Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Ты уже понимаешь, что эти «три элемента» — автор, тема и читатель. Внимательно изучая экзаменационный текст, выстрой такую схему и обдумай ее:
Текст
- О чем? (Ты увидишь тему.)
- Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
- Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
- Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)
- Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
Какие существуют виды информации в тексте? Их несколько.
Виды информации в тексте | Что содержит информация | Роль данной информации |
Фактуальная | События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п. | Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли).
|
Концептуальная | Замысел автора, его позиция, система взглядов, подход к фактам. | Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое. (Без авторской мысли, замысла текст представлял бы ряд разрозненных фрагментов, фактов и событий).
|
Подтекстовая | Скрытая, дополнительная информация, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. | Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию либо непосредственно, либо через фактуальную информацию. |
Без «вычитывания» этих информаций вряд ли ты сумеешь правильно понять содержание теста. Один из пользователей чата как-то пожаловался, что у него от одной только мысли о том, что нужно анализировать текст, «появляется аллергическая сыпь, чесотка и отвращение ко всем текстам сразу». Итак, чтобы ты нервно не почесывался на экзаменах, давай попробуем вместе поразмышлять вот над этим рассказом А. П. Чехова.
Баран и барышня
{«Эпизодик из жизни «милостивых государей»)
- На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
(7) — Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — (8)Вас спрашивает!
(9) — Барышня? Гм… (10)Кто же это?
- В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
(13) — Извините,— начала она дрожащим дискантом. — (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… (16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…
(17) — Очень приятно! (18)Сссадитесь! (19)Чем могу быть полезен? (20)Садитесь, не стесняйтесь!
(21) — Я пришла к вам с просьбой… — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — (22)Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (23)Вы, я слышала, даете… (24)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (25)Мне от Петербурга до Курска…
- Гм… Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
(28) — Нет, здесь нравится, но, знаете ли… родители. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была. (ЗІ)Мама, пишут, больна…
- Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?
(ЗЗ)Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…
- Тэк… (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико… (Зб)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)К родителям едете, значит… (38)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (39)Амурашка… (40)Женишок? (41)Покраснели? (42)Ну, что ж! (43)Дело хорошее… (44)Езжайте себе. (45)Вам уж пора замуж… (46)А кто он?
- — В чиновниках…
- — Дело хорошее… (49)Езжайте в Курск… (50)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (51)Небось, скука в этом Курске? (52)Да вы скидайте шляпу! (53) Вот так, не стесняйтесь! (54)Егор, дай нам чаю! (55)Небось, скучно в этом… ммм… как его… Курске?
(56)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (57)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены- гимназисты… (58)Егор подал чай… Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать… (59)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… (60)0н уж не чувствовал скуки…
(61) — Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (62)А как вы с ним сошлись?
(бЗ)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (64)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (65)Говорила она долго. (бб)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (67)Пробило восемь часов.
(68) — А у вашего отца неплохой почерк… (69)С какими он закорючками пишет! (70)Но, однако, мне пора… (71)В театре уж началось… (72)Прощайте, Марья Ефимовна!
- — Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
- — На что-с?
- — На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
- — Билет? Гм… (77)У меня нет билетов! (78)Вы, должно быть, ошиблись сударыня…’ (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… (80)Рядом со мной подлинно живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (81)Егор, вели заложить! (82)Прощайте, та сЬеге Марья Семеновна! (83)Очень рад… рад очень…
(84)Барышня оделась и вышла… (85)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.
фактуальную
контекстуальной
С чего начнем «вычерпывать» контекстуальную информацию? Конечно, с заглавия! «Баран и барышня». Кого мы обычно называем бараном? Глупого, бездушного человека. Следовательно, авторскую идею мы уже видим; давай-ка посмотрим, как она нашла воплощение в тексте. Поможет нам в этом художественная деталь (а у А.П. Чехова она очень емкая!).
Детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана» | Детали, помогающие понять душевное состояние барышни | ||
На сытой, лоснящейся физиономии… написана смертельнейшая скука. Он… не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зеватьЧитать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать…
Что делать? Чем бы развлечься? Сссадитесь! А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится? Вы здесь служите или учитесь»! Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Женишок? А кто он! |
…тихо войта хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. … воина и поклонилась. …начала она дрожащим дискантом. Я, знаете ли… Мне сказали, что вас… вас… Я…я…дочь…
…продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. .. .я небогата… Барышня… просияла и описала все курские развлечения… Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшум- |
||
Детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана» | Детали, помогающие понять душевное состояние барышни | ||
Небось. скучно в этом… ммм… как
его… Курске? Ваш жених хорош собой! А как вы с ним сошлись? Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… Он уже не чувствовал скуки… Прощайте, Марья Ефимовна! — Билет? У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня… Вы не туда попали, не на тот подъезд. .. Прощайте, та сИеге Марья Семеновна! Очень рад… рад очень… |
но глотать…
… конфузливо ответила на оба вопроса… Она доверчиво подвинулась… …вынула из кармана письмо от родителей и прочла его… |
||
Итак, «милостивый государь» находится на службе, но как он служит и каковы его человеческие качества (ведь «милостивый»!)? Экспозиция рассказа дает нам точное представление об этом: это ленивый, глупый, пресыщенный тип (человеком его сложно назвать!).
Поэтому появление незнакомки — великолепная возможность развлечься. Что из того, что она «одета просто… даже очень просто» (читай — бедно!) и ей стыдно находиться в роли жалкой просительницы? Зато у него есть возможность скоротать время до представления в театре! Обрати внимание, как не соответствует его внешнее проявление радушного отношения к девушке с внутренней низостью намерений и как он гадок в своих детальных расспросах. Чехов так выстраивает диалог, что от реплики к реплике отвращение к «милостивому государю» нарастает: перед нами действительно баран без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением несчастной как очередным развлечением.
А вот скрытую, дополнительную информацию — подтекстовую — можно увидеть в отдельных словах, фрагментах, предложениях:
- «эпизодик из жизни «милостивых государей»: эта трагичная история девушки — для «барана» всего лишь мелкий, рядовой случай;
- неспроста писатель берет в кавычки определение «милостивые государи», подчеркивая тем самым его совершенно противоположное значение;
- — история с девушкой типична, так как это «эпизодик из жизни «милостивых государей»; следовательно, вся система бюрократического чиновничества имеет отношение к слову «бараны», и т.п.
Ты обратил внимание, как долго общался с барышней «милостивый государь» (см. 2-е и 85-е предложения), но он так и не запомнил, как зовут его гостью (Марья Ефимовна (72) — Марья Семеновна (82).
А содержание его расспросов? И чему он так очень рад… рад очень…? И как жаль эту барышню, поверившую в искреннее желание чиновника помочь ей и доверчиво рассказавшую даже глубоко личное…
А.П. Чехов, используя концептуальную и подтекстовую информацию, избежал нравоучительно-скучной проповеди о том, как отвратительно человеческое равнодушие, бессердечие, он облек свои мысли в образную форму и позволил нам, читателям, почувствовать то, что чувствовал сам.
Подтекстовая информация очень важна для понимания смысла текста, и она в основном свойственна текстам художественного стиля. В свое время знаменитый режиссер Е.В. Вахтангов говорил своим актерам: «Если кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос может задавать при различных обстоятельствах с различными интонациями. Тот, который спрашивает, может быть, не хочет знать, который час, но он хочет, например, дать вам понять, что вы слишком засиделись и что уже поздно. Или, напротив, вы ждете доктора и каждая минута дорога. Необходимо искать подтекст каждой фразы». Зачем? А чтобы правильно понять смысл сказанного или прочитанного.
Как «увидеть» подтекст? Первое и самое важное правило — читай вдумчиво, ищи логические связи, старайся понять смысл каждого слова, словосочетания, предложения. Тебе могут помочь и средства выражения подтекста: нарушение логического порядка фрагментов текста, парцелляция, умолчание, эллипсис.
Давай попробуем «извлечь» подтекстовую информацию из этих трех предложений притчи, которую ты прочтешь чуть позже.
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно…
На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события? Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах. Как ты думаешь, это хороший или плохой сон? Почему можно смело утверждать, что сон плохой? Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед. Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен? Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим\ Самое тревожное, что выпали все зубы! Что ему предвещает такой сон? А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае ты уже описал подтекст, а награда тебе за это — продолжение притчи:
«…и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Все зависит от того, как сказать то, что сказано»». Притча называется «Небольшая разница», и мы чуть позже вернемся к ней.
А теперь усложню тебе задание: прочти еще одну притчу:
Первая стрела
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» — удивился Ученик.
«Так вот почему человеку дается только одна жизнь», — подумал Ученик.
Попробуй понять, что ответил Мастер. (Его реплика выпущена.) Что даст тебе ключ к пониманию? Опять-таки внимательное чтение, исследовательское вычитывание смысла.
С чего ты начнешь?
Мастер решил проверить, насколько хорошо стреляет его Ученик. Зачем тот взял две стрелы? Конечно, чтобы повторить свою попытку попасть в цель, если промахнется в первый раз. Тебе, как и мне, понятно это. Но как в этом случае, имея две стрелы, будет стрелять Ученик в первый раз? Тщательно целясь? Выполняя все наставления, которые когда-то давал ему Мастер? Вряд ли. И вторая стрела позволит ему исправить ошибку, если она произойдет. Почему Мастер отобрал одну из стрел и бросил ее в сторону? Верно, и он понял намерение Ученика и лишил его возможности повторить попытку еще раз. А теперь посмотри: Ученика интересует, почему Мастер отобрал вторую стрелу (а текст называется «Первая стрела»).
Как ты думаешь, что ответил Мастер? Умница, ты правильно рассуждаешь: Мастер ответил, что он отобрал не вторую, а первую стрелу. Что он имел в виду? Ученик должен был понять, что его лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии, в бою, она может стоить ему жизни!).
Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела, которую он взял на всякий случай, осталась единственной — первой и последней. И посмотри, какую замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку дается только одна жизнь».
Действительно, второй нет и нет возможности начать ее заново, многое исправить, изменить… Хочешь проверить правильность своего подтекстового прочтения? Вот пропущенная реплика Мастера: «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она все равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка». Ну что, интересно? Тогда подумай, что ответил мудрец в следующей притче:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мертвая?»
В конце этой главы ты найдешь ответ, но прежде вычитай подтекст! Пусть ты ответишь не дословно, но если даже близко по смыслу к тому, что ответил мудрец, — можешь собой гордиться, о мудрейший!
Еще одно задание: как можно озаглавить следующую притчу, если использовать подтекстовую информацию?
Несколько мудрецов, сидящих в тюрьме, решили сбежать. У них была копия ключа, поэтому они ждали ночи, чтобы совершить побег. В полночь один из них пошел открывать дверь, но вернулся через несколько минут с длинным грустным лицом…
- Что случилось? — спросили остальные.
- Наш план бесполезен… Мы не можем сбежать. Надзиратель забыл закрыть дверь, поэтому я не могу воспользоваться ключом.
(Ответ также найдешь в конце главы!)
(Кстати, подтекст иной раз дает читателю совсем не ту информацию, которую автор вкладывает в текст: если ты читал роман А. Фадеева «Разгром», то помнишь, что последняя глава называется «Девятнадцать»: это все, что осталось от партизанского отряда. По замыслу писателя, роман должен был показать, что революция и Гражданская война — это грандиозный отбор лучших людей, «отсев» всех лишних, не пригодных делу революции, и переделка, перевоспитание масс. И что же вдумчивый читатель видит в итоге? Явное расхождение авторского замысла и подтекста: остались девятнадцать далеко не лучших партизан, а лучшие — Бакланов, Метелица и другие — погибли; итог перевоспитания масс — события предпоследней главы, описывающей переход через болото, — наглядно показали, что отряд так и не стал боевой единицей, а предательство Мечика явно на совести тех, к кому он шел с открытым сердцем. Да и вряд ли читателю симпатичен командир-большевик Левинсон, по чьей вине убит раненый Фролов, голодной смертью умрут дети корейца…
Таких примеров расхождения авторской позиции и подтекста можно привести немало: пьеса М. Горького «На дне» (образ Луки), роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» (образы Давыдова, Нагульнова) и т.п. Ты спросишь, почему так происходит. Потому что литературоведы анализируют произведения <р авторских позиций, но иногда замысел автора не до конца воплощается в тексте произведения, и внимательное подтекстовое чтение позволяет увидеть эти расхождения.)
Интересные грани имеет текст, верно? Но только когда ты видишь подтекстовую информацию, ты гораздо лучше понимаешь содержание прочитанного. А понятый, правильно «расшифрованный» текст поможет и тебе стать автором: ведь твое сочинение на основе прочитанного не что иное, как творчество.
Предлагаю тебе извлечь подтекстовую информацию из следующих притч. Они заставят тебя задуматься о многом, да и ты еще раз проверишь свою способность внимательно вычитывать смысл.
Притча о кресте
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов — выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест. Он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал: «Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».
Я стараюсь поднять их вверх!
Однажды великий древнегреческий философ, слава которого гремела до самой Ойкумены, прогуливался в окружении учеников по садам Ли- кея. Тогда занятия проводились в форме прогулок…
В самый разгар ученой беседы к ним подошел богатый виноторговец и насмешливо проговорил: «Послушай, мудрец, у меня нет умных мыслей, но у меня есть золото, у меня нет знаний, но у меня есть красивые рабыни, у меня нет красноречия, но у меня есть сладкое красное вино, — и стоит мне только крикнуть, как все твои ученики перебегут ко мне! Не веришь?» — «Охотно верю, — спокойно ответствовал философ, — потому что твоя задача намного легче: ты тянешь людей вниз, а я стараюсь поднять их вверх!..»
Истинное величие
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Иисус и Иуда
{Историческая притча)
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Храбрость
К одному дервишу пришел человек, почитавший себя храбрым.
- А что, почтенный, — сказал он, — я вот много сражался и обращал в бегство врагов моих. И мышцы мои, как скала. Ты же и ученики твои слабы и боязливы. Нет в вас храбрости, не много ее отпущено вам Богом. А научить ей нельзя.
- Стреляешь ли ты из лука? — спросил дервиш.
- Да, вот, смотри!
Человек натянул лук и выстрелил три раза подряд, так что вторая стрела догнала первую, а третья попала во вторую.
- Ты искусный стрелок, — сказал дервиш. — И все же это — не совершенное искусство, и храбрость твоя — не совершенная храбрость.
- Докажи, иначе поплатишься жизнью за свои слова! — взревел разъяренный «храбрец», хватаясь за рукоять меча.
- Что ж, пойдем со мной, и я покажу тебе разницу. Ты узнаешь, что такое совершенство без искусства.
Дервиш привел человека на край пропасти, дно которой невозможно было разглядеть — столь глубока была пропасть. Дервиш встал на самом краю, так что пятки его повисли в воздухе, и позвал человека:
- Встань рядом со мной.
Но тот лишь взглянул за край, побледнел и упал на землю, покрывшись холодным потом.
- Настоящий человек не меняется от того, глядит ли он на синее небо или смотрит вниз на отвесные склоны обрыва, — услышал храбрец голос дервиша, — встречает ли он демонов или беседует с ангелами. А ты жмуришься от страха, как дитя. Опасность — не в пропасти. Она — в тебе самом.
