В чем сила музыки?
Испокон веков музыка имела особое значение и влияние начеловека . Музыка успокаивает, завораживает, лечит, бодрит, снимает напряжение. В чем проявляется сила музыки? Почему она так влияет на нас? Спросите себя, какие чувства вызывает у вас музыка любимых произведений. Что вы чувствуете? Наверняка, спектр чувств будет огромен: радость, счастье, печаль, грусть, возбуждение, расслабление, нежность, душевный подъем и другие. Но среди них вряд ли будут присутствовать отрицательные ощущения: зависть, обида, чувство негатива, злость, стыд, вина.
Все это говорит о том, что музыка имеет особый смысл и влияние на наш мозг. В чем заключается сила музыки, почему наш мозг так воспринимает её и подчиняется её влиянию? Музыка – это источник удовольствия Музыкальные ритмы помогают нам испытывать заряд бодрости и энергии, душевного подъема, забыть о проблемах, расслабиться, настроиться на рабочий лад. Многие из нас ставят на будильник любимые мелодии – потому что просыпаться так приятнее и настроение поднимается. День начинается с радостных моментов. Музыка очень близка нам. Мы быстро «входим» в контакт с ней: танцуем, двигаемся под звуки ритма. Движения наших тел отображают наше ощущение и понимание музыки, мы словно пропускаем её через себя. Помимо этого, все свои неприятные чувства и
эмоции мы проецируем на неё. Музыка спасает нас от стресса, помогает расслабиться, успокоиться. Ученые нашли тому объяснение. Оказывается, музыка воздействует на центр удовольствия в нашем мозге. И мы получаем удовольствие сродни тому, когда едим и занимаемся сексом. Музыка помогает справиться состраданием и побороть печаль Мы слушаем музыку не только, когда наши глаза светятся от счастья, на душе весело и легко. Даже в грустные и тяжелые моменты жизни музыка окружает нас. Но когда на сердце грусть и печаль , в душе осадок горечи, мы ставим пластинку с грустные мелодиями. Тяги к веселым ритмам отсутствует. Ощущение, что печальные и даже трагические мелодии, помогают нам справиться с собственной душевной болью, побороть печаль, очищает нас от негативных эмоций. Во время депрессии или в другие тяжелые минуты, многие из нас становятся словно каменные, лишенные способности чувствовать. Музыка с нотками грусти, помогает освободиться от этого защитного кокона, позволяя снова чувствовать, вызывая эмоции, слезы. Одним словом, мы снова начинам жить через чувства. Печаль и грусть размыкает этот круг, в котором мы прибываем во время душевных переживаний.
М. Д. Мужчиль история зарубежной музыки
... из кризисного состояния. Постепенно восстанавливаются контакты с зарубежным искусством. В 1955 г. на заграничные гастроли ... -психологическое начало, то дальнейшая эволюция симфонической музыки композитора шла по пути кристаллизации классических основ стиля, в ... сосредоточенностью. Она звучит тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. Последнее ...
Мы открываемся жизни, успокаиваемся, начинаем глядеть в будущее, ищем новые пути и выходы. Музыка вдохновляет нас и делает умнее Музыка – это своего рода вдохновение и муза. Многие талантливые личности обязаны любимым мелодиям новыми открытиями и творениями. Что и говорить, многие из нас творят под любимую музыку: кто-то на кухне, на бумаге, нотном листе или станке. Благодаря объемной музыки, звучащей на трех разных частотах, наш мозг начинает активнее работать. Музыка активизирует мышление, потому как процесс это эмоциональный, а мелодии дарят эмоции. Под влиянием музыки границы и способности нашего мышления расширяются. Музыка защищает нас Музыка выступает в роли щита, ограждающего нас от окружающих и собственных проблем. Мы пытаемся защититься посредством музыки от излишней общительности. Многие на рабочем месте одевают наушники и включают ненавязчивую музыку, потому это помогает им не отвлекаться на посторонние звуки и сосредоточиться на деле. Как часто после ссор с ребенком или любимым человеком, тот или иной уходил в свою комнату и включал музыку погромче. Это способ оградиться от нежелательного общения с родителями, близкими людьми. Поэтому на улицах мегаполисов и крупных городов часто встречаются люди с наушниками.
Таким образом они пытаются уединиться и подумать о своем, не чувствуя себя всего лишь песчинкой в огромной массе людей. Музыка помогает нам задуматься о «глубоком» Музыка заставляет нас размышлять о бессознательном, на вечные темы, возвращаться в детство, заново переживать яркие и счастливые мгновения жизни. Потому как эмоции в нашей жизни привязаны к определенным звукам, мелодиям. И когда мы слышим что-то знакомое, то это навевает определенные воспоминания. Та музыка, которую мы слушаем сейчас, в этот этап жизни, обуславливает нашу индивидуальность, раскрывает её, помогает понять себя, какие мы на самом деле. Музыка, словно, проектор отображает наш внутренний мир. Слушая ту или иную мелодию, мы пропускаем через себя определенные эмоции, которые не показываем и сдерживаем в повседневности.
Автор: Почапская Мария
Музыка объединяет людей , Музыка объединяет людей, Музыкальный материал:
- Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание);
- Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Рассказывать о влиянии музыки на человека.
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).
2 стр., 783 слов
Проблема роли музыки в жизни человека. С. Львов
... как он проиграл большую сумму денег. Также в жизни любого человека музыка играет не малую роль. У меня есть друг, который жить ... абсолютно прав. Текст С. Л. Львова: (1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх ... (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством ...
Что-то в музыке… Первородное, первозданное, Богатырское и былинное, Что-то смелое и решительное, И прямое, как высота, Что-то самое значительное – Человечность и доброта.
В. Боков
Сила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке, далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она направлена на созидание.
Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя. По этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит меня в какое-то другое, не своё положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу».
Не случайно повествований о созидательной (созидательный – создающий что-нибудь) силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной. Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.
Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара.
«Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмно-кудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества; твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На 3евсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову черным облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая его вежды (веки).
Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».
Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями» многих сказок различных народов мира. О состязаниях певцов слагаются легенды.
Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии Мидас был судьёй на музыкальном состязании бога Аполлона и Пана (в ином варианте — Марсия).
В ходе состязания Аполлон прибег к нечестному приёму — он перевернул свою лиру и играл на ней в таком непривычном положении. Пан попытался сделать то же самое со своей флейтой и не смог извлечь ни одного звука. В результате победителем оказался Аполлон. Царь Мидас опрометчиво присудил, учитывая малопривлекательный поступок Аполлона, первенство Пану, за что Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот был вынужден всю жизнь прятать под фригийским колпаком (отсюда выражение: «ослиные уши Мидаса»).
Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.
Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда-то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная.
Влияние музыки Л. Бетховена на произведения классической литературы, ...
... в музыке» [5.184]. Здесь же отмечалось, что Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л.Я.Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет» ... чувство. Любовь СВЯТАЯ. А любовь, показанная в произведении Бетховена Соната № 9 для скрипки и ... людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. К концу жизни Бетховен ...
Это противостояние светлых и темных сил вечно, подобно вечности самого искусства. И когда мы слушаем мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или концерты Рахманинова, то находим там ту же вечную проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они появились в этом мире.
Какой ответ даёт нам музыка?
Слушая её великие произведения, в какие бы глубины печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь, только к свету.
И вот из самой бездны скорбиБетховен задумал восславить Радость.
Р. Роллан
Послушайте грандиозный финал последней, девятой симфонии Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всём мире.
Это величайший итог духовного восхождения, воздвижение величественного музыкального храма, в котором идея человечества и человечности достигла поистине грандиозного масштаба. Не случайно в финале симфонии звучат голоса солиста, ансамбля и хора, сообщающие гениально простой «теме радости» силу и мощь людского единения.
