«Вий» — старая легенда или голоса с того света?
Верующая мать еще с детства внушила Гоголю страх перед жизнью после смерти. Писатель пронес его через все свои произведения — многие из них ярко описывают загробный мир.
Повесть «Вий» также основана на детском кошмаре Гоголя. Сам Николай Васильевич говорил, что в основе произведения лежит старая легенда, а писатель вовсе не добавлял в нее ничего от себя.
Однако исследователи, изучавшие литературу и наследие Гоголя, не обнаружили ни одного поверья, легенды или мифа, хоть как-то по сюжету напоминавших повесть «Вий».
Всем известно, что Гоголь был болен расстройством психики.
Его преследовали голоса из других миров. Возможно именно так появилась идея мистической повести.
Тем не менее, нельзя стопроцентно сказать, что писатель работал в жанре мистика. Все-таки, даже гоголевский черт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» является персонажем скорее юмористическим, нежели загадочным и таинственным.
Мистические мотивы в произведениях H. В. Гоголя
I. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя.
2. Нечисть в сборниках повестей.
3. Мистика в повести «Портрет».
В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.
В произведениях Н. В. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира. И все же в произведениях писателя злобных выходцев из иного мира куда больше, чем добрых. Возможно, в подобном «распределении сил» отразилось настороженное отношение людей к загадочному миру, соприкосновение с которым может привести к непредсказуемым последствиям.
В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистические мотивы звучат практически во всех повестях, за исключением одной — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В остальных повестях степень соприкосновения людей с иным ми — ‘ ром различна. В повести «Сорочинская ярмарка» рассказ о таинственной красной свитке еще можно счесть шуткой, удачно подхваченной влюбленным молодым человеком. Но ведь суеверный казак Солопий Черевик не сомневается, что злополучный красный рукав, на который он то и дело натыкается, не что иное, как рукав от изрубленной свитки черта! Однако в этой повести действует не сама нечисть, а человеческая вера в ее существование, причем эта «тень» нечисти приносит куда больше пользы, чем вреда. Помаялся Солопий, перетрясся, но все обошлось благополучно, его дочка и казак Грицько получили согласие Черевика на брак, а сам он удачно продал привезенные на ярмарку товары.
Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
... любовь и война, а «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства. ЧЕЛОВЕК МИРА И ВОЙНЫ «Герои Астафьева живут в полноте и мельчайших подробностях своих биографий, живут сложно, неутомимо ... Достоевского в разработке «вечной темы» русской литературы - «преступление и наказание» - в повести Астафьева «Кража» (1961 - 65), открывшей еще одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя. ...
Встреча с русалкой — панночкой, утопившейся из-за притеснений своей мачехи-ведьмы — неожиданно меняет жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны. Русалка щедро вознаграждает молодого человека за то, что он помог ей отыскать ее мачеху. Благодаря могуществу утопленницы Левко и Ганна наконец-то становятся мужем и женой несмотря на возражения отца юноши.
В повестях «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» нечисть весьма активна и недружелюбно настроена по отношению к людям. Однако она не столь могущественная, чтобы ее нельзя было победить. Можно сказать, что герои повестей «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» легко отделались. Подшутила над ними нечистая сила, но и отпустила с миром, каждый остался при своем. А в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом для кузнеца Вакулы оказалась даже полезной — припугнув черта, кузнец использовал его в качестве транспортного средства и выполнил поручение своей капризной возлюбленной, привез ей цари-цыны черевички.
Но в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», а также в повести «Вий», вошедшей в другой сборник, «Миргород», нечисть и ее помощники — злые колдуны по-настоящему страшны. Нет, даже не нечисть ужаснее всего, за исключением, может, жуткого Вия. Гораздо страшнее люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», погубивший всех своих близких. Да и зловещий Вий появляется не просто так.
Как тут не вспомнить о жутком, мертвящем взоре Вия! Кем, в самом деле, был этот ростовщик? На этот вопрос Гоголь не дает прямого ответа. Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну: «Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление… я с отвращением писал его…». Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы. Однако зло, проникнув в мир людей, не хочет его покидать: странный портрет неожиданно исчезает из зала, где проводится аукцион, и сын оказывается лишен возможности исполнить волю своего отца. Каких еще бед натворит зловещий взгляд?..
Итак, можно подвести итог всему вышесказанному. Интерес Гоголя к мистике несомненен: писатель неоднократно разрабатывал сюжеты, в которых значительное место отведено нечистой силе и ее помощникам. Гоголь показал и различные результаты от столкновения человека со сверхъестественными силами — от вполне безвредной шутки до страшной трагедии, при этом подчеркнув и роль человеческого фактора в деятельности выходцев из иного мира.
Сообщение гоголь сатирик. Н. В. Гоголь писатель-сатирик. Знания ...
... velikiy-satirik/ МОУ «СОШ № 83» г. Барнаула Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». Знания на уроке: юмор и ... наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они ведут великую борьбу со злом – и вдруг, вместо всего этого ... – Яновщина). У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при ...
Вещие сны и другие страхи писателя
Вещие сны окружали всю семью Гоголя. Его отец в детстве увидел во сне свою будущую жену. Ею была соседская дочь, которой даже не было одного года. Тогда Василий Гоголь решил ждать взросления девочки, чтобы взять ее в жены.
Тема вещих снов красной нитью проходит через все произведения писателя. Обычно он использует ее в качестве метафоры. Часто в письмах Гоголь применял выражение «греховный сон» при описании положения России.
Расстройство психики приводило Гоголя к депрессии.
Предполагается, что писатель страдал маниакально-депрессивным психозом. Безусловно, во времена жизни мистика о таких болезнях еще ничего не слышали.
Еще один страх писателя заключался в том, что он боялся, что его похоронят живым. Во избежание этого, последних 11 лет жизни Гоголь спал сидя, а друзей попросил похоронить его только когда тело начнет гнить.
Мертвые души
«Мертвые души» — произведение, которое сам Гоголь называл великим, изначально задумывалось как трилогия. Автор потратил на написание поэмы 10 лет.
В 1852 году 24 февраля Гоголь сжигает второй том. По словам писателя, его заставил это сделать злой дух. Стоит добавить, что еще в январе автора настиг ужасающий страх смерти, он стал неистово молиться ночами.
- Тем не менее, некоторые ученые считают, что второй том был сожжен по ошибке вместе с ненужными бумагами.
После злосчастного избавления от рукописей Гоголь стал более замкнутым и начал сдерживать себя в вопросах питания и сна.
Сейчас можно восстановить лишь некоторые отрывки второго тома «Мертвых душ», опираясь на оставшиеся черновики писателя.
Смерть Гоголя
Перед смертью Гоголь становился все более и более религиозным. Взгляды писатели сменились кардинально — в сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями», по мнению литературоведов, предстал перед читателями совершенно другой человек-моралист, раз и навсегда перечеркнувший все свое наследие.
Как уже было сказано, Гоголь больше всего на свете боялся быть захороненным живым. Именно эти страхи породили миф о том, что боязнь писателя воплотилась в жизнь. Тем не менее, специалисты этот слух не подтвердили.
Сначала тело было погребено в Свято-Даниловском монастыре, потом же его перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Владимир Ильин, один из присутствующих на повторных похоронах писатель, рассказывал, что в могиле не обнаружили череп, а гроб был исцарапан изнутри. Однако его слова пока никто из остальных свидетелей не подтвердил.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения vera_nadezda
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
200 лет или мистика Николая Васильевича Гоголя
«Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени.»Мистика
«Есть божественные озарения, которые изначально направили Николая Гоголя по той дороге, по которой он шел до конца жизни». Так считает Игорь Золотусский — литературный критик, писатель, автор книги «Гоголь», признанной классикой биографического жанра. В специальном интервью «Голосу России» Игорь Золотусский представляет снятый по его сценарию 10-серийный фильм «Оправдание Гоголя». В канун 200-летия со дня рождения великого русского писателя, которое отмечается 1 апреля, российское телевидение показывает премьеру этой картины. «Наш фильм это не биография, а история души Николая Гоголя», — поясняет Игорь Золотусский. Потому автор обращается к событиям, которые как минимум необычны, если не сказать таинственны. Такова, например, история встречи родителей Гоголя.
Роль писателя в жизни человека. По Ю. Казакову
... (21 )Но литературная правда всегда идёт от правды жизни, и к собственно писательскому мужеству писатель должен прибавить ещё мужество тех людей, кто в поте лица ... он выразил в своем отрывке, так как считаю, что писатели, создавая свои произведения описывают проблемы бытия, общественной жизни человечества. Читая книгу русского или зарубежного классика, мы ...
«Первая серия начинается с истории в Диканьке, — рассказывает Игорь Золоусский. — Однажды во время грозы молния ударила в дуб: дуб сломался, и на его обломке явился образ святого Николая Чудотворца. На этом месте был построен храм, который и сейчас стоит, а икона Николая Чудотворца, поставленная в иконостас храма, нынче хранится в музее. Именно она дала имя Гоголю. И именно перед этой иконой мать будущего писателя молилась о том, чтобы Господь спас ее новорожденного Николая, поскольку двое первых детей умерли, едва родившись. Считайте это метафорой, чудесным предзнаменованием… — как хотите». «С детства бабушка рассказывала ему историю о том, что когда человек умирает, с небес сбрасывается лестница. По ней душу праведника ангелы поднимают на небо. Если же человек грешен, то душу по той же лестнице опускают в ад. Вот этот рассказ Гоголь помнил с детства – так же, как и рассказ матери о Страшном суде. Недаром образ суда присутствует почти во всех сочинениях писателя — земский ли то суд, губернский или еще выше. Вся эта метафорическая «лестница суда» восходит, конечно, к суду Божьему. Образ лестницы двоился в сознании Гоголя, — обращает внимание Игорь Золотусский. А именно: он хотел служить Отечеству и выбрал юстицию – это была лестница государственной службы, славы, карьеры, о чем, кстати, мечтают все гоголевские герои в невысоком чине. И была та самая лестница, о которой Гоголю рассказывала бабушка, и образ которой жил в его душе. Гоголь быстро, еще в молодости расстался с мечтой подняться по карьерной лестнице. Дальнейшая его жизнь – это подъем по лестнице, ведущей к Богу. И перед самой своей кончиной Гоголь несколько раз произнес: «Лестницу, лестницу…». Я убежден, что ангелы подняли его душу к небу».
В жизни Николая Васильевича было много мистических явлений, сам он обладал даром предвидения. Живет он в многочисленных реминисценсиях разных авторов литературы,искусства. Во многих творениях срабатывает фактор Дежавю (déjà vu) читаешь или смотришь и думаешь, а ведь это было у Гоголя. Призрак его образов витает над нами. Фразу «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» обыкновенно приписывают Достоевскому. Но люди, прочесывающие в поисках этой цитаты полное собрание сочинений Достоевского, ничего не обнаруживают. Это такая же ситуация, как с цитатой «У России две беды – дороги и дураки». Все знают, что это Гоголь, но у Гоголя этого нет.
А с фразой про «Шинель» получилось вот что: в 1887 году в России вышла книга «Современные русские писатели. Толстой – Тургенев – Достоевский», принадлежащая перу французского критика Эжена Вогюэ, который сыграл огромную роль в знакомстве Запада с русской классической литературой. Из этой книги фраза о «Шинели» и стала широко известна. Говорил ли Достоевский когда-либо что-то подобное, никто не знает. Собственно, у Вогюэ во французском тексте говорится, что так сказал один писатель, а уж переводчик «уточнил»: да Достоевский, больше некому. Это выяснил еще в 1968 году советский литературовед С. А. Рейсер, сопоставив перевод с оригиналом. И это тоже мистика! Связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Гоголь – первым из всех светских писателей стал зачинателем христианской литературы. Он впервые открыто исповедовался перед читателями. Даже Пушкин не позволял себе этого. Именно он открыл дорогу Достоевскому и Толстому, которые выросли на его сочинениях, в частности на «Выбранных местах из переписки с друзьями». А Достоевский тот просто взял все идеи из этой книги и перенес их в свои романы. Если бы не было Гоголя не было бы Достоевского и М.Булгакова. Произведения их были бы другими!Попробуйте почитать хотя бы «Мастера и Маргариту» вспоминая Гоголя.Доходит до того,что некоторые открывают для себя Гоголя после чтения Булгакова. Гоголя похоронили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8).
Какие нравственные проблемы поднимает н.в.гоголь в произведении «шинель»?
... названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к ... Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели». История создания Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь ... монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается – переписывание никому не ...
В 1930 году монастырь был закрыт, кладбище вскоре ликвидировано. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику от советского правительства». Все это явно противоречит завещанию Гоголя: “Не ставьте надо мной никакого памятника, христианина недостойного”.
Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. А. Булгакова Е. С. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. А. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму (гранильщики называли камень «черноморский гранит»).
Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. А. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
может быть это легенда,но относится к мистике. Я открыла для себя Гоголя после прочтения его «Духовной прозы».
Невозможно коснуться ВСЕГО, что волнует в связи с именем Гоголя.Я лишь обозначу некоторые моменты. его стихи
Новоселье«Невесел ты!» — «Я весел был, — Так говорю друзьям веселья, — Но радость жизни разлюбил И грусть зазвал на новоселье. Я весел был — и светлый взгляд Был не печален; с тяжкой мукой Не зналось сердце; темный сад И голубое небо скукой Не утомляли — я был рад… Когда же вьюга бушевала И гром гремел, и дождь звенел, И небо плакало — грустнел Тогда и я: слеза дрожала, Как непогода плакал я… Но небо яснело, гроза бежала — И снова рад и весел я… Теперь, как осень, вянет младость. Угрюм, не веселится мне, И я тоскую в тишине, И дик, и радость мне не в радость». Смеясь, мне говорят друзья: «Зачем расплакался? — Погода И разгулялась, и ясна, И не темна, как ты, природа». А я в ответ: «Мне всё равно, Как день, все измененья года! Светло ль, темно ли — всё одно, Когда в сем сердце непогода!»
Чему учит повесть шинель
... Гоголь «Шинель». Аудиокнига Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, ... эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может ... вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью ...
его рисунки:
фразы ставшими крылатыми: А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Ах, какой пассаж! Борзыми щенками брать. В детстве мамка ушибла. Глуп, как сивый мерин. Да благословит вас Бог, а я не виноват. Дама приятная во всех отношениях. Есть еще порох в пороховницах. Живой как жизнь. Из прекрасного далека. Исторический человек. «Э!» – сказали мы с Петром Ивановичем. Легкость в мыслях необыкновенная. Мы удалимся под сень струй. Не вытанцовывается. Не по чину берешь! Пошла писать губерния! Пришли, понюхали – и пошли прочь. Птица-тройка. Свинья в ермолке. Сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы. Рисовал, рисовал, да и зарисовался. Городничий — глуп, как сивый мерин… Унтер-офицерская вдова. Сама себя высекла. Чему смеетесь? Над собою смеетесь! . И какой же русский не любит быстрой езды? Он вор: хоть он теперь и не украл, да всё равно он украдёт. Нет уз святее товарищества. С Пушкиным на дружеской ноге.
Цитаты:
Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище. Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят. Как осмеивать исключения, если еще не узнал хорошо те правила, из которых выставляешь на вид исключения? Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. Обращаться со словами нужно честно. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Уча других, также учишься. …Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить. У писателя только и есть один учитель: сами читатели. Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень. Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек.
Рисунки Н.В. Алёшиной из книги А.А. Сергеева «Николай Гоголь» Фильм Павла Чухрая «Русская игра» по мотивам небольшой пьесы Гоголя «Игроки» демонстрирует, что гоголевская проза и актуальна, и очень кинематографична. Поэтому режиссеры любят Гоголя больше других русских классиков
Памятник Николаю Васильевичу Гоголю в Риме.
Анекдоты Гоголь и Пушкин Пушкин посоветовал Гоголю написать «Мертвые души». Народ потом читал и восхищался: «Надо же, души мертвые, а выглядят как живые!» Гоголь обрадовался и написал «Живые души». Увы, они выглядели словно мертвые. Гоголь от испуга роман сжёг и собрался на воды лечить нервы. Пушкин долго смеялся:»Ну, мастер! «Вий» написать не испугался, а от российских живых душ чуть концы не отдал. Эх, не жить тебе, Коля, богатым и беззаботным как Спилберг». «Мы — не Европа!», — сурово ответил Гоголь, но нервы лечить поехал именно за границу. Шинель для всех Гоголь написал рассказ шинель. Рассказ пошел нарасхват. Многие писатели потом бегали на барахолки и покупали схожие шинели для своих литературных героев. Некоторые литераторы шинели сперва под себя подгоняли, другие брали в расчете на вырост и будущий жирок, самые хитрые покупали шинели на пару размеров меньше и потом говорили:»Все мы выросли из Гоголевской «Шинели»… Особенно поддался общему соблазну Достоевский. Однажды Гоголь встретил Достоевского и спросил: «Федя, зачем ты на Раскольникова шинель Акакия Акакиевича нацепил? Парня не жалко?» «Как ты узнал?» — удивился Достоевский. — «Я Раскольникову для конспирации шинель без мехового воротника подсунул». «Федя!» — воскликнул Гоголь. — «Жалеть надо бедных, а не нищетой воспитывать. Хоть на воротник не скупись!» «Беда, Коля», — ответил Достоевский. — «Я одному герою бобрового воротника не пожалел. Получился аристократ и полный идиот, страдающий припадками эпилепсии. Потом от намеков на параллели краснел». Суров был Достоевский и имел иные взгляды на жизенный уровень народа. Жаль, что за шинелью Акакия Акакиевича такие вещи часто малозаметны. Мода многое скрывает.
Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
... Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского; определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей; установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга. Было два Петербурга. ... затрагивала Пушкина. Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы ...
Алексей Богословский https://www.proza.ru/2008/09/01/38 сайт о Гоголе Н.В.