Анализ рассказа Чехова «Размазня»

Сочинение

1. История создания произведения.

Рассказ «Размазня» написан Чеховым в 1883 году, первая публикация состоялась в этом же году 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки», №8.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Размазня» — юмористический рассказ. В произведении содержатся все приметы этого жанра: короткое и простое название; короткое вступление, информирующее о месте действия; описание случая из жизни; большое внимание автора диалогу; выразительная художественная деталь вместо портретной характеристики.

3. Название произведения и его смысл.

Чехов видел в заглавии главный смысл произведения, поэтому оно должно быть кратким, понятным, простым. Вначале он назвал рассказ «Жестокий урок», но посчитал его недостаточно простым, второй вариант был «Гувернантка», но в нём не было смыслового стержня рассказа. Тогда он остановился на слове, характеризующем гувернантку, — «Размазня».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от первого лица. Рассказчик и персонаж (хозяин) совмещены в одном лице. Такое повествование всегда субъективно. Рассказчик хорошо осведомлён о мыслях и чувствах только одного персонажа, которым сам и является. В этом рассказе образ гувернантки дан с точки зрения хозяина-рассказчика, объективность которой остаётся под вопросом.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Слабый человек в большом, враждебном мире, бессильный противостоять ему.

Идея: Призыв Чехова «выдавливать из себя по капле раба», быть сильным, отстаивать правду.

Проблематика: «…легко на этом свете быть сильным!»

Этими словами рассказчик заканчивает повествование. Очевидно, легко быть сильным на фоне таких бесхарактерных людей.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет рассказа основан на психологическом эксперименте, проводимом героем над нанятой им гувернанткой Юлией Васильевной. Хозяин (рассказчик) вызывает её для уплаты жалования, но перед этим знакомит её со всеми подсчётами.

Гувернантка отработала два месяца, за которые хозяин должен ей 80 рублей. В самом начале хозяин вычел из её жалования 10 рублей, настаивая на 30 рублях в месяц вместо 40. Робкая попытка девушки возразить пресечена хозяином. После этого он нашёл ещё ряд причин, по которым жалование гувернантки должно ещё сократиться. Хозяин высчитал за нерабочие дни, за разбитую чайную пару, за украденные горничной ботинки у её дочери и т. д. В результате таких подсчётов он оставил гувернантке за два месяца 11 рублей вместо 80.

1 стр., 484 слов

Образ рассказчика в рассказе Тургенева «Бежин луг»

... его не сразу заметил. Рассказчик – наблюдательный человек. Все, что мы знаем о деревенских мальчишках – героях рассказа, его портреты, верно и точно подмеченные. Понравилось сочинение? А вот еще: ... собой, богат, о чем свидетельствует одежда мальчика. Это сразу подмечает заблудившийся охотник. В компании пастушков он оказывается не из-за нужды, а ради развлечения. Иногда ...

Юлия Васильевна дрожащими пальцами взяла эти деньги и прошептала благодарность. Рассказчик не выдерживает, вскакивает, возмущается бесхарактерностью девушки, ведь он её обобрал. Герой отдаёт гувернантке положенные ей 80 рублей, извиняясь за свою шутку и поучая, что нельзя быть на этом свете не зубастой и размазнёй.

7. Система образов произведения.

Повествователь (хозяин) — человек обеспеченный, не из породы слабых людей, но и не бессердечный хищник. Он видит, что нанятая им гувернантка слишком «церемонна»: два месяца отработала, а жалованья не просит. Он видит, что она из тех, кто не может за себя постоять, потребовать своё. Хозяин — человек справедливый, у него и в мыслях не было воспользоваться бесхребетностью девушки и обсчитать её, но он решает дать этой недотёпе суровый урок. Изобразив сначала бессовестного человека, обсчитывающего гувернантку, рассказчик в итоге попросил прощения, выдал девушке всю причитающуюся ей сумму с назиданием, что нельзя быть такой.

Имел ли право этот человек давать жестокий урок девушке и поучать её? По сути — не имел. Он считал, что имел право как старший, сильный, успешный. Он возвысился над ней, считает для себя возможным учить её жизни. Его охватила злость, когда Юлия Васильевна с покорностью судьбе приняла факт, что хозяин её обобрал. Но можно сказать, что он проявил себя и как человек неравнодушный, надеясь на некую перемену в слабохарактерной натуре после его «шутки».

Гувернантка Юлия Васильевна — жертва по натуре: безропотна, покорна, в себе не уверена. Она только шмыгает носом и теребит оборку, когда хозяин нагло обсчитывает её. Получив от него жалкие 11 рублей за два месяца, она прошептала «merci». На возмущённый вопрос хозяина «за что merci?» она ответила, что в других местах ей вовсе не давали денег. Юлия Васильевна не осознаёт себя как личность, она не имеет своего мнения о себе как человеке, достойном лучшего, зависима от чужих мнений, навязанных ей. Она не протестует на несправедливость не от внешних условий, в ней нет внутреннего стержня. Изменится ли она после «наставлений» хозяина? «Можно ли быть такой размазнёй?» — вопрошает рассказчик. Она кисло улыбается, отвечая всем видом, что — можно.

Юлия Васильевна милая, честная, искренняя девушка, но живёт в роли жертвы.

8. Композиция произведения.

Экспозиция: хозяин приглашает гувернантку зайти к себе в кабинет.

Завязка: «Давайте посчитаемся».

Развитие действия: хозяин выдвигает довод за доводом, чтобы вычесть из жалования гувернантки как можно больше денег.

Кульминация: «Merci».

Развязка: Хозяин извиняется, отчитывает гувернантку за «беззубость», отдаёт все деньги.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор использует выразительную художественную деталь для создания образа Юлии Васильевны: церемонная, шепнула, дрожащими пальчиками, дрожащим голосом, замерсикала.

5 стр., 2247 слов

Позиция автора и рассказчика

... 40)— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна. (41)— ... производят те произведения литературы, которые ... плакал, уже не переставая, дрожащими руками размазывая слезы по впалым щекам. 16)Неизвестный вдруг медленно повернул голову, ... он шел и шел, шел ... этот человек долго ... не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. 29)Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше ...

10. Отзыв о произведении.

Вряд ли можно назвать это произведение рассказом о бесправном положении женщин вообще и, в частности, гувернанток в 19 веке. Речь здесь не о пороках общества. Это рассказ о внутренне несамостоятельной личности, не умеющей постоять за себя, не имеющей «стержня». Таких «размазней», как правило, третируют в школе, потому что чувствуют, что можно. Откуда берётся эта бесхребетность? Как её преодолеть? Чехов ставит диагноз, но ответа не даёт. Разве что это: «…выдавливать из себя по капле раба».

Понравилось сочинение? А вот еще: