Лирика Тютчева и Фета

Сочинение

Вторая половина 19 века была знаменательным временем для русской литературы. В это время взрывной эмоциональности и эксперимента в поэзии важную роль сыграли поэты Афанасий Фет и Федор Тютчев. Их творчество отличается уникальностью и исключительностью от остальных писателей этой эпохи. В своих стихах их удивительная способность передавать эмоции и чувства завораживает и вызывает восхищение у читателя. Они мастерски сочетают в себе описание красоты природы и философские размышления о месте и роли человека в этом мире.

Афанасий Фет и Федор Тютчев известны своими произведениями, которые легко воспринимаются и запоминаются читателем. Они уникальны в способности гармонично передавать сложные эмоции и настроения. Оба поэта глубоко проникали в душу человека и уносили читателя в мир своих чувств и переживаний.

Одной из основных тем и мотивов их лирики является любовь. Они обращаются к этой теме с особым вниманием и тонкостью. В стихотворениях Фета и Тютчева любовь изображается как неотъемлемая часть естественного и внутреннего мира человека. Мощные и проникновенные описания природных явлений и красоты природы смешиваются с переживаниями и эмоциями, которые вызывает любовь. Оба поэта умели воссоздавать в своих стихотворениях цельность и гармонию природы и души. Этот синтез и взаимосвязь делают их произведения особенно глубокими.

Особый интерес вызывают стихи Тютчева, где он обращается к вопросам постоянного бунта и негодования человека перед высшими силами. В своем стихотворении «Наш век» Тютчев указывает на то, что именно дух человека, а не его тело, является истинной сущностью. Он говорит о том, что люди, познавшие свет, продолжают жаловаться и возмущаться, что приводит их к гибели. В своем другом стихотворении «Два единства» он обращается к русскому народу с призывом объединиться, чтобы избежать участи Запада, где проливается кровь. Тютчев сквозь преломление любви и природы поднимает глубокие социальные и политические вопросы того времени.

Афанасий Фет также активно обращается к любви и природе в своих стихотворениях. Он описывает романтичные и чувственные переживания, связанные с любовью, с помощью простых и ярких образов. Фет пытается раскрыть связь человека с природой, показать ее влияние на внутренний мир человека. В его стихотворениях природа становится отражением души человека и поднимает наивысшие чувства и эмоции.

В целом, творчество Фета и Тютчева является одним из наиболее исключительных и значимых явлений русской литературы 19 века. Их поэзия отличается глубиной чувств и мыслей, умением сочетать красоту природы с внутренним миром человека. Через свои произведения они делают читателя задуматься о главных вопросах жизни и природы.

3 стр., 1370 слов

Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России

... Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России ... почте Сочинения Писатели и поэты — это творческие люди, ... постоянной темой есенинской лирики, где природа очеловечена, она ... читателям с помощью своих произведений. Очень часто именно картины родной природы изображали в стихотворениях русские поэты, в том числе и поэты двадцатого века. Стихотворения о родной природе Картины родной природы ...

Вариант 1

Великие поэты XIX века А. А. Фет и Ф. И. Тютчев описывают обычные явления, такие как смена времен года и наступление утра, с необыкновенной живостью и красками. Они обладают истинным даром поэта — способностью видеть и передавать эти явления словами.

Смена времен года — одно из ярких проявлений природы, которое они описывают. Каждая ветка леса пробуждается ото сна, ручьи бегут, будя сонные берега. Зимний лес погружен в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой. Все это они передают своими словами, которые становятся бессмертными и способными рисовать эти картины перед глазами читателя, даже спустя многие годы.

Но поэты не только описывают природу, они также затрагивают философские вопросы через поведение природы. В стихотворении «Весна» Тютчев задает вопрос, что может устоять перед наступлением весны, и рассуждает о том, что все идет своим чередом. Весна приходит, несмотря ни на что, она не знает горя и зла, она подчиняется своим законам. Таким образом, поэт выражает общий ход времени и его непреложность.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств, мечтаний и переживаний. Они передают радость и грусть, простые и понятные чувства, а также необъятное. Природа является спутником и собеседником для поэтов, она окружает человека. Однако природу невозможно полностью вместить в рамки человеческого понимания, она повинуется только своим принципам.

Вариант 2

В XIX веке были созданы бесценные духовные сокровища, среди которых замечательные писатели и поэты А. А. Фет и Ф. И. Тютчев занимают достойное место.

