Нравственные искания в современной прозе

Сочинение

(по рассказам В. Распутина)

Одно совершенство не может помешать другому, один талант не затмит другой — они равноправны. Повести Валентина Распутина не затмили его рассказов, хотя появление последних и было несколько неожиданным для читающей публики, привыкшей к тому, что Распутин — прежде всего мастер повести. «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» характеризуются взлетом философской мысли, отталкивающейся от драматических коллизий и трагических ситуаций. В этих повестях исследуются излом и несломленность души человеческой — мятущейся, страдающей, пытающейся найти себе объяснение и оправдание в мире, — и они позволяют говорить о достойном продолжении писателем лучших традиций Достоевского, Толстого, Андрея Платонова.

В рассказах же («Уроки французского », «Век живи — век люби», «Что передать вороне?»), по очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит». Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе. Эта устремленность вовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами.

Для подростка Сани — это осознание величественности, могущественности, самодостаточности природы, которая отныне стала частью его души; для школьника из «Уроков французского» — открытие доброты, участия и понимания; для героя рассказа «Что передать вороне?» — признание абсолютной силы добра, которое стремится к абсолютному господству, не желая мириться с иными оттеночными качествами.

В рассказах Распутина — чеховская точность наблюдений и бунинское чувство языка. Эти особенности, дополненные мастерским описанием природы, создают уникальный, неповторимый колорит, который и отличает рассказы писателя. Они отмечены не только высоким художественным мастерством и глубиной проникновения в души героев, но и той неповторимостью, которую сообщает им состояние первопроходчества, первооткрывательства. Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов. Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары.

В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации. Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!

6 стр., 2841 слов

В.Г. Распутин Живи и помни

... ­ховная гибель и падение человека. Именно об этом рассказы­вает повесть Валентина Распутина «Живи и помни». На фоне девственной и дикой природы ... Художественный мир писателя Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную обыденную жизнь, показывая ее недостатки и опущения, а также и ... душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и ...

С тех пор как Саня осознал, что возможна «самостоятельность», он загорелся желанием ощутить, что же это такое. И ему повезло. Он приехал к бабушке в деревню, а ей надо было срочно перебираться к заболевшей дочери. Саня остался на хозяйстве один. И сразу же внес изменения в привычный ход жизни — «в своей собственной жизни он выдвинулся поперед всего, что окружало его и с чем он прежде постоянно вынужден был находиться рядом». Он с удовольствием делал неприятную ранее работу, готовил для себя обед, и эти бытовые мелочи позволяли ему чувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым человеком. Многое открывалось ему впервые, приобретая особый, значимый для него смысл. Но самое важное, что Саня открыл себя. Человек немыслим без природы не только как неотъемлемая часть ее, но и как совершенно уникальная субстанция, которая способна соединить разум и то, на что направлены его познавательные способности, осуществить связь между малой частью планеты и необозримыми просторами вселенной. Саня не задумывался об этом, но какие-то неясные силы смутно бродили в нем и словно готовились к только им ведомому часу, не выплескиваясь раньше времени.

Раскрытие темы

И так наступил этот долгожданный момент. Дядя Митяй предложил подростку отправиться вместе с ним в тайгу за ягодами. На первый взгляд это казалось обычным походом, но оказалось, что этот поход стал ключом, открывшим Сане многое — и внутри себя, и в окружающем мире, и в людях. За несколько лет жизни он никогда не был так близок к осознанию всего этого.

Уже с первых слов дяди Митяя о тайге слышалось что-то поэтическое, уникальное. Поэзия первого познания природы дополнялась поэтизацией самой природы. И вот, перед нашими глазами, начиналась целая симфония их единения. Однако, не так просто было жить в тайге — вытоптанной и изломанной, особенно вблизи поселений. Многие люди выходили из поезда на первой остановке и шли по уже проторенным тропам. Но Митяй не был таким, он не шел по проторенным тропам, как будто он и не таежник вовсе. В его характере было много скрытого, он мог быть хмурый, раздосадованный, задумчивый, но не злой.

Еще в поезде Митяй преобразился, его голос зазвенел — он ждал встречи. Однако, появление третьего человека — дяди Володи, немного насторожило и его, и Саню. Оно как-то дисгармонировало с той мелодией, которая, казалось, должна была зазвучать.

Тайга и ее взаимодействие с человеком

В данном рассказе, как ни в каком другом произведении Распутина, природа тайги живет своей самостоятельной, независимой, вольной жизнью, передавая и предсказывая события, связанные с человеком. С самого начала основного героя Саню поражает тишина и тоска тайги. Она уже проснулась и вступила в день, но все еще медленно пробуждается, ожидая перемен. Митяй, дядя Володя и недоверчивый Саня только начинают исследовать тайгу. У каждого свое восприятие, свой взгляд на это пространство. И, казалось бы, почему это может волновать тайгу — вековые деревья, безмолвные кусты, тихая трава — эта троица, забредшая сюда на два дня, исполняя свои человеческие дела? Однако тайга тесно связана с человеком и его миром, и изменения в одном сразу отражаются на другом.

1 стр., 500 слов

Хозяева жизни в пьесе На дне Горького

... других людей. Они не хозяева жизни, а хозяева своего захолустья, где царят бедность, хаос и различные пороки. В данном исследовании анализируется пьеса Максима Горького "На дне", написанная им в 1902 году. Этот произведение ...

На первый взгляд можно подумать, что разговор между Митяем и дядей Володей, когда они шли к части тайги, разрушенной торнадо, был просто случайным. Деревья, выглядевшие обрезанными, лежали на земле. На замечание дяди Володи о том, что кто-то мог погибнуть, Митяй отвечает: «Новичкам и достается. Именно из-за них и происходят такие вещи. Тайга так много пострадала из-за одного такого». — «Из-за кого?» — возмущается дядя Володя. — «Откуда я знаю? Я то здесь не был». Мотив греха и наказания здесь явно присутствует. И наказывается сила природы, которую невозможно скрыть. Возможно, дядя Володя нечестен перед собой, если так резко отреагировал на слова Митяя.

Когда они вступают в царство тайги, каждый понимает, что тут действуют свои особые законы и правила, и ведет себя соответственно. У Сани представления о них еще несформированы, как это часто бывает у подростков. Он находится в состоянии постоянного поиска, стремится понять и проникнуть в таинство тайги.

Распутин и поиски смысла жизни

Главные герои произведений Распутина, подобно многим другим литературным персонажам, задаются вопросами философского характера. Они стремятся понять смысл жизни, осознать свои чувства и отношения с природой. Примером таких поисков является история Сани, героя, который в своих размышлениях обращается к важным вопросам.

Однажды Саня задумался: «Не может быть, чтобы человек каждый день проживал его бездумно, не зная, что с ним произойдет, и не принимая собственных решений. Человек так сложен и разнообразен, что кажется невероятным, что его можно сравнить с перекати-поле, которое меняет свое направление без причины. Нет, такого не может быть! Зачем тогда все эти усилия и стремления, если мы не можем выбирать свой путь?»

Это важное заявление Сани — «Не может быть!» — направлено к человечеству. Оно существует в его сознании как противовес хаосу и раздору, хотя еще не подтверждено, не обосновано и не подкреплено. Ведь гармония является первичной. Саня переживает день вхождения в новый мир; ночь познания мира, где Саня и Саня видят мир в его истинном свете; второй день, освещенный зарницами познания, который обещает апофеоз, но уже чувствуется опустошение, наступающее после него.

Выводы

Исследование позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, герои произведений Распутина задаются философскими вопросами и стремятся понять смысл жизни. Во-вторых, Санино заявление «Не может быть!» отражает его отрицание хаоса и раздора, а также веру в гармонию. В-третьих, процесс познания мира приводит к апофеозу, но также вызывает чувство опустошения.

Дальнейшее исследование позволит глубже понять философские искания героев Распутина и их отношение к смыслу жизни, человеческим чувствам и природе.

Введение

В данной работе рассматривается психологический аспект двух произведений И.С. Тургенева — «Санин» и «Что передать вороне?». Оба рассказа имеют ярко выраженные психологические мотивы, которые помогают нам понять взаимоотношения между героями и их окружением.

Анализ рассказа «Санин»

В рассказе «Санин» главным героем является Митя Санин, который просыпается и видит перед собой огромное небо и восходящее солнце. Этот момент символизирует новый день и новую жизнь для Мити. Ночные страхи и тьма исчезают, и он начинает ощущать прилив сил и энергии.

2 стр., 731 слов

По рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит? ...

... наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» ... не спится внучке, и за окном жизнь: «Сбилось со своего сияния электричество ... данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, ... рассказа, несколько раз натыкалась на сообщения компьютера о том, что то-то и то-то слово просторечное, рекомендуется заменить. Распутин ...

Природа играет важную роль в рассказе, она наполняет душу Мити и помогает ему пережить свои проблемы. Краски восходящего солнца символизируют его лучший день, который заканчивается утверждением величия и красоты. Митя осознает, что все, что ему нужно, он уже видел и пережил.

Анализ рассказа «Что передать вороне?»

В рассказе «Что передать вороне?» мы следим за писателем, который работает над своей книгой на берегу Байкала. Он едет в городскую квартиру по делам и планирует вернуться обратно в тот же день. Его маленькая дочь просит его остаться, но он отказывается.

Однако, по пути обратно, писатель сталкивается с трудностями и опасностями, его работа не идет, и его душа не на месте. На следующий день он узнает, что его дочь заболела с высокой температурой. Здесь автор подчеркивает доверчивость ребенка и его веру в справедливость мира.

Писатель не услышал голоса души своей дочери, которая просила его остаться. Ее обидел отказ отца, и она безразлично отвечает на его вопрос о передаче чего-либо вороне. Это показывает, что девочка нуждалась во внимании и заботе отца, особенно в трудный момент своей болезни.

Заключение

Оба рассказа И.С. Тургенева — «Санин» и «Что передать вороне?» — обладают глубоким психологическим содержанием. Они показывают нам, что взрослые могут потерять важные аспекты, которые помогают детям верить в справедливость и доверять окружающему миру. Природа и отношения между героями играют важную роль в развитии сюжета и передаче психологических мотивов.

Введение

В данной статье будет рассмотрена тема влияния природы на душевное состояние человека, а также его взаимосвязь с окружающим миром. В качестве примера будет использован отрывок из рассказа «Век живи — век люби» Валентина Распутина. Автор в своих произведениях подчеркивает значимость духовности и внутреннего мира человека, а также тесную связь с природой и вселенной.

Основная часть

Отдаляясь от дома, отец девочки выбивается из ритма, двигается с усилием, его раздвоенность и целостность нарушены. Он испытывает скоропалительный отказ дочери, что порождает второй отказ — от творчества. Только когда герой выходит за пределы жилья и вступает в мир природы, он осознает суетность жизни. Он задумывается о смысле жизни и своем месте на Земле, и тогда приходит состояние, уже знакомое Сане из рассказа «Век живи — век люби». Он ощущает себя соединенным с единым для всего чувствилищем и остается в нем.

Но у писателя надломлена душа, и он не обретает природную гармонию. Гармония воссоединяется лишь с гармонией. Голоса, слышащиеся ему, приближаются с согласием и верой, а уходят с ропотом. Ранним утром писателя разбудили стук дождя, тоска, печаль и крик вороны. Возможно, ворона принесла весть от дочери, о которой он говорил своей дочери. Ведь ничто в природе не исчезает бесследно, и слово имеет материальное значение.

14 стр., 6836 слов

Сочинения об авторе распутин

... слова В. Г. Распутина. И как хорошо, что в сотворении души нашего современника огромная роль принадлежит Валентину Григорьевичу Распутину. Звезда полей горит, ... родную прибайкальскую тайгу на два дня с ночевкой. А у героя рассказа “Что передать вороне?” есть дача на Байкале, во ... путешествие, отправив сына к бабушке на Байкал. Бабушка получает телеграмму о болезни дочери и уезжает нянчить внуков… А ...

Две души — отца и дочери — смогли победить две болезни, но каждая в одиночку со своей не справится. Одна потратила силы на обиду, другая — на вину. Рассказы Валентина Распутина позднего периода опровергают предположения о кризисе жанра рассказа. Автор великолепно владеет жанром, показывая, что человеку необходима душа, она является движущей силой и хранителем, связью с прошлым, будущим, Землей и Вселенной.

Заключение

В результате анализа отрывка из рассказа «Век живи — век люби» Валентина Распутина можно сделать вывод о важности духовности и связи с природой для человека. Отношение к окружающему миру и природе сказывается на нашем душевном состоянии. Писатель подчеркивает, что душа является движущей силой и связью с прошлым и будущим, с Землей и Вселенной.