Сочинение эпизод который произвел на меня сильное впечатление

Сочинение

Урок № 31.

Тема. Развитие речи. Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

Цель:

Целью данного урока является обобщение и систематизация полученных учащимися знаний, анализ эпизода художественного произведения, отбор наиболее важных эпизодов для понимания художественной идеи произведения, выявление творческого потенциала учащихся и формирование их нравственно-эстетических представлений.

Оборудование: выставка иллюстраций к рассказу.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На уроке будет представлена выставка иллюстраций к рассказу.

III. Выбор эпизода для анализа.

1. Введение темы урока и постановка целей и задач.

2. Выразительное чтение эпизода от слов «Дело было к вечеру…» до слов «…а то вдруг налево, при малейшем звуке за дверями».

  • Почему этот эпизод является важным для понимания художественной идеи произведения?

IV. Подготовка к анализу эпизода. Заполнение таблицы. Составление общей характеристики произведения.

План анализа эпизода

Рабочие материалы к сочинению

1.

Общая характеристика произведения (время

создания, главные герои, художественная идея)

1852 год – время создания. Герасим и Татьяна, Муму, барыня. Воплощение в образе немого Герасима стремления народа к внутренней свободе.

2.

Место эпизода в сюжете произведения

Развитие действия

3.

Функция эпизода (пояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определённого настроения у читателя).

Пояснение мысли автора, раскрытие характера Герасима.

Место действия: Весна, берег реки.

В данном эпизоде рассказа «Муму» И.С. Тургенева действие происходит весной на берегу реки. Это время года и место задают особую атмосферу и настроение в сюжете, подчеркивая его символическую значимость.

Способ организации текста: Монолог повествователя.

Автор в этом эпизоде использует монолог повествователя, что позволяет читателю глубже погрузиться в внутренний мир главного героя и лучше понять его характер и эмоции.

Характер Герасима в этом эпизоде:

В данном эпизоде Герасим представлен как человек с исключительно добрым и благодушным характером. Он проявляет множество положительных черт: гуманность, добросердечность, душевность, ласковость, милосердие, мягкосердечность, отзывчивость, простодушие, участливость, чуткость, внимательность, душевность, отзывчивость и чувствительность. Герасим также заботлив и заботится о животных, что отражает его нравственное качество и человечность.

Беседа по ходу составления таблицы:

  1. Когда И.С. Тургенев написал рассказ «Муму»?

Рассказ «Муму» И.С. Тургенев написал в 1852 году, находясь под арестом за публикацию некролога, посвящённого Н.В. Гоголю. После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге.

Какова художественная идея рассказа?

(И.С.Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придёт конец. Эта мысль находит воплощение в образе немого Герасима, стремящегося к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы).

Пункт 2.

  • Определите место эпизода в сюжете произведения.

Пункт 3.

  • Какова функция эпизода?
  • (Функция эпизода состоит в прояснении мысли автора, раскрытии характера Герасима. Автор подчёркивает доброту героя, его умение сострадать слабому).

Пункт 4.

  • Охарактеризуйте место и время действия в эпизоде.
  • (События происходят ранней весной. Это время пробуждения природы, время обновления души человека).

Пункт 5.

  • Каков способ организации текста?
  • Назовите слова, которыми автор описывает собачонку.
  • В описании какой героини рассказа звучит слово «бедная»? Случайно ли такое совпадение?(Совпадение не случайно, поскольку и Татьяна, и собачка беззащитны, нуждаются в помощи и участии).

Пункт 6.

  • Почему Герасим, найдя щенка, «пустился большими шагами домой»?(Герасим почувствовал, что у него наконец появилась семья, и спешит скорее к дому, где и должна жить семья).
  • Какие чувства посетили немого дворника, приютившего спасённую собачку?
  • Какие точные слова находит автор для характеристики отношения Герасима к Муму?
  • Как Муму, привязавшаяся к своему спасителю, помогала ему?
  • Как описывает автор собачку в эти моменты?
  • Почему части рассказа о Татьяне и о том, как Муму попала к барыне, начинаются одинаково: «Так прошёл год…»?
  • Как раскрывается характер Герасима в данном эпизоде?
  • Составьте ряд слов, которыми можно описать героя.

2. Конструирование начала сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев и его рассказ «Муму»

Рассказ «Муму» был создан в 1852 году Иваном Сергеевичем Тургеневым, который в то время находился под арестом за публикацию некролога, посвященного выдающемуся русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. После своего освобождения Тургенев прочитал «Муму» своим друзьям в Петербурге. Это произведение литературы стало своеобразным символом его веры в неограниченные силы русского народа и надежды на то, что долготерпению придет конец.

Важнейшей частью этой истории, отражающей художественную идею рассказа, является эпизод, связанный с спасением Муму. В этом моменте мы видим доброту, отзывчивость и человеколюбие главного героя, Герасима, который был описан как «самое замечательное лицо из всей дворни».

Герасим: Стремление к самоутверждению

Главным аспектом характера Герасима является его стремление к утверждению себя как личности и осознание собственного права на решение своей судьбы. В этом отдельно стоящем и немом персонаже Тургенев нашел выразительный символ, который подчеркивает важность индивидуальности и самоопределения в жизни каждого человека.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева является одним из ярких произведений русской литературы, в котором автор через образы героев и событий выражает свою веру в силу и достоинство русского народа. Эта история о доброте и человечности, о борьбе за самоопределение и право на жизнь, остается актуальной и вдохновляющей до сегодняшнего дня.

V. Домашнее задание.

Оформить сочинение набело