Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недо­росль»?

Сочинение

Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина является ярким примером произведения, в котором автор поднимает серьезные и актуальные проблемы, однако оформляет их в жанре комедии. Несмотря на то, что сюжет пьесы кажется простым и комичным, внимательное чтение каждого слова позволяет обнаружить несколько сюжетных линий, включая любовную и общественную.

Основной конфликт в комедии «Недоросль»

Сразу же в первом действии пьесы раскрывается главная тема — произвол помещиков, поддерживаемый высшей властью. Автор Фонвизин затрагивает важную проблему прошлого — крепостное право и узаконенное рабство, где людей считали скотом. Создавая образ Правдина, автор показывает необходимость перемен и начала борьбы с произволом. Также в пьесе присутствует драматический конфликт между Правдином и Стародубом с Простаковыми и Скотининым.

Кроме того, наблюдая за сюжетом «Недоросля», мы сталкиваемся с проблемой разорения крестьян и их унижения. Крестьяне привыкли к скотскому отношению и не замечают, как их оскорбляют и издеваются над ними.

Почему «Недоросль» называется комедией?

Хотя Фонвизин поднимает серьезные и душераздирающие проблемы, пьеса называется комедией из-за комичной борьбы за руку героини Софьи. Эта борьба имеет пародийный характер и вызывает улыбку и смех у читателей. Также смех вызывают рассуждения Митрофана о науках, его образованность и глупость Простаковых и Скотинина. Жанр комедии является наиболее удачным для данного произведения, которое с удовольствием изучается и обсуждается на уроках литературы.

Таким образом, комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина является не только забавным произведением, но и важным социальным комментарием. Она поднимает проблемы прошлого и вызывает у читателей размышления о необходимости перемен и борьбы с произволом. Прекрасное сочетание комического и серьезного делает эту пьесу бессмертной и актуальной до сих пор.

5 стр., 2454 слов

Актуальность проблем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в наше время

... о причинах многих негативных явлений современной жизни. III. Актуальность проблем комедии «Ревизор» в наше время. В комедии «Ревизор» ... комедии, присутствует на протяжении многих лет и до наших дней … 3.1. Иван Александрович Хлестаков. Современник ... и рядом мы слышим призывы к борьбе со взяточничеством, не реже сталкиваемся с ... симпатий. Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой ...

Введение

Комедия «Недоросль» Александра Сергеевича Пушкина является одним из его наиболее известных произведений. В ней автор поднимает важные социальные и политические вопросы, связанные с произволом помещиков и крепостным правом.

Главная тема произведения

С первого действия комедии становится ясно, что главная тема «Недоросля» — произвол помещичьей власти. Вводная фраза помещицы Простаковой, в которой она просит привести мошенника Тришку, чтобы исправить испорченный кафтан, позволяет нам погрузиться в атмосферу произвола и беспредела.

Все последующие явления комедии посвящены показу произвола помещиков. Крепостной Тришка пытается объяснить, что кафтан сшит по мерке и сидит хорошо, но помещица отказывается слушать его и приказывает наказать портного.

Таким образом, основной конфликт комедии заключается в противостоянии произвола помещиков и бесправия крепостных.

Борьба с крепостным правом

Правдина и Стародума, прогрессивно настроенные дворяне, выступают в комедии против крепостников — Простаковых и Скотининых. Они борются за ограничение произвола и осуждают тех, кто злоупотребляет своей властью над людьми.

Автор уже в начале комедии привлекает внимание зрителей к бедственному положению России, вызванному крепостным правом. Показывая ужасы рабства и его последствия, Пушкин убеждает зрителей в необходимости бороться с этой системой. Появление Правдина в имении Простаковых свидетельствует о его намерении ограничить произвол помещиков.

Крепостное рабство приводит к разорению крестьян Простаковых. Они лишаются всего, что у них было, и не знают, как дальше жить. Это становится еще одним аргументом в пользу борьбы с крепостным правом.

Однако Простаковы не ограничиваются только мучением своих крепостных. Рабство превращает крестьян в холопов и лишает их человеческого достоинства. Например, старая женщина Еремеевна, нянька Митрофана, живет жизнью собаки, постоянно подвергаясь оскорблениям и издевательствам.

Рабство в России и его влияние на социальные отношения

Рабство в России имело серьезное влияние на социальные отношения и поведение не только крепостных, но и их помещиков. Крепостное право, которое превратило русских дворян в Скотининых, стало причиной разложения моральных ценностей и утраты человеческого достоинства.

