Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н.Островского

Сочинение

Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза»)

В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем «жестокого мира».

В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения, в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.

Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добро­любов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жес­токости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном соб­ственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмот­реться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и сле­дование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям. Ну а как же не по­учать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника. Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар — не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки. Жертву свою она «поедом ест», «точит <�…>, как ржа железо».

Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» гово­рит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, ко­рит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

«Жестокий мир» дома Кабановых основан на подчинении, приказа­нии, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варва­ра, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, «что хочешь, только бы шито да крыто было». В том же разговоре с Катериной она признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Так же поступает и Тихон.

9 стр., 4324 слов

Был ли иной путь у екатерины. Был ли выход у Катерины Кабановой? ...

... действительность снова возвращает ее на землю. А там — унижение и страдание. Грех и признание Катерина совершает ошибку. Она влюбляется в Бориса и изменяет мужу. Сочинение «Был ли иной путь у Катерины из пьесы «Гроза»» — письменная работа, план ...

Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно вырази­ла Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения меж­ду собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты ми­мо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие чет­вертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растеряв­шись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Материал с сайта //iEssay.ru

В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: «<�…> У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спу­щены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих до­машних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запо­рами, невидимых и неслышимых! <�…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях ме­ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. <�…>». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • образ жестокого мира в драматургии островского граза
  • пьеса гроза островский в чем видит жестокость куличин
  • Образ жестокого мира в драматургии Островского.
  • гроза у всех давно ворота заперты собаки спущены
  • образ жестокого мира в драматургии островского гроза

referat5vip.ru

Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта её сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление даёт возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм «Бесприданницы» — это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи бы то ни было схемы и догмы, веривший в правоту своего понимания жизни, в обоснованность своих идейно-художественных принципов. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые расположены в соответствии с логикой положений и ситуаций. В очередной раз Островский в центр пьесы ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной стороны. Автор противопоставляет холодному, бездушному расчёту и эгоизму искренность, доверчивость «горячего сердца». Ларису Огудалову, как и Катерину в пьесе «Гроза», окружает «тёмное царство». Представителями его являются Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Они опутывают героиню плотным кольцом, противопоставляя свои лицемерные представления о жизни чистым стремлениям «белой чайки», так переводится с греческого языка имя Лариса.

46 стр., 22588 слов

Мир купечества у гоголя и островского сообщение. Александр Николаевич Островский

... у женихов своей дочери. Отличительные черты купечества Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский ... и Н. А. Найденова Новизна исследования заключается в использовании произведений драматургии ... говорит о нём сам автор. Островский ... Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и ... два мира: мир денег, ...

Первыми из представителей «тёмного царства» на сцене появляются Кнуров и Вожеватов. Включая Кнурова и других персонажей в орбиту нашего внимания, Островский использует распространённый в драматургии приём предварительных характеристик. Они, разумеется, субьективны и выражают не столько точку зрения драматурга, сколько высказывающего их персонажа. Так, Гаврила характеризует Кнурова через его сравнение с Вожеватовым. Всё различие между ними заключается лишь в том, что Вожеватов «малодушеством занимается; ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет». В списке действующих лиц читаем, что «Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Теперь о его имени. По словарю Даля, «кнур» – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров. Это цивилизованный «идол», миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: «Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев,— ну что за знакомство для меня!».

У Кнурова и имя, и отчество необычны, подобранные к определённому интонационному звучанию и символическому значению. А имя, Василий Данилович, – обиходное и распространённое. «Вожеватый», по Далю, обозначает — обходительный и приветливый человек, занимательный собеседник. Но таков ли он, этот обходительный и приветливый купец? По ходу пьесы мы видим, что Вожеватов холодный и здравомыслящий человек. Ему неизвестна потребность в том, что «любовью-то называют». Чувство, названное Стендалем «безумием, доставляющим человеку величайшее наслаждение», вовсе ему незнакомо, и он по этому поводу нисколько не сокрушается. Кстати, слово «любовь» Кнуров употребляет в пьесе единственный раз, когда подозревает Вожеватова в способности её испытывать. Видимо, взгляд на любовь у этих героев совпадает. Кнуров женат, Вожеватова мысль о женитьбе не привлекает, Лариса для них недостижима. Они вынуждены признать: «Хорош виноград, да зелен». Но вскоре выясняется, что они оба хотели бы «прокатиться на выставку» в Париж с Ларисой. Кнуров с завистью говорит о молодости Вожеватова, о его молодой горячности и способности к порывам, однако, Вожеватов решительно отвергает такое о себе представление: «Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам».

Здесь в пьесе появляется тема купли-продажи человека, как товара. Эта тема получает свое логическое развитие в четвёртом действии, в одной из самых жестоких сцен пьесы, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой. Это счастье достаётся Кнурову. В согласии Ларисы никто не сомневается. Кнуров имеет возможность предложить Ларисе содержание – столь громадное, что заставит замолчать самых злых критиков чужой нравственности. Виновником такого положения Ларисы является Паратов. Этот персонаж характеризуется так: «Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Не правда ли, тут всё благозвучно и даже изысканно? Фамилия, однако, тоже не только звучит красиво, но и ещё кое что значит. На языке охотников, паратый – сильный, быстрый зверь. Перед нами – барин из судохозяев, несущий в себе нечто звериное, а может быть, и хищное. Какие разные они люди – Паратов и Вожеватов! Один – дворянин и барин – пленителен, обаятелен, смельчак. Для него, согласно его словам, «ничего заветного нет». Другой – молодой купчик – осмотрителен, ни на какие порывы не способен. Однако, при всём различии, обнаруживается в них нечто общее. Ведь фразу-то свою, что «ничего заветного нет», Паратов кончает словами: «Найду выгоду, так всё продам, что угодно».

6 стр., 2658 слов

Бесприда нница пьеса александра николаевича островского

... Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и ... Вожеватов ("очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница ...

Начинает свою фразу Паратов как человек широкой души, по-барски, по-молодецки, а кончает по-вожеватовски, по-деловому. Таким образом, Паратов в пьесе — фигура драматическая. Добро и зло всё ещё борятся в его душе. И Островский показывает читателю, как дух делячества полностью овладевает героем. Отказываясь от Ларисы, Паратов становится неотделим от Кнурова и Вожеватова. В финале Паратов и Вожеватов – родственные натуры: каждый из них думает о выгоде. И каждый из них нуждается в шуте. Им нужен шут без имени, без отчества, обезличенный и приниженный. На эту роль идеально подходит Юлий Капитоныч Карандышев, «молодой человек, небогатый чиновник». Тут имя римского императора нарочито сочетается с очень бытовым, прозаическим отчеством. А фамилия? У Даля «карандыш» – коротышка, недоросток. В фамилии явно содержится нечто уничижительное. Юлий Капитоныч ставит себя в положение шута поневоле. Он унижает себя, намереваясь возвеличиться. Карандышев болезненно обидчив и вместе с тем не чувствует наносимых ему обид. Этот образ по ходу действия из-за своей серости не обращает на себя особого внимания. Лишь в конце третьего действия из-под шутовской маски, надетой Карандышеву Паратовым с Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо.

В финале Карандышев становится убийцей Ларисы. Карандышевскую тему самолюбия, тему уязвлённого и болезненного ощущения своей неполноценности подхватывает и развивает, как это не странно, Паратов. Они совсем разные по общественному положению, по воспитанию и уму. Но в ходе сложной борьбы друг с другом выявляется нечто для нас неожиданное. Победитель женских сердец и мелкий неказистый чиновник – оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть, а какими хотели бы казаться. Лёгким намёком здесь выявляется одна из главнейших ситуаций в пьесе.Она связывает воедино барина и его шута: личность, претендующую на значительность, с призванной потешать её безличностью. Развитие галереи образов жестокого мира в пьесе «Бесприданница» даётся автором не опосредовано, а через главную героиню Ларису Огудалову. Все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев, несмотря на всю кажущуюся комичность этого героя. Но он был и остался единственным из всех четырёх, кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Таково логическое развитие этого образа. В четвёртом действии Паратов тоже раскрывается для читателя с неожиданной стороны. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза и понять, что он тоже – всего только вещь, уже купленная богатой невестой.

14 стр., 6910 слов

Женские образы в пьесе Бесприданница Островского

... женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский ... в роли Ларисы из к/ф “Бесприданница” 1936 ) Лариса из Пьесы «Бесприданница» ... в обществе. Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха” Школьное сочинение В заключительной части статьи “Луч света в ...

Действующие лица Островского, данные в глубоко реалистичной обусловленности, возникают перед нами как живые, покоряя и огромной степенью типизации, и неповторимой индивидуальностью. Всевластие денег, с которыми можно вершить любые дела, и не только в области коммерции и промышленности, но и в других сферах жизни, становилось в пореформенной эпоху (особенно в 70-х годах) одной из главных тем художественной литературы. И «Бесприданница» проникнута протестом против этого всевластия. Но всё же, мотив купли-продажи, бессилия бедности и всевластия денежного мешка тут трансформируется, сливается с другими. Главным для Островского было показать не столько социальную подоплёку сложившейся ситуации, а её нравственно-духовный аспект. Таким образом, к созданной ситуации автор обратился для того, чтобы увидеть её не как бытовую, а как социально-психологическую, связанную с жизненными противоречиями, порождёнными новой, пореформенной эпохой. Так образно преломляется у Островского весьма характерный для буржуазного общества тип отношений, который вынуждает человека быть либо палачом, либо жертвой.