Разделы:
Цели:
- Побуждать учащихся к рассуждениям; добиваться мыслительной деятельности, понимания признаков, присущих весне; учить логическому, последовательному, грамотному оформлению своих мыслей; формировать навык грамотного, орфографического и пунктуационно правильного письма; добиваться самостоятельного разноаспектного анализа.
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность. Развивать познавательные психические процессы.
- Воздействуя на чувства и ощущения учащихся, воспитывать понимание красоты русской природы.
Материалы к уроку:
- Репродукции картин.
- Сюжетные картины по развитию речи «Весна».
- Презентация «Весна».
- Музыкальные произведения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
Спешит весна! Идёт весна!
Она прекрасна и чиста!
Махнёт рукой и чудом обернётся
Река ломает лёд, вот-вот проснётся
Проснётся лес, кустарники, трава
Всё возрождает вновь – красавица-Весна!
Просмотр презентации «Весна», Вивальди.
2. Сообщение темы. Целевая установка.
Учитель: Сегодня мы работаем над сочинением. Какова тема нашего сочинения?
Как композиторы в звуках, художники в красках передают неповторимую красоту этого удивительного времени года, так и мы с вами с помощью слова, передадим своё отношение к весне.
3. Актуализация опорных знаний.
– Что изменилось в природе с приходом весны?
– Какая же она весна? (Звонкая, веселая, ликующая, лучезарная, нарядная, прекрасная, цветущая, яркая, дружная, чарующая )
- Если бы вам предложили нарисовать весну, какие краски использовали? Почему?
Все вокруг вдруг ожило, засияло яркими красками. Это художница-весна потрудилась.
Своим любимым зеленым цветом она раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой покрыла лес, а березке подарила зеленые сережки. Голубым цветом раскрасила небо, а белым – пушистые облака. И превратились они в белых лебедей, плывущих по голубому озеру.
Миниатюра «Встречай весну!» 2 класс
... весны. Учащиеся на листе акварельной бумаги (слева) закрашивают в виде цветовых полос. Работают под музыку. Учитель записывает на доске предложение, с которого начнётся ... если бы вам предложили изобразить это стихотворение в цвете, какие краски вы бы взяли? голубые, белые, зел ... почки проталины 9. Творческая работа. - Запишите тему урока «Встречай весну!». Это и будет заголовок вашей зарисовки. Спишите ...
4. Словарная работа.
Учитель: Составим словарь весенних слов.
- О чём необходимо рассказать в первую очередь? Без чего невозможно представить описание весны? ( Нужно рассказать о небе, солнце, облаках ).
- Призовем на помощь сложные прилагательные. Какие оттенки весеннего неба можно передать?
Небо нежно-голубое, а по нему, будто белые барашки, бегут кудрявые облака.
Небо бескрайнее, высокое, необъятное, ясное. Облако белогривое, белоснежное, ватное, легкокрылое, причудливое.
- Какие прилагательные нам понадобятся, чтобы рассказать о весеннем солнце?
Ярко-желтое солнышко, словно пастух, наблюдает за облаками. Оно посылает свои теплые, ласковые лучи на землю.
- Как выглядит первая весенняя травка? Назовите слова-эпитеты.
Бархатная, зеленая, изумрудная, мягкая, нежная, светлая, шелковистая, ярко-зеленая.
5. Работа над планом сочинения.
Учитель: Какой рассказ о весне у вас получится – грустный или веселый?
–- Каким должно быть первое предложение? (радостным, взволнованным )
После долгой зимы все с нетерпением ждут наступления весны. Всем хочется тепла и солнца. Отшумели февральские вьюги, отзвенели капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна.
План.
- Долгожданная весна.
- Пробуждение природы.
- Удивительное время года.
- Составление предложений по каждому пункту плана. Объяснение значения слов, правописание слов.
Знакомство с содержательной частью подготовленного материала., Работа с иллюстрациями.
Выберите ту из них, которая смогла проиллюстрировать ваш рассказ о весне.
Хорошо весной в лесу! Появляются первые цветы. Деревья окутаны нежно-зеленой дымкой. На них появились клейкие, пахучие зеленые листочки.
- Что происходит в жизни птиц и животных?
Учитель: Можно воспользоваться восклицательным или вопросительным предложением. Например: «Слышите, как поют птицы?»
Подберите предложения к микротеме «Птицы».
Во дворе под окном все время поёт синичка: «Зинь – зинь – зи – весна пришла!». Она радуется приходу весны и поэтому распевает свою веселую песенку.
Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину.
Птицы то радостно щебечут, то заливаются громкой песней. Настоящий весенний концерт.
Лексическая работа.
Использование выражений-связок: словно, как будто, лично мне, я считаю, что.
Работа над заключительной частью.
Учитель: Последнее предложение должно быть ярким и ёмким. А главное – в нем должно прозвучать общее настроение нашего сочинения. Какое настроение дарит нам весна.
Творческие виды работ при подготовке к сочинению
... в этом играют сочинения. Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. “Сочинение – одно ... языка, чтения, окружающего мира. Деятельность учителя на уроке должна быть чётко ... художественной выразительности. 3.Грамматическое задание (использование слов, родственных слову снег и т.д.) 4. Составление плана. ... все снуют. И придёт весна не скоро, Ведь мороз не ...
Как чудесно весной, когда всё пробуждается после зимнего сна! Весна – это обновление в природе, именно за это я и люблю её!
Слово учителя:
6. Составление текста сочинений.
«Весна идёт»
Вот и закончилась зима! Дни стали заметно длиннее. Всё сильнее греет солнышко. На ветках, пробуждающихся от зимнего сна, деревьев и кустарников набухают почки. Кое-где уже проклюнулись молоденькие ярко-изумрудные травинки. А вот целая поляна нежных подснежников – первых вестников весны.
Здесь и там взлетают с деревьев грачи. Они наполняют лес громким криком. От этого крика проснулся ёжик и бойко затопал по тропинке. Всё в лесу пробуждается к жизни! Всё радуется приходу долгожданной весны!
7. Редактирование текста.
а) правильное построение предложений;
- б) логичность порядка предложений в тексте;
- в) повторы слов и однокоренные слова в предложении;
- г) соответствие заглавия и содержания сочинения;
- д) исправление и устранение недочётов.
8.
Запись текстов сочинений. Самопроверка.
9. Слушание окончательных вариантов.
10. Итог урока.