Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недо­росль»?

Сочинение

Недоросль это комедия, написанная Фонвизиным. На первый взгляд работа имеет простой мотив это сватовство и борьба женихов за руку героини. Однако вчитываясь в каждое слово, мы видим несколько сюжетных линий пьесы Недоросль любовную и общественную. Мало того, в Недоросли затронуты проблемы, которые актуальны и по сей день. Видимо поэтому произведение до сих пор ставится в театрах и является бессмертным.

Основной конфликт в комедии Недоросль

Уже в самом первом действии раскрывается главная тема комедии, и если сам сюжет простой и комичный, то проблемы, что поднял в своем произведении автор, жизненные и серьезные. Здесь мы видим разные конфликты.

В чем мы видим конфликт комедии Недоросль?

Основной конфликт это произвол помещиков, что поддерживается высшей властью. Мы видим бесправие крепостных и мы наблюдаем, как Фонвизин раскрывает очень важную тему прошлого. Это все ужасы крепостного права, узаконенного рабства, где людей за скотов не считали. Поэтому, создавая образ Правдина, автор показывает, насколько важно все менять и пора начинать борьбу с произволом. Здесь же мы видим драматический конфликт комедии Фонвизина, где показана борьба Правдина и Стародуба с Простаковыми и Скотининым.

Знакомясь с сюжетом работы Фонвизина, мы наблюдаем разорение крестьян. Мы видим издевательства над ними, слышим оскорбления, и самое ужасное, крестьяне, такие как няня Митрофана, даже не замечают этого. Они привыкли к такой жизни, к скотскому отношению, что даже не замечают, как их унижают.

Почему Недоросль называется комедией, в то время как автор вынес на суд общественности серьезные и душераздирающие проблемы? Комедией пьесу назвали оттого, что здесь идет комичная борьба за руку Софьи, и эта борьба является хоть и не главным конфликтом, но носит пародийный характер, вызывающий улыбку и смех читателей. Да и рассуждения Митрофана о науках, его образованность, экзамен и глупость Простаковых и Скотинина вызывают смех. Поэтому такой жанр повествования наиболее удачный для произведения, что мы с удовольствием изучаем, обсуждаем на уроке литературы и говорим об основном конфликте Недоросля в своем сочинении.

Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?

2.4 (48.08%) 52 votes

Главный конфликт комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Сатиры смелый властелин…

А. С. Пушкин

Пушкин называл “Недоросль” “комедией народной”, Белинский -“гениальным созданием”, Гоголь -“первой общественной комедией” в мире. Все они правы.

14 стр., 6964 слов

Анализ комедии недоросль фонвизина

... же во многом отходит от требований классицизма. Пьеса «Недоросль» — это не просто традиционная комедия, основу которой составляет любовный конфликт. Нет. «Недоросль» — произведение новаторское, первое в своем роде и ... хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана: «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ...

Главная тема “Недоросля” обозначена уже в первом действии. Помещица Простакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил”, – вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти.

Все дальнейшие пять явлений посвящены

именно показу этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразумительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нравится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, портной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт всей жизни России – произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных – становятся темой комедии. А драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками

  • Простаковыми и Скотиниными.

Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи – бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех “злонравных невежд”, которые, имея полную власть над своими людьми, “употребляют ее во зло”.

Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда”.

Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои – вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: “бестия”, “старая хрычовка”, “собачья дочь”, “каналья”.

А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан – не только полный невежда, но и жестокий тиран.

Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.

Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на которые он “всех свиней со бела света выкупит”. Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться.

14 стр., 6744 слов

"Система образов в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»"

... образы второстепенных героев с учетом приемов их создания; 3. Выявить черты традиции и новаторства в системе персонажей комедии «Недоросль». Методы исследования: аспектный анализ, жанрово-типологическое исследование. Практическая значимость Курсовая работа ... сентенции, образы без лиц» . Г.А. Гуковский: «Милон, Правдин, Стародум отвлеченно ораторствуют на отвлеченной сцене, Простаковы, учителя, ...

Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку – так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: “Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет”. Правдин, перебивая Софью, иронически добавляет: “Как далее не пойдет, сударыня?

Он доучивает часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь”. Успокоенный Милон восклицает: “Таков-то мой соперник!” Когда появляется второй соперник – Скотинин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: “Как ты можешь сердиться на Скотинина!” Изображая всю последующую борьбу “соперников” – Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель – еще раз подчеркнуть скотство представителей “благородного сословия”.

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому “Ревизору”, где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Как видим, все началось с Фонвизина. “Недоросль” – многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта.

Естественным и закономерным является завершение комедии. У жестоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладывают опеку. Разрешен главный конфликт – кончилась комедия.

Сочинение на тему основной конфликт комедии недоросль

В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян. Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу. Так начинался золотой век дворянства. Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад. О таких господах комедия Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы. Упоминается еще одна группа дворян — придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести. Но каковы же простаковы и скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности? Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие — потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Простакова — «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома». Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление. Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга. Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они обра- зованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Ско-тинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки. Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше. В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан. Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых «всякий того и смотрит, что на покой». Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько…» Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин …считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить». Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», то есть людей, живущих сиюминутными интересами. Комизм «Недоросля» не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию. В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился. Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение «Недоросля» в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь о, в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру «истинно общественной комедии». В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.

11 стр., 5474 слов

Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

... Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Бытовые второстепенные герои также имеют говорящие фамилии: Цифиркин, Кутейкин, Вральман. многозначность По мнению О.Б. Лебедевой, наблюдения над поэтикой «Недоросля» ... образов героев комедии Фонвизина «Недоросль» По сюжету и по названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема ...