В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств. И совершенно неизвестно, как влияет молния и предшествующая ей электромагнитная волна на зрение отдельных людей. Для читателя даже неважно, есть ли вообще эта электромагнитная волна.
Все эти физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нём – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.
Рассказ А. Платонова. «В прекрасном и яростном мире»
В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников.
На его изучение, по моему мнению, следует отвести не менее двух часов.
В ходе первого занятия ребята знакомятся со статьей о Платонове, помещенной в учебнике. Чтобы расширить круг представлений о художнике, привлекаю дополнительные материалы из следующих источников: Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества . М.: Современник,
1990; Ласунский О. Г. Житель родного города. Воронежские годы Андрея Платонова. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999; Андрей Платонов: Воспоминания современников.
Материалы к биографии. М., 1994; Задонский Н. Интересные современники. Любопытная старина.
Воронеж, 1975.
Заранее даю ученикам индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения о детстве писателя и годах учебы, о первых шагах на литературном поприще, об участии в гражданской и Великой Отечественной войнах. В излишних биографических подробностях, безусловно, нет нужды, но сведения о том, как началась для Платонова взрослая, трудовая жизнь , о том, как
он работал в железнодорожных мастерских и на паровозе помощником машиниста, важны в контексте данного урока.
На этом же занятии начинаем читать рассказ «В прекрасном и яростном мире». Дома учащиеся завершают чтение и выполняют устные задания из учебника по указанию учителя.
Весь второй урок всецело посвящаю анализу художественного текста.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности.
Художественный мир рассказов Андрея Платоновича Платонова
... Андрей Платонович любил ливневую грозу, кинжально сверкающие во мраке молнии, сопровождаемые мощными раскатами грома. Классические образцы мятежной пейзажной живописи представил он в рассказе «В прекрасном и яростном мире». После ...
Обратимся к самому началу рассказа. «В Толубеевском депо, — сообщает повествователь, — лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда».
- Что же делает Мальцева лучшим машинистом? — адресую первый вопрос классу. — Какие доводы для доказательства выдвинутого тезиса приводит рассказчик?
Рассказчик говорит о своем непосредственном начальнике как о личности незаурядной. Он видит в Мальцеве натуру талантливую, человека одаренного, творчески подходящего к работе. Действительно, Мальцев — виртуозный мастер, «вдохновенный артист», целиком и полностью поглощенный любимым делом, в котором для него заключена вся жизнь.
Он отлично знает технику, чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм. Вместе с тем, когда он ведет паровоз, от него не ускользает ни одна деталь внешнего мира . «Глаза Александра Васильевича глядели отвлеченно, как пустые, но я знал, — отмечает рассказчик, — что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, — даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьем…» Иными словами, профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить свое влияние мастера-владыки и на него. «Он вел состав с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и потому властвующего над ним». Несомненно, именно эта твердая, уверенная поступь профессионала в значительной мере обеспечивает ту высокую марку качества, которой отмечена работа Мальцева.
С другой же стороны, подобная стезя — стезя самонадеянного одиночки — чревата опасностью. И об этом речь впереди.
- Таковы профессиональные качества героя. А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами по работе? Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?
В отношении Мальцева к членам бригады отчетливо ощутимо недоверие. Так, несмотря на то, что и помощник Костя, и смазчик-кочегар трудились «с полным усердием», Мальцев «постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее». «Если я, — признается рассказчик, — только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной». Однажды обиженный паренек не вытерпел и прямо высказал бригадиру свое недоумение по этому поводу. «А я сам хочу», — был ответ. Понять причину «дублирующих» действий Мальцева нетрудно: как бригадир, он несет главную ответственность за возможные поломки в пути.
Вдобавок он любит, действительно любит машину и потому хочет собственноручно ощупать каждый винтик, чтобы убедиться в исправности механизма. Но у подобного поведения машиниста есть и оборотная сторона: налицо некий профессиональный эгоизм, высокомерие по отношению к окружающим. Чуть позднее рассказчик сделает довольно нелицеприятные выводы о своем руководителе: «Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины». Мальцев никому из помощников не стремится передать мастерство, будучи наперед убежденным, что «в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, — лучше, он думал, было нельзя…» «Он скучал от своего таланта, как от одиночества…» — резюмирует рассказчик.
