Простые и составные союзы
по строению
бывают простые и составные.
Простыми
союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например,
и, а, но, да, что, если, когда
и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются
составными
:
потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока
и др.
Сборник «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» (стр. 1 )
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронинская средняя общеобразовательная школа»
Томская область, Томский район, д. Воронино, а
Тел (382-2) 950-296, 950-281; E-mail: voronino. school @ mail.
Сборник «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Примеры сочинений-рассуждений
№1
1) Писатель Проспер Мериме утверждает : «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Пример в предложении 13 – суффиксы наречий «нежней» и «слаще» — позволяет более точно передать читателю вкус ягоды, буквально ощутить его.
А в предложении 6 пример эпитета «дымчато-синяя» позволяет более точно передать читателю цвет ягоды, буквально представить его в мыслях.
Таким образом, можно согласиться с мнением автора, что русский язык необычайно богат.
2) Писатель Проспер Мериме утверждает: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Например, говоря в предложении 6 о впечатлении, которое производили на Саню ягодные кусты, употребляет слово «ослепить». Этот глагол имеет как минимум 3 оттенка значения: «сделать слепым», « лишить зрения на время» и «поразить». Из контекста мы понимаем, что глагол употреблён в последнем, переносном значении. Этим самым автор даёт нам понять, что кусты действительно впечатляли мальчика обилием своих плодов.
Русский язык – один из богатейших языков мира
... снова проникаться многогранностью и изумительной гармонией нашего великого русского языка. Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Русский язык – один из богатейших языков мира» читают: Оценить: (голосов: 3, в среднем: ... в страсти, не боясь быть неправильно понятым. Русский язык нельзя сравнить с каким-либо другим языком мира, он богат эпитетами, замысловатыми оборотами, едва уловимыми оттенками и ...
Теперь обратимся к предложению 14, где автор использует однокоренные глаголы «заторопился» и «заторопил». Примечательно то, что первый глагол имеет прямое значение, а второй, в сочетании с существительным «руки», – переносное. Благодаря этому мы понимаем, что герой стал собирать ягоды быстрее, чем прежде.
Таким образом, можно согласиться с мнением автора, что русский язык необычайно богат.
№2
1) Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Попробуем доказать это.
Фразеологизм «Тьма упала, хоть ножом режь» в первом предложении автор использовал для того, чтобы в полной мере показать то, какой непроглядной бывает в ночное время тайга.
А грамматическое явление «открыв глаза» в предложении 33, в виде деепричастного оборота, показывает нам, что только после того, как мальчик открыл глаза, пропал его страх.
Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием Александра Сергеевича, что для искусного писателя лучше, когда язык богат выражениями и оборотами.
2) Знаменитый русский писатель писал: « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Попробуем разобраться в этом высказывании.
Наш язык богат различными оборотами. Например, в предложении 2 мы наблюдаем фразеологизм «Тьма упала, хоть ножом режь». Он передает нам всю темноту ночи в тайге.
Теперь обратимся к грамматическим явлениям. В предложении 6 мы видим глагол «примолкать», который указывает на неполноту действия дождя.
Получить полный текст
Таким образом, нельзя не согласиться со словами русского писателя, что чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
3) «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя», — писал Александр Сергеевич Пушкин. Известный писатель прав. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Пример лексического явления можно увидеть в предложении 37 («оказывается»), в котором автор использует деепричастный оборот, для передачи огромных чувств героя.
А в предложении 17 используется вводное слово «наверное», что показывает неуверенность Митяя, и в тоже время недовольство.
В таком случае, можно согласиться с мнением писателя, язык должен быть богат оборотами, для удобства писателей.
№3
1) Известный русский учёный сказал: « Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Попробуем разобраться в этом высказывании.
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действия предметы. Обратимся к тексту М. Горького. В предложении 22 есть сказуемое «изогнулась». Лексическое значение этого слова помогает нам увидеть реакцию собаки на крик бабушки.
Примером грамматического явления может быть составное глагольное сказуемое «должны быть» в предложении 32. Оно даёт нам больше информации о происходящем и конкретизирует действие.
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...
... лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации. ...
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Буслаева, что вся сила суждения содержится в сказуемом, и без него не может быть суждения.
2) Известный русский учёный Фёдор Иванович Буслаев говорил: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.» Попробуем разобраться в этом.
Для начала, сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие предмета. Пример лексического явления здесь сказуемое в предложении 10 – «она тихонько плавает» — что является метафорой. Это позволяет автору передать яркое сравнение, которое представил мальчик.
А грамматическое явление в предложении 8 в виде однородных сказуемых «срывает травы и рассказывает» это помогает увидеть одновременность действий.
Таким образом, можно согласиться с мнением Буслава: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
3) «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», — утверждал известный русский ученый Буслаев. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Обратимся за примером в предложение 10, где автор употребляет метафору «плавает», чтобы передать с какой любовью бабушка собирает ягоды. А в предложении 32 составное глагольное сказуемое «должны быть» несёт полную информацию и конкретизирует действие.
Получается, что нельзя не согласиться с мнением лингвиста, что вся сила суждения содержится в сказуемых.
№4
1) Известный лингвист Генриетта Григорьевна Граник говорила: « Союзы — это слова-связисты». Попробуем разобраться в этом высказывании, обратившись к тексту.
Союзы – служебная часть речи, обычно соединяющие однородные члены предложения и грамматические основы. Они бывают как сочинительными, так и подчинительными. Например, в предложении 28 подчинительный союз «чтобы» объясняет нам причину действий героя.
Получить полный текст
Так же к грамматическому явлению можно отнести союз «а» в предложении 43. Он обозначает противопоставление действий.
Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием Генриетты Граник о том, что союзы — это слова-связисты.
2) Известный лингвист утверждал: «Союзы — это слова связисты». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Что же такое союз? Союз — служебная часть речи, соединяющие однородные члены предложения и грамматические основы. Основная задача союза не только соединять, но и противопоставить одно действие другому, как в предложении 45 «пёс заворчит на него, а лебедь его – крылом».
В предложение 50 «Сядет на бережку и воет» автор показывают одновременность действий.
В таком случае нельзя не согласиться с мнением автора, что союзы – это слова-связисты.
№5
1)Известный писатель Владимир Галактионович Короленко утверждал: « Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Попробуем разобраться в смысле высказывания.
Слово помогает выразить свои эмоции, так в предложении 5 мы видим категорию состояния «светло и весело», она показывает внутреннее состояние Алёши в этот пасмурный день.
В предложении 18 мы видим лексический повтор «молчал», который показывает раздумье Алёши над тем, кто этот хороший человек.
Таким образом, мы доказали, что высказывание Короленко о том, что слово дано человеку для воплощения и передачи чувств, верно.
2) Известный писатель Владимир Галактионович Короленко говорил: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Попробуем доказать это.
Пример лексического явления в предложении 1 – однородные определения «приветливым, старательным, заботливым» — помогают автору более точно описать характер мальчика.
А пример антитезы в предложении 5 «в пасмурный день на душе светло и весело» ярко сопоставляет состояние погоды и души Алёши.
Таким образом, можно согласиться с мнением писателя, что слово дано для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает.
3) Как писал Владимир Галантионович Короленко говорил: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Давайте разберёмся в этом.
А ведь и правда, слова даны человеку для передачи чувств, истины, вдохновения. Например, в пред. 18 – лексический повтор «молчал – молчал». Это говорит о том, что Алёша так проникся мыслью о хорошем человеке, что молчал во время пути и за столом. А в предложении 22 – сравнение «как небо в мае месяце», которое помогает нам понять, что калитка была сделана так хорошо и качественно, что дедушка сравнивает цвет калитки с небом.
Таким образом, мы доказали, что слова человеку даны для воплощения и передачи чувств.
4) «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения которыми он обладает», — утверждал известный русский писатель Владимир Галактионович Короленко. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Слово — это не просто набор букв, но и способ выражения чувств. Как категория состояния в предложении 5 «на душе светло и весело» показывает нам внутреннее состояние Алёши в этот пасмурный день.
А вот в предложении 35 эпитеты «ясные и счастливые» показывают всю красоту глаз внука, который сделал хорошее дело.
Таким образом, можно согласиться с мнением писателя, что слово воплощает чувства.
Сочинительные и подчинительные союзы , По значению
союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
и, а, но, да, или, ни — ни, то — то
и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также
и др. |
а, но, да (в значении но), зато
и др. |
или, либо, то — то, не то — не то, или — или
и др. |
Эти союзы имеют значение соединения ( и это, и то
: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. |
Эти союзы имеют значение противопоставления ( не то, а это
: Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. |
Эти союзы имеют значение разделения ( или то, или это
: Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто
и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное:
Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные
(указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. |
Когда
мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные
(указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. |
Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что
шел дождь. |
Целевые
(указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. |
Я хату покинул, пошел воевать, чтоб
землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные
(указывают на условие): если, раз, если бы и др. |
Если
хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные
(указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. |
Хотя
было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные
(указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. |
Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто
звали с собой. |
Следственные
(указывают на следствие): так что. |
В сенях дуло со всех сторон, так что
едва не погасла свеча. |
Изъяснительные
(указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. |
Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что
солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
видах синтаксической связи
или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний ( леса и луга
и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы ( и, а, но, да и др.) |
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Противительные союзы
Эта группа союзов выражает противопоставление или сопоставление признака, действия, одного предмета другому и т. д.
Список противительных союзов:
- а
- да (в значении «но»)
- но
- однако
- зато
- же
- только (частица в значении союза «но»)
Примеры
Висячий мост начинался на безлюдном берегу, а другим концом выходил на оживленную дорогу.
Она начала что-то объяснять, да неожиданно смолкла.
О Миклухо-Маклае написано много книг, но основа их одна.
Внешне он казался спокойным, зато пальцы рук выдавали его беспокойство.
Вера была весела, однако в глубине её глаз таилась грусть.
Солнце быстро высушило дорогу, только под деревьями было влажно и сыро.
Сельчане недолюбливали угрюмого старика, дети же тянулись к нему.
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же
и др. |
Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато
и др. |
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли
и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да
громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. |
Мир разноязычен, но
все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. |
Можешь шагу прибавить, или
силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет… |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется
другому. |
В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование
явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник
Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.
Купить
Соединительные союзы
К этой группе принадлежат союзы, которые выражают перечисление однородных предметов, их признаков и качеств, одновременность или последовательность действия. Элементы предложений, которые соединены этими союзами, взаимно дополняют друг друга.
Укажем соединительные сочинительные союзы:
- и
- да в значении «и»;
- тоже
- также
- ни…ни
В эту группу отнесем также составные соединительные союзы:
- не только…но и
- если не…то
- не столько…сколько
- как…так и
- не то что…а
- хотя и…но
Учитываем, что запятая ставится только перед второй частью составного соединительного союза.
Примеры
Редкие птицы и животные охраняются законом.
Пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и заблудилась.
Ты, кажется, уже все поняла, я тоже давно это осознал.
В воздухе парило, также день обещал быть жарким.
Ни огонька, ни лунного света нет в кромешной темноте.
Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветет ранней весной.
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
союзными словами
авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Что такое сочинительные союзы? , Сочинительные союзы
Сочинительные союзы
Разделительные союзы
Разделительные союзы используются в простом или сложном предложении для выражения выбора, чередования или взаимоисключения действия.
К этой смысловой группе отнесем сочинительные союзы:
- или
- либо
- то…то
- не то…не то
- то ли…то ли.
С помощью разделительных союзов в предложении сообщается о взаимоисключающих событиях, несовместимых в одно и то же время явлениях или последовательно чередующихся, попеременно сменяющих друг друга.