Серебряный век: расцвет литературы и искусства
Начало 19-го века в русской литературе было известно как Золотая эпоха, но рубеж веков, считается Серебряным веком, который принес искусству множество художественных открытий и гениальных имен. Несмотря на то, что этот период длился всего двадцать семь лет (1890-1917 годы), он имел огромное значение для истории и культуры России.
Серебряный век совпал с переломным моментом в российской истории, характеризующимся колоссальными открытиями в мировой науке и появлением новых философских идей. Однако, это было также время неустойчивости и кризиса. Русская литература того времени пыталась разрешить этот кризис и найти пути дальнейшего развития страны. В ходе этого процесса возникло множество художественных направлений, включая символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм как философская основа
Символизм обратился к вечным идеям, которые имели особую значимость для человека. Философия Владимира Соловьева стала краеугольным камнем для символистов. Представители этого направления, такие как Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Бальмонт и другие, в своем творчестве использовали образ-символ.
Из всех поэтов-символистов, особенно близким мне является Александр Блок. Я считаю его одним из самых ярких представителей символизма. Особенно интересным является его цикл стихов о Прекрасной Даме, который был опубликован в 1904 году. При чтении этих стихотворений создается ощущение, будто ты погружаешься в лирический роман, где главной героиней является возлюбленная поэта, у которой есть множество имен. В этом цикле явно прослеживается сильное влияние философии Соловьева, особенно идея Вечной Женственности как спасительного начала.
Прекрасная Незнакомка: символ другого мира
Из более позднего творчества Блока я хотел бы выделить стихотворение «Незнакомка». Первое впечатление от этого произведения — его красота и магнетизм. Поэт создал образ таинственной незнакомки, которая всегда одна, проходит между пьяными, дыша духами и туманами, и садится у окна. Ее упругие шелка и шляпа с траурными перьями, а также узкая рука в кольцах — все это пронизано древними поверьями.
Однако, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что прекрасная незнакомка — это падшая женщина, символ другого мира, противопоставленного обыденной действительности.
Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
... и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама. Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного ... «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», « ... и её прославление; тема предопределения, рока; связь времен; тема природы. ... о советском паспорте», «Левый марш», «Хорошее отношение к лошадям» и ...
Акмеизм и футуризм: два интересных направления в литературе Серебряного века
На мой взгляд, акмеизм также является очень интересным направлением в литературе Серебряного века. Слово «акмеизм» произошло от греческого acme, что означает высшую степень чего-либо, расцвет, вершину, острие. Несколько самонадеянно, неправда ли? Но все же это название во многом оправдало себя, потому что это направление подарило нам такие имена, как Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов и другие.
С одной стороны, акмеисты многое наследовали у символизма, но, с другой стороны, они пересмотрели многие его принципы, выработав свою программу. Акмеисты отказались от мистицизма символистов и признавали реальный обычный мир. Больше всего их интересовала личность человека, так как они относили себя в большей степени к романтикам.
Одним из основателей акмеизма по праву считается Николай Гумилев. О нем хорошо сказал Ю. Айхенвальд: «Поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия. У него повышено сознание собственного достоинства и собственной личности». Может быть, поэтому мне так близко его творчество?.. Особенно нравятся мне ранние стихотворения Гумилева, в которых невероятно сильны фантастические и романтические мотивы: «Баллада», «Песня о певце и короле», «Иногда я бываю печален…», «Сада-Якко», «Ужас», «Жираф».
Самым ярким, эпатажным и неоднозначным направлением в литературе рубежа веков является, несомненно, футуризм. Его приверженцы считали себя поэтами будущего, отсюда – огромное внимание к языку и форме, где они по праву считаются большими новаторами.
Считаю, что самым крупным представителем футуризма является Владимир Маяковский. Я очень люблю этого поэта за неоднозначность его творчества. С детства все привыкли ассоциировать Маяковского лишь с певцом революции, но это очень узкое его восприятие. На самом деле в своих ранних стихотворениях поэт предстает перед нами как сильно чувствующий, невероятно ранимый человек с огромным сердцем, воспринимающий всю боль мира:
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова – судороги, слипшиеся комом;
И побежит по небу с моими стихами под мышкой
И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Сильные эмоции Маяковский передает с помощью неологизмов и новаторской формы стихотворения – всем теперь известной «лесенки».
Серебряным веком в литературе России обычно называют период от 1890-х и до 1917 года. Именно в это время происходит необычайный всплеск творческой активности, заметный во всех сферах искусства. Особенные изменения происходят в литературе: многие авторы занимаются поиском новаторских форм и подходов, проповедуют новые идеи.
Центральным фигурами Серебряного века для меня стали Хлебников, Блок, Есенин и Маяковский. Хлебников является основателем заумного направления в русской поэзии, его стихи отличает неповторимый музыкальный ритм. Особенно многообразный образ вносит в русскую поэзию Блок. Его стихи захватывают своей мистичностью и драматичностью. Поэзию Есенина и Маяковского перешагивает к новым горизонтам и стремлению взглянуть на мир новыми глазами.
Если бы не обилие изысканных форм и стилей, Серебряный век не стал бы таким пролиферативным по творческим навыкам периодом. Среди других стилистических направлений подчеркнуть следует символизм, который стремится передать невидимую сущность вещей через символы и образы.
Мой любимый поэт Серебряного века. Владимир Маяковский
... раннее творчество поэта, не нацеленное на прославление советского строя и борьбы с его недостатками. На мой взгляд, отличительные черты поэзии Владимира Маяковского – ... последователей. Начало творческой деятельности Владимира Владимировича Маяковского относится к 1908 году. В то время поэт принадлежал к литературному течению футуристов, стремящихся ... человек из твоей школы уже списали это сочинение.
В общем и целом, все указанные направления в русской литературе, представленные в эпоху Серебряного века, накладывают значительный отпечаток на мировосприятие и мысли многочисленных людей, влечет за собой неоднозначное отношение. Но уверенно можно сказать, что Серебряный век, порадовал меня своим разнообразием и вносил своеобразные черты в литературное искусство.