Сочинение мое восприятие горе от ума

Сочинение

Развитие сюжета комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, написанная в начале позапрошлого века, остается актуальной и в наше время. Это произведение открывает пороки российского общества и до сих пор можно встретить в нем сегодняшних героев.

Один из главных персонажей комедии — московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он зависит от общественного мнения и традиций, любит учить молодежь, брать пример со старших. Его примером для подражания был его покойный дядюшка Максим Петрович — вельможа, склонного к лебезению и преклонению, чтобы получить выгоду.

Фамусов занимает высокий пост, но служит только для получения чинов и благ, не задумываясь о сути подписываемых бумаг. Он пользуется протекцией для своей родни, разводит на службе «кумовство» и бюрократию. Он оценивает людей по уровню их доходов и учит этому свою дочь Софью.

Такими же мыслями руководствуются Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение прекрасной жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин — циник без нравственных ценностей, готовый идти «по головам». А Скалозуб — закостенелый, самовлюбленный невежа, который, как и остальные, гонится за чинами.

Однако, в противовес отрицательным героям, Грибоедов создает образ Чацкого. Он противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Чацкий стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как неординарный человек, не вписывающийся в фамусовское общество, и за это его считают сумасшедшим.

К сожалению, в наше время также есть достаточно людей, подобных Фамусову, Скалозубу и Молчалину. Именно на них держится бюрократия и коррупция. Этим людям живется не лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока властью будут управлять такие персонажи, настоящее демократическое общество построить не удастся.

Анализ Комедии «Горе от Ума» А.С. Грибоедова

Комедия «Горе от Ума» является одной из самых известных и значимых произведений в истории русской литературы. Написанная А.С. Грибоедовым в 1824 году, она рассказывает о конфликте двух поколений в обществе, о которм в тот период много говорили общество. Главный герой, Чацкий, предлагает свою точку зрения на жизнь и общество, которая вызывает гнев и насмешки старшего поколения. Автор на примере главного героя показывает, что нравственные ценности и благородные качества имеют силу и способны изменить мир к лучшему.

1 стр., 370 слов

Что объединяет представителей фамусовского общества? по комедии ...

... Молчалин Лизе-служанке, его »истинной любви» :»И вот любовника я принимаю вид, в угодность дочери такого человека». После характеристик представителей фамусовского общества, с легкостью можно сказать, что объединяет ... и Фамусова. Представитель же «фамусовского общества»-сам Фамусов, человек известный в своих краях, сторонние нравов, что звание, чин и богатство главное в жизни человека. Он считает, ...

Нравственные ценности в комедии

Основная идея комедии – это борьба за нравственные ценности в обществе. Грибоедов показывает, что честность, правдивость, порядочность и человеческая доброта являются ключевыми ценностями, на которых должна строиться цивилизация. Эти ценности противопоставляются корыстным интересам и лживому поведению личностей, которые хотят сохранить существующий порядок в обществе. Чацкий готов протестировать против таких ценностей и указывает на то, что главное в жизни – это не богатство и власть, а личностная честность и порядочность.

Юмор и ирония в произведении

Грибоедов умело использовал юмор и иронию, чтобы показать все недостатки общества. Он открыто высмеивал ложь, притворство, глупость и порочность действующих лиц. Находчивый юмор и неутомимые иронии Чацкий помогал изображать общество и всех его членов, и резко высмеивая их, раскрывал сущность до мельчайших деталей.

Жертва двух эпох

Чацкий стоит на пике, на котором он оказался жертвой двух эпох: эпоха, где люди хотят жить по-человечески, и эпоха, где существует строгий классовый раздел. В комедии виден контраст молодого и старого поколения. Юные люди готовы быть свободными и независимыми, а старшее поколение, напротив, хочет сохранить статус-кво и дает преимущество духу консерватизма, жесткой дисциплине, взбалмошным институтам и так далее. Чацкий оказывается жертвой между этими двумя эпохами, и его борьба выглядит понятной и естественной.

Заключение

События и мысли, которые изображены в комедии «Горе от Ума», остается умно правдивой и до сих пор является актуальными и актуальными для нашего общества. В герое Чацком проявляются ценности правды, доброты и порядочности, которые поразительно противостоят мелочным исканиям корысти и лжи в других персонажах. Комедия А.С. Грибоедова показывает, что благодаря устремлению и настоящей мудрости можно изменить свой мир, принести в этот мир благо и счастье.

В произведении «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова ярко и остро показаны негативные черты фамусовского общества начала девятнадцатого века. Автор неоднократно подчеркивает ограниченность и узколобость дворянской России, разоблачает лицемерие и фальшь светского общества.

Главным героем комедии является Чацкий, образованный и просвещенный человек, который представляет надежду на перемену в обществе. Чацкий выступает против условностей и стереотипов, которыми ограничены многие дворяне. Он критически относится к существующему порядку в обществе и стремится привнести в него новые идеи и ценности.

