Презентация для «Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Оглавление: В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай».

Достоевского « Преступление и наказание»-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».- сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С.

Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.

Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.

Таков уже первый пейзаж романа.

«На

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты

Петербург.pptx

  1. Количество слайдов: 7

Петербург в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты.

«. . . На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.

2 стр., 629 слов

Достоевский ф. м. - преступление и наказание социально-психологический роман

... выхода у него не было, и он чувствовал это. В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, ... Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В ...

  • . » «. . . Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.
  • . »

«.

Преступление и наказание пейзаж петербурга

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода)

При этом Достоевский не балует читателей подробным описанием природы в романе. Автор дает лишь необходимый минимум сведений о погоде, обстановке в городе. Однако и этих скудных сведений достаточно, чтобы составить образ Петербурга, а также проследить связь природы с состоянием героев и т.д.

В этой статье представлены материалы о роли пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода).

Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Природа в романе «Преступление и наказание» проживает свою особенную жизнь параллельно с действующими лицами.

Как известно, история о Раскольникове в романе начинается в июле в Петербурге. На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота. Об этом автор часто мельком упоминает в тексте.

Жара, несвежий воздух и духота сопровождают Раскольникова все две недели после преступления. Жара и духота словно усиливают болезненное и мучительное состояние Раскольникова. После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой.

Жара и долгожданный дождь: что этим хотел сказать Достоевский?

Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь. Достоевский наделяет этот «спасительный» дождь особенным смыслом: дождь идет как раз накануне явки Раскольникова с повинной.

Мучения от жаркой погоды сменяются дождем. Так же страдания Раскольникова перерастают в решительные действия: он является в контору с повинной.

«. На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных. «

А вот как Достоевский описывает

долгожданный дождь

в душном Петербурге:

4 стр., 1828 слов

Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского

... Достоевского в то, что в каждом сердце присутствует искра Божья. Это подчеркивается тем, что в эпилоге еще раз упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание Как и ... кошелёк, который спрятал под камнем во дворе. Между прочим, бумажные деньги из-за дождей размокли – испортились. То есть воровство – не было его целью. Свидетельствовали все, что ...

«Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.»

На следующий день после этого дождя и грома Раскольников прощается с матерью и сестрой и отправляется в контору, где признался в убийстве старухи и ее сестры.

Это были материалы о роли пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода).

www.alldostoevsky.ru

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .

В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов. Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни.

Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.

Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.

Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.

Пейзаж в романе «Преступление и наказание»

II.

Повторение сведений о пейзаже.

(Ответы детей.)

Результаты исследований о том, какие функции выполняет пейзаж в романе Достоевского, фиксируйте в течение урока в тетради.

В качестве эпиграфа к уроку – слова :

Живою тяжестью давят читателя туманы, сумраки и моросящие дожди. Мрачная, отъединенная тоска заполняет душу. И вместе с Достоевским начинаешь любить эту тоску какою-то особенною, болезненною любовью.

И Свидригайлова, героя романа:

…всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с… Прежде всего!

  • Какая мысль объединяет эти высказывания?

От недостатка воздуха более других страдает Раскольников, терзаемый сомнениями и муками совести. Потому чаще всего пейзаж возникает на страницах романа в той или иной связи с этим молодым человеком.

III.

«Шедевры городского пейзажа» .

1. Опрос домашнего задания. (Перечитывая предложенные эпизоды, составьте таблицу, имеющую следующие графы: «Я вижу», «Я слышу», Я ощущаю», заполнив ее словосочетаниями из текста.)

  • Используя составленную дома таблицу, сформулируйте высказывание о том, что вы видите, слышите, ощущаете, читая пейзажи Достоевского.

2. Чтение фрагментов романа, осмысление функции пейзажа.

Звучат первые аккорды музыки. Бородин. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели № 2.

Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).

21 стр., 10430 слов

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

... роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Объектом исследования данной работы являются женские образы романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Гипотеза - Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в ... систему изобразительных средств Достоевского, вытекающую из логики рисуемых им характеров. В работе прослеживается роль пейзажа, цвета, света, звука ...

  • Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?
  • Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?
  • Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

  • Уже на первых страницах романа автор создает образ Петербурга. Похож ли он нас столицу в обычном понимании этого слова?

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5).

(Ответы детей.)

  • Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?

ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».

  • Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?
  • Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.

1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).

2. Устно ответьте на вопросы:

ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?

ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.

ü Что же связывает реальность и сон в романе?

ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.

  • Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?

Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5).

(Ответы детей.)

  • Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?

Резюме учителя.

Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.

Чтение отрывка (Ч. 2, гл.2).

  • Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?

ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.

3. Время суток в романе. Свет и тень.

Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.

  • Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?
  • Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч.

6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?

3 стр., 1319 слов

Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

... Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, ...

Получить полный текст

  • Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?

ВЫВОД. Через пейзаж выражается авторское отношение к героям и событиям, подчеркиваются характерные черты героев.

Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.

4. Цветовая гамма пейзажей романа.

— Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)

5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.

(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)

  • Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?

6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.

После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.

Бетховен. Адажио.

На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).

  • Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?
  • С чем невольно хочется его сравнить?
  • Символичен образ реки. Как вы его понимаете?

ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».

IV.

Результаты исследования.

  • На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобр а

зной «без

о

бразной» мечтой.

V.

Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

[1] Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.

М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.

Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города. В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города. В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.

6 стр., 2731 слов

Преступление и наказание полифонический роман

... Преступление и наказание. М.: Наука. Сер. «Литературные памятники», 1970. 808 с. Основные термины : главный герой, Преступление, герой, духовный диалог, наказание, роман, наказание Раскольников, напряженная атмосфера, автор, время. Раскольников и его оппоненты. «Преступление и наказание» как полифонический роман ... и искусства, так и в реальной жизни. В «Преступление и наказании» Достоевского ...

Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Обсуждения

“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.

на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.

zakondostatka.ru

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных.

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» Базовый учебник.

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М.

Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

  • формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные—

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .

2 стр., 853 слов

Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского ...

... это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... человеком не была эта старуха, Раскольников не имел права её убивать. Ведь этим поступком он ничего хорошего ... искать ответы убивая. Возможно с другой стороны Раскольникова можно и понять. Ведь в романе автор ... Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: ...

Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.

Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.

Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.

М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.

Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города.

В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.

Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Обсуждения

“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.

на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.

Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» .

Сочинение.

в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

3 стр., 1342 слов

Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (на примере романа «Преступление ...

... писатель-гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного "человеколюбия". Уже первый идеолог русской литературы В. Г. ... конфликтах. В сущности, вся гениальная серия романов Достоевского, от "Преступления и наказания" до "Братьев Карамазовых", ... Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — это братство. Люди все разные по своей природе, ...

  • Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла