Русское купечество как класс. На примере пьес Островского

Сочинение

Мир купечества в комедиях Островского

Купечество у Островского это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали. Творчество драматурга было полностью посвящено исследованию жизни купечества.

Это было новым для русской литературной среды, ведь раннее в драматургии, как и всех остальных жанрах, акцент делался в первую очередь на взаимоотношениях внутри дворянства или крестьянства.

Великий драматург поднимал в своих произведениях темы, касающиеся как общегосударственных острых социальных проблем, связанных с укреплением с и становлением купеческого класса, так вопросов, которые стояли перед отдельно взятой личностью. Мир купечества жестокий и принципиальный, здесь действуют свои законы, которые часто идут врознь с духовным мировоззрением человека.

Островский, благодаря своему социальному чутью, смог почувствовать новые перемены в жизни общества. Герои Онегина, Чацкого и Печорина уже теряли свою актуальность, ведь не соответствовали новой социальной среде. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи.

Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев

Самым ярким персонажем, конечно же, является Паратов. Это «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», как говорит о нём сам автор. Островский наделяет своего героя расчётливым умом, который очень кстати дополняет его привлекательную внешность. В такого мужчину, богатого и обаятельного, просто нельзя не влюбиться. И Лариса Дмитриевна полюбила его. Но для Паратова она была лишь игрушкой. Он привык, что мир покорно лежит у его ног, а все люди подчиняются ему, потому что он богат. Но он не способен разглядеть хрупкую и нежную душу поверившей ему Ларисы.

Василий Вожеватов, молод, корыстен, по словам автора, «один из представителей богатой торговой фирмы». С Ларисой Дмитриевной он знаком ещё с детства, о её жизни знает всё. Знает он хорошо и Паратова, для которого важны лишь деньги.

Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.

Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.

Драматургия Островского

«Свои люди сочтемся»

Он не выделяет ни одного положительного героя, так как все они руководствовались своими эгоистическими целями и легко смогли переступить через общечеловеческие ценности. Купечество было описано автором как общество, для которого главной жизненной целью является материальное обогащение.

2 стр., 760 слов

Жизнь и судьба героев рассказа и а бунина темные аллеи сочинение

... героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора.Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, ... ему лучшие, волшебные минуты жизни. В то же время он реалист и знает, что никогда не ... и книга, — «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла — «Ночлег», — напротив, рисует не любовь, а ...

Жертвами такого общества становятся люди, ищущие духовного развития и свободы. На страницах русской литературы появляется героиня Екатерины из «Грозы». Она дитя купеческой эпохи, однако вместо того, чтобы влиться в окружающую среду и принять ее правила и нормы, она пытается изменить свою жизнь, обрести духовную свободу.

Цена такого несогласия жизнь главной героини. Купеческое общество оказалось сильнее свободной личности, и все-таки смогло загнать ее в тупик. Пьеса «Гроза» подняла еще один немаловажный социальный вопрос того времени. Крестьянство оставалось носителем русской культуры, дворянство в ту эпоху было фактически европеизированное.

Купечество оторвалось от крестьянства в экономическом плане, соответственно и начало отчуждаться от их традиций. Однако так стремящиеся быть похожими на аристократию, купцы так и не смогли достичь их уровня культурного развития.

Духовная жизнь купцов представляла своеобразный симбиоз исконно русских и новых европейских традиций. Часто это смотрелось как карикатура на жизнь дворянских сословий.

«Бедность не порок»

Предметный мир купеческого дома в ранних пьесах А. Н. Островского​

А.А.Суичимез (аспирант, Измаильский государственный гуманитарный университет)

У статті досліджуються основні властивості та шляхи функціонування предмета в ранніх п’єсах О.М.Островського: «Сімейна картина», «Ранок молодої людини», «Несподіваний випадок», «Свої люди – розрахуємося!» та «Бідна наречена».

