Уроки доброты в рассказе уроки французского распутина 6 класс

Сочинение

https://sochinenie212.wordpress.com/2017/04/06/uroki-dobroty-v-rasskaze-uroki-francuzskogo-sochinenie/

Уроки доброты в рассказе уроки французского распутина 6 класс 1 ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Валентин Распутин — русский писатель, наш современник.

Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения связаны с судьбой его земляков, их радостями и печалями, ошибками и победами, надеждами и разочарованиями.

Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго.

Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.В рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику».

Но по своей натуре он — чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других ребят, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость.

Он недоедает, и у него нет другого способа раздобыть так необходимые ему средства. Мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах- обманывать эту добрую женщину. Он открывает ей душу, рассказывая о трудностях своей жизни.

Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому — но это только благовидный предлог. В действительности ее глубоко взволновала судьба ребенка. Она стремится как-нибудь помочь мальчику, попавшему в сложную ситуацию, но у него есть гордость, поэтому он не соглашается принимать эту помощь просто так.

Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Лидия Михайловна пониманием относите я к его позиции, находит выход, как ей кажется, логичный в такой ситуации. Она предлагает ему играть с ней — сначала просто так, затем — на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему.

13 стр., 6450 слов

Образ главного героя в произведение «Уроки французского»

... произведения, в котором действуют герои рассказа «Уроки французского». Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”. Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, грамотным и смышленым, ...

Справедливо выигранные деньги он согласен принять. А то, что заработаны они таким образом, так ведь это была не его идея. Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связан с сомнительной компанией бездельников.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/uroki-frantsuzskogo-rasputin-v/4877-sochinenie-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogo-6-klass

Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского»

Сочинение на тему уроки доброты в <a href=рассказе в распутина уроки французского 1" width="640" height="auto">

В рассказе «Уроки французского» автор раскрывает образ учительницы Лидии Михайловны, которая и преподает герою произведения настоящий урок доброты. В центре повествования мальчишка, приехавший в районную школу из деревни.

Он из бедной семьи, постоянно недоедает, носит старую одежду и чирки, в которых не ходит больше никто и которых он сам стыдится. Мальчик сильно скучает по дому и никак не может освоиться на новом месте. Немного поправить свое положение ему помогает игра на деньги с местными мальчишками — он начинает выигрывать.

Однако лидер компании, Вадик, быстро возвращает себе первенство, вместе с другом избив удачливого мальчика и выгнав его из игры.

Несмотря на все жизненные тяготы, герой — очень умный и сообразительный мальчишка. В деревне его считали грамотеем, именно поэтому мать решила собраться с силами и отправить сына учиться. Французский язык дается ему легко, как и остальные предметы, но мальчик никак не может справиться с произношением.

Лидия Михайловна всё же обращает внимание на смышленого ученика, который плохо одет. Именно она первой видит синяки, которые герой получает вследствие своих финансовых побед, и узнает об игре на деньги.

Она быстро понимает, для чего мальчику нужны деньги, видит — он пошел на «грязное дело» только лишь из-за своего тяжелого положения.

Лидия Михайловна решает помочь мальчику. Она намеренно загружает его дополнительными занятиями и пытается сблизиться с учеником. Но он не поддается и не идет ей навстречу. Мальчик не соглашается остаться на ужин у учительницы после занятия, стремительно убегая.

А ему не так стыдно: он оправдывает себя тем, что это — честный выигрыш.

Всё заканчивается разоблачением: к Лидии Михайловне неожиданно приходит директор школы — её сосед — и становится свидетелем игры. Учительницу увольняют за такой проступок.

10 стр., 4771 слов

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. ...

... «Живи и помни». Стала читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда ... объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин ...

Но, даже лишившись работы за простое человеческое стремление помочь ребенку, она берет вину на себя и делает так, чтобы эта история никак не затронула мальчика.

А спустя какое-то время герой получает посылку от своей покровительницы — помимо макарон, которые голодающий ребенок воспринимает как чудо, в ней лежат яблоки, которых он даже не видел ни разу.

Так Лидия Михайловна своей заботой и великодушием показывает: доброта жива в людях, но случается так, что стремление помочь кому-то превыше собственных интересов. Так мальчик получает главный урок – урок доброты и самопожертвования.

