Невежда без души зверь недоросль

Сочинение

Характеристика персонажа

Стародум — дядя Софьи, но когда девочка была маленькой, он уехал в Сибирь. Там он заработал себе состояние, но действовал только честным путем. Дома он хотел спокойно провести старость. Фонвизин противопоставлял героя Простаковой — необразованной, беспринципной женщине.

В беседах Стародум учит Софью:

  • равноправию;
  • уважению между мужем и женой;
  • к чему приводит непонимание и отстраненность в браке.

Простакова же является противоположностью Стародума. Она объясняет Митрофанушке, что женитьба — это несерьезное дело, поэтому он воспринимает все как забаву.

Дядя Софьи отличался честностью и прямо говорил: «Начинаются чины — перестает искренность». Стародум считал, что ради положения люди идут на обман и интриги.

Цитаты о человеке

Герой неоднократно рассуждал о том, что же такое человек и кто им может стать. Большое влияние на Стародума оказал его отец. Он служил при Петре I и не нашел возможности дать качественное образование сыну. Но его влияние на персонажа было колоссальным.

Герой четко разделяет общество на два типа

Большое внимание Стародум уделял честности. В то же время он хорошо понимал, что нельзя стать идеальным, поэтому не стоит стараться быть ангелом или чертом, важно жить в соответствии с совестью.

является носителем вековой мудрости

Тема воспитания в комедии «Недоросль»

Тема воспитания в комедии «Недоросль» является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения. «Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714 году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году).

Сам Фонвизин, человек, поддерживающий идеалы просвещения, остро реагировал на нежелание дворянской молодежи учиться и устаревшую, нуждающуюся в реформах систему образования в России.

В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.

4 стр., 1854 слов

Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (по комедии ...

... «Недоросль» Персонажи комедии «Недоросль» Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что ... Сочинение Характеристика Стародума и его образ , Стародума Итак, это однозначно положительный герой, с высоким интеллектуальным мышлением. Стародум ... Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, ...

Анализируя героев более подробно, можно заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан. Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут!

Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.

«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.

Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.

Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... нравственным достоинствам. Но Д.И. Фонвизин, сохраняя три единства драмы (времени, места, действия), все же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, ... Зарабатывать деньги он отправляется в Сибирь, туда, где их «не променивают на совесть». Отцовское воспитание оказалось таковым, что Стародуму не пришлось себя перевоспитывать. Именно оно не ...

В комедии Фонвизина «Недоросль» воспитание – это основа праведного, правильного уклада жизни. Это, как мы узнаем из разговора Стародума с Софьей, и дружба между мужем и женой, взаимное уважение, и необходимость делится с нуждающимся, и достижение каких-либо высот только собственным трудом.

Фонвизин кризис воспитания в России видит именно в старой, изжившей себя традиции, которую на тот момент все еще продолжают поддерживать «Простаковы» и «Скотинины», а потом и повзрослевшие «Митрофаны». Несмотря на то, что «недоросль» – это комедия, автор поднимает достаточно трагичные «вечные» темы – вопросы неравного по воспитанию супругов брака (если бы Софья все же вышла замуж за Митрофана или Скотинина), проблему отцов и детей, когда родители сами растят чудовище, остросоциальные темы издевательства над слугами. Особое место занимает и вопрос образования. Автор, описывая учителей, подчеркивает, что образование не может быть хорошим, пока детей учат бывшие конюхи Вральманы и не окончившие семинарию Кутейкины с псалтырем в руках.

Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы на момент создания пьесы читатели обратили внимание на открытые вопросы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям о том, как смешна и трагична человеческая глупость.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:

Начать тест(новая вкладка)

Отношение к богатству и положению

Афоризмы Стародума из «Недоросля» сохраняют актуальность в современном мире. Все дело в том, что они универсальны. Герой говорит, что наличные деньги — не наличные достоинства, а золотой болван — все равно болван.

