по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского

Сочинение

Сочинение «Уроки добра» по рассказу В.Г. Распутина»Уроки французского»

Уроки Добра

«Уроки французского» В.Г. Распутина — это автобиографический рассказ , воспоминания о детских годах самого автора, поэтому образы писателя и его героя объединены в моём представлении в один.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были испытанием не только для взрослых, но и для детей, ведь и хорошее , и плохое в детстве воспринимается острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость и решительность.

Герой произведения – умный мальчик , который в деревне «признавался за грамотея» . Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием, поэтому мама решается на отчаянный шаг и отправить его в районную школу. На новом месте парнишка так же продолжает хорошо учиться. Герой часто недоедает и очень скучает по дому. Когда мать приехала его навестить , он не стал ей жаловаться и плакать. Это вызывает у меня уважение. Не каждый взрослый в наше время способен относиться к себе так сурово. Сообразительный ребёнок придумал выход. Парень начал играть на деньги , выигрывая только рубль. На эти деньги он покупал молоко и верил, что зарабатывает только для того, чтобы не умереть с голода.

Главному герою рассказа очень повезло. Его классный руководитель была добрая и чуткая женщина. Образ Лидии Михайловны занимает важное место в произведении. Она приходит на помощь мальчику. Автор с этим женским образом связывает свои представления обо всём прекрасном и человечном. Только Лидии Михайловне мальчик открывает свою душу, рассказывает ей о своих жизненных трудностях. Учительницу волнует судьба парнишки. Он не похож на других ребят по чистоте своей души, уму и честности. Старшеклассники безжалостно унижают и избивают его. Классный руководитель пытается помочь мальчишке, но все её хитрости были напрасны. Скромность главного героя не позволяют приять её подарки. Лидии Михайловне приходит идея– играть с ним на деньги. Вскоре «преступление» раскрывается и учителю приходится уехать из города. Мальчик никогда не сможет забыть доброжелательное отношение и жертву, которую принесла Лидия Михайловна. Главный герой всю жизнь будет благодарен за самые лучшие уроки – уроки доброты.

10 стр., 4771 слов

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. ...

... читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ ... и «замеряшки » не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, ... обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не ...

Читая рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского», я вспоминаю свою бабушку, которая была настоящим учителем с большой буквы. Она не только давала знания своим ученикам, но и воспитывала в них любовь к жизни, к людям и милосердие. Каждый день мы ходим в школу и встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других не очень. Одних уважаем, других побаиваемся. До прочтения данного рассказа, я думаю, вряд ли кто-нибудь из нас задумывался, как влияет каждый учитель на нашу дальнейшую жизнь.

Мораль истории , Доброты сердечной, которая не требует благодарности и похвал, не поддается логике:

  1. Учительница принимает участие в судьбе одного из учеников, казалось бы, безо всяких причин, только по велению души.
  2. Она идет на маленькие хитрости, чтобы хоть как-то облегчить его положение, накормить, отвлечь от тоски по дому доверительными разговорами.
  3. По прошествии некоторого времени после отъезда на малую родину Лидия Михайловна высылает мальчику посылку с макаронами и яблоками.

Предельно ясно, что учительница не ожидала в ответ каких-либо вознаграждений или услуг. Напротив, она старалась сделать так, чтобы подросток не воспринимал ее участие как подачку. Она рискует осложнить свое положение как преподавателя и навлечь «праведный гнев» начальствующих, что и происходит, но нисколько не сожалеет о своем поступке и делает все, чтобы случай не сказался на ученике.

Эти уроки доброты Распутин получил в своем школьном детстве. Благодаря им он пронес через всю жизнь бережное отношение к людям.

Сочинение на тему: «Подлинная и мнимая доброта в рассказе «Уроки французского» Распутина.

Подлинная и мнимая человечность, доброта в рассказе «Уроки французского» В. Распутина. Образ положительного героя — Лидии Михайловны и отрицательного персонажа — директора.

Хорошо задуманное художественное сочинение производит впечатление на читателей не только своей идейной и эмоциональной силой, но и благородной простотой самого повествования — простотой языка и стиля. Остановлюсь на талантливом рассказе Валентина Распутина «Уроки французского».

В издательской аннотации отмечается, что автор «поднимает в нем важный вопрос о подлинной и мнимой человечности».

Этот незамысловатый рассказ силен общим идейным замыслом, несомненна и сила его эмоционального воздействия: большие люди обнаруживаются не только в больших, но и в «малых делах», подобно тому как дурные ограниченные люди проявляют себя в поступках внешне будто бы и «правильных», но по существу черствых и жестоких.

В рассказе нет никаких «красок языка», и тем не менее, а скорее именно вследствие этого, все повествование опирается на тщательно продуманные и тщательно отобранные ресурсы языка. Обратим на них внимание.

12 стр., 5633 слов

Уроки доброты в рассказе уроки французского распутина 6 класс

... сочинения , Чтобы написать хорошее сочинение, рекомендуется перед началом работы составить план: Краткое содержание рассказа. Примеры добрых поступков в произведении. Почему доброта важна в жизни человека? Сочинение по «Урокам французского» Распутина пишется в ... Лидия Михайловна поведет его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии «грязным делом». Уроки доброты В лице Лидии Михайловны ...

