Классный час «Нет друга — ищи, нашёл — береги»

Сочинение

Классный час в 4 классе

Тема: Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Цель:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.

2. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.

3. Учить находить у людей, героев и персонажей художественных произведений такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.

Подготовительная работа:

Попросить ребят: выучить стихи; написать сочинение о друге; найти пословицы о дружбе и выучить их; приготовить инсценировку рассказа В.Осеевой «До первого дождя»

Оборудование:

На доске: — слова поэта Руставели: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг»

— название темы классного часа

— начало пословиц …

Ход классного часа.

1.Вступительное слово.

— Интересно, о чём мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком? Кому она знакома, можете подпевать. (Песня «Если с другом вышел в путь» Муз. В.Шаинского, сл.М.Танича)

— Теперь можете определить тему нашего классного часа? (ответы детей)

— Конечно же, сегодня поговорим о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно ли человеческую жизнь сравнить с дорогой? (ответы детей)

— Сегодня мы пройдём небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

2. Работа с пословицами.

— Трудно представить жизнь без друзей. Ещё в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг».

— У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть вспомните некоторые из них? (ответы детей)

5 стр., 2199 слов

По психологии "Представления детей о дружбе в младшем школьном возрасте"

... и дружбе детей. Изложить теоретические основы формирования у младших школьников дружеских отношений. Объект исследования - младшие школьники. Предмет исследования - дружеские отношения младших школьников. Ценности дружбы младших школьников, характерные черты Дружба является ...

Работа в парах

  1. Маленькая дружба, …(лучше большой ссоры)

  2. Дружба как стекло:…(разобьёшь, не сложишь)

  3. Одежда хороша новая, …(а друг старый)

  4. Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)

  5. Гору разрушает ветер, людскую дружбу -…(слово)

  6. Сила птицы в крыльях, сила человека … (в дружбе)

  7. Стол богат – тело полнеет, друзей много — …(душа полнеет)

  8. Человек без друга, что земля …(без воды)

  9. Жить без друзей, что есть пищу …(без соли)

  10. Человек без друзей, что дерево …(без корней)

-На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, мужественными и трусливыми, весёлыми и угрюмыми. Как же среди них найти друга? Нужно знать, кого искать.

3.Творческая работа «Друг – это…»

— Предлагаю, всем вместе подумать, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом?

(Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот …». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось)

— Можно ли сказать, что у нас получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У.Шекспира)

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

4. Беседа «Зорко лишь сердце»

а) — Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (ответы детей)

— Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

Инсценирование)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

  • Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
  • Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной ... специального речевого воспитания. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процес

  • У Маши был плащ, а я шла в одном платье, -сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, -сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы для обсуждения:

  • О настоящей дружбе этот рассказ или нет?

  • Как вам кажется, осознала Маша свой проступок?

  • Можно ли спасти их дружбу?

  • Если да, то как?

б) — Скажите, ребята, пожалуйста, за что вы любите своего друга? (ответы детей)

-Оказывается, друзей выбирают не по внешним качествам: не по красоте или по одежде, в которой он одет. Вы сейчас перечислили больше всего душевные качества человека. Правильно. Нужно уметь разглядеть редкие душевные качества человека, внутреннюю красоту. Это можно почувствовать сердцем. Я хочу вам рассказать одну историю о том, как бабушка помогла девочке поверить в себя, а окружающих заставила задуматься над собственными словами и поступками. Послушайте, и скажите о чём заставил задуматься рассказ.

Во дворе играли дети, а в отдалении от них стояла косоглазенькая девочка в очках. Она ковыряла землю носком ботинка, упрямо поглядывала на других детей. И тут подошла к ней старушка и говорит:

  • Да та пошто, дева, отделилась ото всех? Видно, плохо тебе, дак ты поплачься.

Девочка ответила:

  • Дразнятся: «косая», «уродина».

— Вот оно как! Дак это они ещё глупые. А ты вот послушай-ка. Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех по-разному. У той вон кудри какие – в кудрях краса. А вот у этой смех какой, краса, значит, в смехе. А вон та – в лице у неё краса. А у тебя самая краса в душе, в сердечке, вот тут!

И старушка положила руку девочке на сердце.

— Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красу, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех без зла, без обиды!

И повела она девочку к детям.

— Деточки, а я вашу потерю нашла. Вы подружку свою боле не теряйте. Глазки у неё слабенькие, так ей одной и вовсе нельзя. Вот и доглядайте, чтоб с вами была. Она вас всех любит, сердце у неё доброе, красивое. А что глазик косой, так и дождик косой, а без него трава не растёт! И солнышко, бывает, косо смотрит, а с ним нам радость! И косы плетут косо, а хорошо. Если кто про это не знает, начнут дразнить вашу подружку, вы не давайте её в обиду, растолкуйте тому. Вот и берегите её. Ведь вы же добрые.

8 стр., 3805 слов

Познается ли друг в радости?

... помогали друг другу. А сегодня жизнь наладилась, жить стало легче и современный россиянин не выдерживает испытание радостью и успехом — люди живут в гонке за успешностью. Потому настоящая дружба познается в радости! Читаем ... твой сосед богаче тебя, радостней, успешнее, то в России такого начинают подозревать «А не украл ли он где? А не еврей ли? Наверное, связи какие есть?». Как сказано в ...

— На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чём заставил задуматься? (ответы детей)

5. Обсуждение и решение проблемных ситуаций

— Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг.

  • Твой друг не смог решить домашнее задание и просит у тебя списать.

  • Во время «Весёлых стартов» твой друг упал на бегу и подвёл команду.

  • Твой друг предлагает тебе прогулять урок. И предупреждает, что если ты не согласишься, то он с тобой дружить не будет.

  • Родители узнали, что твой друг плохо учится, и запрещают тебе дружить с ним.

  • Твой друг плохо относиться к остальным ребятам.

6. Обзор сочинений

— Поднимите руку те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).

Дома вы писали сочинения о друге. Было много интересных работ. Отрывки некоторых сочинений я зачитаю сама. А двоих попрошу прочитать самих. (Максим Чехонин прочитает о своём друге и Даша Матвеева о своей подружке)

Послушайте отрывки сочинений:

* Находит со всеми общий язык. Хорошая у меня подруга, но живёт далеко от меня. (Лиза)

* Максим неплохо учится. Помогает мне в сложных делах. Вот за это мне он нравится. Я уважаю своего друга…(Никита)

* Она делится со мной секретами. И никогда не рассказывает мои секреты другим… (Лиза)

* Она очень весёлая, никогда меня не обманывает, старается мне помочь. Она в любую минуту может меня защитить…(Маша)

* Летом мы катались на велосипедах наперегонки, ходили на рыбалку, собирали ягоды, купались в пруду…( Антон)

* Иногда мы ссоримся, но только на два, три дня…(Катя)

* Мы не обзываемся, не дерёмся, а играем дружно…»(Саша)

А сейчас свои рассказы прочитают Максим и Даша.

-Вот такими должны быть настоящие друзья.

Я очень рада, что у вас есть друзья, которые могут прийти к вам на помощь, выслушают вас в трудную минуту, принимают вас такими, какие вы есть.

2 стр., 724 слов

Художественная палитра стихотворения Цветаевой «Имя твоё – птица в руке»

... сделать паузу. Помогает Цветаевой и инверсия. Она делает строки особенно плавными: " в легком щелканье ...". Зрительный Блока помогают создать тропы: метафоры ("птица в руке", "льдинка на языке") - ... завершенность и целостность. Анафора "имя твоё" обращает наше внимание именно на ключевое слово и усиливает восхищение поэтом. Даже тире у Цветаевой несет синтаксическую нагрузку - необходимо ...

7. Заключительное слово

Я предлагаю, в завершении нашего классного часа выйти всех и завязать по одному узелку на ленточке и назвать одно качество, которым по-вашему мнению, должен обладать друг? (терпеливый, внимательный, умный, добрый, справедливый, заботливый, интересный, весёлый, верный, честный, отзывчивый, правдивый,….)

— Посмотрите, какая получилась крепкая лента. Её очень трудно разорвать. — — Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются люди с такими качествами, которые вы перечислили, и станут они вашими друзьями.

-А теперь возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

— Попрошу ребят рассказать стихи о дружбе, которые они выучили.

Монолог о дружбе

1.Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

2.Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

3. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять

А спросила мама: «Вы не в школе?»-

Оба дружно начинают врать.

4.Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

5. Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Всем на память о классном часе дарю 13 заповедей дружбы. Старайтесь их соблюдать, и у вас будет самый лучший друг.

17 стр., 8459 слов

Человек без друзей что сокол. Цитаты про старых друзей

... названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа. Дружба – великая сила Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Пословица) Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица) Дни свои влачить без друга - ... наигоршая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт) 4 слайд Описание слайда: И дружить уметь нужно «Нельзя пожать друг другу руки ...

13 заповедей:

  1. Будь всегда рядом ненавязчиво, даже если тебя об этом не просят.

  2. Будь мудрым отойти на время, если есть такая необходимость.

  3. Не завидуй.

  4. Не кради.

  5. Не злословь.

  6. Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.

  7. Соблюдай правила личных границ друга, но помни о своих.

  8. Каждый имеет право на ошибку и друг тоже

  9. Не будь жадным.

  10. Там, где ирония и сарказм, скрыта враждебность. Там нет дружбы.

  11. Не поступай с другом так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой.

  12. Дружба любит чистоту и не терпит грязи.

  13. Старайся быть искренним.

-Спасибо всем за работу.

Музыка

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/net-druga-ischi-nashel-druga-beregi/

1.Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвещение,1990.

2.Осеева В.А. рассказ «До первого дождя»

3. Классные часы 4 класс , Москва «Вако», 2013.