Имена и фамилии персонажей произведений нередко обладают особыми значениями; авторы через них стараются донести до читателей свою позицию и саму идею сочинения.
Рассмотрим основных персонажей поэмы «Мёртвые души» и попытаемся понять, почему Николай Васильевич наделил своих героев именно такими «говорящими» фамилиями.
Манилов
Данная фамилия, как нетрудно догадаться, образована от слова «манить».
Качества, характеризующие этого помещика – слащавость, леность и любовь к мечтаниям.
Сам автор писал о герое, что он «ни то ни сё…», и образ Манилова быстро стал для отечественной литературы одним из важнейших. Так, от этой фамилии появилось даже понятие «маниловщина», означающее неестественность, бездеятельность.
Собакевич
«Собакевич» – несомненно отсылка к животному миру. Писатель намеренно подчёркивает животное начало героя, приводя сравнение его с медведем.
Принимая это во внимание, можно предположить, что Михайло Семёныч – одна из наиболее «мёртвых душ» произведения. В мужчине совершенно отсутствует духовное; ценны для него лишь деньги и материальные блага.
Помещица Коробочка
Необычная фамилия «Коробочка», по-видимому, означает ловушку для героя и его шкатулку.
Обладательница фамилии невероятно экономна, а также суеверна.
Помещица мелочна, думает лишь о своём хозяйстве. Оно и стало для неё смыслом существования.
Настасья Петровна не спешит расставаться со своим богатством в виде мёртвых душ; вместо него она пытается подсунуть пеньку да мёд. А соглашается на сделку она тогда, когда Чичиков поминает чёрта.
Фамилия «Ноздрёв»
Как отмечал отечественный литературовед Николай Леонидович Степанов, фамилия «Ноздрёв» своим происхождением обязана прозвищу «ноздряк». Ноздряк – человек, обладающий чересчур большими ноздрями.
И если отличительная черта ноздряка – ноздри, то основные качества помещика Ноздрёва – наглость, скандальность и подлость.
Белые ночи характеристика настеньки. «Белые ночи» характеристика ...
... обижен на Настеньку. Он желает ей счастья. У него была целая минута блаженства.. . “Да разве этого мало хоть бы и на всю ... наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с ... для себя, но и для остальных героев выбор. Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во ...
Так, он рассказывал фантастические истории, срывал свадьбу, расстраивал сделку…
Но что самое удивительное – после всех этих выходок он на полном серьёзе продолжал называть себя товарищем пострадавшего!
Плюшкин
Что представляется, когда мы слышим фамилию «Плюшкин»? Нечто сплюснутое, изменившее свою первичную форму.
Именно это произошло с героем поэмы. Он совершенно потерял собственный внутренний облик.
Гоголь рассказывает нам историю его жизни, из которой мы понимаем, что данный персонаж – символ упадка и загнивания живого.
Когда-то мужчина был неплохим хозяином, а постепенный спуск на дно человеческой жизни начался у него со смерти жены. Затем его дочь убежала из дома вместе со штаб-ротмистром. Этими событиями и заканчивается настоящая жизнь Плюшкина. Далее время для него останавливается.
Чиновники города N
Интересно, что писатель не указывает фамилии городских чиновников, а их имена повторяются.
Это великолепно передаёт отношение Николая Васильевича к подобным людям, и преследует цель обезличения чиновничьего мира в произведении.
Писатель создаёт общий портрет, целенаправленно отказываясь от индивидуализации героев.
Главный герой произведения – Чичиков
Что касается главного персонажа «Мёртвых душ», здесь следует обратить внимание, в первую очередь, на его имя.
Как мы помним, его зовут Павел. И это является отсылкой к апостолу Павлу, который изначально был преследователем Иисуса Христа, но в итоге принял христианство.
Общеизвестно, что автор намеревался к концу трилогии представить Чичикова возрождённым, очистившемся от безнравственности и нечестности.
***
Проведя краткий анализ фамилий и имён героев «Мёртвых душ», мы видим, что ни одно из имён не выбрано просто так; все они способствуют развитию главной идеи сочинения; отображают отношение автора к персонажам.