Авторское отношение к героям повести Дубровский 6 класс

Сочинение
  • Пушкин
  • Авторское отношение к героям повести Дубровский

Троекуров или Верейский, Шабашкин и Спицын, Дубровский вместе со своим отцом, а также Мария, Владимира Дубровского

Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»»

4

Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»» (на примере Владимира Дубровского)

«…он рожден был для иного назначения…»

Цели:

  • продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.
  • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
  • продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Ход урока

Слово учителя:

Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын).

Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.

Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Учитель объявляет тему и цели урока.

Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С. Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…)

  • Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в Петербурге?
  • Запишем в тетрадь вывод:

Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к нему привязан и любил семейственную жизнь, которой не успел насладиться. Поэтому мысль потерять отца терзала его сердце. Автор говорит, что Владимир с волнением перечитал строки письма, которое он получил от няни. Тем самым автор подчеркивает, что его герой был нежный и любящий сын. А няню звали так же, как и няню самого автора , Орина. В этом тоже видно отношение автора к своему герою.

2 стр., 810 слов

Отношения Владимира Дубровского и Марии, их дальнейшая судьба

... их расстаться. Сочинение о Дубровском и Марии Поразмышлять о том, как сложилась дальнейшая судьба Дубровского, можно в ... рекомендуется написать продолжение романа, додумать собственную историю о Владимире и его отношениях с Машей. ... Возможно, ребятам захочется изменить трагичный конец рассказа либо соединить главных героев в пожилом возрасте. вообразив себя автором ...

Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

  • Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.
  • Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?
  • Почему дворня высыпала, когда он приехал?
  • Какова авторская оценка?
  • Запишем вывод, который вы сделали:

Приехав в Кистеневку, Владимир Дубровский испытал сильное волнение. «Сердце в нем забилось», — пишет автор. Дворня встретила молодого барина с радостью. А.С.Пушкин тем самым подчеркивает, что крестьяне любят своего барина, искренне рады ему.

Продолжим наблюдение за авторской оценкой. Мы знаем: Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Обратимся к тексту 5 главы.

  • Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?
  • Зачитать текст. Эпизод «В Кистеневской роще».
  • Какие чувства его волновали?
  • Каково его душевное состояние?
  • Что помогает более точно понять это?
  • Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?
  • Какие чувства он вызывает у вас?
  • Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою?
  • Запишем выводы в тетрадь.

Изображая Дубровского в Кистеневской роще,автор дает почувствовать, что осенний пейзаж — условное отражение внутреннего мира героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Автор передает нам чувства своего героя, заставляет нас сочувствовать его горю.

Учитель:

А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.

  • Добавим в свои записи:

Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.

  • Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?
  • Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

(По вине Троекурова умер отец, его лишили дома).

Мы выяснили, что Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж.

  • Какой эпизод характеризует Дефоржа?
  • Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?
  • Какие черты характера подчеркивает автор?
  • Сопоставьте Дефоржа и Дубровского.

Запишите составленный вывод в тетради:

В доме Троекурова Дубровский вел себя смело, он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую , по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем, гордится его поступком.

7 стр., 3298 слов

Презентация по литературе в 6 классе «Картины жизни русского ...

... в романе Дубровский представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чтко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу типичного старинного русского барина. Он является ...

  • Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?
  • Почему он не стал мстить Троекурову?

(Зачитайте текст. Глава 12).

  • Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой?
  • Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому?
  • Каково отношение автора к герою? Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

«…он рожден был для иного назначения…».

  • Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)
  • А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?
  • Каким бы он стал?
  • Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?
  • Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15).

  • Охарактеризуйте Дубровского. Запишем в тетрадь.

Для Дубровского воля любимой девушки священна. Он никогда не совершит злодейство во имя ее. Готов на любое самопожертвование. Любовь возвышает Владимира. Наделяя своего героя способностью любить, жертвовать собой во имя любви, Пушкин подчеркивает свое расположение к нему.

В последней главе мы видим раненого Дубровского.

  • Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю?
  • Чем снискал он такое отношение?
  • Каким изображает автор Дубровского во время боя? Подтвердите текстом.
  • Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?
  • Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

  • Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?
  • Запишите вывод.

Разбойники любят своего предводителя, доверяют ему, слушаются его, заботятся онем, потому что он справедлив, храбр. Нет, Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

11 стр., 5352 слов

Почему дубровский сжег дом отца. Почему владимир дубровский стал ...

... о которых мы сейчас и поговорим. Дружба с Троекуровым Отец главного героя, Андрей Гаврилович Дубровский, долгое время был знаком со своим соседом — Троекуровым Кириллом Петровичем. Между ними завязались дружеские ... никто из крепостных Дубровских не спал. Владимир приказал мужикам вывести своих людей, остававшихся в доме, натаскать сена и запалить дом. Не мог он позволить, чтобы дом, в котором жил ...

Итог урока.

  • На чьей стороне автор романа «Дубровский»?
  • Зачитайте записи в тетради. Какова авторская оценка героя?

