|
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
В период создания «Войны и мира» Л. Н. Толстой разрабатывает главный критерий «положительности» героя, который состоит в том, что герой только тогда становится положительным, когда встает на путь, ведущий к сближению с народом. Этот путь проходят в романе все герои, и от того, смогут они это сделать или нет, зависит их судьба. Не является исключением и любимая героиня писателя — Наташа Ростова. С народом сталкивается она во множестве эпизодов, одним из которых является эпизод гостеприимного приема Наташи, Пети и Николая Ростовых дядюшкой у себя в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении. Развитие образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Льва ТолстогоВ этом моменте романа Толстой рисует Наташу как гармонично развивающуюся личность, у которой в равновесии находятся и физические, и душевный силы. Уже из первых строк седьмой главы мы узнаем, что дядюшка называет ее «графинюшкой». Он не вкладывает в это слово какой-то пренебрежительности, а, скорее, подчеркивает разницу между условиями ее жизни и его. Но когда Наташа верхом, боком сидя на лошади, подъезжает к дому дядюшки, он начинает менять свое к ней отношение. «Вот так графиня молодая… День отъездила, хоть мужчине впору, и как ни в чем не бывало!» — скажет потом он. Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недовольства этим или гнева на невоспитанную челядь. Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном». Этот эпизод позволяет нам сказать, что героине не чуждо ничто народное и, попадая в соответствующую обстановку, она может органично с ней сливаться. Наташе нравится все, что она видит. Пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки». Следующая сцена, показывающая близость Наташи Ростовой к народу, — это сцена игры на балалайке Митьки-кучера. Услышав звуки «Барыни», она раз сто просит снова сыграть эту мелодию, когда она заканчивается. Всю игру девушка сопровождает восклицаниями «отлично», «прелесть». Искренность ее мнения подчеркивается примечанием писателя о реакции на звуки балалайки Николая Ростова. Он «с некоторым невольным пренебрежением» сказал «хорошо, «отлично», «как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». Таких чувств не могла испытывать Наташа, которая, напротив, упрекнула брата за тон, в котором он высказывался. Кульминационным моментом эпизода является сцена танца Наташи под гитару. Толстой пишет: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы…? Но дух и приемы эти были те самые.. русские, которых и ждал от нее дядюшка». Увидев это, Анисья Федоровна прослезилась, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей.. графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что Наташа Ростова гармонично сливается в этой сцене с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье. Подтверждением этого будут такие мысли Наташи по отъезде из дядюшкиной деревни: «Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь». Помимо «мысли народной», которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и «мысль семейная», которая найдет воплощение в конце романа. Здесь же она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском и о том, какова была бы его реакция на такое ее сближение с народом. Героиня приходит к заключению, что он, бесспорно, должен бы был одобрительно к этому относится. Иначе и быть не могло. В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о едином стремлении мужа и жены к сближению с народом, что, возможно, не получилось бы с князем Андреем. Именно потому Наташа впоследствии выйдет замуж за Пьера Безухова, взгляды которого были наиболее сходными с ее. Таким образом, данный эпизод является очень важным для раскрытия двух значительных идейных линий романа -народности и семейственности – на примере образа Наташи Ростовой.
|
Смотрите также по произведению «Война и мир»: |