The article investigates the basic means and ways of functioning of the subject in the early plays of A.N.Ostrovskyj: “The Family Picture”, “The Morning of the Young Fellow”, “Unexpected Incidence», «We won’t go to court over it! ”and “The Poor Bride”.

«ПРЕДМЕТНЫЙ МИР в литературе – реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени» (1, 795).

Эти реалии помогают писателю лучше передать особенности мышления представителей той или иной культуры, раскрыть их типические черты, характерные для данной среды, а также создать национальный колорит, присущий определенному времени.

Первым литературоведом, который обратил внимание на неизученность предметного мира в русской классической литературе, был А.П.Чудаков. В предисловии к книге «Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого», подчеркивая значимость предметных образов для художественного произведения, он писал: «…мир воплощённых в слове предметов, расселённых в пространстве, созданном творческой волею и силой художника, есть не меньшая индивидуальность, чем слово” (2, 5).

12 стр., 5729 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста ...

... образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой. Сочинение на тему 4 Напишите сочинение ... этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. ...

Ученый первый наметил подходы к изучению предметного мира художественного текста на материале классических произведений XIX ст. Учитывая, что вещная насыщенность ситуаций у разных писателей различна, – рассуждал литературовед, – необходимо установить, какие предметы оставляет автор «из бесчисленного множества вещей эмпирической действительности, каков критерий этого отбора, какова композиция отобранных предметов и какие эмоционально-смысловые эффекты это создаёт — всё это входит в задачу описания предметного мира писателя» (3, 2).

Методологические подходы А.П.Чудакова были использованы в дальнейшем в работах С.В.Тихомирова, О.Л.Кудряшова, Ю.С. Чана (см.: 4; 5; 6).

Что касается произведений А.Н.Островского, то, несмотря на обширную литературу, посвященную исследованию творчества драматурга, проблема предметного мира и художественной детали принадлежит к тем вопросам островсковедения, которые нечасто являлись объектом литературоведческого интереса. Только в последнее десятилетие XXI в. внимание ученых начинают привлекать некоторые аспекты данной проблемы. Так, в монографии Овчининой И.А. «Этапы творчества А.Н. Островского: Эстетика национального быта и характера» (7) отмечается, что предметный мир, окружающий персонажей, необходим писателю, прежде всего для того, чтобы представить купеческий быт в его эстетической завершенности. Именно предметные реалии, которые, по мнению исследовательницы, требуют от зрителя «сопереживания, живого эмоционально­интеллектуального отклика в соответствии с его ценностными представлениями», создают в пьесах драматурга красоту замоскворецкого купечества.

Существенный интерес относительно заявленной проблемы представляет диссертационная работа А.Ю.Садофьевой: «Культурно-бытовые детали художественного текста в сопоставительном изучении (на материале английских переводов произведений Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Островского)» (8), в которой впервые в фокусе научного внимания оказываются предметные детали драматургии Островского. По мнению Садофьевой, вещный мир определяет в произведениях драматурга особенности купеческого быта, объясняемые повышенным интересом молодого поколения купцов к западной культуре.

Недостаточность изученности предметного мира драматургии обусловливает цель данной статьи, в которой предпринята попытка осмыслить особенности организации предметных образов, их художественные функции в ранних пьесах А.Н.Островского.

К раннему периоду творчества писателя (1840 – 1852 гг.) относятся такие драматургические опыты, как «Семейная картина» (1847 г.), «Свои люди – сочтемся!» (1850 г.), «Утро молодого человека» (1850 г.), «Неожиданный случай» (1851 г.), «Бедная невеста» (1852 г.).

Начало творческого пути А.Н.Островского формируется под влиянием натуральной школы, ориентированной на объективный, фактически достоверный социальный анализ современной действительности средствами художественного слова. Писатели натуральной школы умели подмечать и живописать предметную деталь, ее зримый конкретный облик; они выработали комплекс чисто литературных приемов работы с предметами, вещами, их деталями. Традиции натуральной школы нашли отражение в творчестве многих русских писателей XIX столетия, в частности и в драматургии А.Н.Островского. Объектом художественного наблюдения писателя становится купечество Замоскворечья, для изображения которого он обращается к предметным реалиям, характеризующим бытие и сознание этого сословия.

