Урок-лекция: «Моя речь – это мое зеркало»

Сочинение

МКОУ Савельевск

Урок-лекция по Культуре речи в 10-11 кл., Тема урока: «Молодежи о сквернословии».

Цели:

  1. формирование навыков здорового образа жизни;

  2. формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

А).

Расширить знания школьников о вредных привычках.

Б).

Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

В).

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа.

1. Провести анкетирование среди учащихся: «Твое отношение к сквернословию».

2. Выпустить стенгазету по данному содержанию и по результатам анкет, плакаты, отражающие данную проблему: «Сквернословие вредит здоровью».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя:

поговорим о сквернословии.

«Урок-лекция о сквернословии.

Прошу составить план-конспект нашей лекции, так как к следующему уроку вы должны будете написать сочинение-рассуждение на одну из предлагаемых тем: «Словом можно убить…» или «Значимость родного языка в вашей жизни».

Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он Человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.

Молоденькая симпатичная девушка рассказывает своему знакомому: «Иду я вчера, вижу: пьяный мужик на остановке лежит…» Стоп! Все ли корректно в прозвучавшем высказывании, все ли адекватно высокому строю души? Действительно, ни одного запрещенного слова здесь нет, действительно, «все так говорят», и тем не менее сказать мужик о человеке, пусть незнакомом, неопрятном, неприятном, — значит уже несколько снизить незримую, но вполне ощутимую планку своей речи, своей культуры, своей личности.

5 стр., 2342 слов

Проблема бессердечного отношения к людям (По А.П. Чехову)

... что главный герой откровенно двуличен, а все его рассуждения о несправедливости жизни и необходимости делать добро лишь ... По А. П. Чехову*) *Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, автор рассказов, повестей, драматических произведений. Интересная и полезная для людей ... но продолжал тянуть лямку. Прочитав данный текст, начинаешь понимать, что если человек устал от своей профессии, то лучше ...

Стыд перед словом… В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь далее.

синдром Туретта

Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы.

Сквернословие охватило почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с мальчиком, который учит «родному языку» всю группу. Не раз доводилось слышать, как играя в хоккей или футбол, подростки 13-16 лет общались друг с другом, используя в основном ругательства.

Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, не только, как пишет А.И. Солженицын, «при посадке на загородный автобус, но и в задушевных беседах».

вот, значит, так сказать…

Сквернословие охватило многие профессии. Раньше говорили: «Пьет, как сапожник». Со словом ругается трудно связать конкретную специальность: приходилось, например, слышать, какими «цветами» украшают свою речь продавщицы, студентки, школьницы и т.д.

Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Приезжая на учебу, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно звучать в речи будущих врачей, учителей, менеджеров.

Проблему сквернословия изучают лингвисты, психологи, педагоги, но, к сожалению, пока еще недостаточно и не так пристально, как этого требует сама ситуация. Известен словарь В.И. Даля, отражающий «блатную музыку». Существует множество словарей, фиксирующих подобную лексику. Разумеется, не из словарей черпают говорящие не самые лучшие слова, но раз уж все это вошло в словари, из непечатного стало печатным, бороться с этой национальной бедой становится еще труднее.

Кстати, некоторые писатели, даже когда напрямую пишут о сквернословии, умело шифруют запретные слова. Так, например, рассказ Лиона Измайлова «Случай на фабрике №6», рассказ Леонида Соболева «Индивидуальный подход» целиком посвящены сквернословию, но самого сквернословия в них почти нет, так что быть или не быть цензуре решает в конечном счете не общество, не государственные структуры, а внутренний голос самого писателя. «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (Пушкин).

А скверное слово – разве не злодейство?

В Х I Х веке в некоторых кругах и слоях общества ругательством считалось слово черт. Нельзя было говорить черт знает что, ни черта не делает, черт побери и т.п . В ХХI в. Это слово прочно вошло в обиходную речь . Даже наши ученики, которым мы желаем «ни пуха ни пера» на экзамене, посылают нас к черту.

2 стр., 552 слов

На конкурс «Лучший урок письма».Номинация «Волшебные ...

... окраской, замерзала льдинками неправильной, рваной формы. А наш вожатый Рома рассказывал о волшебных словах, которые помогают установить доброжелательные отношения с собеседником. Конечно, я слышала об этом ... признательность – это тоже подарок – «благо дарю». Современные молодые люди стремятся упростить свою речь., Заканчиваю писать свое письмо. Никогда ещё в жизни не писала таких длинных ...

ни козел, ни лошадь

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи?

Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Ученик ( заранее подготовленный по этому вопросу).

Тезис первый. Не говорить плохих слов самому

«Я – исключение!»

Вывод. Если человек за свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело, через свою речь хоть немного, но повлияет на состояние национального языка – конденсатор национальной совести.

Следующий ученик. Тезис второй., Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом

Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но это можно снести и порой дать достойный ответ. Если же копировать других, говорить, «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не все в жизни ладится. Человеке виден даже тогда, когда совсем не думает об этом.

Тезис третий. Подготовленный заранее ученик., Как быть с теми, кто сквернословит

В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово.

Далее продолжает лекцию учитель.

«Не сквернословьте… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел.

Говорилось также нам, что каждое сказанное нами слово «плоть бысть», внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши». А вот совет Иоанна Златоуста: «Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова». Значит, прятать ругательства в глубь души тоже не дело.

Элементы несогласия, даже насилия (критики, спора, гнева, обиды) в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности (а значит, о недопустимости характеристик-обобщений «Ты вообще такой», «Ты всегда так») и о запрете на сквернословие.

предложенных в части

Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

7 стр., 3011 слов

Рассказ что помогает человеку быть человеком. что значит быть ...

... сочинений которые можно использовать и в качестве эссе на тему «что значит быть человеком» Что значит быть человеком? Мы очень часто слышим: «Человек — это звучит гордо» «Человек с большой буквы». А что это означает? Для меня слово «человек» ...

исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.