Философские проблемы творчества

Эссе

Эссе на тему: «Философские проблемы творчества».

Творчество в настоящее время является достаточно волнующей темой для многих мыслителей. Популярность, доступность поглощения чужого творчества, рост массовой культуры, приводит сегодня к угасанию творческих потенциалов; посредством новых технологий творчество превращается в готовые схемы.

Истинное творчество доступно человеку в моменты наиболее значимых переживаний. «Подобные мгновения, могут вызывать, особого рода возвышенные, иногда даже пугающие переживания» — писал И.В. Гете .

Платон указывал, что творчество близко к безумию. Люди, способные к творчеству, являются наиболее близки к Всевышнему. В рамках христианства, творчество – это проявление божественного дарования. Кант полагал, что творчество присуще лишь гению, тогда как любую рациональную деятельность (например, научную) производят, в лучшем случае, лишь талантливые люди.

В философской интерпретации, творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

Однако можно сказать, что любая деятельность, осуществляемая человеком, является заранее уникальной в определенной степени. Ведь деятельность – это, по сути, создание того, чего не было до этого времени в природе, то есть это всегда что-то новое, по сравнению с тем, что уже имеется в природе.

Творчество же является результатом созидательной деятельности.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало новаторов и изобретателей. Вообще, разграничить творческую и нетворческую деятельность нелегко. Допустим, человек, занят рутинным трудом, переписывает чужие бумаги. Конечно, это трудно назвать творчеством. К примеру, князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» тоже умеет воспроизвести какой-нибудь документ. Но при этом он демонстрирует такое искусство почерка, что все вокруг изумляются. В любое, даже самое обыкновенное дело можно привести выдумку, нестандартность, оригинальность.

По мнению Н. Бердяева, творчество неразрывно с понятием свободы. Творить может только относительно свободный человек. Тайна творчества, по мнению этого великого мыслителя, и представляет собой тайну свободы, которая, в свою очередь, не имеет на данный момент конкретных и исчерпывающих объяснений.

4 стр., 1978 слов

Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение ...

... Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Жизнь человека невозможна без деятельности. Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, ... ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению. По мнению Маслоу, для ...

Каждый человек имеет творческий, и даже гениальный потенциал, который раскрывается, зачастую, неосознанно для него же самого. Гениальными у одних являются размышления о смысле бытия, у других – в умении выражать свои мысли и чувства, третьи могут быть гениальны в умении любить. Н.Бердяев писал: «… гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни…»

Творчество представляет собой, прежде всего, отвлечение от повседневности, от сложившихся жизненных стереотипов и устоев. Знания, переданные нам посредством передачи опыта, а не основанные на личном наблюдении, зачастую приводят к возникновению стереотипов, в рамках которых, не представляется возможным открыто мыслить по мере возникновения новых ситуаций. Способность к творчеству постепенно угасает, когда человек остается в плену созданных стереотипов.

Творческие способности у человека проявляются в той или иной мере, как правило, как в качественных, так и в количественных характеристиках новизны приемов деятельности, использованных им. Кроме того, новизна может проявляться в формулировке проблемы, в ее осмыслении, в познании неизвестного.

Проблема новизны также актуальна в рассмотрении данного вопроса. То, что новое для определенного человека, может оказаться уже известным обществу. Подлинное творчество может определяться лишь принципиальной новизной « в масштабах их исторической значимости» .

Определенно все сферы деятельности человека могут быть проявлением его творчества. Так, например, рассматривая творческую сторону морали, можно определить, что она имеет два основных момента: закон и творчество. Человек нравственный, по сути, соблюдает законы, однако понимание этих соблюдений, зачастую является механическим, а отнюдь не творческим. У каждого человека должно быть особенное самосовершенствование, то есть совершенствование внутреннего строя души, своей личности.

Вопрос творчества как самосовершенствования человека подталкивает к вопросам соотношения закона и благодати.

Отсутствие законов, социального регулирования общества, морального регулирования, привели бы, к невозможности жизни в данном обществе. Соблюдение закона представляет собой эмпирический уровень, тогда как благодать является состоянием души. Благодаря благодати человек получает моменты блаженства, радости .

Вообще, говоря, о вопросах социальной регуляции, нужно отдать должное творческой деятельности. Именно результаты творчества людей в свое время, послужили причиной вступления общества в цивилизацию. Причем эти результаты имеют как материальную, так и гуманитарную разновидности. Так, к материальным результатам творческой деятельности, в рамках данного вопроса, относят появление избыточного продукта в материальном производстве, а к гуманитарным – возникновение кардинально нового гуманитарного начала в обществе, то есть появление таких качеств у отдельных людей как автономная личность, индивидуальность, стремление к свободе, способность к самостоятельной творческой деятельности.

13 стр., 6395 слов

Право на жизнь – основное право человека

... Дать классификацию основных прав человека. Определить место права на жизнь, как основного, в ряду прав и свобод человека. Определить, в каких нормативных актах закрепляется право на жизнь. Изучить динамику ... Врачей, делающих аборты можно считать убийцами, т.к. зародыш человека, уже человек, имеющий право на жизнь. Запретом на производство абортов невозможно решить проблему наступления нежелательной ...

Именно в это время общество стало структурированным, что нашло выражение, в первую очередь, в признаках отношения к разумной творческой деятельности. Это придало определенные черты государству, повлекло за собой коренную революцию во всей системе социального регулирования, и нашло свое отражение в изменении со стороны запретов в социальном регулировании, а также в возникновении самостоятельной роли дозволений и ее постепенное возрастание.

Возникновение правовых систем связано так или иначе с социально оправданной свободой поведения участников общественных отношений, в том виде, в каком она непосредственно продиктована условиями жизнедеятельности. Следует сказать, что право – это также явление культуры, творчество, самовыражение личности. И прежде всего это находит отражение в том, что право отражает жизнь во всех ее проявлениях — от главных и глубинных пластов жизни — до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых.

В определенной степени, создание правовой сферы в обществе представляет собой особую форму общественного сознания, явления мысли, истинно творческую деятельность. Через право выражается потенциал разума, накопленных духовных богатств творчества, что наиболее важно для защиты человека от непреклонных демонических сил природы и общества.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/tvorcheskoe-nachalo-v-chelovekepo-filosofii/

  1. Алексеев С. Право. Азбука. Теория. Философия/Электронный ресурс/ Режим доступа:

  2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека), М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916

  4. В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

    31 стр., 15424 слов

    Тема раскаяния в поэме по праву памяти. Человек, время, история ...

    ... Мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского ... Помог ли он более точно представить изображаемые в поэме события? (Желательно, чтобы комментарий был доступен всем учащимся в классе в распечатках или в электронном варианте – прим. для учителя). … Зловещей ...

  5. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

  6. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

  7. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций — М.: ИНФРА-М, 2000.— 240 с.

  8. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов/Электронный ресурс/ Режим доступа:

  9. «Философия» Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН — Остожье, 2001

  10. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.