Искренность нашу нельзя привязать веревками

Сочинение
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:, Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ текста;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД;:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формой речи.

· Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· Слушать и слышать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· Задавать вопросы.

Ход урока

  1. Первый этап урока: самоопределение к деятельности (эмоциональный настрой)
  2. Второй этап (актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности)
  3. Третий этап: постановка учебной задачи. Краткое сообщение темы и целей урока, запись даты и темы урока.
  4. Четвёртый этап: знакомство с текстом

Выводы и ожидаемые результаты УУД

  1. Познавательные: восприятие и выделение необходимой информации.
  2. Регулятивные: сопоставление учебного материала ( сложносочинённые и сложноподчинённые предложения)
  3. Коммуникативные: устные высказывания и письменная коммуникация.
  4. Личностные: нравственно-эстетическая ориентация.

Оргмомент (Слайд 1)

— В этом году вам предстоит сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Знаю, что вы серьёзно к нему готовитесь. Наш урок сегодня – это тоже один из способов подготовки к ГИА.

3 стр., 1002 слов

Творчество. Этапы творческой деятельности

... в «общественном») для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального творчества. В философской литературе: творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Структура творческого процесса. Все еще встречается представление, ограничивающее ...

Постановка учебной задачи (Слайд 2)

  • Какому типу речи соответствует данная схема?

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

1) Аргумент 1.

2) Аргумент 2.

ІІІ. Вывод.

(Это рассуждение).

  • На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(когда пишем сочинение).

  • Сформулируйте общую тему, на которую пишем сочинение на экзамене.

(на лингвистическую).

(Слайд 3)

  • Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.)

  • Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться строить высказывание на лингвистическую тему на основе темы высказывания и типа речи.)

— Сочинение мы пишем по тексту В.Распутина «Уроки французского». Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение.

Чтение текста.

(1) Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой <…>.

— (7)Ты что это — загреб кассу и драть? (8) Ишь шустрый какой! Играй!

— (9)Мне уроки надо, Вадик, делать, — стал отговариваться я.

— (10)Кому надо делать уроки, Валечка, тот сюда не ходит.

(11) Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним

(14)Я только что опять угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик неожиданно наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет <,…>(15)Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку.

  • (16)Ты перевернул ее, — сказал я.
  • (17) Она была на орле, я видел.(18) Он сунул мне под нос кулак.
  • (19)А этого ты не видел? (20)Понюхай, чем пахнет.<…>
  • (21)Настаивать на своем было бессмысленно.<…>
  • (22)Давай сюда!

(23)Вадик протянул руку за шайбой, но я не отдал ее. (24)Обида перехлестнула во мне страх<…> за что, за что они так со мной, что я им сделал?

  • (25)Давай сюда! — потребовал Вадик.
  • (26)Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему.
  • (27)Я видел, что перевернул, видел.<…>

(28)Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал. (29)Из носу у меня брызнула кровь. <…>(30)Я не ответил<…> (31)Все во мне как-то затвердело и настолько сомкнулось в обиде, что у меня не было сил достать из себя слово. (32) И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи, так, что слышал, наверное, весь поселок: «Переверну-у-ул!»

4 стр., 1708 слов

Alib.ru > Автор книги: честертон. Название: собрание сочинений томах

... Москва, Художественная литература. 1990г. 446+462+478с. Твердый переплет, немного увеличенный формат. Состояние: Отличное 5 BS-XAPKIB_bookinist Украина, Харьков. М.: Бук Чэмбэр Интернэшнл, 1994г. 474 с. твердый ... Том 5. Вечный человек: Религиозно-философский трактат. Из книги «Автобиография». Эссе. № Продавец Описание Состояние ...

(В.М. Распутин «

Выводы и ожидаемые результаты УУД:

  1. Познавательные: формирование учебной цели.
  2. Регулятивные: знакомство с содержанием заданий, прогнозирование.
  3. постановка вопросов и речевых высказываний.
  4. Личностные: самопознание и самоопределение.

(Слайд 4)

  • Какова тема этого текста?

О дружбе.

О детстве.

О вынужденной игре за деньги.

Об обиде, которая перешла в боль.

О ране, которая может быть сделана словом…

  • Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?

Проблема противоречивости человеческих поступков.

Проблема бережного отношения к чувствам людей.

Проблема предательства.

Проблема влияния детства на формирование характера человека.

Проблема взаимоотношения подростков.

  • Актуальны ли они в наше время?

Вопросы по тексту:

1. Попробуйте объяснить, почему в рассказе нет имени повествователя. Что достигает таким прие­мом автор?

(Нет необходимости вводить имя повест­вователя, автор заявил, что пишет о себе и что за прототипом ходить далеко не при­шлось. Так достигается приближение ав­тора к читателю и создание рассказа авто­биографического жанра).

2. От какого лица ведётся повествование?

( Повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография.

3. Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?

( Автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

4. Найдите в тексте цитаты с различием детского и взрослого голосов.

Детский голос:

« Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему, задыхаясь от возмущения. — Я видел, что перевернул, видел».

3 стр., 1213 слов

Повествовательный рассказ «Интересный случай», образец, где найти?

Для этого требуется просто вспомнить какой-то забавный, интересный случай из своей жизни и рассказать о нем в форме повествования. Текст пишется от первого лица, в нем используется довольно много ... такого текста можно найти здесь . автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Образец такого рассказа вы можете найти прямо здесь в данном в этом ответе. Итак, предлагаю вариант повествовательного рассказа, ...

«Во мне всё как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».

Взрослый голос:

«Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом».

«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками».

Вопросы по позиции автора

1. В каком предложении выражена позиция автора по отношению к своему герою?

2. Были ли в вашей жизни ситуации, подобные той, которая показана в тексте?

3. Как бы вы поступили на месте героя?

4. Как вы относитесь к тому, что автор показывает противоречивые стороны характера и поступки своих героев?

5. Какая роль в этом рассказе отводится игре?

( Постепенно ге­рой втянулся в коллективные игры на деньги и даже благодаря сноровке до­бился выигрыша. Деньги давали воз­можность покупать каждый день молоко и пить его от малокровия. Фактически к игре на деньги его подтолкнул голод. Из-за его успехов в игре возникает его конфликт с ребятами, которые не хотели допустить, чтобы он постоянно выигры­вал).

6. Как вы понимаете смысл финала текста:

«И только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи, так, что слышал, наверное, весь поселок: «Переверну-у-ул!» .

  • О чём автор нас заставляет задуматься?

Планируемые результаты, Предметные:

  • осознать познавательную задачу;
  • извлечь необходимую информацию;
  • уметь обработать и использовать информацию;

Метапредметные:

  • умение аргументировано отвечать на вопросы учителя;
  • овладеть приёмами отбора и систематизации материала;
  • способность к конструированию предложений;
  • адекватно понимать информацию устного сообщения;
  • умение создавать тексты, в том числе – строить устные высказывания.

Личностные УУД:

  • умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
  • овладение умением работать в коллективе (в паре, группе).

  • А писать сочинение мы будем на следующую тему:

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

  • Через какие языковые средства В.Распутин раскрывает тему и главную проблему текста?
  • Работаем с инструкцией «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

Шаг 1: Знакомимся с высказыванием

прочитайте

Шаг 2: Определяем основную мысль высказывания

  • О каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании?

(О богатстве, точности русской речи, выразительности).

(О роли в русском языке эпитетов, метафор, сравнений и т.п.)

Шаг 3: Оформляем вступление

(Слайд 6)

4 стр., 1935 слов

Хвалебное слово о русском языке

... многогранность и красоту моего родного языка. Сейчас смотрят:, Похвальное слово наречию О, прекрасный, чистый, благородный, восхитительный русский язык! Бог возлюбив русских, избрав их для воплощения ... небес! Хвалебное слово о русском языке сочинение Языков на нашей планете много. Сколько народов — столько языков. Величию культуры народа соответствует величие языка. В языке выражается особенность ...

  • Во вступлении необходимо:

· сформулировать позицию автора высказывания ;

· выразить своё отношение к ней.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

например:

К.Г. Паустовский писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.

или

Не могу не согласиться с высказыванием К. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

(Слайд7)

например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Г.Паустовский утверждал, что русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Я полностью согласен(а) с автором высказывания.

или:

В высказывании К.Г.Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я разделяю точку зрения автора.

или

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово

Проверка написанных учащимися вступлений., Шаг 4: Пишем основную часть

  • Основную часть можно начать

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …

Далее приводим примеры, Рекомендации к работе над сочинением:

Во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы.

Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь вы можете работать с глаголами и его формами. Найдите те, которые помогают выстроить аргументы, и творите.

В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение … Это тоже возможность для вас привести новые аргументы.

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как правило, цитируется прямая ... текста). Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке. (по материалам Интернета) 7. Разряды и функции частиц в русском языке Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение ...

В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, фразеологизмы… и стройте свои доказательства на их основе .

В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы.

Работа в группах:

1. группа

Найти в тексте лексические средства: эпитеты, метафоры, фразеологизмы, сравнения и указать их роль в тексте.

2. группа

Найти в тексте лексические средства: антонимы, разговорные слова, слова высокой лексики, повторы.

3. группа

Найти в тексте морфологические средства выразительности, указать роль в тексте.

4. группа

Найти в тексте однородные члены, вводные слова, обращения, сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.

Проверка работ групп., Написание основной части сочинения на основе наработок групп., Зачитывание записанной основной части.

(Слайды 8,9)

Пример основной части сочинения:

№1

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Вадика, автор не использует стилистически нейтральных слов «убегать», «забрал», а заменяет их эмоционально окрашенными синонимами из грубо просторечной лексики «удирать», «загрёб» в предложении «Ты что это — загреб кассу и удирать?» (предложение № 7), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своего героя.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Валечка» из предложения (10) «Кому надо делать уроки, Валечка, тот сюда не ходит, время зря не тратит.»

Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору передать язвительную иронию Вадик а над героем произведения .

№2.

Многие слова используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются средства речевой выразительности: метафора, сравнение, сравнительный оборот, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.

Так, в предложении, В предложении 20 нахожу метафору: «…

№3

Чтобы передать чувства Вадика, которому не хотелось быть разоблачённым в мошенничестве, автор использует синтаксическое средство: обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием и лексическое средство выразительности — фразеологизм в предложении (18) «Он, ухмыльнувшись, сунул мне под нос кулак. Глагольная форма соединяет в себе энергию глагола и экспрессию наречия, помогает автору не только образно описать действие, , но и представить его в динамике.

7 стр., 3027 слов

Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

... слова. (По Г. Щербаковой) Фрагмент сочинения: Одна из функций восклицательных предложений это усилений эмоционального воздействия на читателя. Именно поэтому Г.Щербакова использует восклицание «Но актеры!» в предложении 17, чтобы передать ... текста и его выразительности используются междометия или частицы «ах», «ох», «ну и», «что за», «о», «а», «ну» и другие. Примеры восклицательных предложений ...

А для определения состояния мальчика, которого открыто обманули и угрожали, автор употребляет в предложении (24) « Обида перехлестнула во мне страх: за что они так со мной, что я им сделал?» метафору.

Это изобразительное средство усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовал обиженный мальчик.

Шаг 5: Пишем заключение

— В заключительной части сочинения делается вывод

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами., Работа в группе: написание вывода., Зачитывание записанных выводов.

(Слайд 10)

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Выводы и ожидаемые результаты УУД

1. Познавательные: выполнение заданий с использованием изученных правил, постановка и решение учебных задач данной темы.

2. Регулятивные: оценивание своего выполнения задания, сравнение с эталоном, корректировка.

3. Коммуникативные: построение речевого высказывания (устного и письменного), рассуждение при выполнении заданий по заданному плану, письменная коммуникация.

4. Личностные: саморазвитие и самоопределение.

Примеры сочинений учащихся:, Сочинение №1.

Не могу не согласиться с высказыванием К. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Вадика, автор не использует стилистически нейтральных слов «убегать», «забрал», а заменяет их эмоционально окрашенными синонимами из грубо просторечной лексики «удирать», «загрёб» в предложении «Ты что это — загреб кассу и удирать?» (предложение № 7), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своего героя.

12 стр., 5837 слов

Конспект по русскому языку «Роль вводных слов и вводных предложений ...

... предложение из сочинения-рецензии. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Тема этого предложения — Савельич. Тему отражает порядок слов, при котором слово ... например, напротив, однако, с одной стороны, с другой стороны, следовательно, таким образом и т. д., например: Сотрудник объяснил, что опоздал на работу, во- ...

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Валечка» из предложения (10) «Кому надо делать уроки, Валечка, тот сюда не ходит, время зря не тратит.»

Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору передать язвительную иронию Вадик а над героем произведения .

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

Сочинение №2.

Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются средства речевой выразительности: метафора, сравнение, сравнительный оборот, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.

Так, в предложении, В предложении 20 нахожу метафору: «…

Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека.

Сочинение №3

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.

Чтобы передать чувства Вадика, которому не хотелось быть разоблачённым в мошенничестве, автор использует синтаксическое средство: обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием и лексическое средство выразительности — фразеологизм в предложении (18) «Он, ухмыльнувшись, сунул мне под нос кулак. Глагольная форма соединяет в себе энергию глагола и экспрессию наречия, помогает автору не только образно описать действие, , но и представить его в динамике.

А для определения состояния мальчика, которого открыто обманули и угрожали, автор употребляет в предложении (24) « Обида перехлестнула во мне страх: за что они так со мной, что я им сделал?» метафору.

Это изобразительное средство усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовал обиженный мальчик.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

7 стр., 3425 слов

Какие русские слова излучают поэзию. Многие русские слова сами ...

... по темам должно быть, по возможности, равномерным. Контрольный диктант по русскому языку Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают ... ни слово, то золото. (К. Паустовский) Задание к тексту: Выпишите из текста сложносочиненное предложение и ... все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. Н.В. Гоголь Чтение ...

(Слайд 11)

Рефлексия «Всё в твоих руках»

— На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • Большой – для меня это было важно и интересно…
  • Указательный – я получил конкретные рекомендации и информацию по данному вопросу…
  • Средний – мне было трудно (не понравилось)
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно…

Выводы и ожидаемые результаты УУД по всему уроку:

1. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2. Регулятивные: исправление ошибок, корректировка.

3. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4. Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Методические выводы по уроку

Подводя итог, хочется отметить, что работать над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему нужно с пятого класса, поэтапно усложняя материал, постепенно приучая наблюдать за языковыми средствами и явлениями в тексте, выявлять их роль в тексте и в раскрытии авторского замысла.

Тэги: