Янка Купала — драматург. Трагікамедыя Тутэйшыя шлях да чытача і гледача

Сочинение

Анализ драматургии Янки Купалы

Янка Купала раскрылся как тонкий, проникнутый лирик, как мастер поэтического эпоса в поэмах лирического и лира-эпического характера, а также как выдающийся драматург. Обращение к драматургии, безусловно, помогло ему конкретизировать лирические чувства и переживания, выразительнее выразить тревогу о судьбе родной Беларуси, передать свои мысли героям. Поэту в своих произведениях хотелось быть доказательным, ближе к жизненным явлениям и фактам, что и обусловило его художественные поиски в «самом сложном роде литературы» (Г. Гегель).

И еще драматургия привлекала Я. Купалу потому, что, как пишет критик П. Васюченко, именно в ней «собирается в фокус» все то, «что в поэзии выглядело рассеянным». Драматургия помогала поэту «концентрировать» идею (в «Тутэйшых» — идею национального достоинства белорусов, в «Раскіданым гняздзе» — идею драматизма и сложности судьбы народа, лишенного земли), основные жизненные конфликты (противоречия), «волновать», «поднимать» тревогу за «свет целый». Обратим внимание и еще на две особенности. Первая особенность заключается в том, что драматургия и поэзия постоянно переплетаются, перекрещиваются, взаимодополняются в Купаловом наследии.

Вторая особенность Купаловой драматургии заключается в цельности ее общего посыла и настроения — патриотического, возрожденческого.

Написанию «Тутэйшых» предшествовало осмысление Я. Купалой самого понятия тутэйшасці. Выступая трибуном и пророком нации, активно выступая против «чужой опеки» в 1917-1920 годах, художник видел, в каком трагическом положении оказался народ когда-то свободной страны, вынужденный ходить по своему парослому полю под крупинцене черных грохотов («Груган»), идти под звон кайданов своим-чужим путем, петь чужие песни, держать в руках чужие флаги и иметь единственное право — быть в родной стране похороненным под деревянным крестом («Беларускія сыны»).

Однако больше всего боли о заброшенном и презренном народе пронизаны Купаловы стихи «Перад будучыняй», написанные 24 января 1922 года и связанные с недавно написанной пьесой. Произведение не переиздавалось десятилетиями, замалчивалось официальной критикой, потому что противоречило взгляду на творчество художника советской эпохи как писателя-интернационалиста, человека, искренне преданного новой власти. Я. Купала же выразил в своих стихах совсем другие мысли и настроение — глубокую боль и разочарование в себе и других, жалость по причине потери прежних приобретений:

18 стр., 8532 слов

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского

... и политическому строю. Отсюда и глубочайшая уверенность в правоте коммунистических идей во всей послеоктябрьской поэзии Маяковского. Это также определяет принципиально новый, по сравнению со всей поэзией прошлого, характер творчества Мая­ковского. Еще в ... грязи". По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать необходимым и полезным людям. Отразить современность в поэзии — это ...

Затиснутый, задушеный, как мыши

Вступление

В истории литературы существуют периоды, когда творчество писателей, поэтов и других художников находится под тяжёлым давлением со стороны власти. Это был и случай с творчеством Якуба Коласа и Янки Купалы в СССР в 1920-30-х годах. До этого периода они были яркими представителями белорусской национальной культуры и сыграли огромную роль в её развитии.

Общая информация

В 1928 году Й.Сталин отменил НЭП, что привело к постепенному угасанию отношения к белорусской культуре, а также к масштабной переквалификации белорусских литераторов и художников для соответствия единой идеологии. В 1930 году Я. Купала попытался совершить самоубийство.

Состояние Литературы

В этих тяжелых условиях творчество Янки Купалы изменилось, из-за риска быть преследованным и массовых затравляний белорусской культуры, его поэзия вызвала страх, что привело к более затвердевшей и формальной форме выражения мнения. Вместо прежней бурной лексики и горячих стихов, он стал писать простые стихи, абстрактные и лишённые духа.

Заключение

Это было продолжалось почти десятилетие, но не казалось, что Я. Купало выходил из-под давления системы, выводился из масс, неожиданно он был вращаемый постепенно вспять, его честь и ценности были восстановлены несколько лет спустя после смерти вождя Й. Сталина.

Написанная пьеса «Тутэйшыя» в 1922 году, когда только-только закончилась гражданская война, и все, связанное с ней, оставалось свежим в памяти. Мы же помним, что Я. Купала жил в Минске, оккупированном сначала германскими, затем польскими войсками, видел его освобождение партизанами под командованием комиссаров А. Мясникова и В. Кнорыного, которые отказывали нашему народу в праве называться народом. Здесь, в Минске, он редактировал газету «Звон», видел на своих глазах, как приспосабливались к быстрой смене власти горожане-минчуки и как пытались хоть что-нибудь сделать для своей страны осознанные белорусы-интеллигенты, учителя. Сердце его разрывалось от боли-плача по родной сторонке, чувство своей бессилия перед сузиральництвом и пассивностью масс. В газете «Беларусь» за 28 ноября 1919 года (статья «Независимость») поэт явно и однозначно писал: «Наша независимость солидарна для наших соседей — Польши и России, потому и одна, и другая хотели бы утопить нашу независимость в ложке воды своей… А Беларусь, как и каждое другое государство, имеет право и достигнет раньше или позже этого права стать равной и свободной государством среди соседей». И как тяжело было признаваться поэту, что не о независимости и свободе мечтает абсолютное большинство потомков жителей бывшего могучего Великого княжества Литовского, что когда-то гордый и свободный народ превратился в прислужников, рабов. Последняя точка в пьесе «Тутэйшыя» — одном из самых оригинальных Купаловых произведений — была поставлена 31 августа 1922 года в Акопах, на Лагойщине, где недавно создан филиал музея поэта. Печаталась пьеса в журнале «Полымя» в 1924 году. Позже, только в октябре 1988 года, в том же журнале снова напечатана, а до этого несколько десятилетий замалчивалась, была записана в разряд «националистических произведений».

4 стр., 1631 слов

Пошукі героямі шляхоў да шчаслівага жыцця ў драме Янкі Купалы ...

... Цэнтральнай філасофскай праблемай драмы «Раскіда-нае гняздо» з'яўляецца праблема шчасця. Усё ў творы: кам-пазіцыя, сюжэт, вобразы, насычанасць рамантычнымі ... ды і волі быў памылковы. Знешні і ўнутраны канфлікт выражаецца драматургам праз сутыкненне розных думак, поглядаў на ... адлюстраванні рэчаіснасці. Нацыю, у якой вякамі фармавалася агідная Купалу «па-шана да пакут», выратаваць маглі не стогны, ...

Майстэрства Янкі Купалы-драматурга

Самая першая рыса майстэрства любой п’есы заключаецца ва ўмельстве аўтара выбраць спецыфічны, востры канфлікт, правесці яго паслядоўна з пачатку і да канца, так, каб ён запомніўся нам, чытачам і гледачам, калі пастаўлены спектакль. Падобны канфлікт у творах Янкі Купалы ёсць. Ён скразны: Мікіта Зносак прыстасрўваецца да пераменлівых абставінаў, хоча выжыць пры любых уладах і ўладарах і таму трапляе ў незвычайныя сітуацыі, другія ж героі ці аказваюцца яго хаўруснікамі-аднадумцамі (Дама, Спраўнік, Поп), ці не прымаюць яго прыстала савальніцтва, выкрываюць яго прайдзісвецтва і галавацяпства (Янка Здольнік, Алёнка, стары Гарошка і нават маці Гануля).

Канфліктуюць людзі сумленныя і несумленныя, патрыёты свайго краю і адрачэнцы ад роднага, нацыянальнага, святога і светлага. Гэты канфлікт трьшае нас у пастаянным напружанні і зацікаўленасці: а што будзе далей?, чым гэта ўсё закончыцца?

Не менш пакутлівым быў шлях твора Янкі Купалы да гледача. Першы спектакль па яго п’есе быў пастаўлены рускім па нацыянальнасці рэжысёрам А. Паповым (улады пазбавілі яго ўласнага тэатра ў Маскве і выслалі ў правінцыю) у БДТ-1 у Мінску. У 1926 годзе акадэмік I. Замоцін даў спектаклю высокую ацэнку, адзначыўшы, што пастаўленыя на сцэне «Тутэйшыя» ўспрымаюцца лепш, чым пры чытанні. Але афіцыйныя ўлады адразу адчулі антырускі і антыпольскі нацыянальна-патрыятычны пафас твора і забаранілі наступныя спектаклі. А. Папоў быў вызвалены са сваёй пасады рэжысёра тэатра. Ва ўмовах сталінскага таталітарызму і нават хрушчоўскай адлігі, а затым брэжнеўскага застою п’еса не змагла адрадзіцца. Толькі ў 1974 годзе яе паспрабавалі ставіць у Магілёўскім абласным тэатры. Спектакляў прайшло мала. Крытыка дружна пісала пра «несцэнічнасць» твора. Сапраўднае сцэнічнае адраджэнне п’есы адбылося ў канцы 80-х гадоў. Пачалося яно ў тым самым былым БДТ-1, што з гонарам носіць цяпер імя славутага песняра Беларусі.

В комедии особенно важно, чтобы зритель видел постановку героев в соответствующих смешных ситуациях, при этом искренне смеялся над неудачными персонажами. Если этого нет, то пьеса сатирического и юмористического содержания не воспринимается. Трагико-смешных ситуаций в «Тутэйшых» много. Они и в начале пьесы, когда герой ожидает важных гостей, учит матулю вежливому и культурному обращению с ними (чтобы она говорила почти по-французски, и оставляла ногу, поприветствовав, и т.д.) и далее, когда учится у учителя Спичина артистическому мастерству, а потом спотыкается о красных, маршируя под революционную мелодию на месте с красной ленточкой на палочке. Но самая «пикантная» ситуация получается в конце пьесы, когда Микиту Зносаку приходят арестовывать красноармейцы. Особенность ситуации и ее трагикомичность заключается в том, что он еще не успел спрятать подобранные по дороге домой пистолеты, ведро сметаны, которой разжился во время грабежа лавки. Вот он «держит за рульки» оружие и бежит к дверям. Вот оправдывается перед красноармейцами, когда они спрашивают, что в его руках: «Это… Это… ваша красная благородство… это… как оно… маленькие птички! приделаны, птички!», Его ведут в каталажку, а он, по-детски наивно, по-клоунски неудачно и смешно пытается выкрутиться из трагической ситуации и просит, чтобы его не забирали в тюрьму — тогда он пойдет вместе с красными «забирать Варшаву», Не удалось выкрутиться! Мы смеемся сначала, но потом хочется плакать, ведь неужели на нашей земле родились такие неудачники? Неужели такими могут быть люди?

5 стр., 2105 слов

Жыццёвы i творчы шлях паэта Янкі Купалы

... твораў, якiя маюць фальклорную зенону: вершы "Явар i калiна", "Дзве таполi", "На Купалле, паэма "Курган. Восенню 1913 года Янка Купала вяртаецца ... падпiсчыкам i актыўным aўтapaм становiцца i Янка Купала. Дзякуючы газеце, творчасць таленавiтага памочнiка вінакурa набывае вядомасць ... ноччу, у дарозе, за працай". Увосень 1909 года Янка Купала едзе ў Пецярбург на агульнаадукацыйныя курсы Чарняева. Яго ...

Раскрытие характеров и создание ситуации смеха в пьесе

Магутным средством раскрытия характеров и создания «ситуации смеха» становится в пьесе мова героев. Так, например, Микита Зносак, который считает себя достаточно образованным, государственным человеком, чиновником, любит козырять зарубежными словами («визыта», «мамзель»), канцеляризмами и политическими терминами («чиновническое положение», «положение обязывает», «новая политическая ситуация», «карьера», «некоторые источники», «белорусское асессарство»).

Но от его письменности мало что остается, бонаватмовавыдаеўімсынавёскі, который может говорить естественно, как говорят белорусы. В этом случае мы видим в нем даже каплю способную личность, которая, к сожалению, поставила за правило отказ от своего родного, от корней: «Ужо нават едзе і старшыня Беларускага Рэўкому Чарвякоў — толькі затрымаўся недзе за Менскам на папаску»; «Кажа, што ён толькі спец адбеларушчываць, а да абеларушчывання яго яшчэ змалку адвярнула», «нічога ў галаву не палезла», «сапсуюць усю абедню» и другие.

Это только отдельные черты мастерства Купалы-драматурга, но они свидетельствуют, что он — выдающийся драматург, настоящий мастер в самом тяжелом литературном роде.