Однако, несмотря на свою образованность и прогрессивное мышление, Чацкому трудно преодолеть сопротивление и непонимание со стороны фамусовского общества. Он сталкивается с нежеланием людей меняться и принимать новые идеи. Это отражает ограниченность ума и неспособность фамусовского общества воспринимать и адаптироваться к изменениям.

8 стр., 3666 слов

Проблема нравственности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

... общество, в котором он оказался не такое уж и глупое. К сожалению, просто у общества пока ещё другие взгляды на жизнь, хоть и немного старомодные. Проблема нравственности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» ...

Автор также выделяет другие типы мышления, характерные для фамусовского общества. Например, образ Молчалина, маленького человека без родственников и связей, который стремится сделать карьеру. Молчалин осторожен и озабочен только своими интересами, не обращая внимания на других людей и их потребности. Этот образ идеально отражает эгоизм и мелкомыслие, присущие некоторым членам фамусовского общества.

В произведении Грибоедова также выделяется образ Фамусова, который является воплощением ограниченности ума и самоуверенности. Фамусов считает себя центром всего мира и постоянно говорит о себе. Он не способен заметить и оценить любовь и заботу, которую ему оказывает Софья. Это показывает, что фамусовское общество заключено в своих собственных узких рамках и не способно оценить истинные ценности.

Автор «Горе от ума» соединяет в произведении высокое чувство и ограниченность ума, показывая необходимость изменений в фамусовском обществе. Он вызывает критику и размышления о проблемах, присущих обществу того времени. Комедия стала пропитанной духом патриотизма и свободомыслия, оказывая огромное влияние на просвещенные умы того времени.

Таким образом, произведение «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова является ярким примером комедии нравов, которая отражает ограниченность и узколобость фамусовского общества начала девятнадцатого века. Она вызывает критику и размышления о необходимости перемен и принятии новых идей. Автор показывает, что только благодаря таким образованным и прогрессивным людям, как Чацкий, общество может преодолеть свои недостатки и достичь прогресса.

Развертывание

Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова является произведением, которое охватывает различные темы, такие как любовь, лирика, политическая сатира и философия. Все эти темы объединены вокруг главного героя Чацкого, который отражает основное свойство комедии — единство комедии и трагедии.

Одним из основных конфликтов в комедии является столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия, которые представляют Фамусов, Молчалин, Скалозуб и другие.

Грибоедов делит героев на две противоположные группы, чтобы показать нам различные типы людей, которые могут окружать нас. Фамусовское общество представляет собой мир, полный лжи и обмана. Оно является примитивным и страшным. Противостоять этому обществу призван добрый, справедливый и светлый мир Чацкого.

Люди, относящиеся к фамусовскому обществу, живут по тем же принципам, что и Фамусов. Они глупы и необразованы, не придают значения таким понятиям, как честь, благородство и справедливость. Они живут в мире двуличия и лести, где уважение к человеку зависит только от его состояния и должности. Они удовлетворены своей повседневностью и счастливы.

Однако Чацкий представляет собой образованного и решительного человека с высокими морально-нравственными идеями. Грибоедов показывает нам, что умному человеку труднее жить в таком обществе. Он не может доказать что-либо этим примитивным людям и не должен тратить на это свои силы.

Название комедии «Горе от ума» отражает главную идею произведения. Умному человеку труднее приспособиться к окружающей действительности. Это произведение Грибоедова останется бессмертным в русской литературе и оставит глубокий след в сердцах читателей.

Развитие пьесы

Пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова построена на олицетворении узких рамок классицизма. Она представляет яркий конфликт противостояний различных типов ума. В произведении возникает вопрос, что представляет собой ум и каков его эталон. Какой герой считается умным, в отличие от остальных? В пьесе каждый герой пытается логически рассуждать о природе ума для человека. Пьеса не предлагает определенного эталона ума и, следовательно, нет самых умных или победителей.

9 стр., 4042 слов

Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

... как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам. Общественные и нравственные идеалы Чацкого , Коллекция сочинений: Общественные и нравственные идеалы Чацкого Комедия Грибоедова «Горе от ...

Автор акцентирует внимание на двух героях: Чацком и Фамусове. Пьеса показывает столкновение умов этих двух персонажей: Чацкий против фамусовского общества.

Первый герой — положительный, отличается от других тем, что он более человечен и чувствителен. Его ум не обязательно является самым проницательным. Он прежде всего великодушен и благороден. Для Чацкого главными ценностями являются ум и чувства, в этом и заключается его «горе от ума». Чацкий не понят фамусовскому обществу только потому, что он не желает ничего менять или осуждать. По мнению нашего положительного героя, каждый человек имеет право на собственное мнение и свою жизненную позицию. Он — человек слова, чести, доблести, веры и правды. Фамусовское общество преследует его, и молодой человек принимает решение уехать за границу, так как не может смириться с жизнью в таком обществе.

Фамусов — отрицательный герой пьесы. Его характерные черты — лживость, глупость и невежество, как и у всего фамусовского общества. Они не стремятся преодолеть свои недостатки. В общем, эти люди — подхалимы и глупцы.

Каков смысл самой пьесы и что хотел сказать автор?

Название пьесы говорит о том, что положительный герой страдает от того, что не хочет быть похожим на общество, в котором он живет. Он борется за правду, честь, верность, свободу, любовь и дружбу. Комедия направлена не на Фамусовых, а именно на Чацкого, который является смешным и одиноким. Автор называет его «умным» и тем самым осмеивает понимание ума в человеке.

Комедия сама по себе нестандартна для своего времени. Писатель показывает социальную среду и проблемы, затрагивающие общество того времени. В то же время он высмеивает глупое и смешное фамусовское общество, в котором жил. В этом заключается основной смысл комедийной пьесы.

Вариант 3

Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

14 стр., 6592 слов

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

... общества. И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения. Чацкий и фамусовское общество. Сочинение Фамусов ...

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Результаты исследования

Исследование было проведено с целью выяснить отношение Чацкого и фамусовского общества к вопросам богатства и чинов. Для этого были проанализированы ключевые моменты произведения «Горе от ума» Грибоедова.

Результаты исследования показали, что фамусовское общество придерживается мнения о необходимости использования различных каналов для получения богатства и чинов. Они считают, что цель оправдывает средства и готовы идти на любые компромиссы ради достижения своих целей.

В то же время Чацкий выступает как патриот и отстаивает идеалы служения Отечеству. Он не приемлет идею прислуживания чиновникам и считает, что выслуга перед Отечеством является единственным способом достижения чинов в обществе.

Для Чацкого важным является преемственность и достойные образцы, которыми можно восхищаться. Он ищет опору в своих суждениях и идеалах. Однако, окружающее его общество не может предоставить ему такую опору, поскольку оно основано на грабительстве и богатстве, которое Чацкий не приемлет.

Исследование также выявило, что Чацкий выступает один против всего фамусовского общества. Его позиции и точки зрения не находят поддержки у окружающих, и он вынужден бороться за свои взгляды в одиночку. Он не боится высказывать свои мнения, даже если они противоречат общепринятым убеждениям.

В целом, исследование позволяет сделать вывод о том, что «Горе от ума» Грибоедова является отражением столкновения идей и ценностей двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, как представитель «века нынешнего», борется за свои идеалы и патриотические принципы, сталкиваясь с фамусовским обществом, которое идет на компромиссы в своих целях и стремится к богатству и чинам любыми средствами.

Стучали об пол, не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Для самого Фамусова важно мнение света. Его волнует лишь репутация добропорядочного человека, но только для соблюдения внешних приличий. Они с Чацким говорят, практически не слушая друг друга.

15 стр., 7092 слов

Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. ...

... к теме «Отношение к крепостному праву Фамусова», сначала разберемся, что это за человек, что у него в приоритете. Чацкий станет главным обличителем таких столпов дворянского общества, как Фамусов, ... других. ...В чинах мы небольших" ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ: 1)"Служить бы рад,прислуживаться тошно..." "Когда ... безумием. Против их взглядов выступает Чацкий - главный герой комедии. Он - проповедник новой жизни, ...

Следующий вопрос — отношение к образованию и воспитанию. Довольно красноречиво высказался сам Фамусов:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкий, конечно, уверен в противоположном. И здесь уместно упомянуть об иностранцах, которые в то время часто и являлись учителями. Он высмеивает их:

Ах! К воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят,

Историком и географом!

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья,

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Общество Фамусова не принимает никаких нововведений. Поэтому и мнение его о вопросе крепостного права расходится с позицией Чацкого:

Тот Нестор, негодяй из знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки,

И жизнь, и честь его не раз спасали: вдруг,

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей,

На крепостной балет согнал на многих фурах,

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

А каково отношение героев к любви? Чацкий объясняется с Софьей, говоря: «И все-таки я вас без памяти люблю». Но Софья, хоть и его ровесница, относится скорее к фамусовскому обществу, нежели к сторонникам сумасшедших идей Чацкого. Имея «книжное» воспитание, она предпочитает ему тихого Молчалина, который любит ее «по должности». На это Чацкий точно замечает: «Ведь нынче любят бессловесных».

В конце комедии обстановка нагнетается, против Чацкого выступает все больше представителей старой Москвы. Софья не принимает его ухаживаний. Он остается совсем один. Почему? Потому что окружение людей, в которое он попал, очень консервативно. Оно живет по своим законам, которые не устраивают такого честного и порядочного Чацкого. Он их не принимает, следовательно, общество не принимает самого Чацкого. Он — новатор по своей сути, сторонник преобразований, а фамусовское общество не принимает их как таковых. Неудивительно, что Чацкого объявляют сумасшедшим. Ведь в глазах старой Москвы он, со своими безумными идеями и разоблачительными речами, таким и выглядит. В отчаянье он произносит свой последний монолог:

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;, Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

Исследование: Чацкий и его попытка изменить мир

Чацкий, главный герой комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, является ярким примером романтика, который стремится изменить окружающий мир. Однако, несмотря на свое неугомонное желание, он оказывается не в состоянии сделать это в одиночку.

В конце комедии Чацкий, не понимая этого, обвиняет всех вокруг и досаждает себе, что так и не смог достичь своей цели. Его резкость и излишняя откровенность играют свою роль в этом закостенелом обществе. Он уходит с достоинством, ища «уголок для оскорбленного чувства», но не становится настоящим романтиком, потому что перекладывает всю вину на окружающих.

5 стр., 2217 слов

Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

... нравы? Почему Фамусов, несмотря на не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы ... ни Фамусов, ни все «московское общество». Сочинение на тему бал в доме фамусова по плану Как писать сочинение Вам ... плане подпункты основной части озаглавлены репликами персонажей комедии. Это сообщает им выразительность, образность, многозначность. Но ...

Однако, уход Чацкого не приводит к изменениям. Чины продолжают получать подхалимством и протекцией, иностранцы по-прежнему считаются историками и географами, а девушки продолжают выбирать себе в мужья тихих и загадочных молчаливых.

Чацкий не переворачивает мир и не ломает старую Москву. «Век минувший» остается сильнее. Однако, если бы он не пытался так отчаянно бороться за свое счастье, он бы не был Чацким.

Возможно, Чацкий обретет свое счастье где-то далеко от Москвы, где его поймут и примут таким, какой он есть.

Вариант 2

Александр Сергеевич Грибоедов написал гениальное произведение, которое оказало огромнейшее влияние на всю русскую литературу. Это произведение заслуженно занимает исключительное место, ведь это первая реалистическая комедия за всю историю русской литературы. Грибоедов смог с поразительной точностью изобразить основной конфликт эпохи, когда столкнулись консервативные силы общества и новые люди у которых новые веяния. Первый раз в истории русской литературы высмеивается не один порок социума, а сразу все: это крепостничество, присущее подхалимство с карьеризмом, бюрократизм, который лишь нарождался, распространённое солдафонство, просто низкий уровень образованности. Добавляем к этому преклонение перед всем тем, что было иностранным, низкопоклонство и ценность не личных человеческих качеств, а его чинов и финансового состояния.

Главный представителем “века нынешнего” в произведении Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий. Этот молодой человек хорошо образов, он понимает, что Отечество назрело для перемен и прежде всего нужно заняться переменами в сознании людей. Начинается противостояние Чацкого с фамусовским обществом, которое не настроено на какие-либо перемены вообще. В обществе боятся любых прогрессивных идей, ведь вольнодумные мысли могут помешать их спокойному существованию.

Главный представитель этого общества — Фамусов. По законам жизни человек он не глупый, чиновник, но является ярым противником всего нового. Фамусов протестует против проявления мыслей о свободе (какое бы оно ни было), вольности и новеньких идей. Общество, которое представляет Фамусов уверенно, что всякая образованность абсолютно не нужна. А вот иностранцы со всем иностранным для Фамусова и ему подобных были настоящим идеалом. Сам же Фамусов очень корыстный человек, поэтому даже в женихе для своей дочери Софье присматривался с выгодой для себя.

Главные герои «Горе от ума»

Главные герои комедии

Несмотря на всю многочисленность героев, основное действие в комедии сосредоточено вокруг четырех персонажей – Чацкого, Фамусова, Софьи, Молчалина.

Александр Андреевич Чацкий

Это молодой дворянин, оставшийся сиротой в раннем возрасте. Его воспитанием занимался друг семьи – Фамусов. Повзрослев, Чацкий начинает самостоятельную жизнь.

Анализ «Впечатлений»

«Впечатления» А.С. Грибоедова — знаковый романтический произведение, обличающий нравы и пороки российской аристократии начала XIX века. В центре сюжета находится герой-разочарованник Александр Чацкий и его конфликт с его воспитателем Фамусовым и его дочерью Софьей. Романтические идеалы, которые анализирует автор, подчеркивают разрыв между героем и его окружением. Они также являются примером отвергнуть духовную и физическую коррупцию.

7 стр., 3301 слов

Современна ли комедия АСГрибоедова Горе от ума

... Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу. Посмотрите эти сочинения Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии «Горе от ум ... крылатой и прочно вошла в современный язык. Живой язык — всего ... общество не поменяло своих приоритетов. В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в ...

Aлександр Чацкий

Александр Чацкий — герой-пессимист, который крайне разочарован в российской аристократии и жизни в целом. Пребывание за границей помогло ему понять, что существуют более высокие ценности, чем богатство и высокое положение в обществе.

Однако общество, в котором он живет, не готово принять его идеалы, что приводит к конфликту между Александром и Фамусовым. С таким резким разобщением их мнений, Чацкий понимает, что не сможет жить в Москве и уезжает, по окончании недопонимания и внутренней болезни из-за тяжелого осознания.

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамусов — обманщик и бесчестный политический деятель, который не поощряет чувства и идеалы. Такой мир не позволяет ему быть искренним, душевным и в какой-то мере милосердным, хотя он заботится о достижении высокого социального статуса и достатка.

Он имеет двуличный характер и издевается над идеалами Александра, что в итоге приводит к конфликту между ними.

Софья Фамусова

Софья Фамусова — дочь Фамусова — персонаж, которого частично можно назвать отрицательным, поскольку она отчуждена и заботится только о своих интересах, слепо следуя своему отцу. Она склонна пренебрегать любовью, а также поддерживает нечестность своего отца.

Алексей Степанович Молчалин

Алексей Степанович Молчалин — личный секретарь Фамусова, который на основании своего служебного положения остаётся неустойчивой и зависимой личностью. Он которой не имеет своего мнения и не желания защищать идеалы Фамусова взамен на более высокие социальные позиции и под릱ые пути, и после закрытия своей мечты настойчиво и всепоглощшающе обслуживает своего начальника и его дочь, что может подразумевать присваивание общественной власти и политических заведений.

Второстепенные персонажи

К этой категории причислены персонажи, которые имеют значительное влияние на формирование сюжета комедии, но при этом они не являются активными действующими лицами. К тому же, сюда относятся также герои, обладающие слишком обобщенными и размытыми чертами характера, как например, Лиза.

Репетилов

Репетилов является старым другом Фамусова. Во время своей молодости он вел распутную и бурную жизнь, придаваясь балам и светскому времяпровождению. Из-за рассеянности и несобранности он не смог обеспечить себе карьерный рост.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Скалозуб – это богатый офицер. По своей природе он человек видный, но глупый и неинтересный. Скалозуб слишком зациклен на военной службе и своей карьере и не видит смысла больше ни в чем.

Лиза

Лиза – это молодая девушка, служанка в доме Фамусова. Она обладает привлекательной внешностью, что оборачивается в ее случае отрицательной чертой – к ней пристают Фамусов и Молчалин. Жизнь в доме Фамусова в случае Лизы усложняется еще и сложными отношениями с Софьей – дочь Фамусова время от времени втягивает Лизу в свои любовные интриги, из-за чего у последней могут возникнуть серьезные проблемы.

Третьестепенные персонажи

Наибольшее количество в комедии персонажей, чье действие занимает фрагментарный, эпизодический промежуток времени. Однако нельзя сказать, что их присутствие в тексте неоправданно – на самом деле, они выполняют очень важную роль. С их помощью происходит изображение основных типов личностей аристократического общества и основных негативных качеств представителей этой прослойки.

1 стр., 357 слов

Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

... Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему. Вместе со статьёй «Сочинение: Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» читают: Оценить ... присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»). Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не ...

Антон Антонович Загорецкий

Загорецкий прославился в обществе как плут и обманщик – он имеет необыкновенную страсть к игре в карты, но всегда играет нечестным способом. К тому же, Антон Антонович предпочитает вести активную светскую жизнь – он постоянный человек в театрах, на балах и званых обедах.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна приходится Фамусову родственницей. На момент повествования, она уже старуха. Хлестова когда-то была фрейлиной, но сейчас, на старости она стала никому не нужной.

Из-за такой неудовлетворенности жизнью старуха обзавелась скверным характером и является крайне неприятной личностью.

Введение

Комедия «Не мыслью единым» Николая Гоголя – это произведение, которое в полной мере отражает жизнь дворянского общества России начала XIX века. Главными героями этого произведения являются аристократы, чьи судьбы складываются таким образом, что их жизнь напоминает бесконечную гонку за выгодой, богатством и социальным статусом. Гоголь рисует своих героев с иронией и юмором, показывая, что даже в среде, где кажется, что все уже решено, есть место неожиданным поворотам и сюрпризам.

Основная часть

Фамусовы

Одними из главных персонажей комедии являются Фамусовы – крепостные дворяне, которые пытаются «вырваться» из своей социальной категории благодаря своему общению с высшей аристократией. Главный герой, Парфен Семенович Фамусов, – это человек, который, несмотря на свою неприятную внешность и невежество, стремится к тому, чтобы его знали и уважали. Компанию его составляют жена, серьезная дама, которая более всего заботится о том, чтобы в доме был порядок, а также их дочки – молодые девушки, которые мечтают выйти замуж за богатых женихов.

Анатолий Ерофеевич Земляника

Помимо Фамусовых, в комедии присутствует персонаж, который доставляет много веселья – Анатолий Ерофеевич Земляника. Это молодой человек, который, по словам героя комедии, «создал себе талант – рисовать лошадей», и в целом представляет собой типичного дворянина, бессмысленно ищущего занятия. Однако все меняется, когда Анатолий влюбляется в Лизу – простую девушку из крестьянской семьи. Как и в жизни, если раньше Анатолий практически не обращал на нее внимание, после вспыхнувшей страсти он начинает проявлять внимание к Лизе и крестьянской жизни в целом.

Петрушка

Персонаж Петрушки – это, возможно, наиболее заметный герой комедии. Как и многие крестьяне того времени, Петрушка работает на дворянском имении и занимается простыми работами. Однако его чистота и доброта души привлекают внимание Лизы – служанки Фамусовых, которая тайно влюблена в Петрушку. Их история любви на фоне больших дворянских интриг является своего рода главной линией, хотя и не настолько громкой, как сюжеты, связанные с выкупом земли и женитьбами.

Заключение

Комедия Николая Гоголя «Не мыслью единым» насмехается над зазнавшимися аристократами начала XIX века, показывая их незначительность и пустые увлечения. Не смотря на жесткую критику, комедия пережила определенный успех в те годы и продолжает быть популярной среди читателей и зрителей по всему миру.

Сочинение о фамусовском обществе «Горе от ума»

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» дает живой образ фамусовского общества, состоящего из верной армии дворян. Они живут в прошлом, их суждения строятся на идеологии авторитаризма и консерватизма, а в основе ценностей лежат богатство, чин и происхождение.

Великая Россия, верхушки дворянских сословий, уткнувшись во времена насилия и разрушения, со всей душой они скрепляют свои консервативные взгляды на мир компромиссами. Так, Фамусов готов заплатить за причастность к сословию золотом, а не за деловые навыки: «Он гордится твоим прежним заключением, но больше всего тем, чтобы его не забыли у комиссара и чтобы по-старому к тебе: с судебной рата присоединился к тьме…»`

В комедии очень хорошо показана реакция на критику сословия со стороны интеллектуалов. Они навязывают собеседникам свой образ мышления, подменяют понятия, затрудняют нахождение логических ошибок, утверждая свои позиции без доказательств.

Фамусов со своей верной армией бесстрашно обвиняет Чацкого в безнравственности и морали низшего общества. Такова жаргонная запись в комедии: “несостоятельность формах правления волевого правителя …” Ложную идею о морали вырезает Фамусов в данном контексте. Использование такой несуразной формулировки затруднит понимание логических ошибок, существовавших в социуме России.

Простейший ответ на это есть у Чацкого: «А красивые слова говорить будем или делать?» Он говорит, что нет никаких доказательств того, что Фамусов прав. Чацкий пытается менять силы, каждый раз готов бойтесь.»},

Фамусовское общество Грибоедова представляет собой образ авторитаризма и консерватизма, вывернутый наизнанку и показанный подло и компрометирующе. Персонажи не осознают свою норму наличия к неравноправному отношению к друг другу и к окружающим. Но Грибоедов использует юмор и иронию, чтобы указать на невнимательность данной группы и на отсутствие научной обоснованности своих убеждений. При этом комедия Грибоедова выступает как сатира на значимость фамусовского общества и показывает разделение между декабристами и консерваторами, которое спустя несколько лет провоцировало особые события в России, всемирно известные как революция 1917 года.

Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, написанная в 1824 году, является ярким образцом русской жизни в период 10-20-х годов XIX века. В ней отражена вечная борьба между старым и новым, которая особенно остро разгорелась в то время не только в Москве, но и во всей России, между двумя лагерями: реформаторами, декабристами, представителями «века нынешнего» и консерваторами, крепостными помещиками, представителями «века минувшего».

В комедии присутствуют реалистичные образы, которые отражают сущность реальности. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий — все они являются отражением действительности. Это люди глупые и эгоистичные, боящиеся просвещения и прогресса. Их мысли направлены только на получение почестей, титулов, богатства и роскоши. Они объединены в единый лагерь реакции, который презирает все живое.

Автор комедии обращает внимание на то, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода и средством достижения высоких должностей и почестей. Фамусов относится к своим обязанностям безразлично и несерьезно, считая, что после подписания документа его дело сделано. Он бережно защищает свое тепленькое местечко для своих родственников и помогает им продвигаться по служебной лестнице. Полковник Скалозуб также преследует личные интересы, а не интересы государства. Для него все средства хороши, лишь бы достичь генеральского звания.

В комедии присутствуют такие качества, как карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество, которые характерны для чиновников. Эти качества особенно ярко проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова. Он с помощью своей услужливости и безропотности получил три награды.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими противниками просвещения, считая его источником всех бедствий. Фамусов утверждает, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина». Он считает, что нынешнее время хуже, чем прежнее, и что сейчас развелось множество безумных людей, дел и мнений. Такое же мнение разделяют Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская.

Комедия «Горе от ума» Грибоедова является обличением консервативного общества дворян-помещиков, которое боится прогресса, поскольку он угрожает их господствующему положению. Поэтому они единодушно осуждают Чацкого и его прогрессивные взгляды, считая его проводником «безумных дел и мнений».

Фамусовское общество является обществом с традиционными ценностями. Жизненные устои его предписывают учиться, подражая старшим, подавлять свободомыслие, служить начальству с покорностью, а главная цель — быть богатым. Идеалы этого общества отражены в монологах Фамусова:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Фамусов, старый московский дворянин, завоевал общее расположение в столичных кругах. Он дружелюбен, вежлив, остроумен и весел. Но это лишь внешние черты. Автор представляет образ Фамусова во всей его многосторонности. Он не только гостеприимный хозяин, но и убежденный сторонник крепостничества, ярый противник просвещения. «Забрать все книги и сжечь», — говорит он.