Ф. И. Тютчев — великий лирик, его стихотворения пронизаны философией и психологией. Он является певцом природы и мастером стихотворного пейзажа, который выражает чувства человека. Мир лирики Тютчева полон таинственности и загадок. В его стихах противостоят «дольный мир» и «выся ледяные», тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени. Тютчев не ограничивается только описанием природы.

В современной литературе особое место занимают стихотворения Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета. Оба поэта являются представителями Золотого века русской литературы и оставили значительный след в истории поэзии.

Тютчев и его природная лирика

Федор Иванович Тютчев в своих стихотворениях обращается к природе как к живому существу, одухотворяя ее и придая ей глубокий смысл. В его произведениях мы можем наблюдать утро в горах, ночное море и летний вечер. Поэт стремится запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое.

Примером такого описания является стихотворение “Тени сизые смесились…”, где Тютчев постепенно описывает наступление ночи, начиная с того, как сгущаются сумерки. В его стихах присутствует изобилие глаголов и бессоюзных конструкций, которые делают произведения динамичными и живыми.

29 стр., 14099 слов

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный ...

... доказательством силы». Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он ... просторами зачинающейся весны в России » – читаем мы в критической статье Льва Озерова «Люблю грозу в начале мая…(История одного стихотворения)» – «Шестнадцать алмазных строк русской лирики Тютчев хранил в своей ...

Однако, особое внимание Тютчев уделяет природе не только как объекту наблюдения, но и как духовной сущности. В своих стихах он пишет:

“Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык… .”

Тютчев отвергает представление о природе как неживом и бездушном существе, утверждая, что в ней есть душа, свобода и язык. Он видит в природе живую сущность, способную выражать свои чувства и эмоции.

Фет и его манера письма

Афанасий Афанасьевич Фет, в свою очередь, является новатором своего времени в области стихотворного искусства. Он обладает тонким лирическим даром и своими произведениями придает поэзии неповторимое очарование и прелесть.

Фет был новатором во многих отношениях. Он не ограничивался традиционными нормами и раскрепощал слово, стремясь выразить свою душу и чувства. В его стихах природа очеловечена и описана с большим вниманием к деталям.

Одно из примеров такого описания можно найти в стихотворении Фета, где весна сходит на землю “невестою-царицей”. Поэт детально описывает природу, не упуская ни одного штриха:

“Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,”

Фет придает природе голос и эмоции, делая ее ближе и понятнее для читателя.

Общие черты и темы поэзии Тютчева и Фета

Оба поэта объединяют вечные темы: природа, красота и любовь. Их поэзия является выражением богатой внутренней жизни авторов, отражением их мыслей и чувств. Природа играет особую роль в творчестве обоих поэтов.

Тютчев изображает природу с помощью ярких образов и метафор, создавая картины, которые остаются в памяти читателя. Он видит в природе не только внешнюю красоту, но и ее внутреннюю сущность.

Фет, в свою очередь, описывает природу с большим вниманием к деталям, придавая ей голос и эмоции. Его стихи наполнены нежностью и тонкими нюансами.

Таким образом, стихотворения Тютчева и Фета являются важным наследием русской литературы, отражающим богатство и разнообразие природы, а также глубину человеческих чувств и эмоций.

Серебро и колыханье Сонного ручья…

Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь – радость, восторг, «весна в груди». В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано им самим. Наиболее трогательным является «Денисьевский цикл», посвященный Е.А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева – «неразгаданная тайна», «живая прелесть дышит в ней».

Фет и его тема любви

Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич – девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его.

Любовь и горечь утраты в творчестве Тютчева и Фета

В творчестве замечательных русских поэтов Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души – любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

5 стр., 2267 слов

Биография Тютчева, Жизнь и творчество Тютчева

... в журнале «Русское слово» была помещена статья А. А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой говорилось о нем как о ... ». Говоря о необычных способностях своего «одаренного от природы» воспитанника, Раич упоминает о том, что «по тринадцатом ... же году стихи Тютчева вышли отдельным изданием. Появление сборника стихов Тютчева было большим событием тогдашней литературной жизни. В «Современнике» ...

Различия в творчестве Тютчева и Фета

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был неотделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Лирика Тютчева и Толстого: отображение внутреннего мира человека в природе

Писатели и поэты в разное время и с разных ракурсов смотрели на природу и включали ее в свои произведения. Лирика Федора Тютчева и Льва Толстого — одна из ярких наглядностей того, что природа, отражая наши чувства и состояние души, может помочь понять себя и мир вокруг. При этом, у каждого поэта есть свой стиль, свой путь и приоритеты во вхождении природы в их произведения.

