Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1
Оглавление: В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай».
Достоевского « Преступление и наказание»-проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».- сопоставить изображение Петербурга в романе Ф.М. Достоевского и описание города у А.С.
Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.
Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.
Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.
Таков уже первый пейзаж романа.
«На
Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты
Петербург.pptx
- Количество слайдов: 7
Петербург в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты.
«. . . На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.
Достоевский Ф.М. — Преступление и наказание
... сама по себе и, кроме того, приводит к человеческим смертям. Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » можно отнести к разным типам. Он и философский, и социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, ... идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию. Надежду на восстановление любой преступной личности Достоевский видел в том, что для неё всегда ...
- . » «. . . Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.
- . »
«.
Преступление и наказание пейзаж петербурга
Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев
Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода)
При этом Достоевский не балует читателей подробным описанием природы в романе. Автор дает лишь необходимый минимум сведений о погоде, обстановке в городе. Однако и этих скудных сведений достаточно, чтобы составить образ Петербурга, а также проследить связь природы с состоянием героев и т.д.
В этой статье представлены материалы о роли пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода).
Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Природа в романе «Преступление и наказание» проживает свою особенную жизнь параллельно с действующими лицами.
Как известно, история о Раскольникове в романе начинается в июле в Петербурге. На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота. Об этом автор часто мельком упоминает в тексте.
Жара, несвежий воздух и духота сопровождают Раскольникова все две недели после преступления. Жара и духота словно усиливают болезненное и мучительное состояние Раскольникова. После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой.
Жара и долгожданный дождь: что этим хотел сказать Достоевский?
Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь. Достоевский наделяет этот «спасительный» дождь особенным смыслом: дождь идет как раз накануне явки Раскольникова с повинной.
Мучения от жаркой погоды сменяются дождем. Так же страдания Раскольникова перерастают в решительные действия: он является в контору с повинной.
«. На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных. «
А вот как Достоевский описывает
долгожданный дождь
в душном Петербурге:
«Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.»
Полифонизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
... главного героя. Я убедился, что роман Ф. М. Достоевского «Преступление наказание» обладает новаторской структурой. Это полифонический роман, в котором постоянно слышны многие ... в романе Достоевского «Преступление и наказание» 490 руб. Реферат Полифонизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» 240 руб. Контрольная работа Полифонизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» 220 ...
На следующий день после этого дождя и грома Раскольников прощается с матерью и сестрой и отправляется в контору, где признался в убийстве старухи и ее сестры.
Это были материалы о роли пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода).
www.alldostoevsky.ru
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .
В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов. Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни.
Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.
Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.
Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.
Пейзаж в романе «Преступление и наказание»
II.
Повторение сведений о пейзаже.
(Ответы детей.)
Результаты исследований о том, какие функции выполняет пейзаж в романе Достоевского, фиксируйте в течение урока в тетради.
В качестве эпиграфа к уроку – слова :
Живою тяжестью давят читателя туманы, сумраки и моросящие дожди. Мрачная, отъединенная тоска заполняет душу. И вместе с Достоевским начинаешь любить эту тоску какою-то особенною, болезненною любовью.
И Свидригайлова, героя романа:
…всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с… Прежде всего!
- Какая мысль объединяет эти высказывания?
От недостатка воздуха более других страдает Раскольников, терзаемый сомнениями и муками совести. Потому чаще всего пейзаж возникает на страницах романа в той или иной связи с этим молодым человеком.
III.
«Шедевры городского пейзажа» .
1. Опрос домашнего задания. (Перечитывая предложенные эпизоды, составьте таблицу, имеющую следующие графы: «Я вижу», «Я слышу», Я ощущаю», заполнив ее словосочетаниями из текста.)
- Используя составленную дома таблицу, сформулируйте высказывание о том, что вы видите, слышите, ощущаете, читая пейзажи Достоевского.
2. Чтение фрагментов романа, осмысление функции пейзажа.
Звучат первые аккорды музыки. Бородин. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели № 2.
Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).
- Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?
- Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?
- Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?
ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.
Печорин и горцы в романе Герои нашего времени 9 класс
... различные чувства, которых не было ранее. Он осознает, что влюбился. ` Печорин и горцы в романе Герои нашего времени Популярные сочинения Понятие «семья» для каждого человека имеет сугубо личное значение. Тем ... похищении коня и Бэлы, ибо и животное, и девушка занимали важное, ценное место в жизни горца и Печорина. Благодаря этой главе читатель начинает четко осознавать , что у этих героев общее. Это ...
- Уже на первых страницах романа автор создает образ Петербурга. Похож ли он нас столицу в обычном понимании этого слова?
Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.
В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?
Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5).
(Ответы детей.)
- Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?
ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».
- Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?
- Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?
ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.
Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.
1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).
2. Устно ответьте на вопросы:
ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?
ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.
ü Что же связывает реальность и сон в романе?
ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.
- Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?
Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5).
(Ответы детей.)
- Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?
Резюме учителя.
Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.
Чтение отрывка (Ч. 2, гл.2).
- Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?
ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.
3. Время суток в романе. Свет и тень.
Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.
- Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?
- Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч.
6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?
Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»
... Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, ...
Получить полный текст
- Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?
ВЫВОД. Через пейзаж выражается авторское отношение к героям и событиям, подчеркиваются характерные черты героев.
Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.
4. Цветовая гамма пейзажей романа.
— Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)
5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.
(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)
- Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?
6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.
После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.
Бетховен. Адажио.
На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).
- Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?
- С чем невольно хочется его сравнить?
- Символичен образ реки. Как вы его понимаете?
ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».
IV.
Результаты исследования.
- На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобр а
зной «без
о
бразной» мечтой.
V.
Оценка работы учащихся. Домашнее задание.
[1] Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.
Пейзаж и его функции в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.
М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.
Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города. В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города. В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.
Преступление и наказание полифонический роман
... Преступление и наказание. М.: Наука. Сер. «Литературные памятники», 1970. 808 с. Основные термины : главный герой, Преступление, герой, духовный диалог, наказание, роман, наказание Раскольников, напряженная атмосфера, автор, время. Раскольников и его оппоненты. «Преступление и наказание» как полифонический роман ... и искусства, так и в реальной жизни. В «Преступление и наказании» Достоевского ...
Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.
Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.
Обсуждения
“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.
на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”
«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»
некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.
zakondostatka.ru
Пейзаж и его функции в романе Ф.М.
Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.
Нестерпимая же вонь из распивочных.
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».
Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».
Петербург Достоевского» Базовый учебник.
Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М.
Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные—
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .
Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского ...
... это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... человеком не была эта старуха, Раскольников не имел права её убивать. Ведь этим поступком он ничего хорошего ... искать ответы убивая. Возможно с другой стороны Раскольникова можно и понять. Ведь в романе автор ... Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: ...
Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.
Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.
Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.
Пейзаж и его функции в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.
М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.
Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города.
В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города.
В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.
Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.
Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.
Обсуждения
“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.
на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”
«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»
некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».
«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.
Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» .
Сочинение.
в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.
Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.
Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.
Своеобразие гуманизма Ф. М. Достоевского (на примере романа «Преступление ...
... писатель-гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного "человеколюбия". Уже первый идеолог русской литературы В. Г. ... конфликтах. В сущности, вся гениальная серия романов Достоевского, от "Преступления и наказания" до "Братьев Карамазовых", ... Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — это братство. Люди все разные по своей природе, ...
- Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла