ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАНА

Сочинение

Творчество талантливейшего русского художника-пейзажиста Исаака Левитана – одно из ярких, неповторимых явлений в истории миро­вой культуры. Признанный мастер “пейзажа на­строения”, которому присущи богатство поэти­ческих ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, Левитан в своих рабо­тах стремился показать всю красоту, неповтори­мость, широту и безбрежность русской природы. В ранних произведениях художника, напи­санных скорее в повествовательно-описательном стиле, уделяется большое внимание деталям.

В

них часто прослеживается слегка скупой, сум­рачный колорит. Но уже в начале 1880-х годов под влиянием творчества своих учителей – Сав­расова и Поленова, художник переходит к рас­крытию тончайших состояний природы, тесно связанных с состоянием человеческой души, к дельности эмоционального образа. Работы И. Левитана порой напоминают маленькие лири­ческие новеллы с открытым концом. Автор слов­но предоставляет нам возможность домыслить, додумать продолжение его сюжета.

Так, знаме­нитая картина “Осенний день. Сокольники”, на­писанная в 1879 году, овеяна одновременно и теп­лотой золотой осени, и печалью,

напоминающей саму русскую жизнь. Молодая женщина в чер­ных одеждах медленно ступает по вороху опав­шей листвы. Она совсем одна посреди осенней рощи, и это одиночество окутывает ее ощущени­ем спокойной грусти и глубокой задумчивости.

За спиной женщины дорога уходит вдаль, слов­но унося с собой ее прошлое. Дорога впереди – неведомое будущее, которое манит ее и в то же время слегка страшит своей неизвестностью… “Осень на картинах Левитана очень разнооб­разна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно”, – отмечал писатель Константин Паустовский. И действительно, кар­тины художника, посвященные осени, совершен­но не похожи между собой, индивидуальны: “Осенний день”, “Октябрь (Осень)”, “Осень.

Усадьба”, “Золотая осень”, “Осенние листья”… Одно и то же время года предстает перед нами в различных, постоянно меняющихся состояниях. Как это похоже на состояние человека! Насколь­ко тонко ощущает художник эту связь между природой и миром людей!

Почти во всех пейзажах Левитана присутству­ет знакомый и родной образ России. Несколько едва уловимых штрихов, особых оттенков, полу­тонов – и простой пейзажный мотив превраща­ется в обобщенный образ родины. Левитана оча­ровывало и вдохновляло величие волжских про­сторов, потому волжская тема на многие годы стала ведущей в его работах. Тишиной и удиви­тельным спокойствием веет с картины “Вечер на Волге” (1888).

6 стр., 2707 слов

По картине И. Левитана «Осень. Охотник»

... досконально. Просто смотришь и восхищаешься. Вариант 2 Исаак Левитан знаменитый художник, доносивший до народа красоту природы. Когда сморишь на картины, написанные этим великим мастером, то перед ценителями ... На картине, рядом с охотником, ходит его верный друг – собака. Которая, ищет «жертву» для своего хозяина, таким образом, доказывая верность своему кормильцу. Автор изображает позднюю осень, ...

Величественная, могучая река со­единяется с небесной высью и словно продолжа­ется в горах и лесах необъятной России. Такие картины заставляют задуматься о жизни, о веч­ных вопросах, в любые времена волнующих че­ловечество. Состояние природы осмысливается автором как выражение тончайших движений человечес­кой души.

Природа предстает поэтически преоб­раженной, одухотворенной незримым присут­ствием человека, ее образ навевает целую гамму душевных переживаний. Левитан написал на Волге целый ряд картин, таких как “Вечер. Зо­лотой плес”, “После дождя.

Плес”, “Пасмурный день” и другие. Но, на мой взгляд, самый яркий образ великой русской реки запечатлен на полот­не “Свежий ветер” (1895).

Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами – все это создает радостное ощущение движения, жизни, напол­ненной трудом и смыслом. Произведения Левитана, такие как “Вечерний звон” (1892), “У омута” (1892), “Над вечным по­коем” (1893-1894) и многие другие, отражают понятные каждому человеку мысли, чувства и настроения.

А здания храмов вносят в природу умиротворение или, напротив, тревогу, напоми­ная о бренности всего земного. Продолжая религиозную тему и вместе с тем обозначая свою гражданскую позицию, худож­ник создал в 1892 году знаменитую картину “Владимирка”, где впервые ввел ставшую впослед­ствии одной из центральных в его творчестве тему дороги, ее влекущей вдаль силы. Широкая дорога, одинокая фигурка странника у придорожной иконки заставляют задуматься о величии человеческой души, о глобальности исторических событий, о предопределенности судьбы.