Природа в лирике Тютчева

Одним из основных мотивов лирики Тютчева является тема природы и любви, которые взаимосвязаны и вместе описывают состояние внутреннего мира человека. В этих взаимосвязанных мирах Тютчев находил вдохновение и отражал свои ценности и мысли.

Федор Тютчев нашел свой путь в описании природы своей родины — России. Он видел Россию во всех ее проявлениях: деревня, пустыня, лес, река. Он создавал невероятно яркие картины, описывающие природные явления и используя иногда противоположности: зелень и белоснежный снег, солнце и листву javes.

В произведениях Тютчева мы найдем образы различных времен года, подробное описание проснувшегося леса, туго спящий зимний пейзаж и многие другие яркие образы. За его сложным языком и эстетической палитрой скрываются тончайшие нюансы и философские истины, скрытые за каждой из природных красок.

Одним из примеров прекрасного описания является стихотворение «Деревня», в котором автор, описывая красоту родной деревни, подчеркивает ее значимость для себя в чаше «aesli sern». В этом стихотворении можно ощутить любовь к Родине и верность культурным и традиционным связям, которые она представляет, несмотря на трудности времени и места.

Природа в лирике Толстого

Лев Толстой в своих произведениях использовал природу как способ выражения бытийных вопросов и нахождения смысла в жизни. Он представлял ее в качестве главного компонента мироздания и сущности всего сущего.

В его романах «Анна Каренина» и «Война и мир» часто встречаются описания природы, которые живо и ярко передают настроения и эмоции главных героев. Так, герои общаются с природой и через нее лучше понимают свои чувства и переживания.

Также Толстой использовал элементы природы для создания образов своих героев. Например, в романе «Анна Каренина» Анна как бы вписывается в незримое поле амарантов на фоне пышной растительности и теплых окрасок, а Вронский мысленно пытается сократить расстояние, разделяющее их, всех своими силами, проходя сквозь золотую камышовую эстакаду.

5 стр., 2390 слов

По стихотворениям Федора Тютчева о любви

... поступки. Даже если однажды в любви не повезло, нужно быть уверенным, что в следующий раз все будет намного лучше. Гумилев леопард краткое содержание для читательского дневника Вы не ... невзаимная и трагическая, все же неотъемлемая часть нашей жизни и существования. Лирика Тютчева Федора Ивановича помогает нам изведать любовь сквозь его стихи, где она содержит в себе ...

Таким образом, природа во всеобразии своих форм, цветом и текстурой, заставляет совершенствоваться человека, расширять его реальное мировоззрение и помогает обрести прозрачность, сближающую всех в едином и самобытном мире.

Вывод

Тютчев и Толстой в своей лирике использовали природу для образования образов, отражения состояний души, для выражения мыслей о жизни в целом. Природа помогла им открыть на бумаге свой внутренний мир и поделиться им с читателями. Способность поэтов красочно и точно передавать окружающий мир, а также найти в нем глубокую философский и культурно-исторический смысл, помогает и нам, читателям, лучше понять мир и свою Родину и всегда оставаться оберегом природы.

Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души — любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

Для них, поэтов-романтиков, природа — это мерило прекрасного, она противопоставляется дисгармонии общества. Мифологические, фольклорные мотивы звучат в творчестве Тютчева и Фета. «Конь морской» с «бледно-зеленой гривой», «чародейка-зима», прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга — все это дети Великой Матери-Природы, которой поклоняется Тютчев.

Радостное юношеское мироощущение, выраженное в стихотворениях «Весенняя гроза» и «Весенние воды», где резвится гром, Геба, смеясь, проливает свой кубок, мчатся вешние воды, сменяется более спокойной, умиротворенной картиной. Осенняя природа увядает «с кроткой улыбкой». «Сумрак тихий, сумрак сонный» должен утолить все печали, дать поэту «мглу самозабвенья». «Хрустальны» дни золотой осени, но ночью ветер поет о страшном хаосе, который может проснуться для новой бури и разрушить гармонию.

Поэту, похоронившему близких людей, сентябрь кажется «холодно-бесцветным». Ночное небо погружено в «вялый, безотрадный сон», похожий на забвенье смертельно больного человека. Поэт задается вопросом: когда потеряна связь человека с природой, почему «душа не то поет, что море», почему люди не чувствуют «созвучья полного в природе»? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Афанасий Фет — один из выдающихся поэтов русской литературы XIX века. Основной темой его поэзии является гармоничное слияние всего живого. Проникая в самые тонкие нюансы природы, Фет стремится передать игру света и тени, трели птиц и запахи цветов. В его стихотворениях создается идеальный мир, где царит красота и великолепие.

Поэт сравнивает свое творчество с песней, которой нужна только красота. Он утверждает, что красота не нуждается в песнях, она существует сама по себе. Это стало его творческим кредо на протяжении всей жизни.

2 стр., 962 слов

Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета

... Всё его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление. Сочинение Тема любви в лирике Фета Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал в ... в любовную лирику Фета, которая наполнена воспоминаниями и переживаниями. В своём творчестве, великий поэт Афанасий Афанасьевич Фет описывает любовь во всей её красе. Вероятнее всего, жизнь поэта ...

Фет обращает особое внимание на природные явления и их влияние на душу человека. Зимняя буря вызывает в его душе мрачное настроение, а солнечное летнее утро наполняет его счастьем и готовностью служить. Перед отлетом ласточек и журавлей тяжело на душе, а весной растущая ржа и тщетность пребывания в тесных границах мирской жизни хочется лететь к безбрежью.

Как и у Фета, природа оживает и у Тютчева. Деревья и светила обретают своеобразную жизнь в их стихах. Ель завешивает тропинки рукавом, а луна робко смотрит в очи.

Однако, в отличие от Тютчева, у Фета чувства переживают цикличность жизни и ее непредсказуемость. Любовь, роковая и губительная, скорбь прощания с близкими людьми, одиночество и ожидание смерти — все эти переживания Фет отразил в своих стихах.

Особое место в творчестве Фета занимает «Денисьевский цикл», посвященный возлюбленной и матери его детей. В этих стихах он выражает чувства женщины, ее тоску, негодование и любовь. Общество поругивает искренние чувства, но она сохраняет чистоту своей души. Поэт испытывает чувство вины и страдает от невозможности исправить прошлое. Он выражает свою боль в стихах, описывая, как буйная страсть убивает то, что ему дорого.

Однако, помимо темных переживаний, у Фета есть и светлые стихи о любви, полные легкой грусти. Он описывает встречу с возлюбленной и выражает свою страсть и горе после ее смерти, признаваясь в отчаянии и жалея, что сердце его не разорвалось на клочки.

По мере течения времени, чувства Фета успокаиваются. Он обретает терпение и умение переживать все, что жизнь приносит. Вместе с этим, он ощущает свое одиночество и изнеможение, но сохраняет в себе силы пережить все неизбежные изменения. Слезы его становятся неистощимыми и непонятными окружающим, как осенний дождь.

Фет и Тютчев, два выдающихся русских поэта XIX века, имели разные взгляды на любовь, жизнь и Родину. Для Фета, воспоминание о трагически погибшей возлюбленной Марии Лазич не оставляло его всю жизнь. Ее образ стал эталоном нравственности и преданности. Фет считал, что духовно они всегда вместе и он несет свет этой любви через жизнь.

Однако, Фет также преклонялся перед «красотой иной». В его стихотворениях женщины были опоэтизированы и представлялись возвышенными существами. Они были либо олицетворением чувственной Евы, либо «молодыми владелицами сада», безмолвными и замкнутыми в своем превосходстве. Фет считал, что их красота преувеличена и возведена на пьедестал. Женщины для него были скорее объектами преклонения, нежели живыми людьми, способными думать, действовать и бороться.

В отличие от Фета, у Тютчева любовь представлялась более динамичной и страстной. Для него это было соединение и поединок двух сердец. Он также задумывался о жизни и смерти, смысле поэзии и своей любви к Родине. Тютчев подчеркивал, что стихотворец редко служит властям и часто не понимается народом. Он призывал поэта молчать и таить свои мысли, так как «мысль изреченная есть ложь».

Тютчев также верил в чудеса и несказанное. Он надеялся на сочувствие и верил, что не все, что было здесь, увянет и пройдет. Для него поэзия была способом уйти от реального мира и вырваться из обыденности. Она уносила его в мир стремлений, преклонений и молитв. Вдохновение появлялось у него непроизвольно, и стихотворение складывалось легко, словно песня птицы. Человеческий язык был слишком беден, чтобы передать всю гамму чувств, но поэт должен был стараться схватить на лету и закрепить «темный бред души и трав неясный запах», чтобы остановить прекрасное мгновение.