Анализ рассказа Платонова В прекрасном и яростном мире
... – исцеление. Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира. Анализ произведения Жанр «В прекрасном и яростном мире» – рассказ. Некоторые издания публиковали его с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, в нём ...
Перед нами «замкнутая» личность, своего рода «человек в футляре», и «футляром» в данном случае стала идея фанатичной преданности своей работе; служение делу заслонило собой реальных, живых людей — и радость мировосприятия исчезла, сменившись безразличием и скукой.
Что же касается ответов на вопрос: «Хотелось бы вам работать рядом с таким человеком, как Мальцев?» — они у шестиклассников довольно неоднозначны. Как у высококвалифицированного специалиста, у Мальцева хорошо бы перенять техническую грамотность, трудовой энтузиазм, ответственное отношение к своим обязанностям. С другой же стороны, говорят ученики, не очень приятно, если тебе постоянно не доверяют, считают работником «второго сорта».
Помощники у такого машиниста практически лишены возможности профессионального роста.
- Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?
Когда прозвучит пересказ текста, ставлю перед шестиклассниками проблемный вопрос:
- Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?
Разумеется, факт ослепления главного героя в рамках общей нравственно-философской концепции произведения далеко не случаен. Даже помощник Мальцева, не склонный, как кажется поначалу, к глубоким раздумьям над тайнами земного бытия, улавливает некую закономерность в том, что произошло с Мальцевым: «…я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчет этих сил — в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Обсуждение этого заявления рассказчика позволяет подвести учащихся к постановке серьезной философской проблемы: человек в противоборстве со стихийными, непознанными силами природы.
Рассказчик не может дать объяснения, почему «эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей».
- А как думаете вы, — спрашиваю ребят, — почему же они поражают лучших представителей рода человеческого?
Да потому, что личность неординарная, уверенная в себе, не испугается, не отступит перед лицом надвигающейся враждебной стихии и скорее предпочтет погибнуть в великой сшибке с нею, нежели, изменив своим принципам, свернуть с избранного пути. Вспомним, как изображена в рассказе «роковая» встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом: «Мальцев гнал машину вперед… Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта.
С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле… Александра Васильевича, видимо, увлекло это зрелище: он далеко высунулся в окно, глядя вперед, и глаза его, привыкшие к дыму, к огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением. Он понимал, что работа и мощность нашей машины могла идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Как видим, герой отважно устремился вперед, будучи всецело охваченным азартом состязательной борьбы со стихией.
Конкурсное , посвященное выводу войск из Афганистана «Герои, ...
... павшим героям, поддержать оставшихся в живых. Это наш долг. Память о тех, кто совсем молодым оказался на истерзанных ... нашем земляке А.Крымове, погибшем в августе 1987 года, крымский поэт Валерий Субботенко написал с содроганием сердца ... на чужой земле. И в душе моей зародились такие слова: Последний привал, ваш последний привал, Он вас раскидал, он вас разделил На оставшихся жить и на мертвых. На ...
В гордыне своей «маленький» земной человек возвысился до того, что считает себя вправе если не повелевать природой, то по крайней мере «играть на равных» с нею. Не за эту ли непомерную гордыню и был поражен Мальцев глубинными силами природы, наказан божественным провиденьем? Показателен в этом плане также эпизод, когда уже слепой, но все еще считающий себя зрячим Мальцев «на огромной скорости вел курьерский поезд в хвост товарному» составу.
Привыкший безапелляционно доверять себе, собственному опыту, убежденный в непреложности своего физического и профессионального зрения, машинист едва не стал виновником крупной железнодорожной аварии. Эпизод этот глубоко символичен. Мальцев потерял зрение, если судить с медицинской точки зрения, под влиянием электромагнитной волны, но он давно слеп нравственно, как может быть слеп человек, отъединенный от других людей, замкнувшийся в своем эгоистическом мировидении, в горделивой самонадеянности замысливший встать «над» самой матушкой-природой.
Автор подчеркивает тупиковость, гибельность такого пути. Слепец полагает, что приближается к искомой цели — заданному пункту назначения, на поверку же неотвратимо движется к катастрофе. Характерно, что Мальцев упорно продолжает «слушать» только себя даже тогда, когда помощник кричит ему, указывая на предупредительные сигналы, а поезд давит петарды. Настоящий эпизод обрисован Платоновым как апогей самообольщения героя: «Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, воображении.
