Какие труды — такие и плоды

Сочинение-рассказ на морально-этическую тему за собственными наблюдениями. Дорога петляет среди занесенных снегом полей. День морозный, но солнечный. Ветерок иногда приносит с какого-нибудь дерева снеговую пыль, бросает в лицо, и тогда ощущаешь не холод, а приятное покалывание ледяных крупинок. Невольно прищуриваешь глаза от яркого света, а когда открываешь их снова, замечаешь лесную полосу, которая возникает словно из-под земли. И припоминаются строки поэта А. С. Пушкина: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет…»

Пройдя лесную полосу, мы остановились, пораженные картиной, которая открылась в низине: на скованном льдом пруду мы увидели гигантскую юлу. Тем не менее это была не увеличенная во много раз игрушка. Вокруг вертикальной оси на санках и коньках крутилась детвора. Нас привело в удивление, что дети мчались по кругу, держась на нем и не наскакивая друг на друга, будто какая-то неизвестная сила удерживала их.

Увязая по колено в снегу, мы начали спускаться к пруду. Когда мы подошли ближе, все стало понятно. Посреди пруда находился деревянный столб, который замертво вмерз в лед. К столбу с помощью металлических колец большого подшипника, одетого на столб, были прикреплены жерди, а к ним – санки. Несколько детей на коньках, держась за жерди, крутили карусель, давая немалое удовлетворение и себе, и тем, кто сидел в санях. И снова припомнился Пушкин: Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…»

Но что особенно привело в удивление, так это то, что возле пруда стоял столб с небольшим прожектором. Провода от него тянулись к ветряной мельнице, которая виднелась на пригорке. Мы подошли к одному из подростков, который ждал своей очереди прокатиться на санных, и спросили:

Кто же это устроил вам такое развлечение?

Дядя Василий, он у нас на селе недавно. До этого жил в городе. Переехал и семьей к своему отцу, деду Игнату, и теперь он фермер.

А освещение тоже его рук дело? – спросил я.

Да. Вечерами сюда и взрослые приходят. Весело бывает.

А ветряную мельницу кто выстроил?

Тоже дядя Василий. Он на все руки мастер. И генератор, который приводит в движение лопасти ветряной мельницы, тоже своими руками сделал. Отсюда и электрика.

Жаль, — говорю, — зима кончится, и карусель на пруду разрушится.

4 стр., 1575 слов

Как я в первый раз встал на коньки 7 класс

... Сочинение Как я встал на коньки Зима в наших краях длинная. Чем ещё можно заниматься зимой? Кататься на лыжах и коньках. Но с ... подозревающий инструктор. Удар был хороший. Сначала в инструктора, потом об лед. После того, как ... полоса в моей жизни. Проблемы начались в один день. Весь класс вывозили на открытие торгового центра, кататься на коньках. ... я, наконец, переобулся, он повел меня на лед. На катке ...

А летом у нас другое развлечение, — услышал я за спиной мужской голос.

Обернувшись, я увидел молодого мужчину, который держал за руку девочку лет пяти.

Я сосед Василия Игнатовича, нашего сельского умельца. А вы откуда? – спросил нас незнакомец.

Мы приехали погостить к родственникам и вот задержались возле пруда. А о какой утехе летом вы только что говорили?

Летом на наш пруд спускается необыкновенное судно. Оно построено из пустых полиэтиленовых бутылок, пенопласта. Есть на судне и мачта, и паруса.

И снова это дело рук Василия Игнатовича?

Конечно, — ответил мужчина. – Вы сейчас зайдите в село и сразу увидите его имение. Окна и двери украшены причудливыми узорами из дерева. На воротах сидит деревянный петух, на них тоже орнамент. И что я рассказываю! Все увидите сами. Пока будете гостить, познакомитесь с этим удивительным человеком.

Мы простились с говорливым собеседником и по тропе, утоптанной десятками ног, вышли на дорогу. Вдали виднелось село. Нам припомнились пословица: «Трудами не хвались, а гордись», «Какие труды – такие и плоды», «Чтобы в почете быть, надо труд любить». Я бы прибавил: и душу щедрую, чуткую надо иметь, и тогда твоя работа в самом деле принесет свои плоды. Так, большой труженик, человек с щедрой душой – фермер Василий Игнатович.

Цель: Формирование и закрепление у детей этических представлений о понятиях “трудолюбие” и “лень”.

  • Дать представление о том, что слово “надо” — есть чувство ответственности, долга.
  • Развивать и донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Научить различать хорошие и дурные поступки.
  • Воспитывать желание знать и соблюдать правила поведения.
  • Прививать любовь к фольклору.

Словарная работа: Трудолюбивый, работящий, лень, лодыри, лентяи, бездельники, побасенки.

Материал:

Предварительная работа: Заучивание пословиц, побасенок, пальчиковой гимнастики, беседы на этические темы.

Ход занятия

Приложение1

Я к вам в гости пришла, волшебный короб принесла. В коробе этом собрана мудрость народная. Есть сказка, пословицы и поговорки, игры и побасенки.

Игра-приветствие в круге: “Доброе утро”.

Дорогие ребята! Поговорим мы сегодня о трудолюбии и лени.

Наверняка у каждого из нас выдаются такие дни, когда очень не хочется браться за трудное дело, и мы стараемся отложить его на завтра. Хотя многие очень хорошо знают : “ Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня”. Очень часто бывает, мы должны заниматься трудным и не очень интересным делом, а нас манит другое, более увлекательное занятие.

Лень-матушка свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, идти куда-то ни свет ни заря. Нам очень хочется еще немножечко понежиться в теплой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела. (Почему? Что вас заставляет?)

Папа и мама собираются на работу, а вам надо торопиться в детский сад. Слово — “надо” и есть чувство ответственности, долга. Ведь вы не хотите подвести родителей, заставить их волноваться, торопиться.

22 стр., 10812 слов

Цитаты о Наташе Ростовой (том 1 и том 2): описание характера ...

... к гостье. Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо. Том 2 часть 1 (Наташа Ростова ... он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным ... глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь? Charmante! — сказал он, поцеловав кончики своих пальцев. В ...

Вспомним пословицы о трудолюбии и лени: “Без труда не вытащить и рыбку из пруда”, “Ленивого не дождешься, сонливого не добудишься”. Мудро народ подметил. В особых объяснениях эти пословицы не нуждаются.

Пальчиковая гимнастика: “В нашей группе все друзья”.

Дети показывают раскрытую ладонь.

Самый старший – это Я – загибают большой палец.

Это — Маша – загибают указательный палец.

Это – Паша – загибают средний палец.

Это – Юля – загибают безымянный палец.

Это – Даша – загибают мизинец.

А сейчас я вам расскажу историю, которая произошла с девочкой Наташей.

В детском саду воспитательница поручила девочке протереть пыль, прибрать на полках, где в коробочках лежали настольные развивающие игры и мелкая мозаика. Наташа старательно вытирала пыль и нечаянно уронила на пол коробку с мозаикой.

“Ничего, сначала разберусь на полках, а потом соберу эту мелочь”, — подумала она. Подняла коробку, разложила игры.

Но в это время ребята затеяли интересную игру-путешествие. Построили из стульчиков автобус и позвали Наташу принять в ней участие.

Девочке надо было бы, собрать мозаику, прополоскать и повесить сушиться тряпочку, но Наташе было лень, ей хотелось поскорее принять участие в игре, поэтому девочка тряпкой загнала мозаику под шкаф, туда же отправила мокрую тряпку и побежала к ребятам.

Наташенька! Ты навела порядок на полках? – спросила ее воспитательница Татьяна Ивановна.

Да, навела, — ответила Наташа.

Татьяна Ивановна проверила: действительно, пыль на полках вытерта, все игры аккуратно разложены по местам.

Но когда, через несколько дней, мячик закатился под шкаф, и, Татьяна Ивановна стала помогать Федору его оттуда достать, она заметила под шкафом горку мозаики и засохшую тряпку.

Интересно, откуда это здесь взялось? – спросила она у ребят.

Никто не знал, а Наташа покраснела и сказала:

Сейчас я все уберу.

Так она и сделала.

*Что вы думаете о поступке Наташи? Как бы поступили вы?

*Трудолюбива ли Наташа?

*Умеет ли доводить дело до конца?

*Почему говорят: “Конец – всему делу венец”?

*Ответственно ли отнеслась Наташа к порученному делу?

Если нет, то почему?

Чтобы добиться успеха, в каком либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение. Не лениться!

Физкультминутка

“Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим”.

Настало время из короба сказку доставать!

Украинская сказка “Колосок”

“Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Круть, Верть,- позвал петушок, — глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:

10 стр., 4779 слов

ОХРАНА ТРУДА. Часть 1

... которого на работника может привести к его травме. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных ... Федерации.             Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.             Условия труда - совокупность факторов ...

Нужно его обмолотить.

А кто будет молотить? – спросил петушок.

Только не я! – закричал один.

Только не я! – закричал другой.

Ладно,- сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

Эй Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

А кто понесет? – спросил петушок.

Только не я! – закричал Круть.

Только не я! – закричал Верть.

Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:

Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Кто будет месить?- спросил петушок. А мышата опять за свое:

Только не я! – запищал Круть.

Только не я!- запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

Видно мне придется.

Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени даром не теряют: поют, пляшут.

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Ох и проголодался я! – пищит Круть.

Ох и мне есть хочется! – пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит:

Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?

Ты нашел! – громко закричали мышата.

А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.

Ты обмолотил? – потише сказали оба.

А кто зерно на мельницу носил?

Тоже ты,- совсем тихо ответили Круть и Верть.

А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?

Все ты. Все ты, — чуть слышно пропищали мышата.

А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать”.

Понравились ли вам мышата Круть и Верть?

Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? (обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто.)

Что отвечали мышата, когда петушок предлагал им обмолотить колосок, намолоть муку, заместить тесто? Только не я.)

Как вели себя мышата, когда петушок поставил пироги на стол?

Что сказал петушок, когда увидел мышат, севших за стол, чтобы отведать пирога?

Прав ли был петушок? Почему?

Что почувствовали мышата, когда петушок спросил их о том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.)

Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи, бездельники.)

Как можно назвать петушка, который честно работал? (Трудолюбивый, работящий.)

Какие пословицы можно отнести к мышатам, а какие — к петушку:

  • “Кто не работает, тот не ест”,
  • “Без труда не будет и плода”,
  • “Труд человека кормит, а лень портит”.

Дидактическая игра: “Назови пословицу”

1 стр., 486 слов

Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере «Сказки ...

... Он предрекал беду ещё когда первый сын отправлялся в путь. Таким образом, «Сказка о Золотом Петушке"-одно из самых ярких, волшебных произведений Пушкина. Величайший мастер слова, умело используя ... мешка не ворону, не собаку, а именно петушка, притом золотого. Петушок всегда считался не только показателем ума в русских сказках. Петушок был самой родной птицей в русских деревнях, ...

(Дети встают в круг, воспитатель в центре с мячом в руках: кто ловит мяч – говорит пословицу о труде)

  • “Без труда чести не получишь”;
  • “Без труда ничего не дается”;
  • “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”;
  • “Кто не работает, тот не ест”;
  • “Без труда не будет и плода”;
  • “Дело мастера боится”;
  • “Каков работник, такова и плата”;
  • “Какие труды – такие и плоды”;
  • “Каков мастер, такова и работа”;
  • “Как посеешь, так и пожнешь”;
  • “Ищи дела как хлеба”;
  • “Труд человека кормит, а лень портит”;
  • “Сделал дело – гуляй смело”;
  • “Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют”.

А сейчас ребята давайте покажем инсценировки по народным побасенкам:

Тит, иди молотить!

Брюхо болит!

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?

Пойдем в поле пахать!

Ну, так идем на посиделки!

Уж разве как-нибудь у заборчика пройти!

Что делаешь?

А он что?

Помогать пришел.

Скажи, батюшка, воз дров – это много или мало?

И много и мало.

Как так?

Если купишь – мало. А если сам нарубишь да напилишь – много!