История мировой музыки знает немало великих композиторов, творчество которых пережило века, но лишь одного Бетховена люди назвали ТИТАНОМ. Это был не только титан-художник, но и титан-человек, потому что в искусстве, как и в жизни, он преодолевал предрассудки своего времени, поддерживал стремление к свободе народов, просыпавшихся от долгого сна, в который их погрузила история, достойно устранял все препятствия, встававшие у него на пути, и возносился выше всех горестей, которые сопровождали его до последнего часа жизни. Людвиг ван Бетховен родился в канун славной эпохи, когда Европу, охватила новая идея — идея свержения феодального строя. Эта идея была своего рода ферментом, будившим в народах новые силы и энергию. Художник, умевший возбуждать и вдохновлять души, ставший отголоском бурных событий своего времени, Бетховен считается музыкантом-революционером. И в этом есть глубокая истина, ибо великий композитор раньше других понял, что для того, чтобы человек мог свободно выражать свои мысли и высвобождать зреющие в нём силы для создания нового, свободного и справедливого мира, следует разрушить многочисленные барьеры, разбить множество цепей и распахнуть как можно больше окон — чтобы свет, свежий воздух и счастье вошли даже в самые бедные дома. Вот о чём говорил Бетховен в своей музыке; он считал, что «искусство — это республика, в которой каждый обязан совершить всё добро, на которое он способен, даже в самых суровых условиях». Условия, в которых жил Бетховен и в которых он создавал свои замечательные произведения, были поистине суровыми. Он родился в бедной, терзаемой страшной нуждой семье и с большим трудом добился права изучать музыку и зарабатывать себе на хлеб. Самое близкое существо – родной племянник, в которого он вложил столько надежд, разочаровал его своим поведением, а в конце жизни его ждал самый страшный удар, который может постичь музыканта: потеря слуха. Месяцами и годами он лечился у равных врачей в надежде восстановить слух, но чем чаще становились визиты к знаменитостям, тем суровее звучал приговор. Любой другой человек пал бы под тяжестью такого несчастья, но Бетховен как подлинный титан преодолел свою боль и отчаяние. «Я хочу научиться мужеству терпения, — записал он в своей тетради. — Если моё тело связано, дух должен победить. То, чего я не могу услышать ухом, должно угадать моё сердце. Я разобью кандалы, которые надела на меня судьба; я хочу петь, петь для всех. О, человек! помоги себе сам, раз тебе дана сила сделать это!» И титан победил, создав бессмертные произведения, мелодии которых и поныне звучат во всём мире как призыв к вере в человека, к борьбе со злом и братству всех людей. Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в своей гениальной музыке. Как будто человечество вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой симфонии. Для этого композитору оказалось мало средств только музыки. Он ввёл в симфонию слово — оду Шиллера «К радости».
Впечатление о симфонии 5 бетховена. Пятая симфония (Бетховен). ...
Сочинение Пятая симфония, в частности, известна тем, что подготовительный период ее создания был долог. Первые наброски симфонии датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией . Однако Бетховен ... смысл основного мотива дают право толковать всю симфонию как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Четыре части ...
Ода к Радости
Радость, пламя неземное,Райский дух, слетевший к нам,Опьянённые тобоюМы вошли в твой светлый храм.Ты сближаешь без усильяВсех разрозненных враждой,Там, где ты раскинешь крылья,Люди – братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!Слейтесь в радости одной!Там, над звёздною страной, -Бог, в любви пресуществлённый!Кто сберёг в житейской вьюгеДружбу друга своего,Верен был своей подруге, -Влейся в наше торжество!Кто презрел в земной юдолиТеплоту душевных уз,Тот в слезах, по доброй воле,Пусть покинет наш союз!
Может быть, в способности наделять людей этой силой, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому сердцу.
Вопросы и задания:
- Известны ли вам какие-либо сказки, предания или рассказы о волшебной силе музыки? Расскажите.
- Как вы понимаете смысл мифа о строительстве города Фивы?
- В чём вы видите силу двух разных произведений – Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси?
- Назовите несколько различных по характеру музыкальных произведений. Попробуйте дать им определения: «Торжественное», «Задумчивое», «Весёлое», «Капризное» и т. д.
- Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет людей?