2 стр., 609 слов

Сочинение по стихотворению последняя любовь тютчев

... чувствовал! И я это пережил!" Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене ... Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью ...

Для Тютчева любовь к Родине и вера в ее великое будущее были очень важны. Он даже дал определение России, которое стало хрестоматийным: «Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить».

У Фета не было стихотворений, декларирующих его верность Родине. Однако только человек, влюбленный в Россию, мог так тонко описать ее неброскую и скромную природу.

Любовь у Тютчева и Фета

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

Особенностью стихотворений Тютчева является их космическая окраска. Он описывает любовь как нечто великое и мощное, сравнивая ее с горящим славой звездного небосвода. В его стихах мы плывем в пылающей бездне, окруженные таинственным великолепием глубин. Тютчев опережает свое время и становится предшественником поэтов «серебряного века».

Фет, в свою очередь, обращается к теме любви с более личной и интимной ноткой. Он описывает свои собственные переживания и воспоминания о любви. В его стихах мы видим картину полуночной бездны, куда он несется или откуда к нему приходят сонмы звезд. Фет задумывается о смысле жизни и мироздания, и его любовная лирика переплетается с философскими размышлениями о времени, смерти и вечности.

Тютчев и Фет, каждый по-своему, раскрывают тему любви. Они показывают, что любовь может быть великой и космической, а может быть личной и интимной. Их творчество объединяет всех людей, независимо от политических взглядов и убеждений, в уважении и любви к русскому культурному наследию.

Тема любви в творчестве Тютчева полностью раскрывается в лирическом цикле, который написан в честь Е. А. Денисьевой. До 50-х годов прошлого века женская тема в поэзии Тютчева занимала второстепенное место, и образы женщин появлялись редко. Однако с появлением цикла стихотворений, посвященных Денисьевой, Тютчев начинает включать в свою лирику сложные и многосторонние образы женщин. Он одним из первых поэтов пытается разглядеть мир глазами женщины и изобразить ее внутренний мир.

Предшественники Тютчева в любовной лирике, Пушкин и Лермонтов, сконцентрировались на описание своих собственных переживаний и чувств, не обращая особого внимания на душевные состояния женщин. В этом отношении Тютчев следует традиции Некрасова и создает цикл стихотворений, главной героиней которых является Денисьева. Она становится центром внимания даже больше, чем сам герой.

Чтобы полностью понять смысл стихотворений этого цикла, необходимо знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой. Уже будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Он не скрывал своих чувств и даже не обращал внимания на мнение общества. Однако для Денисьевой жизнь стала настоящим адом – она была отвергнута петербургским светом и ее перестали принимать в салоны и дома. Не смотря на это, Тютчев продолжал вести двойную жизнь и не считался с неприязнью окружающих.

2 стр., 987 слов

Любовь в жизни Гринева — для 8 класса

... и задач, и при этом идти до конца. Любовь в жизни Гринева Несколько интересных сочинений Русский язык очень богат, он включает в себя множество различных частей речи, которые могут быть ... семью. Это доказательство того, что любовь Марии и Петра была искренней, чистой и настоящей. 2 вариант Можно сказать о том, что месту любви в жизни Гринева в произведении отведено достаточно много ...

Основная тема любовной лирики Тютчева в этом цикле — это чувство вины лирического героя за страдания, которые он причинил возлюбленной:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы – это частая черта любовных стихотворений Тютчева. Толпа представляет собой символ суеты и неразберихи, которые наносят ущерб самым драгоценным и возвышенным чувствам женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело…

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала…

  • это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь – это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит…

Я стражду, не живу… им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! –

Пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении “Весь день она лежала в забытьи…” Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Денисьевский цикл – это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет и не может…

Нет ни полета, ни размаху –

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья…

Влияние трагической потери на творчество Тютчева и Фета

Трагическая потеря возлюбленных имела существенное влияние на творчество А. Ф. Тютчева и И. А. Фета. Оба поэта пережили глубокую боль и горе, которые отразились в их стихах.

1 стр., 484 слов

Творчество А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (Сравнительный анализ)

... Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Тема любви в поэзии Тютчева звучит по - другому. Его стихотворения проникнуты отчаянием и тоской. Тютчев убеждён в том, что ... Я, царь земли, прирос к земли!.. Итак, А.А. Фет восхищается красотой окружающего его мира, радуется жизни, тогда как взгляды Ф. И. Тютчева на жизнь и мир в целом более трагичны ...