Источник: http://testsoch.ru/uroki-franczuzskogo/sochinenie-na-temu-uroki-dobrotyiuroki-franczuzskogo.html

Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему «Уроки французского» уроки доброты» (VI класс)

Подготовка к сочинению рассуждению на нравственно этическую тему уроки французского уроки доброты класс  1

Источник: http://psihdocs.ru/podgotovka-k-sochineniyu-rassujdeniyu-na-nravstvenno-etichesku.html

Роль учительницы в жизни ребенка (по рассказу в. г. распутина «уроки французского»)

Роль учительницы в жизни ребенка по рассказу в г распутина уроки французского  1

6 класс

Сочинения по русской литературе, РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

(по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

1 вариант

Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества — доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.

Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка, Лидия Михайловна, — прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Ее жизненное кредо — «не принимать себя всерьез, понимать, что… может научить совсем немногому».

Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников — одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы.

Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала ругать и тащить ребенка к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в «пристенок», чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.

5 стр., 2386 слов

Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)

... Уроки французского↑ РаспутинАнализ произведения «Уроки французского» → ` Урок милосердия Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ...

Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика.

Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стремиться.

2 вариант

Валентин Распутин — русский писатель, наш современник.

Он — коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения связаны с судьбой его земляков, их радостями и печалями, ошибками и победами, надеждами и разочарованиями.

Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго.

Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей.

Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.

В рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику».

Но по своей натуре он — чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других ребят, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость.

И именно в этот момент, очень своевременно, на помощь герою приходит школьная учительница.

Узнав, что ученики играют на деньги, Лидия Михайловна решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен всего один рубль на молоко.

Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому — но это только благовидный предлог. В действительности ее глубоко взволновала судьба ребенка.

Она стремится как-нибудь помочь мальчику, попавшему в сложную ситуацию, но у него есть гордость, поэтому он не соглашается принимать эту помощь просто так. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами.

Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять. А то, что заработаны они таким образом, так ведь это была не его идея.

Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связан с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.

Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/127.html

Урок литературы на тему «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского») в 6 классе

Урок литературы на тему уроки доброты по рассказу в г распутина уроки французского в классе 1

Источник: http://tuxtet-1.ucoz.ru/load/literatura/6_klass/urok_literatury_na_temu_uroki_dobroty_po_rasskazu_v_g_rasputina_uroki_francuzskogo_v_6_klasse/39-1-0-203

Сочинение по рассказу Распутина «Уроки французского»

Сочинение по рассказу распутина уроки французского  1

Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье.

Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях.

Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем.

Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику».

При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью.

Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают.

Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги.

И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось.

Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

На этой странице искали :

  • сочинение по рассказу уроки французского
  • сочинение уроки французского
  • Сочинение на тему Уроки французского
  • Уроки французского сочинение
  • Сочинение по рассказу Распутина Уроки французского

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-rasskazu-rasputina-uroki-francuzskogo.html

Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Уроки французского, Распутин

Сочинение на тему уроки доброты в рассказе уроки французского 1

Уроки доброты

Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты.

Рассказ ведется от лица одиннадцатилетнего Мальчика, который вынужден уехать из родной деревни в районный центр, чтобы получить образование. Действие происходило в послевоенные годы, когда многие семьи жили на хлебе и воде. Так жила и их семья, с трудом превозмогая голод и питаясь одними съедобными корешками из земли и глазками проросшей картошки.

Будучи старшим ребенком в семье, он старался во всем помогать матери. Однако с его отъездом в город пришлось экономить еду настолько, чтобы оставалось немного

и на посылку.

После нескольких проигрышей он начал выигрывать, что было для него большой помощью. Главарь компании, семиклассник Вадик, часто жульничал, чтобы прикарманить большую часть денег. Когда мальчик попытался уличить его в этом, то был избит.

Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель. Узнав причину синяков мальчика, она предложила ему приходить на дополнительные уроки французского языка, тем более этот предмет ему плохо давался. Так она хотя бы могла время от времени кормить мальчика ужином.

Более того, она прислала ему посылку с едой якобы от матери, но он быстро догадался, в чем дело и отказывался от любой помощи.

Тогда Лидия Михайловна, не задумываясь

Однажды, когда он заметил, что она жульничает не в свою пользу, то стал возмущаться, после чего она стала еще более хитрить, чтобы он выиграл деньги. Однажды, в разгар игры, они не заметили, как вошел проживающий за стеной директор школы.

Лидию Михайловну уволили, и она была вынуждена уехать в свой родной край, на Кубань. Оттуда она прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками на дне. Яблокам мальчик несказанно обрадовался, так как никогда их не пробовал, а лишь видел на картинке.

На мой взгляд, рассказ “Уроки французского” демонстрирует истинный пример людской бескорыстности и самоотверженности. А такие учителя, как Лидия Михайловна, запоминаются на всю жизнь.

( 1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-uroki-dobroty-v-rasskaze-uroki-francuzskogo-rasputin/

Сочинение на тему «Уроки доброты в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Сочинение на тему уроки доброты в рассказе в распутина уроки французского  1

Валентин Григорьевич Распутин – знаменитый русский писатель. Он создал много произведений, в которых показывает взаимоотношения людей, рассуждает о том, как должен человек поступать в различных жизненных ситуациях.

Рассказ «Уроки французского» основан на событиях из жизни самого автора. Он посвятил его матери другого русского писателя А. Вампилова, которая в какой-то мере является прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны, героини рассказа. Именно она преподала главному герою несколько уроков доброты, которые он запомнил на всю свою жизнь.

Главный герой рассказа оказался в очень трудной жизненной ситуации. Оставшись один в чужом поселке, он вынужден был голодать, потому что его продукты тайком съедал сын хозяйки.

Герой искал выход из создавшейся ситуации. На короткое время ему помогла игра на деньги. Но как только он стал играть лучше остальных и постоянно выигрывал, его избили и больше не принимали в игру.

А мальчику нужен был только рубль, чтобы покупать молоко.

Лидия Михайловна не сразу узнала о проблемах своего ученика. А как только узнала, так решила помочь ему во что бы то ни стало. Она назначила ему дополнительные занятия, стала приглашать его к себе на квартиру.

Как только мальчик приходил, Лидия Михайловна собирала на стол ужинать.

Но герой никогда не садился за стол, потому что не принято было в их деревне есть у чужих и потому что стеснялся: Лидия Михайловна казалась герою какой-то необыкновенной.

Лишь позже он понял, что учительница делала это, чтобы накормить его. Когда ее попытка не удалась, она придумала другую хитрость. Лидия Михайловна прислала герою посылку с макаронами от имени его матери. Но и тут у нее ничего не получилось, потому что в деревне героя никогда не продавали макарон.

Она стала играть с мальчиком на деньги в чику, причем сама обучила его этой игре. Для тех лет это было очень серьезное преступление.

Но Лидия Михайловна сознательно идет на нарушение закона, потому что это был единственный способ помочь своему ученику, накормить его.

Вынужденная уехать в родной город, Лидия Михайловна и там не забыла о том, что мальчик голодает. Она прислала ему макароны и три яблока, которых мальчик никогда не ел. Они видел-то яблоки только на картинках. Вот эти уроки доброты, стремление прийти на помощь другому человеку, несмотря ни на что, герой запомнил на всю жизнь.

Похожие сочинения:{module 7 класс:}

Источник: https://retsept-goda.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochineniya-7-klass/4033-sochinenie-na-temu-uroki-dobroty-v-rasskaze-v-rasputina-uroki-frantsuzskogo.html

Ссылка на основную публикацию Adblock

detector

Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему «Уроки французского» — уроки доброты» (VI класс)

Мастер-класс

Учителя высшей категории

МОУ СОШ№7

ст. Ессентукской

Предгорного района

Дэвис Елены Николаевны

Цель урока:

Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.

Развивающие: развить у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, воспитание.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на основе прочитанного вами рассказа В. Распутина «Уроки французского». Начнем наш урок с речевой разминки. На доске записан небольшой отрывок из статьи В Распутина «Уроки доброты». Прочитайте его выразительно.

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи.

— В чем смысл этого высказывания?

-Нам уже несколько раз встречалось слово добро . Подберите к нему синонимы (доброта, добродушие, добросердечие, благо, человечность).

Вспомните, какова роль синонимов в тексте.

Эти слова вам пригодятся для творческой работы, поэтому подумайте, при написании каких слов у вас могут возникнуть затруднения. Выделите в них уже изученные орфограммы.

Определите лексическое значение слова благо .

— О добре мы узнаем не только из высказываний писателей, но и из источников народной мудрости – пословиц и поговорок. Вспомним некоторые из них:

Добро творить — себя веселить. От добра худо не бывает. За добро злом не платят. Лихо помнится, а добро не забудется. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды нет. Учись добру – дурное на ум не пойдет. Про добрые дела говори смело. Жизнь дана на добрые дела.

— Запишите три понравившиеся вам пословицы в тетрадь. Они могут быть использованы как эпиграфы ваших сочинений.

2.Работа над темой сочинения

-Итак, как вы, наверное, догадались нравственная тема вашего сочинения – это тема добра, милосердия. У А.Я. Яшина, замечательного поэта XX в., есть стихотворение «Спешите делать добрые дела». Послушайте его. (Учитель читает стихотворение.) К чему призывает поэт?

— Какое прозаическое произведение, недавно прочитанное вами, раскрывает высказывание, записанное на доске, посвящено теме доброты? (Ученики называют рассказ «Уроки французского».)

— Можно ли считать рассказ «памятью об истинном добре»? Обратимся к статье писателя «Уроки доброты» (Фрагментарное чтение статьи учителем).

В. Распутин «Уроки доброты»

Поразмыслив, я понял, что…истинное добро со стороны того, кто тратит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…, а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.

И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Есть такие понятия: Духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед…Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

-Итак, автобиографический рассказ «Уроки французского» — это отклик писателя на добро, которое сделала для него учительница. О каких законах доброты говорит автор?

— Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила.

-Добро возвращается добром.

— Запишите эти мысли в тетрадь, выделите в словах изученные орфограммы.

3. Анализ рассказа «Уроки французского»

-Рассказ «Уроки французского» — это память о доброте. Тема вашего сочинения — «Уроки французского – уроки доброты» созвучна с этой мыслью. Запишите ее в тетради. Обратите внимание на формулировку темы. Все ли здесь логично? Вспомните назначение любого урока. (Назначение урока в школе – учить, давать знания и одновременно воспитывать.)

-А каково назначение уроков французского в рассказе В.

Хотя эти дополнительные занятия в какой-то степени и отвечали своему назначению, однако суть их заключалась в другом: добросердечная учительница согревала своей заботой одинокого ребенка.)

-Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? ( В одиннадцать лет мальчик вынужден был уехать из дома в райцентр, чтобы продолжить учебы в пятом классе. Он испытывал постоянную нужду, голод, постоянно тосковал по дому.)

— Какой казалась Лидия Михайловна окружающим, мальчику? ( «Молодая учительница – умная, красивая. К тому же она была учительницей загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особенное, сказочное, неподвластное каждому».)

-Почему мальчик не принимал заботу учительницы? Как это его характеризует? ( Поведение мальчика свидетельствует о его гордости, благородстве, чувстве собственного достоинства, о стремлении быть независимым, не перекладывать свои проблемы на других.)

-Знала ли Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг — игра в «пристенок» или «замеряшки»? (Знала, что это является не решением этики отношений учителя и ученика.)

-Как характеризует учительницу ее отношение к ученику? (Поступки учительницы – поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование.)

-Теперь мы знаем, кто нуждался в добре, сочувствии, а кто «творил добро».

Послушайте высказывание великих людей о добре.

  • Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. (Мономах)

Владимир Мономах – великий князь Киевской Руси (1113-1125), по воспоминаниям современников, «самый добрый государь, самый сострадательный благодетель бедных». Его слова являются эпиграфом к уроку, так как они выражают основную мысль и урока, и вашего сочинения.

  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л. Н. Толстой)

— Как вы понимаете эти высказывания? К какому из героев рассказа можно отнести эти слова? Запишите их в тетради, выделите изученные орфограммы.

4. Работа с алгоритмом. Составление плана.

— Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского языка – это уроки доброты? Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения-рассуждеия? Из каких частей оно состоит? (Из трех частей: тезис, доказательство, вывод.)

— Посмотрите на алгоритм сочинения-рассуждения на доске и у себя на парте и прокомментируйте его.

Строение текста — рассуждения.

  1. Тезис-утверждение, который нужно доказать.

Почему? – потому что, так как.

  1. Обоснование высказанной мысли: аргументы ( доводы, доказательства и примеры).

Что из этого следует? – поэтому, таким образом, итак, следовательно.

— Теперь подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? (Лидия Михайловна сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить . Она спасала его своим добрым поступкам и преподавала ему своим примером урок доброты.)

— Можно ли начин6ать сочинение-рассуждение сразу с тезиса? Понятно ли будет тем, кто прочтет или услышит ваше сочинен ( Тезису должно предшествовать небольшое вступление. В котором следует сказать о том, как жилось мальчику, что побудило учительницу обратить на него внимание.)

-Чтобы вы последовательно изложили свои мысли, давайте запишем примерный план сочинения.

