«В дождливый летний день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу Тарасу с рыбачьей стоянки»… (ВАРИАНТ 16)

Сочинение

Простые и составные союзы

по строению

бывают простые и составные.

Простыми

союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например,

и, а, но, да, что, если, когда

и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются

составными

:

потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока

и др.

Сборник «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» (стр. 1 )

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронинская средняя общеобразовательная школа»

Томская область, Томский район, д. Воронино, а

Тел (382-2) 950-296, 950-281; E-mail: voronino. school @ mail.

Сборник «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Примеры сочинений-рассуждений

№1

1) Писатель Проспер Мериме утверждает : «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Пример в предложении 13 – суффиксы наречий «нежней» и «слаще» — позволяет более точно передать читателю вкус ягоды, буквально ощутить его.

А в предложении 6 пример эпитета «дымчато-синяя» позволяет более точно передать читателю цвет ягоды, буквально представить его в мыслях.

Таким образом, можно согласиться с мнением автора, что русский язык необычайно богат.

2) Писатель Проспер Мериме утверждает: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Например, говоря в предложении 6 о впечатлении, которое производили на Саню ягодные кусты, употребляет слово «ослепить». Этот глагол имеет как минимум 3 оттенка значения: «сделать слепым», « лишить зрения на время» и «поразить». Из контекста мы понимаем, что глагол употреблён в последнем, переносном значении. Этим самым автор даёт нам понять, что кусты действительно впечатляли мальчика обилием своих плодов.

1 стр., 330 слов

Русский язык – один из богатейших языков мира

... снова проникаться многогранностью и изумительной гармонией нашего великого русского языка. Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Русский язык – один из богатейших языков мира» читают: Оценить: (голосов: 3, в среднем: ... в страсти, не боясь быть неправильно понятым. Русский язык нельзя сравнить с каким-либо другим языком мира, он богат эпитетами, замысловатыми оборотами, едва уловимыми оттенками и ...

Теперь обратимся к предложению 14, где автор использует однокоренные глаголы «заторопился» и «заторопил». Примечательно то, что первый глагол имеет прямое значение, а второй, в сочетании с существительным «руки», – переносное. Благодаря этому мы понимаем, что герой стал собирать ягоды быстрее, чем прежде.

Таким образом, можно согласиться с мнением автора, что русский язык необычайно богат.

№2

1) Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Попробуем доказать это.

Фразеологизм «Тьма упала, хоть ножом режь» в первом предложении автор использовал для того, чтобы в полной мере показать то, какой непроглядной бывает в ночное время тайга.

А грамматическое явление «открыв глаза» в предложении 33, в виде деепричастного оборота, показывает нам, что только после того, как мальчик открыл глаза, пропал его страх.

Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием Александра Сергеевича, что для искусного писателя лучше, когда язык богат выражениями и оборотами.

2) Знаменитый русский писатель писал: « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Попробуем разобраться в этом высказывании.

Наш язык богат различными оборотами. Например, в предложении 2 мы наблюдаем фразеологизм «Тьма упала, хоть ножом режь». Он передает нам всю темноту ночи в тайге.

Теперь обратимся к грамматическим явлениям. В предложении 6 мы видим глагол «примолкать», который указывает на неполноту действия дождя.

Получить полный текст

Таким образом, нельзя не согласиться со словами русского писателя, что чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

3) «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя», — писал Александр Сергеевич Пушкин. Известный писатель прав. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Пример лексического явления можно увидеть в предложении 37 («оказывается»), в котором автор использует деепричастный оборот, для передачи огромных чувств героя.

А в предложении 17 используется вводное слово «наверное», что показывает неуверенность Митяя, и в тоже время недовольство.

В таком случае, можно согласиться с мнением писателя, язык должен быть богат оборотами, для удобства писателей.

№3

1) Известный русский учёный сказал: « Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Попробуем разобраться в этом высказывании.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действия предметы. Обратимся к тексту М. Горького. В предложении 22 есть сказуемое «изогнулась». Лексическое значение этого слова помогает нам увидеть реакцию собаки на крик бабушки.

Примером грамматического явления может быть составное глагольное сказуемое «должны быть» в предложении 32. Оно даёт нам больше информации о происходящем и конкретизирует действие.

4 стр., 1966 слов

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...

... лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации. ...

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Буслаева, что вся сила суждения содержится в сказуемом, и без него не может быть суждения.

2) Известный русский учёный Фёдор Иванович Буслаев говорил: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.» Попробуем разобраться в этом.

Для начала, сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие предмета. Пример лексического явления здесь сказуемое в предложении 10 – «она тихонько плавает» — что является метафорой. Это позволяет автору передать яркое сравнение, которое представил мальчик.

А грамматическое явление в предложении 8 в виде однородных сказуемых «срывает травы и рассказывает» это помогает увидеть одновременность действий.

Таким образом, можно согласиться с мнением Буслава: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

3) «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», — утверждал известный русский ученый Буслаев. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Обратимся за примером в предложение 10, где автор употребляет метафору «плавает», чтобы передать с какой любовью бабушка собирает ягоды. А в предложении 32 составное глагольное сказуемое «должны быть» несёт полную информацию и конкретизирует действие.

Получается, что нельзя не согласиться с мнением лингвиста, что вся сила суждения содержится в сказуемых.

№4

1) Известный лингвист Генриетта Григорьевна Граник говорила: « Союзы — это слова-связисты». Попробуем разобраться в этом высказывании, обратившись к тексту.

Союзы – служебная часть речи, обычно соединяющие однородные члены предложения и грамматические основы. Они бывают как сочинительными, так и подчинительными. Например, в предложении 28 подчинительный союз «чтобы» объясняет нам причину действий героя.

Получить полный текст

Так же к грамматическому явлению можно отнести союз «а» в предложении 43. Он обозначает противопоставление действий.

Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием Генриетты Граник о том, что союзы — это слова-связисты.

2) Известный лингвист утверждал: «Союзы — это слова связисты». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Что же такое союз? Союз — служебная часть речи, соединяющие однородные члены предложения и грамматические основы. Основная задача союза не только соединять, но и противопоставить одно действие другому, как в предложении 45 «пёс заворчит на него, а лебедь его – крылом».

В предложение 50 «Сядет на бережку и воет» автор показывают одновременность действий.

В таком случае нельзя не согласиться с мнением автора, что союзы – это слова-связисты.

№5

1)Известный писатель Владимир Галактионович Короленко утверждал: « Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Попробуем разобраться в смысле высказывания.

Слово помогает выразить свои эмоции, так в предложении 5 мы видим категорию состояния «светло и весело», она показывает внутреннее состояние Алёши в этот пасмурный день.

В предложении 18 мы видим лексический повтор «молчал», который показывает раздумье Алёши над тем, кто этот хороший человек.

Таким образом, мы доказали, что высказывание Короленко о том, что слово дано человеку для воплощения и передачи чувств, верно.

2) Известный писатель Владимир Галактионович Короленко говорил: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Попробуем доказать это.

Пример лексического явления в предложении 1 – однородные определения «приветливым, старательным, заботливым» — помогают автору более точно описать характер мальчика.

А пример антитезы в предложении 5 «в пасмурный день на душе светло и весело» ярко сопоставляет состояние погоды и души Алёши.

Таким образом, можно согласиться с мнением писателя, что слово дано для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает.

3) Как писал Владимир Галантионович Короленко говорил: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Давайте разберёмся в этом.

А ведь и правда, слова даны человеку для передачи чувств, истины, вдохновения. Например, в пред. 18 – лексический повтор «молчал – молчал». Это говорит о том, что Алёша так проникся мыслью о хорошем человеке, что молчал во время пути и за столом. А в предложении 22 – сравнение «как небо в мае месяце», которое помогает нам понять, что калитка была сделана так хорошо и качественно, что дедушка сравнивает цвет калитки с небом.

Таким образом, мы доказали, что слова человеку даны для воплощения и передачи чувств.

4) «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения которыми он обладает», — утверждал известный русский писатель Владимир Галактионович Короленко. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Слово — это не просто набор букв, но и способ выражения чувств. Как категория состояния в предложении 5 «на душе светло и весело» показывает нам внутреннее состояние Алёши в этот пасмурный день.

А вот в предложении 35 эпитеты «ясные и счастливые» показывают всю красоту глаз внука, который сделал хорошее дело.

Таким образом, можно согласиться с мнением писателя, что слово воплощает чувства.

Сочинительные и подчинительные союзы , По значению

союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

и, а, но, да, или, ни — ни, то — то

и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также

и др.

а, но, да (в значении но), зато

и др.

или, либо, то — то, не то — не то, или — или

и др.

Эти союзы имеют значение соединения ( и это, и то

:

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

Эти союзы имеют значение противопоставления ( не то, а это

:

Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.

Эти союзы имеют значение разделения ( или то, или это

:

Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто

и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное:

Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные

(указывают на время):

когда, пока, едва, лишь, лишь только

и др.

Когда

мы возвращались домой, было темно и тихо.

Причинные

(указывают на причину):

потому что, так как, оттого что, ибо

и др.

Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что

шел дождь.

Целевые

(указывают на цель):

чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы

и др.

Я хату покинул, пошел воевать, чтоб

землю в Гренаде крестьянам отдать.

Условные

(указывают на условие):

если, раз, если бы

и др.

Если

хочешь узнать человека, посмотри на его друга.

Уступительные

(указывают на противоречие одного события другому):

хотя; несмотря на то, что; пускай

и др.

Хотя

было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости

несмотря на то, что

поход длился уже несколько суток;

Пускай

ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.

Сравнительные

(указывают на сравнение):

как, как будто, словно

и др.

Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто

звали с собой.

Следственные

(указывают на следствие):

так что.

В сенях дуло со всех сторон, так что

едва не погасла свеча.

Изъяснительные

(указывают на то, о чем говорят):

что, чтобы, будто

и др.

Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что

солнце встало,

что

оно горячим светом по листам затрепетало.

видах синтаксической связи

или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний ( леса и луга

и сложносочиненных предложений:

Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (

и, а, но, да

и др.)

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.

Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Противительные союзы

Эта груп­па сою­зов выра­жа­ет про­ти­во­по­став­ле­ние или сопо­став­ле­ние при­зна­ка, дей­ствия, одно­го пред­ме­та дру­го­му и т. д.

Список про­ти­ви­тель­ных сою­зов:

  • а
  • да (в зна­че­нии «но»)
  • но
  • одна­ко
  • зато
  • же
  • толь­ко (части­ца в зна­че­нии сою­за «но»)

Примеры

Висячий мост начи­нал­ся на без­люд­ном бере­гу, а дру­гим кон­цом выхо­дил на ожив­лен­ную доро­гу.

Она нача­ла что-то объ­яс­нять, да неожи­дан­но смолк­ла.

О Миклухо-Маклае напи­са­но мно­го книг, но осно­ва их одна.

Внешне он казал­ся спо­кой­ным, зато паль­цы рук выда­ва­ли его бес­по­кой­ство.

Вера была весе­ла, одна­ко в глу­бине её глаз таи­лась грусть.

Солнце быст­ро высу­ши­ло доро­гу, толь­ко под дере­вья­ми было влаж­но и сыро.

Сельчане недо­люб­ли­ва­ли угрю­мо­го ста­ри­ка, дети же тяну­лись к нему.

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же

и др.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато

и др.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли

и др.

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да

громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел,

да

и сердце мое огрубело.

Мир разноязычен, но

все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит,

да

не все забывается; Корень учения горек,

зато

плоды его сладки.

Можешь шагу прибавить, или

силенок нет?;

Либо

моя речь произвела сильное впечатление,

либо

и без того у колонистов накипело;

То ли

гречка цветет,

то ли

речка течет…

В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется

другому.

В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование

явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.

Купить

Соединительные союзы

К этой груп­пе при­над­ле­жат сою­зы, кото­рые выра­жа­ют пере­чис­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов, их при­зна­ков и качеств, одно­вре­мен­ность или после­до­ва­тель­ность дей­ствия. Элементы пред­ло­же­ний, кото­рые соеди­не­ны эти­ми сою­за­ми, вза­им­но допол­ня­ют друг дру­га.

Укажем соеди­ни­тель­ные сочи­ни­тель­ные сою­зы:

  • и
  • да в зна­че­нии «и»;
  • тоже
  • так­же
  • ни…ни

В эту груп­пу отне­сем так­же состав­ные соеди­ни­тель­ные сою­зы:

  • не только…но и
  • если не…то
  • не столько…сколько
  • как…так и
  • не то что…а
  • хотя и…но

Учитываем, что запя­тая ста­вит­ся толь­ко перед вто­рой частью состав­но­го соеди­ни­тель­но­го сою­за.

Примеры

Редкие пти­цы и живот­ные охра­ня­ют­ся зако­ном.

Пошла Машенька в лес по гри­бы да по яго­ды да и заблу­ди­лась.

Ты, кажет­ся, уже все поня­ла, я тоже дав­но это осо­знал.

В воз­ду­хе пари­ло, так­же день обе­щал быть жар­ким.

Ни огонь­ка, ни лун­но­го све­та нет в кро­меш­ной тем­но­те.

Не толь­ко мать-и-мачеха, но и оду­ван­чик цве­тет ран­ней вес­ной.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

союзными словами

авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. что кто как когда который какой где куда откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что такое сочинительные союзы? , Сочинительные сою­зы

Сочинительные сою­зы

Разделительные союзы

Разделительные сою­зы исполь­зу­ют­ся в про­стом или слож­ном пред­ло­же­нии для выра­же­ния выбо­ра, чере­до­ва­ния или вза­и­мо­ис­клю­че­ния дей­ствия.

К этой смыс­ло­вой груп­пе отне­сем сочи­ни­тель­ные сою­зы:

  • или
  • либо
  • то…то
  • не то…не то
  • то ли…то ли.

С помо­щью раз­де­ли­тель­ных сою­зов в пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся о вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих собы­ти­ях, несов­ме­сти­мых в одно и то же вре­мя явле­ни­ях или после­до­ва­тель­но чере­ду­ю­щих­ся, попе­ре­мен­но сме­ня­ю­щих друг дру­га.