Где ты был брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А Петр что делал?

На печке лежал!

Тит, а Тит! Пойдем молотить!

Спина болит.

Тит, пойдем мед пить.

Дай поскорее шапку схватить!

Как можно назвать Тита и тех, кто ничего делать не хочет?

(Лентяй, лодырь, бездельник.)

А как называют людей, честно выполняющих любое дело?

Попытайтесь объяснить пословицу, которая является темой нашей беседы:

“Без труда чести не получишь”.

Почему говорят: “Лень до добра не доведет”? Или так: “Лениться да гулять, добра не знать”?

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Ребята, когда мы с вами проводим занятие – мы тоже трудимся.

Мудрость народная и на этот случай пословицу припасла:

“Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен!”

А в коробе моем еще кое-что для вас есть. Вы хорошо потрудились и заслужили угощение.

Сочинение-рассказ на морально-этическую тему за собственными наблюдениями. Дорога петляет среди занесенных снегом полей. День морозный, но солнечный. Ветерок иногда приносит с какого-нибудь дерева снеговую пыль, бросает в лицо, и тогда ощущаешь не холод, а приятное покалывание ледяных крупинок. Невольно прищуриваешь глаза от яркого света, а когда открываешь их снова, замечаешь лесную полосу, которая возникает словно из-под земли. И припоминаются строки поэта А. С. Пушкина: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет…» Пройдя лесную полосу, мы остановились, пораженные картиной, которая открылась в низине: на скованном льдом пруду мы увидели гигантскую юлу. Тем не менее это была не увеличенная во много раз игрушка. Вокруг вертикальной оси на санках и коньках крутилась детвора. Нас привело в удивление, что дети мчались по кругу, держась на нем и не наскакивая друг на друга, будто какая-то неизвестная сила удерживала их. Увязая по колено в снегу, мы начали спускаться к пруду.

12 стр., 5633 слов

Уроки доброты в рассказе уроки французского распутина 6 класс

... сочинения , Чтобы написать хорошее сочинение, рекомендуется перед началом работы составить план: Краткое содержание рассказа. Примеры добрых поступков в произведении. Почему доброта важна в жизни человека? Сочинение по «Урокам французского» Распутина пишется в ... его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии «грязным делом». Уроки доброты В лице Лидии Михайловны мальчик впервые на новом ...

Когда мы подошли ближе, все стало понятно. Посреди пруда находился деревянный столб, который замертво вмерз в лед. К столбу с помощью металлических колец большого подшипника, одетого на столб, были прикреплены жерди, а к ним — санки. Несколько детей на коньках, держась за жерди, крутили карусель, давая немалое удовлетворение и себе, и тем, кто сидел в санях. И снова припомнился Пушкин: Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед…» Но что особенно привело в удивление, так это то, что возле пруда стоял столб с небольшим прожектором. Провода от него тянулись к ветряной мельнице, которая виднелась на пригорке.

Мы подошли к одному из подростков, который ждал своей очереди прокатиться на санных, и спросили: — Кто же это устроил вам такое развлечение? — Дядя Василий, он у нас на селе недавно. До этого жил в городе. Переехал и семьей к своему отцу, деду Игнату, и теперь он фермер. А освещение тоже его рук дело?

Спросил я. -Да. Вечерами сюда и взрослые приходят. Весело бывает. -А ветряную мельницу кто выстроил? -Тоже дядя Василий. Он на все руки мастер.

И генератор, который приводит в движение лопасти ветряной мельницы, тоже своими руками сделал. Отсюда и электрика. -Жаль, — говорю, — зима кончится, и карусель на пруду разрушится. -А летом у нас другое развлечение, — услышал я за спиной мужской голос. Обернувшись, я увидел молодого мужчину, который держал за руку девочку лет пяти. -Я сосед Василия Игнатовича, нашего сельского умельца. А вы откуда?

Спросил нас незнакомец. -Мы приехали погостить к родственникам и вот задержались возле пруда. А о какой утехе летом вы только что говорили? -Летом на наш пруд спускается необыкновенное судно. Оно построено из пустых полиэтиленовых бутылок, пенопласта. Есть на судне и мачта, и паруса. -И снова это дело рук Василия Игнатовича? -Конечно, — ответил мужчина.