Герой печально подмечает, что для общества важнее всего богатство. Деньги являются мерилом успешности. Особенно сильно это проявляется среди пар, которые хотят жениться. Мало кто действительно задумывается о любви, все чаще стоят вопросы о знатности и материальном благополучии. В итоге такой брак несчастен.

настоящий богач не прячет деньги в сундук, а щедро делится с ними

ради чина пришлось бы льстить, плести интриги, а ему это противно

Фонвизин не зря наделил персонажа говорящей фамилией. С первого взгляда может показаться, что старые думы — это отсылка к забытым поверьям, но если вдуматься, то все иначе.

Мудрость веков отражает накопленный опыт поколений, она всегда будет вечна. По этой причине комедия Фонвизина сохраняет актуальность в современном мире.

Цитаты Стародума позволяют не только лучше понять особенности персонажа, но и познакомиться с авторской позицией. С помощью этого героя Фонвизин рассказал свою точку зрения.

Сочинение на тему невежда без души зверь недоросль

Готовимся к сочинению. Тема 2

Готовимся к сочинению Тема 2

Надежда ШАПИРО

Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Обычно выпускники помнят из комедии Фонвизина, которая изучается в начале 9-го класса, только смешные сцены обучения Митрофанушки счёту и чтению, афоризм госпожи Простаковой насчёт недворянской науки географии и заявление её сынка о том, чего он хочет и чего не хочет. С таким багажом браться за данную тему, единственную из 379 посвящённую XVIII веку, не стоит, потому что недостаточно для её раскрытия побранить помещицу и продукт её воспитания и рассказать, как их высмеял Фонвизин. Серьёзное отношение к этой теме требует, нам кажется, подхода историко-литературного и даже, шире, философского. Вспомним, что XVIII век — эпоха Просвещения; это интеллектуальное и культурное движение, господствовавшее в Европе, распространилось и на Россию. Просветители верили, что свет разума может разогнать тьму предрассудков и суеверий, улучшить человека и общество. В каждом человеке от природы заложены качества, которые позволяют ему правильно строить жизнь. Но эти качества надо развивать, иными словами, надо просвещать и воспитывать людей. Задаче воспитания служили и философские трактаты просветителей, и публицистические выступления, и литературные произведения. Эпоха породила даже особый жанр — “роман воспитания”. В «Недоросле» Д.И. Фонвизин, безусловно, воплотил идеи Просвещения — в его российском варианте: если европейские просветители очень дорожили мыслью о природном равенстве всех людей и считали сословные границы предрассудком, то деятели дворянского Просвещения в России настойчиво говорили прежде всего об особом долге дворянского сословия перед отечеством. Ещё в давние времена сказано, что “комедия должна поучать, забавляя”. В комедии Просвещения забавного куда меньше, чем поучительного. И нашим современникам трудно поверить, что первые зрители «Недоросля» с живейшим интересом вслушивались в пространные монологи Стародума, а Фонвизин, задумав издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», писал, обращаясь к своему герою и объясняя выбор заглавия: “Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика и доныне с удовольствием слушает”. Реплики четырёх названных героев с говорящими об их “положительности” именами призваны воспитывать читателей и зрителей — другого значения в пьесе у них нет, с действием комедии они почти не связаны, разве что помогают этим героям при знакомстве опознать друг в друге “своего” — единомышленника. Так, услышав рассуждения Милона о неустрашимости, Стародум восклицает: “Обойми меня, друг мой!” Положительные герои убеждены, что “нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью”. Софья появляется на сцене с книжкой Фенелона «О воспитании девиц». Большинство суждений Стародум произносит по просьбе Софьи: “Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна”. Суждения Стародума и его единомышленников выстраиваются в определённую нравственную систему. Главная из человеческих ценностей — душа, а ум и знания важны, но не они определяют достоинство личности: “Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”; “Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала“; “Ум коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие” (Стародум); “Прямое достоинство в человеке есть душа…” — говорит Правдин, а Стародум подхватывает: “Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь”. Есть в «Недоросле» рассуждения Стародума и о несчастных семьях, которые создаются без учёта сердечных склонностей и нравственных качеств жениха и невесты (“И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?”), и об истинной знатности, измеряемой “по числу дел, которые большой господин сделал для отечества… по числу людей, довольных его поведением и делами”, и об истинном и мнимом счастье. Особое место в комедии занимают высказывания Правдина и Стародума о “должности”, или, как бы мы теперь сказали, о долге дворянина: по словам Стародума, “первое бесчестие” для дворянина — “не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”. Взять отставку дворянин имеет право только в том случае, “когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит”. Но служить отечеству не означает находиться при дворе, где почти невозможно сохранить свою душу и честь. Резкие выпады героя против безнравственного двора Екатерины соседствуют с уважительным упоминанием о царствовании Петра I: “Отец мой у двора Петра Великого… В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее”. Из комедии мы узнаём не только об общих нравственных принципах добродетельных дворян, но и о выработанных ими конкретных правилах поведения. Например, Стародум говорит Правдину: “Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать” — и слышит в ответ: “Редкие правило ваше наблюдать умеют”. Положительная программа просветителей в «Недоросле» представлена не только в уже процитированных сентенциях, но и “от противного” — в репликах и действиях “дворян, недостойных быть дворянами” (их в комедии ровно столько же, сколько дворян просвещённых, истинных).

