Вся творческая жизнь А.Н. Островского была неразрывно связана с русским театром и заслуга его перед русской сценой поистине безмерна. Он имел все основания сказать в конце своей жизни: «…у русского драматического театра один только Я. Я — все: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, …я стал во главе сценического искусства».
Островский принимал активное участие в постановке своих пьес, работал с актерами, со многими из них дружил, переписывался. Немало сил он положил, защищая нрава актеров, добиваясь создания в России театральной школы, собственного репертуара.
В 1865 году Островский организовал в Москве Артистический кружок, целью которого была защита интересов артистов, особенно провинциальных, содействие их просвещению. В 1874 году создал Общество драматических писателей и оперных композиторов. Он составлял докладные записки правительству о развитии сценического искусства (1881), вел режиссерскую деятельность в Малом театре Москвы и Александрийском — в Петербурге, пребывал на посту заведующего репертуарной частью московских театров (1886), был начальником театрального училища (1886).
Он «построил» целое «здание русского театра», состоящее из 47 оригинальных пьес. «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, — писал Островскому И. А. Гончаров, — для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр».
Творчество Островского составило в истории русского театра целую эпоху. Почти все его пьесы еще при жизни были поставлены на сцене Малого театра, на них воспитывалось несколько поколений артистов, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую значительную роль в истории Малого театра, что его с гордостью называют Домом Островского.
Обычно Островский сам ставил свои пьесы. Он хорошо знал внутреннюю, скрытую от глаз зрителей, закулисную жизнь театра. Знание драматургом актерской жизни ярко проявилось в пьесах «Лес» (1871), «Комик XVII столетия» (1873), «Таланты и поклонники» (1881), «Без вины виноватые» (1883).
В этих произведениях перед нами возникают живые типажи провинциальных актеров разных амплуа. Это трагики, комики, «первые любовники». Но вне зависимости от амплуа жизнь актеров, как правило, нелегкая. Изображая в своих пьесах их судьбы, Островский стремился показать, насколько непросто человеку с тонкой душой и талантом жить в несправедливом мире бездушия и невежества. При этом актеры в изображении Островского могли оказаться почти нищими, как Несчастливцев и Счастливцев в «Лесе»; униженными и теряющими свой человеческий облик от пьянства, как Робинзон в «Бесприданнице», как Шмага в «Без вины виноватых», как Эраст Громилов в «Талантах и поклонниках».
Почему произведения Островского называют пьесами жизни?
... люди с горячим сердцем, которые борются за свои мечты. Пьесы драматурга актуальны даже сегодня. ` Почему произведения Островского называют пьесами жизни? Популярные сочинения В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у ...
В комедии «Лес» Островский раскрыл талантливость актеров русского провинциального театра и одновременно показал унизительное положение их, обреченных на бродяжничество и скитания в поисках хлеба насущного. У Счастливцева и Несчастливцева, когда они встречаются, нет ни копейки денег, ни щепотки табаку. В самодельном ранце у Несчастливцева, правда, есть кое-какая одежда. У него был даже фрак, но, чтобы сыграть роль, ему пришлось в Кишиневе выменять его «на костюм Гамлета». Костюм был для актера очень важен, но для того чтобы иметь необходимый гардероб, нужны были немалые деньги…
Островский показывает, что провинциальный актер стоит на низкой ступени социальной лестницы. В обществе существует предубеждение по отношению к профессии актера. Гурмыжская, узнав, что ее племянник Несчастливцев и его товарищ Счастливцев — актеры, высокомерно заявляет: «Завтра утром их здесь не будет. У меня не гостиница, не трактир для таких господ». Если поведение актера не нравится местным властям или у него нет документов, его преследуют и даже могут выслать из города. Аркадия Счастливцева три раза «вышибали из города… четыре версты казаки нагайками гнали». Из-за неустроенности, вечных скитаний актеры пьют. Посещение трактиров — их единственный способ уйти от действительности, хоть на время забыть о неприятностях. Счастливцев говорит: «…Мы с ним равные, оба актеры, он — Несчастливцев, я — Счастливцев, и оба мы пьяницы», а далее с бравадой заявляет: «Мы народ вольный, гулящий, — нам трактир дороже всего». Но это шутовство Аркашки Счастливцева — только маска, скрывающая невыносимую боль от социальной приниженности.
Несмотря на трудную жизнь, невзгоды и обиды, многие служители Мельпомены сохраняют в своей душе доброту и благородство. В «Лесе» Островский создал самый яркий образ благородного актера — трагика Несчастливцева. Он изобразил «живого» человека, с тяжелой судьбой, с грустной жизненной историей. Актер сильно пьет, но на протяжении пьесы он меняется, раскрываются лучшие черты его натуры. Заставляя Восьмибратова вернуть Гурмыжской деньги, Несчастливцев разыгрывает спектакль, надевает бутафорские ордена. В этот момент он играет с такой силой, с такой верой в то, что зло может быть наказано, что добивается реального, жизненного успеха: Восьмибратов отдает деньги. Затем, отдавая свои последние деньги Аксюше, устраивая ее счастье, Несчастливцев уже не играет. Его действия — не театральный жест, а по-настоящему благородный поступок. А когда в финале пьесы он произносит знаменитый монолог Карла Мора из «Разбойников» Ф. Шиллера, то слова щиллеровского героя становятся, в сущности, продолжением его собственной гневной речи. Смысл реплики, которую Несчастливцев бросает Гурмыжской и всей ее компании: «Мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы», заключается в том, что в его представлении искусство и жизнь неразрывно связаны, и актер — не притворщик, не лицедей, его искусство основано на подлинных чувствах и переживаниях.