Вот перед нами учительница французского языка районной сельской школы Лидия Михайловна. Как читатели узнают о том, что перед нами человек большого сердца? Разумеется, прежде всего по ее поступкам, по ее отношению к ученикам группы, классным руководителем которой она является. Но и по языку, с помощью которого автор, как бы вторгаясь в размышления подростка, описывает учительницу. Читатели узнают, что у Лидии Михайловны было «правильное и потому не слишком живое лицо». Нельзя не обратить внимания на это потому

— Тонкое жизненное наблюдение стилистически передано здесь очень просто: действительно, «правильные лица» редко бывают достаточно живыми. При этом писатель говорит о правильных, а не о красивых лицах. А живость лица, придающая ему обаяние, вместе с тем делает его чуть-чуть неправильным, чуть-чуть несимметричным. Так стилистически осмысляется, казалось бы, «сухое» наречие

потому

(«правильное и потому не слишком живое лицо»).

Вместе с тем

не слишком

не исключает возможности, чтобы подобное лицо в тех или иных ситуациях было бы и живым.

Мальчику голос учительницы поначалу кажется звучащим недостаточно «вволюшку… так что в него приходилось вслушиваться». Сам себе подросток объясняет это тем, что Лидии Михайловне, учительнице неродного языка, надо «приноравливаться к чужой речи», отчего «голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет». Переход от прямой речи к косвенной, здесь едва уловимый, создает впечатление у читателя, что мальчик, хотя и видит «недостатки» учительницы, вместе с тем любит ее, сожалея о ее, как ему представляется, неблагодарной профессии («приноравливаться к чужой речи»).

Но когда позднее подросток убеждается в благородстве учительницы, ее голос перестает ему казаться голосом «птички в клетке». Больше того. Мальчугану теперь страстно захотелось «… к завтрашнему дню наизусть выучить весь французский язык…». Этим он стремится доставить радость уже полюбившемуся педагогу. Образ незнакомого языка сближается с образом учительницы, желающей ему добра, и поэтому чужой язык становится достойным изучения. Вскоре и Лидия Михайловна начинает казаться подростку «необыкновенным, непохожим на всех остальных» человеком.

Предстают перед читателями и отрицательные персонажи рассказа: они осуждаются не словами, а описанием их действий и поступков. Бездушный директор школы ничего не делал прямо плохого, но когда узнает об играх маленького ученика, то он только «воздел над головой руки». И это воздел

(одно слово) дополняет характеристику «правильного» директора.

правильно

, Лидия Михайловна как бы соглашается с директором. Между тем она стремилась спасти мальчика, дать ему возможность жить и учиться.

Как видим, в рассказе В. Распутина нет никаких «красот языка», хотя все повествование запоминается не только общим благородным замыслом, но и тем, какими языковыми и стилистическими средствами он выполнен. Эти средства предельно просты. Своей простотой они и сильны.

Хороши и попутно высказанные афоризмы, идущие как бы одновременно и от мальчика, и от автора: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады… Больше всего ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

4 стр., 1558 слов

Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского

... Михайловной Молоковой, учительницей из Мордовии, которую сделал героиней произведения. Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского Несколько интересных сочинений ... рассказа: мальчика и его учительницы английского языка Лидии Михайловны. ... учительницу, поэтому сделал ее образ бессмертным и самым любимым в современной литературе. Сочинение про Лидию Михайловну Рассказ ...

Для двенадцатилетнего мальчика подобные размышления, разумеется, слишком сложны, к этому заключению мальчик приходит, но уже позднее.

Столь же хороши и обобщения учительницы, опирающиеся на ее повседневный опыт: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком». И этот афоризм запоминается тем, что он следует за поступками доброго человека: «Принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

Читая и перечитывая художественные тексты наших мастеров, чувствуешь, как соединяются идейный и эмоциональный замыслы произведения с языковыми и стилистическими ресурсами родного языка. В этом случае и тексты прочитываются «иными глазами». Усиливается и нравственное, и эстетическое воздействие подобных текстов.

История создания рассказа «Уроки французского»

В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место.

По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять что является добром, а что злом.

В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли.

Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги.

Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.

Проблема пробуждения совести

Лидия Михайловна искренне хочет помочь ему и под предлогом занятий французским языком приглашает его к себе домой. Учительница всегда пыталась накормить ребенка, но гордость и чувство собственного достоинства не позволяли ему принимать еду.

Лидия Михайловна все таки нашла способ помочь мальчику, она предложила ему на деньги играть в уже известную игру. Учительница часто поддавалась, таким образом, каждый день обеспечивая своего ученика деньгами на сытный обед.

Помогая мальчику, учительница хитростью отвела его от сомнительной компании, а также не пошла врознь его принципам. Героиня Лидии Михайловны тот лучик добра, в котором так нуждаются обездоленные люди. Она не осталась равнодушной к беде маленького человека, а охотно принялась помогать ему, рискуя потерять работу.

5 стр., 2386 слов

Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)

... Уроки французского» → ` Урок милосердия Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ... проблемы. Не все они связаны со школой. Большинство тем связано с нравственностью, добротой и порядочностью человека. Написать сочинение «Лидия Михайловна» будет ...

Автор в своем рассказе, как свойственно ему, прославляет человеческую доброту и благородные порывы. Ведь и мальчик, и учительница были честнейшими людьми, с гуманистической системой ценностей. В рассказе также остро поднимается тема социальной незащищенности маленьких детей, которые вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое пищу.