В. Я. БРЮСОВ «Поэт всегда с людьми…»

Сочинение

[sms]

Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было… после детских книжек настал черед биографий великих людей… Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление: я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь «вели­ким…» Такие начала воспитания сказались на всем дальнейшем жизненном и творческом пути Брюсова.

Основой поэтической практики и теоретических взглядов мо­лодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм. В тот период он считал, что в поэзии и искусстве на первом месте сама личность художника, а все остальное — только форма.

Другой темой Брюсова стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Вердена, Бодлера и Верхарна), Брюсов стал, по сути, первым русским поэтом-урбанистом XX в., отразившим обобщенный образ новейшего капиталистического города. Вначале он ищет в городских лабиринтах красоту, называет город «обдуманнымчудом», любуется «буйством» людскихскс пищи «свя­щенным сумраком» улиц. Но при всей своей урбанистической на­туре Брюсов изображал город трагическим пространством, где свер­шаются темные и непристойные дела людей: убийства, разврат, революции и т. д.

Стихи Брюсова перекликались со стихами сверхурбаниста В. Маяковского. Брюсов писал:

Ах, не так ли Египты, Ассирии,

Римы, Франции, всяческий бред, —

Те империей, trie утлее, сирее, —

Все в былом, в запруду, в запрет.

Так в великом крушеньи (давноль оно?)…

Брюсов пытается предрекать падение и разрушение городов как порочного пространства, но у него это получается хуже, чем у Мая­ковского или, например, Блока.

Протест против бездушия городской цивилизации приводил Брюсова к раздумьям о природе, оздоравливающих начал которой поэт не признавал в своем раннем творчестве. Теперь он ищет в природе утраченную современным человеком цельность и гармо­ничность бытия. Но следует отметить, что его «природные» стихи значительно уступают его урбанистической лирике.

С большой художественной силой миру растворенной в городе пошлости противостоит у Брюсова поэзия любви. Стихи о любви сгруппированы, как и стихи на другие темы, в особые смысловые циклы — «Еще сказка», «Баллады», «Элегии», «Эрот, непобедимый в битве», «Мертвые напевы» и др. Но мы не найдем в стихотворени­ях этих циклов напевности, душевного трепета, легкости. У Брюсо-валюбовь — всепоглощающая, возведенная до трагедии, «предель­ная», «героическая страсть». За Брюсовым, как известно, всю жизнь влачился темный хвост различных сплетен и слухов. Он появлялся в самых шумных ресторанах, имел романы с известными дамами.

7 стр., 3027 слов

Стихи Есенина о любви. Глубокие, искренние, душевные

... но любовь. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ На этой странице материал по темам: любовная лирика есенина стихи безответная любовь лирика любовная лирика есенина эссе есенин крылатые ... конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. // Прости… Прости…». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные ...

Во времена новых революционных преобразований в городе наступила довольно неуютная и тревожная жизнь, нищета была всеобщей. Но Брюсов относился к этому с присущим ему сарказ­мом. Недаром в свое время было написано:

Прекрасен в мощи грозной власти

Восточный царь Ассаргадон,

Мне кажется, что отобразить трагедийный мир современного города Брюсову удалось более полно в его знаменитом цикле сти­хотворений «В стенах»:

Словно нездешние тени,

Стены меня обступили.

Думы былых поколений!

В городе я как в могиле.

Здания — хищные звери

С сотней несытых утроб!

Страшны закрытые двери:

Каждая комната — гроб!

Или еще:

Мы дышим комнатною пылью,

Живем среди картин и книг…

Поэт с живой страстью откликался на все важней­шие события современности. В начале века русско-японская вой­на и революция 1905 года становятся темами его творчества, во многом определяют его взгляд на жизнь и искусство. В те годы поэт заявлял о своем презрении к буржуазному обществу, но и к социал-демократии проявлял недоверие, считая, что она посягает на творческую свободу художника. Однако в революции Брюсов видел не только стихию разрушения, он воспевал счастливое бу­дущее «нового мира» как торжество демократии, «свободы, брат­ства, равенства» («К счастливым», 1904—1905), славил певцов борьбы:

Поэт — всегда слюдьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей — вечно сестры…

Стихи Брюсова о первой русской революции, наряду со стиха­ми Блока, являются вершинными произведениями, написанными на эту тему поэтами начала века.

А вот в годы реакции поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса. Перепеваются старые мо­тивы, усиливается тема усталости и одиночества:

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий…

Все во мне — лишь смерть и тишина,

Целый мир—лишь твердь и в ней луна.

Гаснут в сердце невзлелеянные сны,

Гибнут цветики осмеянной весны…

Но и в этот период творчества поэт продолжает славить челове­ка-труженика, искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции. Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают последний пери­од его литературного пути, представленный сборниками «В такие дни», «Миг», «Дали». Поэт ищет новые художественные формы для выражения нового поворота в своем мировоззрении и воссоз­дания в искусстве революционной действительности («Третья осень», «К русской революции»).

В сборниках «Дали» и «Меа» Брю­сов представляет образцы «научной поэзии» («Мир электрона», «Мир N-измерений» и др.)

7 стр., 3039 слов

Серебряный век русской культуры

... борьбы, но и всей культуры. Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым. ... тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, ... самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый ...

Оригинальное художественное творчество Брюсова не ограни­чивается стихами. Зная основные классические и европейские язы­ки, Брюсов активно занимался переводами. Он переводил Метер-линка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Верхарна, Райниса, финских и армянских поэтов.

В Брюсове помимо дара художника жил неукротимый дух ис­следователя, который искал рационалистические «ключи тайн» к самым сокровенным человеческим чувствам, а также стремился Понять причины рождения новых форм в искусстве, логику их раз­вития. Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; совре­менные читатели благодарны этому человеку и поэту за то, что он своим творчеством создавал эпоху «серебряного века», эпоху блис­тательных достижений русской поэзии.[/sms]