Чацкий, представитель «нынешнего века», мечтает «проникнуть в науку, жаждущий знаний». Его возмущают порядки, установленные в фамусовском обществе, которое оценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Сам Фамусов мечтает выгодно выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не подходит». И добавляет: «Например, у нас давно считается, что честь передается от отца к сыну; если ты плохо себя поведешь, но наберется пара тысяч крепостных душ в роду, то ты идеальный жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой весь мир — прах и суета».

Отношения между Чацким и фамусовским обществом раскрывают взгляды «прошлого века» на карьеру, службу и то, что больше всего ценится в людях. Фамусов берет на службу только своих родственников и близких. Он уважает лесть и подхалимство. Он пытается убедить Чацкого служить, «подставлять стул, поднимать платок». На это Чацкий возражает: «Я бы с удовольствием служил, но подхалимство меня тошнит». Он относится к службе очень серьезно. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (подписал и забыл), то Чацкий говорит: «Когда дело серьезное, я серьезно отношусь к делу, когда шутить — я шучу. А смешивать эти два ремесла — это дело искусников, я не из их числа».

Анализ представителей фамусовского общества в комедии «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены различные персонажи, которые являются представителями фамусовского общества. Одним из таких персонажей является Фамусов, который проявляет особую заботу только о своих делах, опасаясь, что их количество может накапливаться. Он не считает своих слуг за людей и относится к ним грубо, даже готов продать или сослать их на каторгу. Фамусов пренебрежительно называет своих слуг ослами, чурбанами, а также дает им прозвища, такие как Петрушки, Фильки, Фомки. Таким образом, члены фамусовского общества относятся к службе как к средству для достижения личных выгод, а не как к делу.

В отличие от Фамусова, Чацкий стремится служить отечеству и делу, а не отдельным личностям. Он презирает Молчалина, который привык «угождать всем людям без изъятья». Поведение и слова Молчалина подчеркивают его малодушие и безнравственность. Чацкий горько говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!».

Сам Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь и заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи и получал награды. Он ценит два качества своего характера больше всего: «умеренность и аккуратность». Для Фамусова и его круга мнение общества очень важно, особенно то, что будет говорить княгиня Марья Алексеевна.

Другим ярким представителем фамусовского общества является Скалозуб, который является идеальным зятем для Фамусова. Скалозуб представляет собой типичного реакционера аракчеевского времени. Он является врагом просвещения и науки, так же как и Фамусов. Полковник Скалозуб отвергает ученость и говорит: «Ученостью меня не обморочишь».

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор негодяев знатных,, Толпою окруженный слуг;, Усердствуя, они в часы вина и драки, И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гу­манность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Он защищает свою точку зрения в спорах, разговорах со всеми действующими ли­цами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за прав­ду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, ко­торый является основой их благополучия. Прошедший век, ко­торым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это двоюродный брат Ска­лозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, та­ким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хо­тел намекнуть читателю, что время «века минувшего» прохо­дит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

Сочинение на тему “” итоговое.

Сочинение «Проблема комедии горе от ума» , Вариант 1

В комедии “Горе от ума” Грибоедов касается множества острых тем и проблем своей эпохи. По этой причине при жизни автора комедия не была разрешена к печати и постановке в театре. Ниже представлен обзор тем и проблем комедии “Горе от ума” Грибоедова, анализ проблематики произведения.

“Горе от ума” довольно обширна. В этом произведении Грибоедов коснулся множества злободневных тем своего времени, чем вызвал недовольство цензуры. Главными темами и проблемами комедии “Горе от ума” являются:

  • крепостное право и жестокость помещиков
  • воспитание и образование дворян
  • погоня за чинами и наградами
  • бюрократия
  • вражда к “новым людям”, противостояние “старой” и “новой” жизни
  • скалозубовщина и аракчеевщина
  • декабризм
  • либерализм
  • французомания, любовь ко всему иностранному

Помимо этого, автор затрагивает и общечеловеческие темы, как например, любовь, отношения мужчины и женщины, брак и семья и т.д.

Н. К. Пиксанов о проблемах и темах “Горе от ума”:

“В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества.

Очевидна тесная связь «Горя от ума» с декабризмом…

Сатирическая комедия «Горе от ума» стала поэтической декларацией декабризма, его художественным документом.

В пьесе Грибоедова обращают на себя внимание неоднократные упоминания о вольнодумной разночинской интеллигенции. …высмеяно мракобесие, вражда к новым людям, нападки Фамусова на распространение просвещения…

Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «ученый комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права… Много сарказма направлено против «вельмож в случае» — фаворитов, против «пылкого раболепства» придворных «охотников поподличать везде», против «отцов отечества», «грабительством богатых». Немало обличений чиновнической бюрократии, к которой надо «прислуживаться», перед которой «не должно сметь свое суждение иметь»…”

(“А. С. Грибоедов. «Горе от ума»” под ред. Н. К. Пиксанова, серия “Литературные Памятник”, изд-во «Наука», М. 1969 г.)