Вы сейчас зайдите в село и сразу увидите его имение. Окна и двери украшены причудливыми узорами из дерева. На воротах сидит деревянный петух, на них тоже орнамент. И что я рассказываю!

Все увидите сами. Пока будете гостить, познакомитесь с этим удивительным человеком. Мы простились с говорливым собеседником и по тропе, утоптанной десятками ног, вышли на дорогу. Вдали виднелось село. Нам припомнились пословица: «Трудами не хвались, а гордись», «Какие труды — такие и плоды», «Чтобы в почете быть, надо труд любить». Я бы прибавил: и душу щедрую, чуткую надо иметь, и тогда твоя работа в самом деле принесет свои плоды.

«В моем кабинете физики висит плакат: «Человек рожден для труда, как птица для полета». Это яркое высказывание принадлежит Франческо Петрарке, — пишет Екатерина Невзорова из Пензы. — Для многих детей и их родителей это просто лозунг, как, скажем, ставший хрестоматийным «Учиться, учиться и еще раз учиться». Первый я бы повесила во всех кабинетах технологии. Когда в учительской снова возникает спор, нужны или не нужны такие уроки, я говорю, что очень нужны. Конечно, с большими оговорками: кабинет технологии должен иметь необходимое оборудование, материалы, с детьми должны работать квалифицированные педагоги-мастера, нужны программы, чтобы детям всегда было интересно что-то мастерить. Необходимо учитывать их приверженность к чему-то, поэтому следовало бы давать время от времени индивидуальные задания».

9 стр., 4258 слов

Как раньше учились в школе наши родители

... и об этом мне поведала моя бабушка. А я поделюсь с вами информацией в сочинении на тему: Когда моя бабушка училась в школе. Обратите внимание Чтобы понять временной период, скажу, бабушка пошла в школу ... школе – время открытий и становления как личности. Годы идут, меняется ли школа? И как учились в школе наши родители? Моя мама училась ... санках, лыжах и дугах. А летом ездили в пионерские и трудовые ...

А вот второе письмо — бывшей учительницы Анны Сухарук, бабушки двух внуков из Смоленска:

«Мой старший внук «любил» уроки технологии, потому что там можно побаловаться в смартфоне. А чему же их все-таки учили? Со старыми станками знакомили визуально и инструментами тоже, потому что не было материалов, из чего можно что-то мастерить, да и станки часто были неисправны. А младший вместе с девчонками (класс был небольшой, и его не делили на группы) вышивал, учился вязать, клеил коробки, но так ничему и не научился. Уверена, что такие уроки, как бы их ни называли, ни к чему. Лучше в эти часы изучать другой предмет, скажем, второй иностранный, хотя считаю, что девочкам заниматься домоводством, в том числе и кулинарией, очень полезно. Но это уже могут быть факультативные занятия».

Мне приходилось бывать в школах, и прежде всего сельских, где уроки труда считали важным предметом. Мальчики с удовольствием учились водить машину и, оканчивая школу, получали свидетельство.

А еще в школах, и не только в деревенских, учат детей работать с таким материалом, как дерево. В школах Рязанской области, где поддерживают традиции народных промыслов, я видела искусные поделки: вазы, шкатулки, хлебницы с затейливым рисунком, резные полочки. Все это было сделано профессионально и вполне могло продаваться в магазине.

Немало педагогов и родителей уверены, что такие занятия необходимы, и не только для того, чтобы приобрести привычку трудиться, чтобы уметь делать своими руками. Известно, что занятия физическим трудом развивают память, фантазию, эстетический вкус, творческое и техническое мышление и в итоге развивают личность. Что-то производя, ребенок приобретает навыки работы с инструментами, с тем или иным материалом, в итоге он сможет почувствовать себя творцом, способным создавать полезные вещи. Научившись работать руками (и головой), он будет готов трудиться во взрослой жизни и добиваться успеха. Как говорят в народе, какие труды, такие и плоды.