Многие картины Левитана, как утверждаю настоящие ценители его творчества, по своим интонациям и настроениям близки к прозе Чехова. “Картины Левитана требуют медленного рассматривания, – утверждал К. Паустовский. – Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых ре и проселков”. И это, вероятно, не случайно, так как в 1880-1890-е годы отношения художника с великим русским писателем стали особенно близкими и дружескими.

И. Левитан восхищался творчеством А. П. Чехова, а писатель, в свою очередь, высоко ценил художественный дар пейзажиста: “Со мной живет Левитан, привезший… массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам…” – писал Чехов одному из своих адресатов. Чувствуя родственную душу, способную понять его чувства и переживания, Левитан признавался Чехову: “Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи”. Пейзажи Левитана 1890-х годов отличает осо­бая цветовая насыщенность, прозрачность, чис­тота красок, внутренняя динамика.

В эти годы мастер отбирает все более простые мотивы, при­давая им некое подобие будничного чуда. Так, при взгляде на картину “Март” (1895) ощущает­ся торжественный приход весны. Еще лежит на лужайке последний снег, еще деревья не одели веселый зеленый наряд, но солнце греет совсем по-весеннему и словно слышится близкое журча­ние ручьев и радостное пение птиц.

5 стр., 2195 слов

Описание картины Исаака Левитана «Ненюфары» (Водяные лилии). ...

... с золочёнными краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…» opisanie-kartin.com Описание картины Исаака Левитана «Ненюфары» (Водяные лилии) 26.06.2015 Однажды летом художнику посчастливилось отдыхать в Витебской области, в ... его вопросы, возможно, были решены. Это видно по цветовой палитре картины: глубокая вода олицетворяет тайны жизни, а белый цвет лилий - мир реальный. Наличие мира, существующего ...

Многие картины этого периода (“Березовая роща”, “Весна – большая вода”, “Золотая осень”) привлекают какой-то особой жизнерадо­стностью, “звонкостью” цвета, мажорными ин­тонациями. Этому же учил Левитан и своих уче­ников, будущих художников, советуя им не ог­раничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита. Основной задачей пейзажис­та мастер считал создание образа, способного пе­редать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы.

Он говорил своим ученикам, что цветы надо пи­сать так, чтобы от них пахло не красками, а цве­тами. “Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, – советовал он. – За­поминать надо не отдельные предметы, а старать­ся схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гар­мония цветов”. В дневнике Чехова есть лаконичная запись, помеченная декабрем 1896 года: “У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину.

Пре­восходные этюды и страстная жажда жизни “. Но в эти годы, нося на груди глину, художник напи­сал самые лучшие свои вещи – “Март”, “Озеро в солнечный день”, “Золотая осень”. Последний, 1900 год был значительным и в то же время роковым в жизни Исаака Левитана. В этом году он написал едва ли не самое мажорное свое произведение – “Озеро. Русь”, в котором создал великолепный монументально-эпический образ родной страны.

Широкая гладь воды отра­жает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу раскинулись поля, деревушки, купола церквей. Все в картине пронизано ощущением счастья.

Кажется, автор хотел сказать: “Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет”. В картине “Озеро. Русь” Левитан особен­но приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж с торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением празднич­ного дня в деревне.

Пейзажи Исаака Левитана стали целой эпохой в истории мирового изобразительного искусства. В его видении природы удачно сочетались объек­тивное и личное, традиция и новаторство. Его Волга – раздольная река русских песен; во “Вла­димирке” узнается дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где “колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль”; при взгляде на таин­ственный омут (“У омута”) в памяти всплывают народные предания. Целую гамму разнообразных чувств и пережи­ваний вызывают картины “Март” или “Большая вода”, с их голубыми звонами, физически ощу­тимым теплом солнца, морозной свежестью пос­леднего снега и тонкими березами в половодье!

Думаю, что слова, сказанные И. Левитаном о кар­тине “Над вечным покоем”: “…в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием”, – можно смело отнести ко всему его творчеству.

Глоссарий:

  • сочинение по картине левитана весна большая вода – сочинение по картине весна большая вода – сочинение по картине левитана вечерний звон – осень в произведениях левитана – левитан лесное озеро сочинение

Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5 1

2 стр., 997 слов

По картине Лесное озеро Левитана (описание 3, 5 класс)

... 3. Природные зоны России (таблица, 4 класс) 4. Лес и его обитатели (3 класс) Описание картины Лесное озеро Репродукция Левитана «Лесное озеро» ... озеро имеет изгиб. А может озеро плавно переходит в речушку, которая далее передает жизненное движение вод. Неподвижная гладь воды озера, ... наблюдение за изменениями природы. Осенние пейзажи удивительны по своей красоте. Участки нетронутой дикой красоты ...

votes, average:

5.00

out of 5)