Александр Николаевич Островский – отец русской национальной драматургии
Александр Николаевич Островский – один из тех выдающихся писателей, которые оставили невероятно яркий, громадный по своему значению след в истории развития русской литературы. И если Александр Сергеевич Пушкин подарил нам всем поэзию, раскрывшуюся под его мастерским пером в наивысшей своей степени, то Островский стал достойным отцом русской национальной драматургии.
Читая пьесы Островского, невольно погружаешься в мир, созданный автором; чувствуешь то, что чувствуют герои, следишь за каждым их движением и словом. Герои словно оживают на страницах произведения. Оживают, чтобы наставить, научить своего читателя, чтобы дать ему духовную пищу для размышлений, заставить задуматься и, если это будет необходимо, призвать к действию. Так говорит с нами Катерина в пьесе «Гроза»; так взывает к нам Лариса со страниц «Бесприданницы».
Когда берешься за чтение того или иного произведения, неосознанно начинаешь искать в нём героя, наиболее близкого твоему сердцу. Начинаешь искать того, кто, быть может, отличается от всех других. Если в чёрном ночном небе зажжется одна-единственная звезда, неужели мы устремим свой взор в мрак? Нет. Свет, исходящий от звезды, непременно заставит нас обратиться к нему. Именно такой звездой, вдруг вспыхнувшей белоснежным, чистым огнем среди темноты, стала Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза».
Анализ романа «Катерина Измайлова»
Из беглого анализа первых страниц романа «Катерина Измайлова» можно заключить, что главная героиня, Катерина, привлекает наше внимание своей необычной судьбой. Её жизнь меняется после замужества, она оставляет родной дом и попадает в «тёмное царство». В это мире, доминируют деньги, а любовь, честь и доброта уступают место власти, корысти и лжи.
Окружающие Катерину люди также отличаются тёмными чертами характера. Например, Кабаниха, которая прикидывается благочестивой и набожной, но на самом деле унижает и оскорбляет людей, которых считает ниже себя. Также, в романе есть персонаж под названием Дикой, который безнаказанно гнобит слабых и уязвимых.
Главная героиня противостояния таким людям становится её дочь Варвара. Она, однако, не идёт против устоев «тёмного царства», а движется в обход. Варваре чужды муки совести и стыда, её главное правило — «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
В данной работе мы рассмотрим два ярких примера живых человеческих душ, оказавшихся в мирах, где отсутствует свет и душевная гармония. Одним из них является образ Катерины, а другим — Ларисы Огудаловой.
Жизнь и творчество А.Островского
... витает запах полевых трав и цветов. Сочинения по произведениям Островского Сочинения По литературе Изучение пьес А.Н. Островского Александр Николаевич Островский (1823-1886) — выдающийся русский ... русских драматургов. Его произведения узнаваемы с первого взгляда и привлекают внимание своей яркой и изобразительной манерой написания.Жизнь и творчество А. Н. Островского Александр Николаевич Островский ...
Катерина
Катерина — образ чистый и светлый. Она не ощущает счастья в мире, где отсутствуют любовь и свобода. Ее душа жаждет света, так как она сама преисполнена им. Катерина искренна и честна, в ее благочестивом сердце нет места обману: «Обманывать-то я не умею… Скрыть-то ничего не могу…» Катерина умеет мечтать и стремится сохранить это бесценное умение, несмотря на то, что она заперта в «темном царстве». Она задается вопросом, почему люди не могут летать, как птицы, и иногда ощущает себя птицей, желающей взлететь, когда стоит на горе.
Катерина не видит другого выхода из темноты, кроме смерти. Для нее смерть — это освобождение. Она не способна лгать и притворяться, в отличие от Варвары. Обман не приносит ей счастья, а только гнетет. Катерина не боится того, что ждет ее после смерти, несмотря на свою искреннюю веру в Бога. Она знает, что совершает тяжкий грех, но это не пугает ее. В своем сознательном решении расстаться с жизнью она проявляет силу, решительность и борьбу против того, что не принимает ее чистая душа.
Лариса Огудалова
Еще одним ярким примером живой человеческой души, оказавшейся в мире бездушия, является Лариса Огудалова, главная героиня драмы Островского «Бесприданница». Она сталкивается не с «темным царством», как в «Грозе», а с холодным, жестоким миром буржуазных отношений.
