Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (3 варианта)

Сочинение

Многомудрый Литрекон согласен с Радищевым и проявил свою солидарность в итоговом сочинении на тему: Согласны ли Вы с мнением А. Радищева «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Аргументы он взял из книг «На дне», «В дурном обществе», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Чудесный доктор», «Баргамот и Гараська».

Вариант 1

Александру Николаевичу Радищеву, знаменитому писателю, принадлежит поразительно верная фраза: «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Автор продемонстрировал ею закономерность формирования полноценной личности. Пока мы не научимся уважать и ценить окружающих, как самих себя, мы не сможем претендовать на звание «человека». Чтобы лучше объяснить это утверждение, приведем подходящие примеры из литературы.

Так, М. Горький в пьесе «На дне» изобразил героиню, которая не уважала людей и лишь использовала их в своих целях. Василиса ненавидела даже мужа и сестру и сдерживала свои чувства только тогда, когда этого требовала выгода. Всех обитателей ночлежки, своих клиентов и постояльцев, она за людей не считала. Из ее уст исходила лишь брань в их адрес. Каждый новый знакомый вызывал у нее подозрения и агрессию. Например, Луку она сразу же встретила с недовольством: «Прохожий… тоже! Говорил бы — проходимец… всё ближе к правде-то…». Но в глубине души Василиса была еще злее, чем казалась внешне: она планировала вынудить любовника убить мужа, чтобы завладеть его имуществом. Поэтому даже Васька Пепел, вор и бродяга, отвернулся от нее, сказав, что нет у нее души. Многие герои в тех или иных выражениях отмечали ее искаженную, надломленную сущность. Василиса никого не уважала и относилась к людям плохо, поэтому не смогла стать полноценной личностью.

Совершенно другой пример мы видим в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Главный герой не прошел мимо чужого горя и помог совершенно незнакомой семье встать на ноги и преодолеть трудности. Доктор Пирогов заметил в парке отчаявшегося бедняка и выслушал его историю. Оказалось, что Мерцалов не был бродягой или пьяницей, он просто потерял работу и временно не мог найти новую. Его семья тяжело переживала нищету. Дети и жена болели, ведь в сыром подвале не было никаких условий для здоровой жизни. Пирогов пошел в эту каморку без колебаний и брезгливости. Он осмотрел дочь Мерцалова и его супругу, дал рецепты и тайком оставил крупную сумму денег. С того счастливого дня все пошло на лад: Мерцалов нашел работу, и все его домочадцы поправились. Доброту и отзывчивость Пирогова семья запомнила на всю жизнь, как и многие люди, которым доктор помог справиться с недугами. Этого героя мы можем назвать человеком с большой буквы, потому что он относился к окружающим по-человечески, видя и в бедняке достойного семьянина.

3 стр., 1147 слов

Праздновали новый 1941 год и моему отцу молодому тогда человеку

... солдатами, доказав, что тяготы войны не уничтожили в них задатков настоящего человека. Нельзя не упомянуть и произведение Ирен Немировски "Французская сюита", в котором, однако, иллюстрируются не ... замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития. Сочинение: Война... Сколько горя и ужаса несет в себе это слово! Тяжело ...

Таким образом, человек может стать полноценной личностью только тогда, когда он научится ценить и уважать окружающих наравне с собой. До этого момента его социальное воспитание нельзя считать удовлетворительным, ведь для гармоничной жизни в обществе нам необходимы соответствующие навыки и знания. Если люди не способны наладить контакт с социумом, то они не смогут реализовать свой потенциал в полной мере.

Вариант 2

Важнейшим признаком зрелости личности является ее взаимоотношения с окружающими. Если мы научились уважать их и вести себя адекватно, то мы уже способны найти свое место в коллективе и реализовать свой потенциал. Об этом говорил и А.Н. Радищев: «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». С ним могли бы согласиться многие авторы, которые выводили этот признак зрелости на первое место.

Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» подвергнул своего героя важному испытанию, едва он распрощался с родовым гнездом. Когда Петр покидал родителей, он был еще «недорослем», не знающим жизни и совсем не готовым к самостоятельности. Поэтому первые его шаги в мире без опеки папы и мамы были ошибочными и неловкими: он выпил лишнего и проиграл крупную сумму денег на бильярде. Но его раздосадовала не потеря сбережений, а поведение слуги. Савельич не хотел отдавать его долг, ведь барин не одобрил бы такого расточительства. Петр разбушевался и указал крепостному мужику на его место. Савельич отдал деньги, но Гриневу очень скоро стало стыдно за свое поведение. Он унизил того, кто ухаживал за ним с самого детства. Тогда Петр извинился перед своим слугой и получил прощение. С этого момента начинается эволюция героя: он становится умнее, смелее, ответственнее. На его примере автор показал, что люди начинают свой путь к самосовершенствованию с установления контакта с окружением. Умение ценить и уважать другого — это важнейший признак зрелости. Пока человек не научится видеть человека в другом, он не станет полноценной личностью.

Аналогичный пример мы видим в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася рос в обеспеченной семье, но страдал от одиночества и непонимания со стороны отца. Судья замкнулся в своем горе после смерти жены и практически не участвовал в воспитании ребенка. Юный герой был предоставлен сам себе. Важнейшим этапом его «уличного» взросления автор считает знакомство с нищими детьми. Вася увидел в них друзей, равных ему по способностям. Он стал играть с ними, несмотря на предрассудки окружения. Валя и Маруся многому научили Васю. Он увидел взрослую жизнь без прикрас и вынужден был задуматься о многих серьезных темах. Например, он понял, что Валя — совсем не плохой мальчик, но приговоренный к воровству нищетой и сиротством. Узнав многое о мире и людях, Вася стал по-другому воспринимать собственного отца, которого раньше не мог оценить по достоинству. Благодаря этому обстоятельству герой смог наладить отношения с ним. Данный пример позволяет нам увериться в том, как важно добиться взаимопонимания с другими людьми, научиться уважать и понимать их. Это необходимый этап формирования полноценной личности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... свою семеричную шкалу напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения и огненности входят в ... особенно трудном случае мне пришлось отлететь назад, чтобы передохнуть и обдумать проблему. Тогда и выяснилось, что мое материальное тело раздваивается... Расстояние между двумя телами было ...

Таким образом, человек должен научиться видеть в других людях таких же полноправных и равноценных личностей, как он сам. Ему необходимо достичь этого понимания, усвоить эту мудрость, чтобы повзрослеть, освоиться в обществе и развиваться дальше. Без этого он не сможет самосовершенствоваться и реализовывать свои способности в социуме.

Вариант 3

«Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» — так говорил А.Н. Радищев, знаменитый писатель 18 века. В его цитате раскрывается важнейший признак нравственного преображения личности. Если мы относимся к окружающим уважительно и видим в них таких же полноценных людей, как мы сами, то это свидетельствует о нашем духовном росте и моральном приоритете. С этим могли бы согласиться многие писатели, которые затрагивали данную тему в своих произведениях.

Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал личностный рост героя на примере его взаимоотношений с окружающими. До плена Пьер Безухов с трудом налаживал социальные контакты. Он не понимал их, они не понимали его, и он часто ошибался, наделяя человека теми качествами характера, которыми он вовсе не обладал. Из-за этих иллюзий он попал под влияние Курагина и женился на Элен без любви. Неумение разбираться в людях побуждало его искать гармонию с миром в тайных обществах, мистических ритуалах, мудрых книгах. Но истина была рядом и оказалась значительно проще, чем надумал Безухов. В плену у французов он познакомился с Платоном Каратаевым, пережил тяготы и лишения, свернул с привычной колеи и расширил горизонты познания. После плена Пьер стал внимательнее и отзывчивее по отношению к окружающим: «Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он?». Автор отмечает, что важнейшим признаком нравственного преображения героя является то, что он смог увидеть человека в каждом из окружающих его людей. Он научился ценить их и интересоваться их внутренней жизнью, и это умение положило начало его духовному росту.

Похожий пример мы находим в рассказе Л.Н. Андреева «Баргамот и Гараська». Главный герой накануне пасхи дежурил на службе и очень хотел поскорее вернуться домой. Но тут к нему навстречу направился местный пьяница, известный скандальным поведением. Баргамотов хотел препроводить Гараську в управление, но подвыпивший герой поскользнулся, упал и зарыдал. Оказалась, что Гараська шел к жандарму, чтобы поздравить его с пасхой и подарить праздничное яйцо, но теперь разбил его в результате падения. Баргамотов был приятно удивлен таким неожиданным проявлением доброты. Он пригласил Гараську к себе в дом разговляться и посадил его за один стол с семьей. Пьяница был тронут уважением со стороны авторитетного человека. Рыдая, он произнес: «Как родился, никто по отчеству… не называл…». Все вместе они встретили пасху. Этот эпизод свидетельствует о нравственном преображении героев под влиянием светлого праздника пасхи. Баргамотов смог разглядеть в пьянице и бродяге такого же человека, как он сам, и проявил к нему участие, как к равному. Это говорит о духовном росте героя, который в этот день понял важнейшие истины — заветы Христа, в честь которого люди и отмечали пасху.

7 стр., 3243 слов

Урок-исследование по литературе «Маленький человек»: тип или ...

... ничтожен в душе! Сочинение на тему маленького человека в произведениях пушкина и гоголя , Содержание Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Образ «маленького человека в произведениях А.С. Пушкина………4 Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и ...

Таким образом, умение разглядеть человека в каждом из нас и проявить уважение к нему — это способность, характеризующая моральную зрелость личности и ее духовный рост. Без нее люди не могут идти по пути нравственного совершенствования. С понимания, отзывчивости и осознания равенства всех и каждого начинается интенсивное развитие человеческой души.