Вопросы План
1. Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика? Учительница спасла мальчика своим поступком от голода (тезис).

2. К каким доказательствам нужно обратиться для подтверждения тезиса? Как она это делает? Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участие:

А) беседа после уроков;

  • Б) дополнительные занятия дома;
  • В) посылка с макаронами.

Задачи:

1) раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

2) совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода;

3) способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: беседа с элементами анализа, выразительное чтение, просмотр видеофрагментов, задание в тестовой форме, кроссворд, работа со статьей учебника, групповая работа, прослушивание музыкального фрагмента.

Программно-методическое обеспечение: учебник литературы для 6 класса (автор В.П.Полухина), слайдовая презентация, толковый словарь, аудиозапись.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слайд №1

2.Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине).

Слайд №2

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. « Люби ближнего своего, как самого себя ».

И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей.

Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил.

А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

А кто же на самом деле твой ближний?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи .

Как же связана эта притча с рассказом В. Распутина «Уроки французского»? (В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа).

Как мы назовем наш урок? (Учащиеся высказывают свои мысли и предположения «Уроки французского» – уроки доброты — записываем тему).

Слайд №3

3. Работа в группах.

А) Индивидуальная работа (группа детей работает с кроссвордом)

Б) Исследовательская работа (работа с толковым словарём)

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского»;

доказать, что «Уроки французского» — это уроки доброты. Л. Н. Толстой писал: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.

Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

Вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии? (Урок)

Читаем в толковом словаре значение слова урок.

УРОК.

  1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
  2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.
  3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
  4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

Какое значение подходит нам?

( №3-Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего).

Как вы понимаете слово «доброта»?

Слайд №4

— Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

( Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость Сострадание Расположение к людям)

Слайд №4

На основе сделанных записей делаем вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющееся в стремлении делать добро.

4.Беседа с элементами анализа.

Настоящая доброта бескорыстна. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Доброта означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

А кто в рассказе нуждается в помощи? Кого можно назвать нашим ближним? (Главный герой — рассказы уч-ся о его жизни в райцентре, о трудностях, с которыми он сталкивается каждый день: не давался французский язык, голод, тоска по дому…)

Слайд №5,6,7,8

Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? (Мужество, настойчивость и терпение. Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.

Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню?

-Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?

Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку?

— Почему он «заставил себя смириться и с этим»?

(Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке.)

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добра.

Кто протянул руку помощи вашему сверстнику?

( Учительница французского языка Лидия Михайловна, ее мы тоже можем назвать нашим ближним)

Слайд №9

5.Сообщение учащегося о Лидии Михайловне Молоковой (дополнительный материал).

В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

— Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем?

(Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского» — в школе, наутро после драки

Слайд №10

Как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации?

Что в этот момент пережил мальчик?

(Он боялся, что его выгонят из школы, это позор; подумают, «что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел»).

Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность).

Что предпринимает Лидия Михайловна, когда узнает истинную причину его игры на деньги?

( учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить; Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику; она предложила играть на деньги в «пристенок» — нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости) — показ видеофрагмента

Слайд №11

Директор школы назвал этот поступок Лидии Михайловны преступлением.

Согласны ли вы?

(ответы могут быть дискуссионными — ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства)

6. Дифференцированная работа.

А) Проверочная работа (задание в тестовой форме).

Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна , конечно, совершила безнравственный поступок. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор.

Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старается ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашает домой, чтобы подкормить, отправляет посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался.

И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Какие нравственные уроки (уроки доброты) преподает своему ученику Лидия Михайловна?

Б) Творческая работа учащихся (группа детей записывает 2-3 предложения и зачитывает).

Примерные ответы учащихся:

  1. Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.
  1. Лидия Михайловна сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасала его своим добрым поступкам и преподавала ему своим примером урок доброты.
  1. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
  1. Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Вы правы: м альчик, действительно, получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.

7. Работа со статьей учебника.

Недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье.

Какова основная идея этой статьи? (только следуя законам доброты, можно победить зло).

Выделяем из статьи законы доброты Распутина:

  1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»
  2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»
  3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

Обсуждение законов доброты В. Распутина.

В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми тем духовным опытом, который он получил в своей жизни, считая, что эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.

8. Рефлексия.

– Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

Вывод: . Я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни и вы всегда придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.

(прослушивание отрывка из песни «Дорогою добра»)

9.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Уроки доброты в вашей жизни»

Подберите пословицы и стихотворения о добре и милосердии.

скачать презентацию