Слово учителя:

Проанализировав роман А.С.Пушкина «Дубровский», мы выявили авторскую оценку главного героя. Думаю, что эта оценка совпала с вашей.

Домашнее задание

  • Письменная работа. «Как вы думаете, что ценит в людях автор романа «Дубровский»?»

Сочинение Мое отношение к Маше из романа Дубровский

Данное готовое сочинение-рассуждение по плану покажет вашему ребенку, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке. Здесь идет полный разбор произведения по плану, а также идет краткое и полное описание и репортаж по книге, а так же презентация. Большое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данной истории.

Конечно же можно эти готовые мини сочинения списать, но все так лучше подумать и написать сочинение своей головой и соответственно получить на уроке положительный отзыв от учителя. Вступление и вывод , а так же план готового сочинения по данной картине лучше также придумать самому, или посмотреть, как это делают другие на данной странице. Аргументы и проблемы данного сочинения также можно бесплатно скачать по ссылке ниже.

ФИПИ. ФГОС. Школа России.

Скачать бесплатно очень много примеров сочинений

Образец и пример № 1 Сочинение на тему Дубровский по плану. 6 класс

Почему Владимир стал разбойником. Владимир Дубровский и Маша Троекурова: История героев и их семей: дружба отцов. Оба рано лишились матери. Были одиноки и впечатлительны. Троекуров когда-то прочил (предполагал) Машу за Владимира (1-11) главы. Владимир отказался от мести Троекурову, полюбив Машу – проникает в ее дом (12 глава).

Маша понимает, что любит Дефоржа (история с медведем ).

Объяснения Дубровского с Машей (12 глава).

Маша боится Дубровского и чувств к нему, они разные и по происхождению и по положению в обществе (Маша аристократка, Владимир разорённый дворянин, разбойник) (12 глава).

Сватовство Верейского и угроза свадьбы. Согласие Маши принять помощь Дубровского (14-15 главы).

Свадьба Маши, она проявляет твёрдость, верность данному слову. Она готова стать женой разбойник, но клятву переступить не может. Отчаяние Дубровского: он оставляет шайку (19 глава).

Честь и верность данному слову, главные ценности для Владимира и Маши. Моё отношение к героям. Читая произведение А. С. Пушкина ” Дубровский”, я познакомился с главным героем романа – Владимиром Дубровским, который по воле судьбы стал разбойником.

Владимир – бедный дворянин. Его отец был хорошим другом Троекурова, но умер из-за него. Когда у Дубровского отобрали имение Владимир даже стал разбойником. Мария Троекурова была аристократкой и выросла в очень богатой семье. И Маша и Владимир рано лишились матерей, ее отец хотел обвенчать молодых, но Дубровский Андрей Гаврилович не согласился и тем самым порвал дружбу.

5 стр., 2013 слов

Сочинение смысл заглавия романа отцы и дети

... 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас. Расчет стоимости Гарантии Отзывы Сочинение по литературе. Смысл заглавия романа «Отцы и дети». Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во ...

Каково авторское отношение к главным героям повести дубровский

Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник» , получившими название «маленькой трилогии» . В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Повествование ведется от лица Павла Константиновича Алехина, русского интеллигента, порядочного, умного человека, живущего одиноко и безрадостно. История его любви к замужней даме Анне Алексеевне Луганович рассказана им друзьям в подтверждение своей мысли, что мы, русские люди, «когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь, и так далее. Хорошо, это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, — это я знаю» .

Но этот груз нравственных сомнений помешал герою не только в любви, в начале своего рассказа он говорит о себе несколько слов, которые раскрывают его внутренний мир. Алехин по своим наклонностям — кабинетный ученый, вынужден вести будничную жизнь преуспевающего помещика, отнимающую у него все свободное время, и при этом он испытывал скуку и брезгливость. Любовь к молодой женщине сделала его еще более несчастным. Она лишь утвердила героя в невозможности порвать с безрадостным существованием: «Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную» . Герой понимает, что в той жизни, на которую он сам себя обрек, нет места таинству великому, каким является любовь. Инерция существования Алехина и Анны Алексеевны держала в плену их души и в конце концов разрушила их чувства. И лишь когда наступила разлука, со жгучей болью в сердце герой осознал, «как мелко и обманчиво было» все то, что им мешало любить. Но прозрение чуть чуть опаздывает и за проведенными словами не приходит черед праведных дел.

Рассказ построен как монолог главного героя, но имеется вступление к нему и концовка, которая позволяют автору дать свою оценку этой истории. Обращает на себя внимание пейзажная зарисовка в обрамлении рассказа: Алехин начинает свое повествование в безрадостную дождливую погоду, когда в окна было видно одно серое небо. Эта емкая по чеховски деталь как символ той серой унылой жизни, которую ведет герой, и его внутреннего мира. А вот конец рассказа: «Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце» , герои любуются прекрасным видом, и вместе с грустью от услышанного в их душу приходит очищение, которое и позволяет А. П. Чехову надеяться, что здоровые стремления в мыслях и чувствах русских людей окажутся все таки сильнее бескровного и скучного существования.