Дындыкина Светлана | | Журнал «Литература» №

Сочинение

Владислава Валериевна Николаева)


Час Сына человеческого пробил…

Б.Пастернак

Борис Пастернак начал литературную деятельность как поэт-футурист. Широкую известность получил его сборник «Сестра моя — жизнь», но вершиной литературного творчества Б.Пастернака стал роман «Доктор Живаго». Это произведение, впервые опубликованное за границей, получило мировое признание, доказательство тому — Нобелевская премия, присуждённая писателю в 1958 году.

В романе «Доктор Живаго» Б.Пастернак показал Россию первой трети ХХ века (отразил события революции 1905 года, Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны), но было бы неверно говорить лишь о социально-политическом аспекте истолкования произведения. На мой взгляд, «Доктор Живаго» — нравственно-философский роман, в котором писатель поднимает волнующие его проблемы любви (к Родине и к женщине), дома, ответственности, свободы личности, творчества.

Роман «Доктор Живаго» написан в традициях жития святых: Б.Пастернак стилизует текст Священного Писания («в лесу обитает Бог, а по полю змеится насмешливая улыбка диавола»), проводит Юрия Андреевича через испытания, а после их успешного преодоления канонизирует своего героя, причисляет к лику святых «Сыновей Человеческих».

Перед нами главный герой романа доктор Живаго – любящий муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт. Ему свойственно обострённое восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич «всё преувеличивал от волнения»: лежащая «на хирургической койке с подъёмною доскою» Тоня казалась доктору «высившейся среди бухты только что причаленной и разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку жизни». Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой «ложке взаимоистребления». Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе, ненужность высоких «фраз и пафоса», поэтому так восторженно принимает он Октябрьскую революцию, восхищённый «…простым приговором вековой несправедливости», нашедший в нём (приговоре) «что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого». Есть что-то в живаговском порыве от извечного чувства вины российской интеллигенции перед народом.

3 стр., 1070 слов

Стихотворения Пастернака в романе «Доктор Живаго»

... Второй мировой войны. Главный герой романа доктор Живаго умер в 1929 году, его сердце не выдержало того насилия, которому подвергалась незащищенная душа поэта. Автор романа, Борис Пастернак, преждевременно ушедший ... «Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек.» К этому выводу пришел на своем опыте невольного участия в борьбе партизанского отряда истинно верующий доктор Живаго. Об ...

Наивысшую ценность для Юрия Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б.Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,

Спины, и плеч, и шеи

И так с привязанностью слуг

Весь век благоговею.

Юрий Андреевич боготворит Женщину («Быть женщиной – великий шаг»), ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти смерти: «Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её избежавшая».

Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в «лесном ведомстве»), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: «Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!.. Помнишь… Ты понятия не имеешь…» Лара вспоминает счастливые минуты, проведённые вместе: «…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью». Невольно соотносится с этим причитанием плач Магдалины по Христу:

Но объясни, что значит грех,

И смерть, и ад, и пламень серный,

Когда я на глазах у всех

С тобой, как с деревом побег,

Срослась в своей тоске безмерной.

В енец романа – цикл стихотворений Ю.Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень», «Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»).

Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Б.Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б.Пастернака.

В романе «Доктор Живаго» Б.Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: «…быстро всё поменяли… без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было». Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества.

18 стр., 8562 слов

Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева ...

... и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками. Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков. Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и ... цели при помощи своего умения к ораторству и напору. Базаров был нигилистом, и он отрицал все убеждения и побуждения, для него не существовало авторитетов, он ...

Закрывая роман, я слышу бушующую за окном метель, вой волков и неистовый шёпот, повторяющийся как заклинание:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.