Какие нравственные уроки я получила из рассказа Афанасьева «конь с розовой гривой?

Сочинение

Повествование в рассказе «Конь с розовой гривой» ведется от имени писателя – В. П. Астафьева. Это словно любимое воспоминание из детства. Все события переданы обстоятельно и подробно. Даже атмосферу деревни можно точно представить – это типичное русское поселение со своими традициями и уставами.

Весь окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, для которого все происходящее вокруг интересно и занимательно. Он имеет цепкий ум и очень смышлен – писатель ярко описывает сцены возврата долгов теткой Васеней и нравы соседских ребятишек.

Единственными родными людьми для героя рассказа являются дедушка и бабушка. Не так давно мальчик потерял маму – воспоминания еще свежи в его памяти. Об отце нет ни одного упоминания. Дедушка – самый любимый человек мальчика, потому что добр, «Дедушка никогда и ни на кого не шумел». Свою жену – Катерину Петровну — он называет в шутку «Генералом» — за строгий и ворчливый нрав.

Бабушка отправляет главного героя собирать землянику вместе с левонтьевскими мальчишками. В процессе между детьми произошла ссора, и все левонтьевские съели свои ягоды. Один из старших – Санька – хитростью заставил главного персонажа отдать свои ягоды. Вероятно, так заставив единственного мальчика с ягодами отдать собранное, он чувствовал себя увереннее и не таким плохим – ведь, в конечном счете, ягод нет ни у кого.

Мальчик – главный герой – понимает, что без ягод возвращаться не стоит – бабушка за это может строго наказать, но и времени уже нет. Поэтому он решается схитрить, обмануть бабушку — на дно своего туеска положил травы, а сверху присыпал ягодами. Бабушка увидела полный туесок и похвалила внука.

Этой ночью мальчик долго мучился от угрызений совести: из его головы все никак не выходило то, что бабушка пожелала ему ««андельского», тихого сна», а он ее обманул днем. Уснуть он смог только после того, как принял твердое решение рассказать обо все бабушке утром. К сожалению, рано утром бабушка уже уехала, внук не успел поведать ей о содеянном.

Все время до возвращения бабушки из города, он терзался муками совести. Ему было так страшно от того, что бабушка все узнала и непременно накажет его, что едва завидев ее на переправе, мальчик сбежал и бродил по деревне до самого вечера. Только с закатом одна из селянок за руку привела его домой.

Утром бабушка, конечно же, отчитала внука – она долго ругалась на него. Даже любимый дедушка не смог помочь. Единственным, что мог мальчик сделать теперь – попросить прощения. И какого же было его удивление, когда он получил не только прощение, но заветный пряник в виде коня с розовой гривой?

10 стр., 4990 слов

«В 70 с лишним гоняет на полумарафоны». Крутые бабушки и дедушки ...

... с вами информацией в сочинении на тему: Когда моя бабушка училась в школе. Обратите внимание Чтобы понять временной период, скажу, бабушка пошла в школу в 1950 году. Это было время, когда не так давно ... один пожилой студент. Ответы@Mail.Ru: ” Как учились раньше “ СО слов моей бабушки. Училась в войну и после нее. Голод, холод. Учились 8 классов. Мальчики отдельно, девочки отдельно. Учебники были, но ...

Конечно, основным нравственным уроком в произведении является постулат «обманывать не хорошо» — это доказывается описанными переживаниями мальчика – он подолгу не может заснуть, боится и скрывается от бабушки. В течение ночи и всего дня до приезда бабушки, он корит себя, сожалеет, что не рассказал бабушке раньше и вообще, что пошел на поводу у Саньки и отдал всю свою землянику.

Также хочу отметить и другие важные, на мой взгляд, моменты. Например, то, что бабушка все-таки купила заветный пряник, на мой взгляд, является жестом, отражающим ее веру в своего внука. Ведь только в городе она обнаружила обман и не могла точно знать, что мальчик раскаивается, что попросит у нее прощение, что он страдает от осознания произошедшего. Бабушка просто верит, что ее внук хороший, добрый мальчик. Она верит в то, что ему сейчас не сладко и конечно как только они увидятся, он попросит у нее прощение.

Что же нес в себе этот добрый жест бабушки – покупку пряника? Я полагаю, что здесь дело не только в желании бабушки преподать урок добра – так сказать,«ты меня обманул, но я не обманула» — на мой взгляд, она также показала важность веры в родного человека. Кроме того, еще до того, как она увидела внука после раскрытия мошенничества, она хорошо представляла себе состояние внука и сопереживала ему. Да, на следующий день после приезда, она хорошенько отчитала внука, но иначе нельзя – «Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого! А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! …»

Мальчик, безусловно, совершил плохой поступок и сам он пожалел много раз о том, что сделал. Но, как говорится, «на ошибках учатся». Теперь и мальчик и любой прочитавший, включая меня, понимает, что лучше честно трудиться, чем обманывать.