6 стр., 2766 слов

Смешное и грустное в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

... воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание […] Над чем меня заставила задуматься комедия «Недоросль» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», ... и что есть на самом деле. Сочинение ** тему Грустный смех Фонвизина Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении ...

5 стр., 2329 слов

Проблемы в комедии «недоросль» (д. фонвизин)

... зависит, к чему государство придет.<p> Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина Отрицательные герои комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика Милона из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. Цитатная характеристика Милона Учителя Митрофана в комедии “Недоросль” Фонвизина Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Комедия «Недоросль» ...

Слова Стародума “Невежда без души — зверь” подтверждаются поведением семейки Простаковых-Скотининых; на их скотскую сущность указывают не только фамилия и пристрастия Тараса Скотинина, но и многочисленные комические реплики, например слова г-жи Простаковой: “У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” Напомним, что имя главного героя — Митрофана — в переводе с греческого означает “подобный матери”. Благодарные воспоминания Стародума о его отце, как в кривом зеркале, отображаются в рассказе Тараса Скотинина о его крепколобом батюшке, наставления Стародума Софье — в советах Простаковой: “Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”, мысли о долге истинного дворянина — в её же возмущённых словах: “Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда хочет?.. да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?” Примеры уроков безнравственности, бессердечности, “скотского” воспитания можно умножить; при этом они столь же отвратительны, сколь живы и забавны. В финале же поведение Митрофана по отношению к матери вызывает не только негодование Правдина: “Негодница!.. Грубиян!” — но и сочувствие зрителей к поверженной, отринутой сыном, пожинающей “злонравия… плоды” Простаковой. В формулировке темы сочинения есть слово “проблема”, то есть вопрос. Если выпускник сориентирован на, условно говоря, академичный подход к делу, он может построить основную часть своей работы как ответ на вопрос: “Какие просветительские представления о воспитании содержатся в комедии и какими средствами они выражены?” Если же автор сочинения предпочитает более свободную, непринуждённую и эмоциональную форму, он может рассуждать о том, что в представлениях Фонвизина о воспитании кажется ему верным и актуальным, а что — безнадёжно устаревшим. Но и в этом случае опора на текст и понимание основных идей знаменитой русской комедии обязательны.

9 стр., 4200 слов

Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образы

... устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан. Сочинение Учителя Митрофанушки В комедии «Недоросль» автор поднимает ... познавать мир. Другие сочинения: ← господин Простаков в комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Характеристика Тришки и его образ в комедии Недоросль → «Воспитание и образование в комедии недоросль» — сочинение Русский историк ...