Тютчев и его возлюбленная

Жизнь в тяжелой обстановке и постоянные переживания негативно сказались на здоровье Тютчева, что, в конечном итоге, привело к его смерти. Однако, даже после смерти возлюбленной, Тютчев не прекращает писать стихи, посвященные ей. В его душе умирают все лучшие воспоминания о ней, и он ощущает, что прошлое уже не веет легкой тенью, а лежит под землей, как труп. Он молится Богу, чтобы не забыть ему о своей возлюбленной, и просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним.

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

Фет и его потеря

В жизни Фета также произошла огромная потеря — трагическая смерть его возлюбленной Марии Лазич. Это событие сильно изменило Фета и его взгляды на жизнь и искусство. Он начал разделять свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. В поэзию Фет переносит только идеальную сферу. Теперь в нем живут две личности — жестокий и прагматичный помещик, и мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал идеологом «чистого» искусства, уверенным в том, что действительность и поэзия несовместимы, и что в поэзию не должны проникать отголоски реальной жизни. Для него красота — это природа, любовь и музыка. Все его стихотворения посвящены этим идеалам, причем любовь занимает особое место.

Таким образом, трагическая потеря возлюбленных сильно повлияла на творчество Тютчева и Фета. Они переживали глубокую боль и горе, что нашло отражение в их стихах, их взгляды на жизнь и искусство изменились, и они стали писать о красоте, любви и природе как идеалах, которые превосходят реальность.

Определение любви в стихотворениях Фета

Любовь, по Фету, – это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение “Шепот. Робкое дыханье…”.

Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих “мирах” поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен. Это придает ему особую мелодичность, напевность.

Вообще музыкальность – это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

Романтические оттенки в стихотворении «На заре ты ее не буди…»

“На заре ты ее не буди…” – один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

Выражение чувств через музыку

В стихотворении “Сияла ночь…” героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Влияние первой любви на творчество Фета

У Фета нет конкретного цикла “любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл “Вечерние огни”, в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

Введение

Любовь и память — два важных аспекта жизни каждого человека. Они способны запечатлеться в сердцах и душах на протяжении долгих лет, переживая время и пространство. Именно об этих двух аспектах говорит нам поэт Афанасий Фет в своих стихотворных произведениях.

Тело работы

Роль памяти в творчестве Фета

Для Фета память играла огромную роль в его жизни и творчестве. Он мог взглянуть на звезды и видеть отражение своих отношений с возлюбленной. Память была для него источником вдохновения и возможностью сохранить воспоминания о любимой женщине. В отличие от другого великого русского поэта Тютчева, который со временем забывал образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич. Он оставался преданным и рабом ее любви до самой старости. Даже память говорила ему, что между ними могила, но он не верил в то, что она его забыла. В его сердце горел огонь любви и преданности.

Слияние в одном мире

Фет не только хранил воспоминания о своей умершей возлюбленной, но и ощущал, что они навсегда слиты в одном мире — мире поэзии. Он верил, что они нераздельны и не могут быть разлучены. Для него важно было узнавать в новом женском образе красоту и душу своей любимой. Он ощущал дуновение прошлой нежности и содрогался от счастья, испытывая умиление перед красотой и любовью. Это слияние в одном мире стало основой его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Он полностью отдавался своим чувствам и упоению, которые вызывала в нем любимая женщина. Любовь для Фета — это всегда радость и счастье, которые невозможно заменить ничем другим в жизни.

Заключение

Афанасий Фет — поэт, чье творчество пронизано любовью и памятью. Он умел сохранять воспоминания о своей возлюбленной и находить в них источник вдохновения. Он верил, что любовь и память способны преодолеть время и пространство, сливаясь в одном мире поэзии. Его песни любви отражают восторг, счастье и умиление перед красотой и любимым человеком. Любовь для Фета — это не только сила и страсть, но и источник счастья, который нельзя заменить ничем другим.

В раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета прослеживается большое количество различий, но несмотря на это, оба поэта также имеют сходства. Их любовные стихотворения посвящены переживаниям, связанным главным образом с одной возлюбленной женщиной. И интересно, что эти переживания остаются постоянными для каждого из поэтов, они не изменяются со временем.