На смену грубому Дику, которого интересуют только деньги, приходит образованный, интеллигентный Кнуров, планирующий «прокатиться на выставку в Париж». Вместо Кабанихи, которая уничтожает все на своем пути, появляется Харита Игнатьевна, хитрая и стремящаяся извлечь выгоду из всего, над чем имеет власть.
Оба этих образа демонстрируют, как живые души сталкиваются с бездушием и борются с ним. Катерина и Лариса не принимают мир, в котором они оказались, и идут против него, проявляя силу и решимость. Их искренность и честность отличают их от окружающих и делают их сильными личностями, способными бороться за свое место в мире.
Введение
Обман и ложь являются неотъемлемой частью человеческой природы. Они проникают в самые глубины наших душ и порой оказываются разрушительными для наших отношений. В литературе также отражается эта тема, и одним из ярких примеров является произведение «Бесприданница» Александра Николаевича Островского. В этой пьесе автор показывает, как обман и лицемерие влияют на жизнь главных героев и разрушают их искренние чувства.
Тело работы
1. Паратов и его обманы
Один из ярких примеров обмана в «Бесприданнице» — это Паратов. Он, играя с чувствами влюбленной в него девушки, в конечном итоге просто бросает ее. Это является ярким примером недостойного поведения и отсутствия истинной любви в сердце Паратова.
2. Карандышев и его лицемерие
Другой герой, Карандышев, также не является примером истинной любви. Хотя он решает жениться на Ларисе, у него нет искренних чувств к ней. Для него Лариса — это просто дорогая вещь, которая приносит ему гордость и удовлетворение его эгоизма и чувства собственного достоинства.
Трагедия Катерины в драме Гроза Островского
... жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть. Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе Пьеса Островского «Гроза» ... такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением. Вариант 2 Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная ...
3. Лариса и ее истинные чувства
В отличие от других героев, Лариса сохраняет в себе истинное человеческое, которое должно присутствовать в каждой душе. Она способна настояще любить и отдавать свои чувства до конца. Ее поэтическая натура поднимается над порочным миром, в котором она вынуждена жить.
Лариса мечтает выбраться в село, чтобы отдохнуть душой, и находит временное успокоение в пении. Ее внутренний мир бесконечно богат, наполнен русским романсом, цыганскими песнями и стихотворениями Лермонтова и Баратынского. В отличие от других героев, Лариса не обесценивает человеческую личность и понимает, что истинная ценность невозможно купить или продать.
Заключение
Произведение «Бесприданница» А.Н. Островского является ярким примером того, как обман и лицемерие влияют на жизнь главных героев и разрушают их искренние чувства. В то время как Паратов и Карандышев неспособны на истинную любовь, Лариса сохраняет свою человечность и способность любить до конца.
Лариса и Катерина – два светлых, чистых образа, представленные в пьесах Островского «Бесприданница» и «Гроза». Они обе находят освобождение в смерти, хотя каждая из них находит его по-своему. Лариса, несмотря на свою любовь к жизни и привязанность к этому миру, не осмелилась убить себя собственными руками. Ее душу освободил выстрел Карандышева, который подарил ей свободу от серости и бесчувственности этого мира. Возможно, если бы Лариса осталась в живых, она стала бы такой же, как и окружающие ее люди, и потеряла бы то, что сейчас забрала с собой в вечность.
В смерти Ларисы нет трагедии, потому что настоящей трагедией можно назвать ее жизнь. Она всегда искала любовь, но никогда ее не находила. Ее рассматривали и рассматривают как забаву, никто никогда не старался заглянуть в ее душу, не выказывал сочувствия и не произносил теплых слов. Жить таким образом холодно и пусто.
Так же, как душа Катерины, полная света, не могла вынести мрака, сердце Ларисы не нашло счастья в циничном и холодном мире. Они обе являются яркими и чистыми образами, которые притягивают наше сознание с первых до последних страниц пьес. В их мыслях есть свет, но они заключены во мрак. Их души жаждут свободы, но принуждены к заточению. Их горячие сердца временно озаряют холодный мир, но в итоге гаснут.
Хотя костры эти погасли на страницах пьес, они будут сиять в наших сердцах навсегда. Они не позволят нам смириться, падать перед низостью и пороком, а будут побуждать нас бороться за свободу, несмотря на все препятствия.