№ |
Этап урока |
Время (в мин.) |
ИКТ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
1. |
Организа-ционный момент |
1 |
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
||
2. |
Формулирование темы урока |
4 |
Слайд 2 Слайд 3 |
Знакомит с темой и целями урока: — Словами «С добрым утром!» заканчивается стихотворение С.Есенина, этими же словами начинается наш сегодняшний урок. Доброго всем утра, доброго настроения. Какое настроение создало у вас стихотворение? Какой приём использовал автор, чтобы оживить природу, сделать её собеседником человека? Беседа по содержанию произведения — Где происходят события рассказа? — Отличается ли жизнь деревни того времени от нашей? — Посмотрите, как изображали русскую деревню известные русские художники. Что вы знаете об этих художниках? — Какие чувства они хотели нам передать? Какое впечатление эти картины на вас произвели? — Согласуется ли настроение картин с настроением, переданным поэтом Есениным? |
Подготовленный ученик читает стихотворение С.А.Есенина «С добрым утром!», Рассматривают репродукции с картин художников. Отвечают на поставленные вопросы, |
Познавательные : структурирование знаний. Коммуникативные : умение выражать свои мысли. |
3. |
Актуализа-ция знаний |
3 |
Слайды 4-8 |
— Рассказ Ю.Казакова, по которому мы с вами будем писать сочинение, называется «Тихое утро». Послушайте музыку из анимационного японского фильма «Наруто» и посмотрите слайды. Найдите в тексте пейзажную зарисовку раннего утра в деревне, прочитайте его выразительно. Гармонично ли вписывается в эту зарисовку наш герой Яшка? Почему? Понравился ли он вам? Какими чертами характера обладает мальчик? — Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на образ именно этого мальчика? Правильно! Наш урок сегодня будет посвящён описанию литературного героя. Не просто описание его внешности, а прежде всего качеств его характера, его поведения и поступков. Для чего нам это нужно? Чтобы понять этого героя, оценить лучшие его качества. |
Формулируют тему урока |
Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : формулирование темы. |
4. |
Мотивация к учебной деятель-ности |
3 |
Слайд 9 |
Мотивирует учащихся к учебной деятельности: — Скажите, какого человека можно назвать верным другом? — Какие пословицы о дружбе вы знаете? Запишите одну из них в тетрадь. Можно обратиться к двухтомнику русских пословиц В.И.Даля. |
Коммуникативные : умение выражать свои мысли. Регулятивные : поиск и выделение информации |
|
5. |
Целеполага-ние. |
1 |
Подводит учащихся к формулировке гипотез ( предметных целей урока ). — Можно ли Яшку назвать верным другом? С самого начала рассказа об этом не скажешь. Попробуем это доказать или опровергнуть в наших сочинениях. |
Узнают о сюжетной линии урока. |
Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : формулирование гипотез. |
|
6. |
Аналитическая работа |
5 |
Слайд 10 |
– Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома? (Примерное содержание ответа: Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаём) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева «Бежин луг». Видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли). Запишите в тетради краткий ответ на вопрос. |
Описывают мальчика устно, сравнивают с другими литературными героями. |
Познавательные : структурирование знаний. Коммуникативные : умение выражать свои мысли. Регулятивные : самокоррекция. |
3 |
Слайд 11 |
— Что рассердило Яшку? ( Примерное содержание ответа : И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого … заморыша», червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения – «рано»! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук). Запишите в тетради краткий ответ на вопрос. |
Находят в тексте отрывки, приводят доказательства |
Предметные: умение ориентироваться в тексте |
||
3 |
Слайд 12 |
— Каким человеком был Яшка? ( Примерное содержание ответа: Яшка был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел…», – с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег!» И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!»). |
Устно отвечают на вопрос |
Познавательные : структурирование знаний. Коммуникативные : умение выражать свои мысли, слушать мнения других Личностные : смыслообразование. |
||
9. |
Поисковая работа |
5 |
Слайд 13 |
— Найдите в тексте отрывок, в котором рассказывается о том, как повёл себя Яшка, когда случилась беда. Что мы может об этом написать в нашем сочинении? ( Примерное содержание ответа : И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать. Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его»… ) |
Находят нужный отрывок. Приходят к выводу, что, если в начале рассказа Яшка пытался показать себя взрослым, много знающим человеком, то теперь мы видим в нем испуганного мальчика, отчаянно ищущего выход из создавшегося положения. |
Регулятивные : Поиск и выделение информации; самоконтроль. Коммуникативные : Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений Личностные : Формирование нравственных норм поведения |
10. |
Подведение итога поисковой работы |
3 |
Слайд 14 |
— Как чувствовал себя Яшка после спасения товарища? ( Примерное содержание ответа: Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось). |
Записывают в тетради вывод. |
Регулятивные : саморегуляция. Коммуникативные : умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка |
Видео «Panda» |
Выполняют движения за героем фильма |
Реалаксация |
|||
11. |
Обобщение материала. Составление плана |
5 |
Слайд 15 |
— Просмотрите записи в ваших тетрадях. Вспомните, на какие вопросы мы пытались ответить. Обратите внимание на тему нашего урока «Яшка – верный друг». Работая в парах, попробуйте составить план сочинения. Предлагает примерный план сочинения. 1) Каким мы представляем Яшку? 2) Обида, пренебрежение к другу. 3) Дал слово – сдержи его. 4) Яшка – добрый человек и верный товарищ. |
Работают в парах, составляют план, предлагают его прослушать. Корректируют планы. |
Регулятивные : планирование. Личностные : уважительное отношение к партнёру по работе., коррекция. |
12. |
Рефлексия |
4 |
— Что мы узнали сегодня о Яшке? Можно ли считать его верным другом? Чему научил вас рассказ? Какой вывод вы сделаете в своём сочинении? |
Отвечают на поставленные вопросы, предлагают варианты вывода. |
Коммуникативные : умение выражать свои мысли, делать выводы. |
|
Домашнее задание |
1 |
Предлагает написать сочинение по составленному плану. |