Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице моей светло»
1. Род литературы – лирика. Подход к изображению основных форм проявления человеческой личности субъективный – в переживаниях и раздумьях.
2. Жанр лирического произведения – лирическая песня, раскрывает чувства и мысли лирического героя.
3. Система стихосложения – метрическая, силлабо-тоническая; буквально слогоударное стихосложение, введённое реформой Тредиаковского – Ломоносова.
Учитывается деление на слоги и местоположение ударения.
4. Размер – четырёхстопный хорей с пиррихием во второй стопе и мужской клаузулой.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…
/ — — — /-/-/
/ — — — /-/
/ — — -/ — /
/ — — — / — /
Примеры четырёхстопного хорея:
Сквозь вол/нисты/е ту/маны
Проби/ рает/ ся лу/на,
На пе / чальны/е по/ляны
Льёт пе/чально/ свет о/на.
А. С. Пушкин
Сохнет /стаяв /шая / глина,
На су/горьях/ гниль о/пёнок.
Пляшет /ветер /по рав /нинам
Рыжий /ласко /вый ос / лёнок.
С. А. Есенин
Связь между метром и смыслом органическая. Хорей создаёт ощущение окрылённости, подъёма, он всегда взволнован, эмоционален, динамичен, чаще всего область его применения – песня.
5. Рифма по месту ударения в строке только мужская, открытая, так как оканчивается на гласный звук.
По способу рифмовки перекрёстная; точная, богатая, однородная, простая, банальная. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
6. Автор использует звукопись: в первой строфе ассонанс на звук [о ];
7. Композиция стихотворения линейная, последовательная; стихотворение состоит из 4 катренов (четверостиший).
Полный письменный анализ лирического стихотворения «Я вас любил» ...
... все это время, когда страдал от неразделенной любви. Сочинение по анализу стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»: 9, 10, 11 класс ... уходить в Вечность рука об руку». Анализ лирического стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкин: тема и мотивы «Я вас любил» ... касается и синтаксиса, и интонаций, и звуков. Система рифм упорядочена. Все нечетные рифмы инструментированные на звук «ж» : «быть может, тревожит, ...
Первая строфа соответствует экспозиции – описывается место действия – горница.
Вторая строфа – завязка действия, так как описание обстановки побуждает героя к действию. Третья строфа – развитие действия – лирический герой планирует свои действия по преодолению духовного кризиса. Кульминация – «Думать о своей судьбе». Развязка – «Лодку мастерить себе…»
8. Лексические средства языка: преобладают общеупотребительные слова, разговорные: горница, матушка, садик, хлопотливый, характерные для лирической народной песни.
9. В основном слова использованы в прямом значении. Эпитет «кружевная» (тень ивы) создаёт мотив красоты именно в тот момент, когда лирический герой преобладает духовный кризис и планирует его преодоление. Инверсия: цветы мои, завяли все, ивы кружевная тень, будет хлопотливый день. Инверсия резко меняет интонацию и придаёт стиху большую выразительность.
10. Имена существительные: (в) горнице, (от) звезды, матушка, ведро, воды, цветы, (в) садике, лодка, (на) мели, (на) стене, ивы, тень, день, цветы, (о) судьбе, (до) звезды, лодку. (17 имён существительных; повторяются формы родительного падежа существительного звезда с разными предлогами и поэтому имеющие разное значение: в первом случае свет от ночной звезды; во втором случае значение времени – до ночной звезды).
Имена прилагательные: ночной, красные, речной, кружевная, хлопотливый, ночной (всего 6, повтор – ночной).
Глаголы: возьмёт, принесёт (будущее время – 1 строфа); завяли (прошедшее время), догниёт (будущее время), дремлет (настоящее время), будет, буду поливать, думать, буду мастерить (будущее время).
Всего 9 глаголов, которые создают динамизм лирического сюжета.
Местоимения: моей, это, мои, моей, (у) меня, (под) ней, (о) своей, себе. 8 местоимений, преобладают местоимения, указывающие на лирического героя.
11. Основной конфликт – внутренний, в душе лирического героя, который преодолевает духовный кризис.
12. Образы горницы, звезды, матушки, красных цветов и садика, лодки, ивы. Трогательные чувства грусти, печали, любви к матушке и садику, к природе и миру. Образ лирического героя.
13. Ведущие мотивы света ночной звезды, деятельной помощи матушки, садика с увядшими цветами как символа души героя, догнивающей на речной мели лодки как символа несостоявшейся судьбы героя, мотив преодоления духовного кризиса.
14. Развёрнутое заглавие: Чтобы лодка не догнивала на речной мели, начини её мастерить.
15. Тема человеческой судьбы. Идея – нужно преодолевать жизненные невзгоды, нельзя поддаваться отчаянию.
16. Стихотворение замечательное, лирически взволнованное, трогательное, задушевное. Не случайно оно положено на музыку и часто его принимают за народную песню – самое высокое доказательство художественных достоинств этого стихотворения.