В. Н. Орлов о главной теме “Горе от ума”:

“Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого…

Грибоедов оставил неизгладимый след в истории нашей национальной культуры. В “Горе от ума” он выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражду защитников старого, косного быта и вестников нового мировоззрения, новой, “свободной жизни”. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, но, напротив, приобретала все большую остроту…”

Вариант 2

Если бы комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была единственным источни­ком, из которого можно было бы узнать об общественно-политической жизни России начала 20‑х годов XIX века, то мы, читатели, мысленно проведя только один день в доме московского барина-крепостника, крупного чиновника и хлебосольного хозяина Павла Афанасьевича Фамусова, вполне могли бы почувствовать ту напряженную ат­мосферу, в которой жило русское общество после Отечественной войны 1812 года.

Неспокойно было в России. Дворянское общество разделилось. Одни хотели забыть о пережитом и продолжать жить по-старому, другие — это была передовая мо­лодежь — принесли с собой с запада дух свободы и вольнолюбия и ни за что не согла­шались подчиняться отжившим порядкам. Вот и в фамусовском доме столкнулись «прошедшего житья подлейшие черты» с «веком нынешним», столкнулись в непри­миримом противостоянии. Да и как могло быть иначе, если в затхлую атмосферу ста­ринного барского особняка, как ураган, ворвался молодой человек, категорически отказавшийся подчиняться старым устоям, жить, как все, думать, как все.

Так определяются два противоборствующих лагеря: с одной стороны, все фамусовское общество, с другой — Чацкий. И противостояние это не возрастное, а идей­ное. Молчалин, Скалозуб, а тем более Софья по возрасту ближе к Чацкому, чем к Фа­мусову, однако полностью разделяют взгляды последнего.

В доме Фамусова собрались люди, которые стремятся во что бы то ни стало отсто­ять свои позиции, доказать, что старые порядки справедливы, а те, кто посягает на них, — враги, «карбонари». Спор идет в течение всего дня, любая реплика разжигает спор. Что же вызывает антагонизм? Какие проблемы решает дворянская Москва? Круг этих проблем очень широк. Это крепостное право и взаимоотношения меж­ду господами и их крепостными, просвещение и семейное воспитание, понимание граж­данского долга, честь и человеческое достоинство, отношение к государственной службе, преклонение перед заграничными модами и отношение к национальной культуре.

К вопросам, касающимся политики, нравственности, культуры, то есть ко всему тому, чем живет страна, фамусовское общество и Чацкий не просто подходят по-разному — их позиции резко противоположны, и этим подтверждается идейное расслое­ние дворянства: ведь Чацкий (от чадо — дитя) воспитан в доме Фамусова, он тоже московский дворянин, но его конфликт со старой Москвой не может закончиться миром: он отвергает все старые порядки, объявляет им войну. Именно все! Уступок он не до­пустит. Ни в чем не уступит ему и общество Фамусова: убеждения Чацкого грозят подорвать сами основы существования этого общества.

И неважно, что «век минувший» представлен многими людьми, а от имени «века нынешнего» выступает один Чацкий. Мы узнаем, что у него есть сторонники, его взгля­ды разделяет вся передовая молодежь. Это от ее имени он провозглашает передовые идеи времени, идеи, во имя торжества которых вскоре выйдут на Сенатскую площадь декабристы. Материал с сайта //iEssay.ru

Грибоедов, декабрист по убеждениям, в своей комедии столкнул два века лицом к лицу, причем позиции сторон раскрываются в живых, эмоциональных, как будто даже случайных столкновениях. Но разве можно внушить Фамусовым, скалозубам, хлестовым, что крепостное право аморально, что крепостные Зефиры и Амуры, чер­ная «арапка-девка» — такие же люди, как их хозяева?! А Молчалину можно ли объяс­нить, что такое человеческое достоинство; разве сумеет он понять, что «угождать всем людям без изъятья» унизительно для свободной человеческой личности? А кого, кро­ме Чацкого, волнует, что «французское» воспитание, «смешенье языков» разрушают русскую культуру; кого удастся убедить, что «французик из Бордо» не должен чув­ствовать себя в России, как в своей провинции, а «умный, добрый наш народ» заслу­живает лучшей участи?! Какой Фамусов поверит, что государственная служба — это возможность «служить делу, а не лицам», что стыдно работать по принципу: «Подпи­сано — так с плеч долой»?!

Пламенные речи Чацкого вызывают гнев, ненависть к нему, бессильную ярость. Почему бессильную? Казалось бы, охранителей старых порядков много и в спорах с Чацким они должны чувствовать себя уверенно: он один, по крайней мере один в доме Фамусова, и вынужден будет отступить.

Это так, но очень неуютно в предгрозовой атмосфере сторонникам отживших ста­рых порядков. Отсюда и оружие обреченных — сплетня, клевета, ложь. А Чацкий оскорблен, но не сломлен. Он борется смело, открыто, и ни за что не сдается. Вынуж­денный отступить, он уйдет со сцены несломленным.

Да, участь Чацкого драматична: «он передовой воин, застрельщик и всегда — жер­тва» (И. А. ), но жертва, которой суждена победа в будущем. Жизнь под­твердила этот вывод. Все проблемы, поставленные в «Горе от ума», решены Историей в пользу Чацкого и его сторонников.