На самом деле я был слепой, но я этого не знал… Я и в петарды не поверил, хотя и слышал их: я подумал, что ослышался. А когда ты дал гудки остановки и закричал мне, я видел впереди зеленый сигнал, я сразу не догадался».
Страшная катастрофа была предотвращена лишь благодаря тому, что в критический момент Мальцев «отступился», предоставив пульт управления помощнику.
Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обстоятельств иного свойства — социального.
- Как ведет себя Мальцев во время следствия?
Мальцева обвинили чуть ли не во вредительстве: «Взрослый сознательный человек управляет паровозом курьерского поезда, везет на верную гибель сотни людей… Что это такое?
- Но ведь он и сам бы погиб! — говорю я.
Вероятно Может быть, у него были свои причины погибнуть».
Столь страшное обвинение так обескуражило героя, что он почти не защищается. Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что «прав, а не виноват». Внутренне уверенный в собственной невиновности, он не пытается противостоять давлению социального механизма.
Сознательно избранная Мальцевым пассивная позиция — результат духовной сломленности героя, не верящего в людское сопереживание, не ждущего поддержки от ближнего.
Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
... любовь и война, а «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства. ЧЕЛОВЕК МИРА И ВОЙНЫ «Герои Астафьева живут в полноте и мельчайших подробностях своих биографий, живут сложно, неутомимо ... устраняется художником испытанным приемом - введением рассказчика, который может обобщать, видеть происходящее со стороны, превращая рассказ о судьбе одного человека в повествование о целом поколении. В ...
Теперь уже учащиеся могут ответить на вопрос:
- Почему Платонов называет мир, в котором живет человек, «яростным»?
Окружающий мир поименован «яростным», ибо в нем господствуют силы, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода «недобрые» случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире «дикой» природы, и в цивилизованном социуме.
- Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом «яростном» мире? Следует «бороться, искать… и не сдаваться», несмотря на невзгоды, или все-таки лучше уступить обстоятельствам?
Предоставляю ребятам возможность свободно изложить свои суждения по данной проблеме.
Следующий этап урока — работа с высказываниями, записанными на доске: «Жизнь — борьба, в борьбе — счастье» ; «Быть человеком — значит быть борцом» ; «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой» ; «Человек должен бороться за свою жизнь и защищать ее, пока хватит сил» ; «…люблю людей активных, которые желают противиться злу жизни всеми способами» .
- Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?
Вывод напрашивается сам собой: большинство мыслителей прошлого воспевали творческую активность человека, восторгались борцами, не склонившими головы перед жизненными обстоятельствами. Приспособленцы и трусы, пасовавшие перед опасностью, всегда вызывали презрение.
- А какова позиция Платонова? Возвращаемся к тексту рассказа «В прекрасном и яростном мире». Ответом на указанный вопрос является в произведении образ повествователя.
Докажите это.
Константин, от лица которого ведется повествование, по его собственным словам, «не был другом Мальцева», да и последний относился к пареньку «без внимания и заботы». Тем не менее Костя не оставил товарища в беде, а смело ринулся в схватку с «роковыми» силами, разрушившими здоровье Мальцева и исторгнувшими его из трудового коллектива. «Но я хотел защитить его от горя судьбы, я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека… Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, — я чувствовал свою особенность человека.
И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать».
«Я чувствовал свою особенность человека» — за этой фразой обычного рабочего паренька стоит высшая мудрость постижения родовой сущности Человека, величия и значительности его миссии во Вселенной. Здесь отражено также представление героя о жизненной позиции личности — а она должна быть, безусловно, активной, по Платонову.
Итак, рассказчик решил «воспротивиться» всем стихиям «яростного» мира. Добиться судебной справедливости оказалось не так уж трудно. Мальцева освободили, оправдали.
Но теперь, в результате следственного эксперимента, он калека, лишенный радости исполнять любимую работу. Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрекшие человека на «безжизненную участь»?
Сокровенный человек в творчестве А. Платонова
... в художественном мире Андрея Платонова», в которой автор исследует способы и приемы изображения героев, их духовного мира посредством портретных характеристик. Большое количество работ, посвященных изучению проблемы «сокровенного человека» в творчества Андрея Платонова ...