Щедрое дерево
Жила-была яблоня. Она любила маленького мальчика. Каждое утро он приходил к ней, взбирался по ее стволу, качался на ее ветвях, лакомился ее яблоками и был счастлив.
И яблоня была счастлива.
Время шло, мальчик все реже появлялся, и яблоня загрустила.
Однажды он пришел после особенно долгого отсутствия, и яблоня задрожала от радости:
- Милый мальчик! Скорее взберись по моему стволу — и я покачаю тебя на ветвях, угощу тебя яблоками, и ты будешь счастлив.
Но мальчик покачал головой и ответил:
- Знаешь, это не сделает меня счастливым. У меня совсем нет денег, и меня не любят девушки. Я гол как сокол.
Тогда яблоня ответила:
- Собери мои яблоки, продай их на рынке. У тебя будут деньги и девушки, и ты будешь счастлив.
Мальчик так и сделал: он собрал все яблоки и ушел.
И яблоня была счастлива.
Однако мальчика снова не было очень-очень долго. Когда же он все- таки пришел, яблоня затрепетала:
- Милый мальчик! Взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях — и ты будешь счастлив!
Мальчик ответил ей гордо:
- Я уже слишком взрослый, чтобы лазать по деревьям и прыгать по веткам! У меня столько проблем! Я хочу жениться, но у меня нет дома! Вот если бы у меня был дом, тогда я стал бы счастливым.
И яблоня ответила:
- Сруби мои ветви и построй себе дом. И ты будешь счастлив.
Мальчик так и сделал. Он срубил все ветви яблони и ушел.
И яблоня была счастлива.
После этого он не появлялся целую вечность. Много лет ждала яблоня своего мальчика. И однажды он действительно пришел.
Он выглядел усталым, постаревшим и обрюзгшим. Волосы его поредели, фигура расплылась.
Но яблоня ему была необыкновенно рада, она сказала:
- Милый мальчик! У меня нет больше яблок, чтобы угостить тебя, и нет больше ветвей, чтобы покачать тебя. Но, может быть, ты хочешь спокойное, тенистое место, чтобы отдохнуть? Я могу заслонить тебя от солнца.
А мальчик ответил:
- Милая яблоня! Меня ничто не радует на этой земле. Все, чего я хочу, это убраться куда-нибудь подальше, но не знаю, как…
Яблоня на минуту задумалась и сказала:
- Из моего ствола получится хорошая лодка. Спили мой ствол, сделай лодку, и ты сможешь уплыть далеко-далеко. И ты будешь счастлив.
Мальчик так и сделал. И ушел.
И яблоня была счастлива.
Но не совсем.
Шли годы. Пенек, которым стала яблоня, все больше старел. Глубокие трещины избороздили его. Яблоня уже не верила, что когда-нибудь сможет увидеть мальчика.
Но однажды он подошел к ней. Он тяжело опирался на палку, руки его слушались плохо, редкие волосы были седы.
Яблоня сказала ему с грустью:
- Милый мальчик! Я больше ничем не могу с тобой поделиться. У меня нет ни яблок, чтобы угостить тебя, ни ствола, чтобы ты взобрался по нему, ни ветвей, чтобы покачать тебя.
Но мальчик улыбнулся и ответил:
- Милая яблоня! У меня нет зубов, чтобы есть яблоки, и руки мои уже не те, чтобы лазать по деревьям. Я стал стар и немощен, и все, что я ищу, — это тихое, уютное место, чтобы посидеть и отдохнуть.
- Ну что ж, — сказал старый пенек, распрямляясь, — садись на меня, и ты будешь счастлив.
Мальчик так и сделал.
И яблоня была счастлива.
И мальчик был счастлив.
Проверь свою работу!
Ответ № 1: …И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Ответ № 2: Мудрецы… (обрати внимание, сколько иронии в этом названии!)