — …», «как нам известно — …»
В подобной форме высказывания присутствует скрытая (чаще неосознанная) манипуляция:
то, что на месте троеточия, уже по умолчанию принято за бесспорную истину.
«Гипнотизирует» еще и Имя.
Имя человека, признанного гением мирового масштаба, автоматически «отключает» критичность восприятия сказанного им.
Но… гипноз действует только до момента осознания происходящего.
«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку —
это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
Представим на минутку, что эти слова произнес не Гений, взирающий на нас с высоты Портрета, а обычный музыкант, взявшийся сочинять духовные песнопения.
(Подчеркиваю — духовные, от шкалы ценностей светского искусства мы здесь абстрагируемся).
Говорит ли такой подход композитора в пользу качества его плодов?
Или, выражаясь иначе — в пользу какого качества?
Что будет доносить до слушателя сочинение, наполненное «тем, что у меня на сердце» в прямом и простом выражении?
Прямо и просто то, что у меня на сердце.
А там…
Борения, страсти, восторги, томление, тоска, ностальгия, печаль, надежда,
проблески веры с тайным сомнением и сомнения с тайной верой…
Тонкая игра рефлексирующего «эго» на грани тайной гордыни, кажущейся смирением и тайного смирения, кажущегося гордыней…
Интересная получится музыка. Даже гениальная. Но можно ли назвать ее духовной?
Самсон Вырин — Маленький человек с большим сердцем по повести ...
... какие бы искушения не наступали, лучше быть маленьким человеком с большим сердцем, чем наоборот. ` Самсон Вырин - Маленький человек с большим сердцем Популярные сочинения После прочтения повести Левша, мною овладевают весьма печальные ... насмешки и издевательства людей, но не смог вынести разлуку с любимой и единственной дочерью. Сохраняя в себе большое доброе сердце, Самсон Вырин до последнего верил ...
Теперь «возьмем интервью» у представителя иной эпохи.
Вот как определяется музыка в словаре Иоганна Вальтера — родственника и друга И. С. Баха:
«Математическая наука, посредством коей составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом».
Сравните с рахманиновским:
«Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
Между этими двумя позициями — бездна…
Компромиссы возможны, они были у того же Баха, но фундаментальным оставался принцип «музыки как математической науки».
«Чистая слаженность звуков», звуковая архитектура, служит «усердному благоговению перед Богом» —
она задает сознанию вектор устремленности от чувственно-переживательных сфер к идеально-умопостигаемым и через них — к трансцендентальным.
А «простое выражение того, что на сердце» — крепче привязывает к земному, соблазняя очарованием здешних красот.
Даже если это красоты искренней душевной молитвы…
А вот что сказал бы составитель… знаменного роспева?
Как бы он ответил на вопрос — что старается делать?
Попробую (в меру своего понимания), предположить:
«Недостоин убо аз грешный художественне витийствовати, но токмо по образу отцевъ подобающее правило прилежно творити».
Не так уж далеко от Баха, особенно позднего, по сути (хотя и различно по форме).
Три высказывания, три позиции, три концепции искусства.
И какой же из них следуют современные сочинители и исполнители (то есть «выборщики») церковной музыки?
Понятное дело, какой… это уже традиция даже.
А может быть стоит немного задуматься?
Не перестать петь Чеснокова с Рахманиновым, нет… просто задуматься.
Особенно — тем, кто сочиняет…
Это сообщение отредактировал Fainer — 2.04.2013 — 09:46