Предлагаю прочитать выразительно по ролям финальную сцену рассказа от слов: «Шло лето; я работал на паровозе…» — и до конца произведения. Непосредственно перед чтением формулирую вопросы для последующей беседы:
- Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз? — Что помогло прозреть ослепшему герою?
Первое, что говорят шестиклассники: рассказчику нестерпимо жаль инвалида, который ежедневно приходит на платформу, чтобы жадно вдохнуть запах «гари и смазочного масла». «…Я уезжал, а он оставался» — в этих словах рассказчика отчетливо ощутимы и жалость, и боль, и некое чувство вины, и упрек, адресованный самому себе, из-за невозможности утешить потерявшего трудоспособность товарища. Будто к больному ребенку обращается рассказчик к бывшему бригадиру, обещая дать подержать в руках любимую игрушку: «Завтра в десять тридцать я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину». И Мальцев, незадолго до этого отвергший любые попытки «утешительства» , вынужден умерить гордость: «Ладно.
Я буду мирным. Дай мне там в руки что-нибудь, — дай реверс подержать: я крутить его не буду». Однако в продолжение поездки рассказчик «разрешил» своему подопечному гораздо больше, нежели тот мог ожидать: «…я посадил Александра Васильевича на свое место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки». «На спокойных участках я вовсе отходил от Мальцева и смотрел вперед со стороны помощника». Рассказчик доверил слепому машинисту управление паровозом, так как понимал: для Мальцева «ощущение машины было блаженством», которое хоть на мгновение помогло ему «забыть свое горе слепца».
Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг? О том, что у него был тайный «умысел», он «проговорился» чуть позднее:
«Я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием…
- Закрой пар! — сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем».
Почему же разволновался Константин? О каком «тайном ожидании» идет речь? Ну конечно, с самого начала, отправляясь в рейс и беря с собой Мальцева, рассказчик надеялся на невозможное, на… чудо. И чудо не могло не свершиться.
Героям удалось-таки победить неведомую «яростную» стихию, некогда лишившую Мальцева зрения.
Интересно и значительно, что в финале произведения рассказчик называет Мальцева своим учителем, хотя не так давно подчеркивал: «Я не был другом Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы». Очевидно, за то время, в течение которого пришлось «воевать» за Мальцева, последний стал духовно близок рассказчику. Без сомнения, только пример бывшего бригадира заставил паренька «сдать экзамен на звание машиниста» и взяться за вождение пассажирских составов новой серии. В конечном же счете ему удалось выдержать куда более важный экзамен — экзамен на звание Человека.
История, происшедшая с Мальцевым, преподала ему главный жизненный урок, суть которого в том, что недопустимо быть равнодушным к судьбе ближнего, что нужно доверять людям. Сострадание, умение вовремя протянуть руку помощи — зачастую мы упускаем из виду эти простые вещи. А ведь они способны поистине творить чудеса. Именно такое «обыкновенное чудо» помогло Мальцеву вновь увидеть свет, обрести новое, нравственное зрение.
Теперь уже рассказчик чувствует себя подле Мальцева большим и сильным. Ученичество органично перешло в учительство, духовное отцовство: «…мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь. Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил…» Чудо духовного единения людей — вот то, что делает окружающий нас «яростный» мир по-настоящему прекрасным.
Айвазовский Иван Константинович
... в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма. Собственная живописная ... и вовсе не оставила сомнений в выборе темы реферата. Айвазовский И.К. является художником-маринистом, и поэтому я решил начать реферат с раскрытия термина маринизм. 1. Маринизм а. ...
В конце урока учащиеся получают домашнее задание — написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Как вы понимаете смысл названия рассказа «В прекрасном и яростном мире»?»; «Быть человеком — значит быть борцом» ; «Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе».
Сюжет и композиция
Небольшой рассказ состоит из 5 частей. Повествование динамично, охватывает два года. Рассказчик становится помощником машиниста Мальцева на новом паровозе и работает с ним около года. Вторая главка посвящена той самой поездке, во время которой машинист ослеп и чуть не въехал в хвост товарному поезду. Третья главка описывает суд над Мальцевым и обвинение его.
Четвёртая часть повествует о событиях, происходящих через полгода, зимой. Рассказчик находит способ доказать невиновность Мальцева, но искусственная молния вызывает необратимую слепоту заключённого. Рассказчик ищет пути помочь слепому.
Пятая часть повествует о событиях, случившихся ещё через полгода, летом. Рассказчик сам становится машинистом и берёт с собой в дорогу слепого машиниста. Рассказчик управляет машиной, положив свои руки на руки слепого машиниста. В какой-то момент слепой смог разглядеть жёлтый сигнал, а потом стал зрячим.
Каждая часть рассказа фиксирует какой-нибудь эпизод из истории о Мальцеве: обычная поездка – роковая поездка – суд – эксперимент с молнией и освобождение – исцеление.
Название рассказа связано с последними словами рассказчика, желающего уберечь Мальцева от враждебных сил прекрасного и яростного мира.
Картинка или рисунок В прекрасном и яростном мире
- Краткое содержание Айтматов Первый учитель
Повесть талантливого киргизского писателя рассказывает интересную жизненную историю времен зарождения СССР. Очень часто ее воспринимают, как пропаганду коммунистических идей, но думающему читателю стоит смотреть глубже, чтобы понять главную мысль
-
Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», — писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рассказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в кабине машиниста и вспоминая о своей любимой работе, Мальцев вновь обретает способность видеть.
Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он действительно прекрасен. Костя с удовольствием рассказывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким.
2 стр., 762 словВижу себя машинистом!
... * * * Сын машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Лиски-Узловая Даниил Шалаев именно так, с восклицательным знаком, не постеснялся назвать своё конкурсное сочинение, получившее всероссийское признание. Не ... мама парня Елена Алексеевна, учитель английского языка и классный руководитель Даниила, на мой вопрос, сложно ли руководить классом, где учится сын, говорит с улыбкой: ...
С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паровоз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет поим нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.
Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуверенность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.
Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.
Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь идеальную, но одинокую, скучную, лишённую душевной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, неподвластная человеку.
Герои и образы
Образ прекрасного мира, враждебного человеку – основной в рассказе. В рассказе два главных героя: машинист Александр Васильевич Мальцев и рассказчик, которого Мальцев называет Костя. Рассказчик и Мальцев не особенно дружны. Рассказ – это история их взаимоотношений, сближения, обретения в беде друга.
Машинист Мальцев – настоящий мастер своего дела. Уже в 30 лет он имеет квалификацию машиниста первого класса, именно его назначают машинистом новой мощной машины «ИС». Рассказчик восхищается работой своего машиниста, который ведёт паровоз «с уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Основная черта, которую у Мальцева подмечает рассказчик – равнодушие к людям, работающим вместе с ним, некая отчуждённость. Одна из особенностей Мальцева огорчает рассказчика: машинист перепроверяет всю работу своего помощника, как будто не доверяет ему. Во время работы Мальцев не разговаривает, а только стучит ключом по котлу, давая безмолвные указания.
Рассказчик со временем понял, что причина такого поведения Мальцева в чувстве превосходства: машинист считал, что лучше понимал паровоз и больше любил его. Эта гордыня, смертный грех, возможно, и стала причиной его испытаний. Хотя таланта Мальцева действительно никто не мог понять, как и превзойти его в мастерстве.
Мальцев не видел молнии, а, ослепнув, не понял этого. Мастерство его было так велико, что он вслепую вёл машину, внутренним зрением видя, представляя весь привычный путь, но, конечно, не умея рассмотреть красный сигнал, казавшийся ему зелёным.
Выйдя из тюрьмы, слепой Мальцев не может привыкнуть к своему новому положению, хотя не бедствует, получая пенсию. Он смиряется перед рассказчиком, который предлагает ему проехать в его паровозе. Возможно, именно это смирение стало началом выздоровления Мальцева, который сумел довериться рассказчику. Его внутренний мир раскрылся вовне, он заплакал и увидел «весь свет». Не только материальный, но и мир других людей.
Константин Паустовский
Подробно рассказывать ее нет смысла. Вся моя жизнь с раннего детства до начала тридцатых годов описана в шести книгах автобиографической “Повести о жизни”. Работу над “Повестью о жизни” я продолжаю и сейчас. Родился я в Москве 31 мая 1892 года в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец мой происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки ...
Рассказчик – человек, любящий свою работу, как и Мальцев. Даже созерцание хорошей машины вызывает у него воодушевление, радость, сравнимую с чтением стихов Пушкина в детстве.
Для рассказчика важно хорошее отношение. Он человек внимательный и старательный. В нём заложена удивительная и редкая способность сочувствовать и защищать. Эта черта рассказчика, как и его профессия, автобиографичны.
Например, рассказчику представляется, что паровоз спешит на защиту далёких земель. Так и забота о Мальцеве побуждает рассказчика добиваться справедливости на суде, встречаться со следователем, чтобы оправдать невиновного Мальцева.
Рассказчик – человек прямой и правдивый. Он не скрывает, что обижен на Мальцева, прямо говорит ему, что тюрьмы не избежать. Всё-таки рассказчик принимает решение помочь Мальцеву, «чтобы защитить его от горя судьбы», от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека».
Рассказчик не считает себя виноватым во вторичной слепоте Мальцева, он доброжелателен, несмотря на то, что Мальцев не желает прощать его или беседовать с ним. Уже после чудесного исцеления Мальцева рассказчик желает защищать его, как родного сына.
Ещё один герой рассказа – справедливый следователь, который провёл эксперимент с искусственной молнией и терзается угрызениями совести, потому что доказал «невиновность человека посредством его несчастья».
Сочинение на тему «В прекрасном и яростном мире»
В прекрасном и яростном мире Повествование ведется от лица помощника машиниста Константина. Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толумбеевском депо. Лучше него паровозы не знает никто! Нет ничего удивительного в том, что когда в депо прибывает первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначают работать Мальцева.
Помощник Мальцева, пожилой деповский слесарь Федор Петрович Драбанов, вскоре выдерживает экзамен на машиниста и уходит на другую машину, а на его место назначается
Константин. Константин доволен своим назначением, Мальцеву же все равно, кто состоит у него в помощниках. Александр Васильевич за работой своего помощника наблюдает, но после этого всегда самолично проверяет исправность всех механизмов. Позже Константин понял причину его постоянного равнодушия к коллегам. Мальцев чувствует свое превосходство перед ними, потому что понимает машину точнее, чем они.
Он не верит, что кто-то другой может научиться ощущать машину, путь и все окружающее одновременно. Константин работает
у Мальцева помощником около года, и вот пятого июля приходит время последней поездки Мальцева. В этот рейс они берут состав с опозданием на четыре часа. Диспетчер просит Мальцева сократить насколько возможно этот разрыв. Пытаясь выполнить эту просьбу, Мальцев во всю мощь гонит машину вперед. В пути их застает грозовая туча, и Мальцев, ослепленный вспышкой молнии, теряет зрение, но продолжает уверенно вести состав к пункту назначения.
Константин замечает, что управляет составом Мальцев ощутимо хуже. На пути курьерского поезда возникает другой состав. Аварии удается избежать благодаря Константину. Здесь Мальцев признается, что ничего не видит. На другой день зрение возвращается к нему. Александра Васильевича отдают под суд, начинается следствие. Доказать невиновность старого машиниста практически невозможно. Мальцева сажают в тюрьму, а его помощник продолжает работать. Зимой в областном городе Константин посещает своего брата, студента, живущего в университетском общежитии. Брат рассказывает ему, что в физической лаборатории университета есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голову Константину приходит некоторое соображение.
Возвратившись домой, он обдумывает свою догадку относительно установки Тесла и пишет письмо следователю, ведшему в свое время дело Мальцева, с просьбой испытать заключенного Мальцева, создав искусственную молнию.
Если подверженность психики или зрительных органов Мальцева действию внезапных и близких электрических разрядов будет доказана, то его дело надо пересмотреть. Константин объясняет следователю, где находится установка Тесла, и как нужно произвести опыт над человеком. Долгое время ответа нет, но потом следователь сообщает, что областной прокурор согласился провести предложенную экспертизу в университетской физической лаборатории. Эксперимент проводят, невиновность Мальцева доказывают, а его самого отпускают. Но в результате опыта старый машинист теряет зрение, и на этот раз оно не восстанавливается.
Константин пытается ободрить слепого старика, но это у него не получается. Тогда он говорит Мальцеву, что возьмет его в рейс. Во время этой поездки зрение возвращается к слепому, и до Толумбеева он сам ведет паровоз. После работы Константин вместе со старым машинистом идут на квартиру к Мальцеву, где сидят всю ночь. Константин боится оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.