Жизнь артиста и театра в пьесах Островского
... закулисную жизнь театра. Начиная с Леса» (1871), Островский разрабатывает тему театра, создает образы актеров, изображает их судьбы – за этой пьесой следуют «Комик XVII столетия» (1873), «Таланты и поклонники» (1881), ... ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать". Островский говорит в своей «Записке» о том, как расширяется театральная аудитория в России после 1861 года. 0 ...
В стихотворной комедии «Комик XVII столетия» драматург обратился к ранним страницам истории отечественной сцены. Талантливый комик Яков Кочетов боится стать артистом. Не только он, но и его отец уверены, что это занятие предосудительное, что скоморошество — грех, хуже которого ничего быть не может, потому что таковы были домостроевские представления людей в Москве XVII века. Но гонителям скоморохов и их «действ» Островский противопоставил любителей и ревнителей театра в допетровскую эпоху. Драматург показал особую роль сценических представлений в развитии русской литературы и сформулировал назначение комедии в том, чтобы «…порочное и злое смешным казать, давать на посмеянье. …Учить людей, изображая нравы».
В драме «Таланты и поклонники» Островский показал, насколько тяжела судьба актрисы, наделенной огромным сценическим даром, которая страстно предана театру. Положение актера в театре, его успех зависит от того, нравится ли он богатым зрителям, которые держат в своих руках весь город. Ведь провинциальные театры существовали в основном на пожертвования местных меценатов, которые чувствовали себя в театре хозяевами и диктовали актерам свои условия. Александра Негина из «Талантов и поклонников» отказывается участвовать в закулисных интригах или отвечать на прихоти своих богатых поклонников: князя Дулебова, чиновника Бакина и других. Негина не может и не хочет довольствоваться легким успехом невзыскательной Нины Смельской, которая охотно принимает покровительство богатых поклонников, превращаясь, по сути, в содержанку. Князь Дулебов, оскорбленный отказом Негиной, решил погубить ее, сорвав бенефис и буквально выжив из театра. Расстаться с театром, без которого она не мыслит своего существования, для Негиной означает довольствоваться убогой жизнью с милым, но бедным студентом Петей Мелузовым. Ей остается один выход: идти на содержание к еще одному поклоннику, богатому помещику Великатову, обещающему ей роли и шумный успех в принадлежащем ему театре. Свое притязание на талант и душу Александры он называет пылкой любовью, но по существу это откровенная сделка крупного хищника с беспомощной жертвой. То, что не пришлось осуществить в «Бесприданнице» Кнурову, сделал Вели-катов. Ларисе Огудаловой удалось освободиться от золотых цепей ценой гибели, Негина надела на себя эти цепи, потому что не мыслит жизни без искусства.
Островский укоряет эту героиню, у которой душевного приданого оказалось меньше, чем у Ларисы. Но он вместе с тем с душевной болью поведал нам о драматической судьбе актрисы, вызывающей его участие и сочувствие. Недаром, как заметил Е. Холодов, ее зовут так же, как самого Островского — Александра Николаевна.
В драме «Без вины виноватые» Островский снова обращается к теме театра, хотя проблематика ее намного обширнее: в ней говорится о судьбе обездоленных жизнью людей. В центре драмы — выдающаяся актриса Кручинина, после выступлений которой театр буквально «разваливается от рукоплесканий». Образ ее дает повод задуматься над тем, что обусловливает значительность и величие в искусстве. Прежде всего, считает Островский, это огромный жизненный опыт, школа лишений, мук и страданий, которую довелось пройти его героине.
Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?
... вышел из купеческой среды. Жизнь и быт русского купечества была ему очень близка. Темой его произведений всегда являлись любовь и деньги. Многие его пьесы… Популярные сочинения Почему ... пьесы «Бедность не порок» А. Н. Островского Выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский ... которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и ... дальнейшего существования. Люди искали пропавшую ...
Вся жизнь Кручининой вне сцены — «горе да слезы». Эта женщина познала все: тяжелый труд учительницы, измену и уход любимого, потерю ребенка, тяжелую болезнь, одиночество. Во-вторых, это душевное благородство, отзывчивое сердце, вера в добро и уважение к человеку, и, в-третьих, осознание высоких задач искусства: Кручинина несет зрителю высокую правду, идеи справедливости и свободы. Своим словом со сцены она стремится «жечь сердца людей». И вместе с редким природным талантом и общей культурой все это дает возможность стать тем, чем стала героиня пьесы, — всеобщим кумиром, которого «слава гремит». Кручинина дарит своим зрителям счастье соприкосновения с прекрасным. И оттого сам драматург в финале тоже дарит ей личное счастье: обретение потерянного сына, обездоленного актера Незнамова.
Заслуга А. Н. Островского перед русской сценой поистине безмерна. В его пьесах о театре и актерах, точно отражающих обстоятельства русской действительности 70-80-х годов XIX века, содержатся мысли об искусстве, актуальные и сегодня. Это мысли о трудной, порой трагической судьбе талантливых людей, которые, реализуясь на сцене, полностью сжигают себя; мысли о счастье творчества, полной самоотдаче, о высокой миссии искусства, утверждающего добро и человечность.
Сам драматург выразил себя, раскрыл свою душу в созданных им пьесах, быть может, особенно откровенно в пьесах о театре и актерах, в которых очень убедительно показал, что и в глубине России, в провинции можно встретить людей талантливых, бескорыстных, способных жить высшими интересами. Многое в этих пьесах созвучно тому, что писал Б. Пастернак в своем замечательном стихотворении «О, знал бы я, что так бывает…»:
Когда строка диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и судьба.