|
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес» Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в произведениях Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских имен здесь трудно. Ясно однако, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке. На этих моментах мы и остановимся подробнее. Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Паратов — это и парад, и пират. К наблюдениям Олеши можно добавить и безусловно напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Матерым вожаком, например. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Анализ персонажей в пьесах А.Н. ОстровскогоФамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса “не могла ужиться с родней”, “уж очень ей дико казалось”. Значит, Борис — Дикой по отцу. Что из этого следует? Да то и следует, что он не сумел отстоять свою любовь и защитить Катерину. Ведь он — плоть от плоти своих предков и знает, что целиком во власти “темного царства”. Да и Тихон — Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличие у него от Тихона, что имя (Борис — по-болгарски “борец”). Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находится соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик, птичка — и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик хвалит свое болото. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса — “чайка” по-гречески, Катерина — “чистая”. Лариса — жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” — “Ласточку” (пароход) и потом Ларису — чайку. Катерина — жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”, соответственно) — обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи. Анализ имен персонажей в пьесах «Бесприданница» и «Лес»В данном исследовании мы проанализируем имена персонажей в пьесах «Бесприданница» и «Лес» и их связь с характерами и сюжетами произведений. Пьеса «Бесприданница»В пьесе «Бесприданница» имена персонажей олицетворяют их характеристики и амбиции. Ларису окружают люди с огромными амбициями, которые играют ею, как вещью. Мокий, Василий и Юлий представляют различные типы амбиций и стремлений. Каждый из них видит в Ларисе стильную и роскошную вещь, не интересуясь ее мыслями и чувствами. Наиболее интересным персонажем является Паратов Сергей Сергеевич, который ассоциируется с тираном Луцием Сергием Катилиной, что подчеркивает его высокомерие и надменность. Также стоит отметить персонаж Хариту, мать троих дочерей, чье имя ассоциируется с харитами — богинями юности и красоты. Однако, в данной пьесе она губит своих дочерей, что напоминает страшную судьбу других сестер. Пьеса «Лес»В пьесе «Лес» имя главной героини, Аксюша, имеет греческое значение «чужеземка» или «иностранка», что делает ее чужой в данном мире. Вопросы, задаваемые ей и Петром, о своей принадлежности и чуждости, подчеркивают ее отчуждение. Имя Гурмыжской (Раиса) характеризует ее как беспечную и легкомысленную, что соответствует ее образу ведьмы. Улита (Юлия) ассоциируется с развратной натурой и может намекать на ее предательство и обман. Имена актеров Счастливцева и Несчастливцева (Аркадий и Геннадий) соответствуют их псевдонимам и поведению. Милонов перекликается с Маниловым и Молчалиным, а Бодаев, как по фамилии, так и по манерам, напоминает наследника Собакевича. Итак, раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжеты, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящие в широком — символическом — смысле слова.
|
Смотрите также по произведению «Гроза»: |