Одним из примеров такого разложения является семья Простаковых. Мать Митрофана, Еремеевна, служит своим хозяевам с верой и правдой, даже готова на преступление. Она не осознает своей униженности, так как рабство исказило ее представление о собственном достоинстве.

Семейные отношения в семье Простаковых сильно пострадали от рабства. Муж Простаковой превратился в раба, а их сын Митрофан – в жестокого тирана. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

Однако не только крепостное право повлияло на поведение дворян. Неограниченная власть и полная безнаказанность также сыграли свою роль. Они воспитали в дворянах омерзительную трусость и отсутствие мужества. Это проявляется в поведении Митрофана, который в минуту опасности прячется за юбку Еремеевны, и Простаковой, которая молит о пощаде, когда ее попытка увезти Софью проваливается.

4 стр., 1744 слов

Образ крепостных крестьян в комедии недоросль

... Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — сочинение В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать ...

Однако борьба за Софью, хоть и является важным сюжетным элементом пьесы, имеет пародийный характер. Скотинин и Митрофан преследуют свои собственные интересы – получение денег и избавление от учебы. Для Софьи эти два жениха вызывают лишь улыбку, так как она считает их нелепыми и неподходящими для себя и своих друзей.

Автор пьесы, изображая борьбу «соперников» – Митрофана и Скотинина, подчеркивает скотство и моральное разложение представителей «благородного сословия». Рабство и безнаказанность создали атмосферу, в которой моральные ценности были разрушены, а люди стали выражать только свои эгоистические интересы.

Развитие темы крепостного права в комедии «Недоросль» Фонвизина

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевскому “Ревизору”, где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Однако, главной темой комедии «Недоросль» остается проблема крепостного права. Эта тема пронизывает всё произведение, начиная с первого акта и продолжаясь до последнего.

В пьесе Фонвизина поднимаются и другие актуальные проблемы, такие как воспитание, государственная власть и патриотизм. Но именно крепостное право становится главной темой и фокусом внимания.

В комедии Фонвизина изображены жестокие помещики, которые лишаются прав на владение крепостными. Имение помещиков оказывается под опекой. Таким образом, главный конфликт разрешается, и комедия приходит к своему завершению.

Важно отметить, что Фонвизин стал одним из первых драматургов, осмелившихся затронуть такую важную и сложную проблему, как крепостное право, в комедийной форме. Это позволило ему не только развлечь зрителей, но и вызвать их задуматься о несправедливости этой системы.

Таким образом, комедия «Недоросль» Фонвизина является не только развлекательным произведением, но и серьезной социальной сатирой, раскрывающей проблемы крепостного права и вызывающей общественное осмысление.

Сочинение на тему основной конфликт комедии недоросль

В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян. Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу. Так начинался золотой век дворянства. Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад. О таких господах комедия Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин.

По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы. Упоминается еще одна группа дворян — придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести. Но каковы же простаковы и скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности? Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие — потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Простакова — «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома». Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление. Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга. Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они обра- зованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Ско-тинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки. Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше. В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан. Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых «всякий того и смотрит, что на покой». Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки! «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись, все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье; а все вижу пустота. Денег нет, что считать. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько…» Стародум же, беседуя с Софьей, говорит: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин …считал бы за первое бесчестье не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить». Наверное, эти фразы звучат несколько высокопарно и архаично по форме, но так ли уж они устарели своим содержанием. Стародум высказывает мысли о воспитании, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему. Эти мысли звучат очень актуально, созвучны нашему времени. Разве мало вокруг чадолюбивых родителей, воспитание которых ограничивается заботой о насыщении любимого отпрыска. Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», то есть людей, живущих сиюминутными интересами. Комизм «Недоросля» не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию. В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился. Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Огромно значение «Недоросля» в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь о, в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру «истинно общественной комедии». В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.

2 стр., 684 слов

Образ Стародума в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

... и в то же время он высоко ценит роль образования в становлении человека как личности. Фонвизин в пьесе противопоставляет новых дворян помещикам, а вот Стародум находится где-то между ... Простаковой и ее невоспитанного, глупого сына Митрофана. Поэтому дядя советует девушке умного и честного Милона, который, в общем-то, и так ей уже приглянулся. Для Стародума ... Стародум уверен, что потомков дворян ...