Роль природы в рассказах Чехова (Чехов А. П.)

Сочинение

В чеховской прозе существует тонкая связь между героями и природой – общение, не высказанное прямым авторским словом, но все-таки активное: в результате этого общения что-то меняется, иногда очень серьезно, в характере героя и в его жизненной позиции. Именно вблизи природы (присутствие которой может быть иногда намечено двумя-тремя словами) рождаются самые решительные мысли героя о жизни неудавшейся, неверно прожитой, или об опрометчивых поступках.

У доктора Овчинникова, справедливо возмущенного безразличным отношением невежественного и вечно пьяного фельдшера к своим прямым обязанностям, в какой-то момент не выдержали нервы, он раскричался и ударил его по лицу (рассказ «Неприятность»).

Целую неделю доктор страдал из-за этого, понимая, что, несмотря на свою внутреннюю правоту, поступил безобразно. Однажды, думая о случившемся, он смотрит из окна своей приемной на молодую траву, тропинку, ведущую к оврагу, на деревья, голубое бездонное небо, на скворцов, весело вспархивающих к верхушкам берез, – и вся эта красота, люди, занятые мирным делом, заставляют его остро почувствовать, как фальшивы его отношения с собственными подчиненными (ведь он не решается уволить своего помощника из-за того, что фельдшеру покровительствует его представительная тетка, а учить его элементарной медицинской грамоте оказывается бесполезным, ибо он презирает медицинское образование и людей, получивших его, и лечит доверчивых людей чуть ли не знахарством).

И хоть рассказ, как часто у Чехова, кончается «ничем», минуты, когда доктор осознает безнравственность своего поведения, свою полную беспомощность в жизни, останутся навсегда в его памяти.

Так, мотив человека и природы вливается естественно в проблему духовной драмы личности, всегда волновавшую Чехова. Характерно, что в процитированном нами письме к Д. В. Григоровичу у Чехова вызывает отвращение весь тот социальный груз, который угнетает человека в необъятных просторах России: чиновничество, бедность, невежество, сырость столиц и т. д. Все это ощущалось художником как нечто противоположное широким масштабам русской природы и потому принимало в его воображении форму закрытых, узких, ограниченных пространств.

Чехов и в жизни не любил ограниченности пространства. Весной 1887 года, после семи лет жизни в Москве, Чехов предпринял путешествие по родным местам (это было как раз накануне работы над «Степью»), он с обостренным вниманием приглядывался к провинциальному быту, хорошо знакомому ему с детских лет. Запертая и уже начинающая ржаветь часовня при дворцовой церкви, в которой уже нет службы, не радовала взора. Но что Чехову в Таганроге казалось особенно отвратительно, как он писал родным в апреле этого года, «так это вечно запираемые ставни». Зато когда утром ставни открывались и в комнату врывалась масса света, на душе становилось празднично. Открытые окна его всегда радовали, и он не ленился отметить это в шутливых строчках своего эпистолярного дневника, который, посылая домой, он велел хранить для него («В открытое настежь окно прут зеленые ветки, веет зефир…»).

2 стр., 540 слов

Участие природы в судьбе героев в сказке Кладовая солнца, Пришвин

... нашла юного охотника. Как принято во всех сказках, “Кладовая солнца” имеет счастливый конец. Митраша был спасен, опасный волк ... О брате она вспомнила, когда стало смеркаться. Природа принимает непосредственное участие в происходящих событиях. До того, как брат с ... во всем подмечает природную красоту и гармонию. Даже описывая главных героев, он использует такие слова как “золотая курочка”, “золотые ...

Но «напоэтился» Чехов, по его собственному выражению, не только за счет природы южной России. Подмосковье и среднерусская природа в творчестве зрелого Чехова занимают, как известно, самое заметное место.

Источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mir-prirodyi-i-cheloveka-v-rasskazah-chehova/

  • Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.–М.: «Худож. лит.», 1980. 352 с. (Классики и современники. Русская классическая литература)..
  • Аннотация : Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.