Однако чувства и настроения любовной лирики в творчестве этих двух поэтов отличаются, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь представляется роковой страстью, причиняющей страдания и боль и героине, и герою, связанная с чувством вины. Вся жизнь и даже сама жизнь за мгновения счастья становятся платой для возлюбленных.

В то же время любовная лирика Фета, хоть и отражает его личную трагедию, пронизана светлыми и радостными тонами, связанными с воспоминаниями о первой любви.

Оба они передают всю гамму чувств и переживаний, связанных с любовью: от упоения и восторга до боли и страдания. Поэтому даже современный читатель, не знакомый с личными историями поэтов, может легко понять их стихотворения, найти в них отражение своих собственных переживаний и настроений.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин в 70‑е годы заявил, что никто не осмелится петь песни о соловьях и розах. В случае с Фетом тема любви стала основополагающей во всем его творчестве до конца его жизни.

Создание великолепных стихов о любви объясняется не только талантом и божественным даром поэта. У Фета есть реальная автобиографическая основа для этого. Он вдохновлялся своей молодостью и любовью к дочери сербского помещика Марии Лазич. Их любовь была высокой, неугасаемой и трагичной. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, но все же перед смертью она сказала: «Виноват не он, а я!» Обстоятельства ее смерти так и не были установлены, а также остается неизвестным, когда и где родился сам Фет. Существуют основания полагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тяжести потери веками тяготило Фета, и результатом этого стал двойственный характер его творчества.

Сопоставление характера Фета и его поэтического мира

Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета — миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворениях. Всю жизнь Жуковский верил в соединение с Машей Протасовой в другом мире, он жил этими воспоминаниями. Фет также погружен в свой собственный мир, ведь только в нем возможно единение с любимой. Фет ощущает себя и любимую (свое “второе я”) нераздельно слитыми в другом бытии, реально продолжающемся в мире поэзии: “И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить”. (“Alter ego”.) Поэт постоянно ощущает духовную близость со своей любимой. Об этом стихотворения “Ты отстрадала, я еще страдаю.”, “В тиши и мраке таинственной ночи.”. Он дает любимой торжественное обещание: “Я пронесу твой свет через жизнь земную: он мой — и с ним двойное бытие” (“Томительно-призывно и напрасно.”).

Поэт прямо говорит о “двойном бытии”, о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь “бессмертие” его любимой, что она жива в его душе. Действительно, для поэта образ любимой женщины на протяжении всей жизни являлся не только прекрасным и давно ушедшим идеалом другого мира, но и нравственным судьей его земной жизни. В поэме “Сон”, посвященной также Марии Лазич, это ощущается особенно четко. Поэма имеет автобиографическую основу, в поручике Лосеве легко распознается сам Фет, а средневековый дом, где он остановился, также имеет свой прототип в Дерпте. Комическое описание “клуба чертей” сменяется неким морализаторским аспектом: поручик колеблется в своем выборе, и ему вспоминается совсем иной образ — образ его давно умершей любимой. К ней он обращается за советом: “О, что б сказала ты, кого назвать при этих грешных помыслах не смею”.

Литературовед Благой в своих исследованиях указывает на соответствие этих строк словам Вергилия к Данте о том, что “как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники ему дается Беатриче”. Образ Марии Лазич (а это, несомненно, она) для Фета является нравственным идеалом, вся жизнь поэта — это стремление к идеалу и надежда на воссоединение.

Анализ любовной лирики Фета

Любовная лирика Фета, хотя наполнена чувством надежды и упования, также несет в себе глубокую трагичность. Чувство любви, по мнению поэта, является противоречивым, оно не только приносит радость, но и причиняет муки и страдания. В стихах Фета часто встречаются сочетания, объединяющие радость и страдание, такие как «блаженство страданий» и «сладость тайных мук».

Одним из примеров такого двойственного смысла является стихотворение «На заре ты ее не буди». Сначала перед нами кажется безмятежная картина утреннего сна девушки. Однако уже во втором четверостишии возникает напряжение, которое разрушает это безмятежное состояние: «И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон». Использование «странных» эпитетов, таких как «утомительный сон», указывает на болезненное состояние, приближающееся к бреду.

Далее стихотворение объясняет причину этого состояния и достигает своего пика: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Напряжение нарастает, а в последнем четверостишии картина полностью меняется, оставляя читателя в недоумении: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас к гармонии первых строк, но уже на новом уровне. Призыв «не буди ж ты ее» звучит уже почти истерично, как крик души.

Аналогичное эмоциональное напряжение присутствует и в стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад.», посвященном Татьяне Берс. В нем тихая картина ночного сада сменяется бурей в душе поэта: «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей».

Фет противопоставляет «томительную и скучную» жизнь «сердца жгучей муке». Для него цель жизни сосредоточена в едином порыве души, даже если эта душа горит дотла. В стихотворении «Когда читала ты мучительные строки.» Фет удивляется, что никто не заметил, как он сгорел от страсти: «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: там человек сгорел!».

Однако, пережив настоящую любовь, Фет не опустошен, а сохраняет свежесть этих чувств и образ любимой в своей памяти на протяжении всей своей жизни.

В постижении тайн любви и ее воспоминаний Фету помогает его исключительно прочная поэтическая память. Он способен писать о любви в столь юном возрасте, исходя из воспоминаний прошлых лет. В своем письме к Полонскому, Фет рассказывает о воспоминаниях, служащих источником для написания стихотворения «На качелях», которое было создано в 1890 году, но восходит к событию, произошедшему с ним сорок лет назад. Вспоминая девушку, с которой он гулял на качелях, Фет описывает, как ее платье трещало от ветра, словно передавая звуковую деталь. Для поэта-музыканта такие звуковые образы и переливы являются важными и запоминающимися. Вся поэзия Фета построена на этом принципе.

Тургенев, оценивая талант Фета, заявлял, что ждет от него стихотворения, в котором последние строки нельзя передать словами, а лишь безмолвным шевелением губ. Прекрасным примером такого стихотворения является «Шепот, робкое дыханье.» Оно построено исключительно на существительных и прилагательных, без использования глаголов. В здесь используются запятые и восклицательный знак, чтобы передать величие и напряжение момента, создать реалистическую конкретность. В результате получается точечный образ, который при близком рассмотрении выглядит хаотичным, но при отдалении обретает точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию на фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений, особенно в отношении любовных переживаний и воспоминаний. Он использует сгущение красочных мазков, наподобие работ Монэ, чтобы передать кульминацию и четкость образа возлюбленной. Но какой она? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в стихотворениях Фета, в его словах, передающих моменты любви и отражающих его прочную поэтическую память.

“Я знаю твою страсть к волосам”, — говорит Григорьев Фету о его рассказе “Кактус”. Эта страсть не раз проявляется в фетовских стихах: “люблю на локон твой засматриваться длинный”, “кудрей руно златое”, “тяжким узлом набежавшие косы”, “прядь пушистая волос” и “косы лентой с обеих сторон”. Хотя эти описания и носят несколько общий характер, тем не менее создается довольно четкий образ прекрасной девушки. Чуть по-другому Фет описывает ее глаза. То это “лучистый взор”, то “недвижные очи, безумные очи” (аналогично стихотворению Тютчева “Я очи знал, о эти очи”).

“Твой взор открытой и бесстрашней”, — пишет Фет, и в этом же стихотворении он говорит о “тонких линиях идеала”. Любимая для Фета — нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: “Идеальный мир мой разрушен давно”. Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении “Долго снились мне вопли рыданий твоих”. Поэт называет себя “несчастным палачом”, он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились “две капельки слез” и “холодная дрожь”, которые он в “бессонные ночи навек перенес”. Это стихотворение окрашено в тютчевские тона и вбирает в себя и тютчевский драматизм.

Биографии этих двух поэтов во многом сходны — оба они пережили смерть любимой женщины, и безмерная тоска по утерянному давала пищу для создания прекрасных любовных стихотворений. В случае с Фетом этот факт кажется наиболее странным — как можно сначала губить девушку, а затем всю жизнь писать о ней возвышенные стихи? Мне кажется, что потеря произвела на Фета столь глубокое впечатление, что поэт пережил некий катарсис, и результатом этого страдания явился гений Фета — он был допущен в высокую сферу поэзии, все его описание любимых переживаний и ощущение трагизма любви так сильно действует на читателя потому, что Фет сам пережил их, а его творческий гений облек эти переживания в стихотворную форму. Только могущество поэзии смогло передать их, следуя тютчевскому изречению: мысль изреченная есть ложь, Фет сам неоднократно говорит о могуществе поэзии: “Как богат я в безумных стихах”.

Любовная лирика Фета дает возможность глубже проникнуть в его общефилософские, а соответственно, и эстетические взгляды, как говорит Благой, “в решение им коренного вопроса об отношении искусства и действительности”. Любовь, так же как и поэзия, по Фету, относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок