Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»
Повесть “В окопах Сталинграда” посвящена героической обороне города в 1942—1943 годах и является одним из источников, пусть и не документальным, помогающим объективно осмыслить Великую Отечественную войну.
В. П. Некрасов начал свою литературную деятельность этой повестью, которая стала, пожалуй, самым значительным вкладом писателя в русскую литературу. Она впервые была напечатана в 1946 году в журнале «Знамя». Первые годы после окончания Великой Отечественной войны были чрезвычайно сложными. Патриотический подъем, который испытал советский народ после победы, уже стал понемногу подавляться сталинской идеологией. Писать и говорить о войне разрешалось далеко не все. Необычайно правдивая книга Некрасова воспринималась на этом фоне как дерзкий вызов. Именно после публикации «В окопах Сталинграда» появилось противопоставление «генеральской» правде той правды о войне, которая и была единственной подлинной правдой.
Повесть «В окопах Сталинграда» резко отличается от других произведений на военную тему того времени и по духу очень близка «Севастопольским рассказам» Л. Толстого, который писал: «Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».
Повесть написана от первого лица, от имени 28-летнего лейтенанта — инженера Юрия Керженцева, во многом автобиографического героя. Произведение представляет собой как бы фронтовой дневник автора, в котором от начала до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны.
В. Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда повесть его называли «записками офицера». Все же повесть — не настоящий личный дневник, не документальное свидетельство (вести дневники в действующей армии в то время было запрещено), а вымышленный, наполненный рассказами о судьбах многих людей, где постоянно звучит живая речь героев, где повествователь, стремится не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять всю глубину человеческого страдания, горя, мужества.
В центре повести — Сталинград, черный полуразрушенный город, красное от пламени небо и Волга — красная, как кровь. Это книга о солдатах и их командире, лейтенанте Кереженцеве, о страшных днях, проведенных в призрачном городе, о нелепости и ужасе войны: «Мы терялись, путались, путали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке», «А где фронт?», «А где немцы?», «Не нравится мне эта тишина», «Немцы летят прямо на нас», «Танки идут прямо на нас». Неразбериха, смятение, страх — это та правда о войне, которая была нежелательна для официальной литературы, но которая нашла свое отражение в книге Некрасова. Повесть разрушила все каноны тогдашней литературы: в ней не было ни генерала, ни маршала, только солдаты и офицеры и Сталинградский окоп, в котором сражался когда-то сам Виктор Некрасов, мужество, героизм и патриотизм русского народа. Командир и его солдаты — это главные герои, все без исключения. Все они разные, но объединены одной целью — защитить Родину!
Некрасов в окопах Сталинграда
... некоторое время Керженцев обнаружит его искренние, простые, светлые стихи. Повесть «В окопах Сталинграда» очень ценна для нас тем, что в ней правдиво описаны события военного времени. 1 оценок, среднее: ... она требует не просто сражаться, но и трудиться физически. Чтобы выжить в таких страшных условиях войны солдатам случается примерить на себя множество профессий: плотник, столяр. Грязь, реки ...
В. Некрасов одним из первых среди писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной достоверности передачи чувств и мыслей бойца. Автор создает «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. Изображая непрерывный шквал атак и бомбежек в Сталинграде, автор стремится контрастно противопоставить этому аду торжественное великолепие осенних дней: «За всю свою жизнь не припомню я такой осени».
Пейзаж, окружающий мир даны в восприятии не только рассказчика лейтенанта Керженцева, но и более широко — с точки зрения повествователя, дополняющего субъективные впечатления более полной, объемной картиной мира. Некрасов настоящий художник – пейзажист, дающий такие описания пейзажей, что они встают перед мысленным взором читателя.
Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Некрасов пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не смогут быть.
Главный герой повести, Юрий Керженцев, кажется, менее всего подходит для военной жизни. Архитектура, живопись, музыка, книги — вот то, что интересовало его до войны. Не зря же разведчик Чумак говорит ему: «А я думал, Вы стихи пишете. Вид у Вас такой, поэтический». Но впоследствии его отношение к Юрию меняется от полного пренебрежения до глубокого уважения. Юрий Керженцев рассуждает о природе русского патриотизма, о том, что он сильнее, чем немецкая организованность и танки с черными крестами. Любовь к родной земле, твердость духа, мужество делают наших солдат непобедимыми. Целая вереница ярких, запоминающихся образов проходит перед нами на страницах повести: Игорь Свидерский, сапер Лисагор, командир роты сержант Гаркуша, майор Бородин… С особенной теплотой говорится о восемнадцатилетнем ординарце и связном Валеге: «Он никогда ни о чем не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер под проливным дождем». Война — это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Кем только не приходилось быть порой бойцу на войне: и столяром, и плотником, и печником, и поваром. Кроме боевых качеств, на фронте ценится умение выжить, приспособиться к условиям.
Мое любимое произведение о Великой Отечественной войне (повесть ...
... Пусть судят…" «А зори здесь тихие»… В названии повести нет никакого указания на то, что речь в ней пойдет о войне. Гармония природы, разлитая благодать, тихие зори звучат горьким упреком войне. Женское начало, ... — «стреляла, пока были патроны». Немцы ранили ее вслепую, «а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…» Лиза Бричкина погибла при исполнении ...
«Окопная» правда простого солдата и офицера, испытавшего весь ужас войны, а не отсиживавшегося в штабе интересует писателя. В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства — проявление доброты, заботы, внимания. Мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Еще один человек прошел жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». Насильственная смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Кровь, пот, окопы, смерть… К этому, казалось, давно должен был привыкнуть Юрий Керженцев. Но невозможно привыкнуть к тому, что смерть все время рядом…
«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымящийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть».
Запрещенная и впоследствии реабилитированная, повесть Некрасова утверждает «окопный», личностный и трагичный взгляд на войну, в которой нам нужна была «одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно узнать, вчитываясь в страницы знаменитой повести.
Виктор Некрасов стремился донести до читателей, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна эта война! И пусть немецкие войска были больше подготовлены к военным действиям, пусть у них было все необходимое для этого, но Победа осталась за нами! “Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют”, до окончательной победы. Эта мысль цепочкой проходит через всю повесть и является основной идеей этого произведения.
Эта повесть, благодаря ее пронзительной правдивости, стала бесценным даром, который оставил после себя Виктор Платонович Некрасов. Цель, которую он ставил перед собой — изобразить войну такой, какой ее видели солдаты и боевые офицеры, — была выполнена им полностью.