Нидерландская полифоническая школа (Лассо, Депре, Океям, Абреу и т.д.)

Сочинение

Эпоха Возрождения

В эпохе Возрождения произошел резкий рывок в развитии искусства, науки и культуры в целом. В музыке отмечается развитие полифонии и появление новых жанров. Одним из крупнейших явлений музыки Возрождения стала нидерландская полифоническая школа.

Нидерландская полифоническая школа

Нидерландская полифоническая школа возникла как слияние традиций Италии, Франции, Англии и Нидерландов. Крупнейшим представителем данной школы стал Гийом Дюфаи. Он создавал духовную и светскую музыку, и полагался на принцип заимствования мелодий из других произведений.

Важным элементом многоголосия стала возможность автору выразить личное понимание текста и эмоции через использование сложных гармоний. В том числе, Дюфаи строго соблюдал правила полифонической техники, что требовало от него глубоких знаний и многолетней практики.

Композиторы нидерландской полифонической школы

Кроме Дюфаи, значимыми являются Жоскен Депре, Иоханнес Окегём, и Якоб Обрехт. Но наибольшую многогранность и глубину творчества продемонстрировал Орландо Лассо, который являлся одним из наиболее известных и респектабельных композиторов XVII века.

Развитие музыкальной культуры Европы неоспоримо связано с деятельностью нидерландских композиторов. Их принципы полифонии и многоголосия стали универсальными и вдохновили многих композиторов, включая представителей XX-го столетия.

Музыка эпохи Возрождения: Полифония и Мадригалы

Эпоха Возрождения, также известная как Ренессанс, знаменовалась не только революцией в изобразительном искусстве, но и в музыке. В этот период были сделаны значительные открытия в музыке, и традиционные композиционные формы были заменены или пересмотрены.

Полифония

Одним из характерных жанров музыки Возрождения была полифоническая музыка строгого стиля. Она основывалась на использовании диатоники, где мелодия была гладкой и ритмическая пульсация нединамичной. Основными жанрами были месса, мотет, мадригал и шансон.

Мадригалы

Роль светских жанров возросла во время Возрождения. Это было привнесено благодаря изобретению мадригала. Он был создан на основе народных пастушеских песен в Италии в XIV веке и представлял собой песни для двух-трех голосов, часто без инструментального сопровождения.

Мадригал писался на стихи современных итальянских поэтов, и его текст обычно отражал бытовые и мифологические сюжеты. Несмотря на то, что интерес к мадригалам пропал на протяжении XV столетия, в XVI веке этот жанр возродился с новой энергией.

13 стр., 6288 слов

Особенности интерпретации Рахманиновым традиционного жанра всенощного бдения

... и искусства в целом в данной эпохе; выявить образный строй произведения; изучить черты хорового письма композитора в жанре всенощного бдения; - Для решения поставленных задач, мы изучили и проанализировали научную ... они и по сей день остаются источником, излучающим особую духовную красоту и силу. В нашей работе мы обратились к гениальному творению С. В. Рахманинова «Всенощному бдению», ор. 37. ...

Характерная особенность мадригала в XVI веке была тесная связь музыки и поэзии. Музыка гибко следовала за текстом и отражала события, описанные в поэтическом источнике. Во многих произведениях некоторых композиторов символика была философской, например, в мадригале Джезуальдо ди Венозы «Умираю я, несчастный» (1611 г.).

Мадригал стал основой мадригальной комедии (хоровой состав на текст комедийной пьесы), которая подготовила появление оперы. Расцвет жанра мадригала приходится на рубеж XVI-XVII веков.

Римская полифоническая школа. Джованни де Палестрина

Рим, центр католичества, привлекал многих ведущих музыкантов. В разное время здесь работали нидерландские мастера полифонисты Гийом Дюфаи и Жоскен Депре. Их развитая композиторская техника иногда мешала воспринимать текст богослужения: он терялся за изысканными сплетениями голосов и слова, по сути, не были слышны. Поэтому церковные власти относились настороженно к подобным произведениям и выступали за возвращение одноголосия на основе григорианских песнопений. Вопрос о допустимости полифонии в церковной музыке обсуждался даже на Тридентском соборе католической церкви (1545-1563 гг.).

Приближённый к Папе Римскому, Палестрина убедил деятелей Церкви в возможности создания произведений, где композиторская техника не будет препятствовать пониманию текста. В доказательство он сочинил «Мессу Папы Марчелло» (1555 г.), в которой сложная полифония сочетается с ясным и выразительным звучанием каждого слова. Таким образом, музыкант «спас» профессиональную полифоническую музыку от гонения церковных властей.

В 1577 г. композитора пригласили к обсуждению реформы градуала — собрания священных песнопений католической церкви. В 80х гг. Палестрина принял духовный сан, а в 1584 г. вошёл в состав Общества мастеров музыки — объединения музыкантов, подчинявшегося непосредственно Папе Римскому.

Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением. Созданные им произведения поражали современников как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов).

Сложность музыки никогда не служила преградой для её восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощрённостью композиций и доступностью их для слушателя. Основную творческую задачу Палестрина видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Каждый голос в его песнопениях развивается самостоятельно, но при этом образует единое целое с остальными, и нередко голоса складываются в поразительные по красоте сочетания аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными, обрисовывая «купол» многоголосия; все голоса отличаются плавностью и развитостью.

Искусство Джованни да Палестрины музыканты следующего поколения считали образцовым, классическим. На его сочинениях учились многие выдающиеся композиторы XVI-XVIII вв.

Карло Джезуальдо ди Веноза

Эра возрождения и первая половина барокко представляют собой важный период в развитии инструментальной музыки. Начиная с разделения на песенные и танцевальные произведения в XV веке, музыкальная форма инструментальной музыки развивалась в ряде различных жанров и форматов. В этом контексте нельзя не упомянуть Карло Джезуальдо ди Веноза — интересного представителя музыкальной эпохи, родившегося в 1566 году.

4 стр., 1920 слов

Методическая разработка открытого музыки «Писатели и поэты о ...

... нашего урока: Учитель: Попробуйте вспомнить сказки, в которых бы рассказывалось о музыке или музыкантах? Где музыка играла бы главную роль в сюжете сказки. («Бременские музыканты» Гримм, сказка – былина «Садко», древнегреческий ... шести песнях Баяна – сказителя (поэма Пушкина «Руслан и Людмила») V Сочинение ритмического рисунка, мелодии к фрагменту поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» (презентация, ...

Джезуальдо был знаменит не только как музыкант и композитор, но и как человек с легендарной и мистической личностью. Он считался одним из самых богатых мужчин в Италии, но увлечение музыкой, вероятно, была его самой большой страстью. Большую часть жизни он посвятил написанию музыки, часто проводив несколько дней без сна и питания, чтобы закончить какой-то проект.

Джезуальдо также был известен своим использованием гармонических методов, вызывающих неожиданных эмоциональных реакций у слушателя. Его храмовые мотеты и мадригалы, считаются среди самых странных и эмоционально потрясающих произведений всех времен. В его последние годы, он перебрался в Неаполь, принимая в свой дом музыкантов и многочисленных любовниц, чтобы встречать концертные выступления в цехе музыкантов.

Безусловно, Джезуальдо внёс огромный вклад в развитие инструментальной музыки XVII-XVIII веков, не только своими сочинениями, но и своими новаторскими методами.