20 стр., 9674 слов

Жизнь и творчество А.Островского

... Источник: https://sdam-na5.ru/a-n-ostrovskij Сочинения по произведениям Островского Сочинения По литературе [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka- ... Купечество в Грозе Любовь в патриархальном мире в пьесе Бедность не порок Молодое поколение в пьесе Гроза Нравственные проблемы в пьесе Гроза Образ бесприданницы в пьесе Островского ... в школу не ходил, обучался на дому. Он все книжки брал у отца ...

По самой натуре Островский был человеком эпического склада, что во многом определило особенности его драматургической поэтики. На раннем этапе своего творчества он обращается к таким жанровым номинациям, как «сцены», «картины», «этюды», в большей степени ассоциирующимися не столько с драматургическим жанром, сколько с «физиологическими очерками». Влияние эпического рода литературы на раннюю драматургию писателя проявляется в том, что в собственно литературном тексте пьес заметно повышается удельный вес описательности. Повествовательный пласт речи в ранних пьесах А.Н.Островского создают афиша, многочисленные ремарки, эпически развернутые монологи и диалоги персонажей.

Предметный мир замоскворецкого купечества в ранних пьесах А.Н.Островского характеризуют следующие сегменты:

  • архитектура дома;
  • интерьер;
  • домашняя утварь.

Рассмотрим их.

Особое место в жизни купечества занимал дом. Деревянные купеческие дома обычно состояли из двух частей: парадной и жилой. Жилые комнаты располагались в задней части дома и были обставлены достаточно скромно. Однако на рубеже XVIII – XIX веков происходят существенные изменения в русской архитектуре; огромной популярностью начинают пользоваться у купцов каменные дома в два-три этажа, с просторными геометрическими фасадами, колоннами, балконами. В русском обиходе появляется такое понятие, как «бельведер», служащий архитектурным украшением дома. Об этих новых архитектурных формах рассуждает С.С.Большов из пьесы Островского «Свои люди – сочтемся!»: «…купцы наши в трехэтажных домах живут; другой такой бельведер с колоннами выведет, что ему со своей образиной и войти туда совестно» (9,100) Сваха из «Бедной невесты», расхваливая жениха-«миллионщика», рассказывает, какой дом он оставил своим детям: «Сам-от он в большом доме не живет, знаете, что с балконом-то» (10, 201).

Дом выступает в драматургическом тексте Островского мерилом богатства и общественного положения.

Составной частью дома является его интерьер. А.Н.Островский сосредотачивает свое внимание на богатом, но не всегда со вкусом оформленном внутреннем помещении замоскворецкого купечества.

Например, «Семейная картина» начинается с описания комнаты в доме Пузатова, «меблированной без вкуса; над диваном портреты, на потолке райские птицы, на окнах разноцветные драпри и бутылки с настойкой» (11,68).

Причудливая несовместимость предметов наблюдается и в пьесе «Бедная невеста». В одной из комнат дома, где живет Марья Андреевна, стоит «диван», «трюмо», «круглый стол», и здесь же автор сообщает, что в углу помещен «простой стол, на котором чашки и бутылки» (10, 266).

В конце XVIII – нач. XIX в. потолки традиционно расписывали в стиле рокайль, представляющем собой ассиметрично разработанные орнаментальные композиции из вьющихся стилизованных листов, цветов, трав, завитонов. Этот стиль нашел свою репрезентацию в пьесе «Свои люди – сочтемся». Подхалюзин, рассуждая с Липочкой о том, как будет выглядеть их будущий дом, мечтает: «:…распишем так: на потолках это райских птиц нарисуем, сиренов, капидонов разных» (9,134).

2 стр., 788 слов

Почему произведения Островского называют пьесами жизни?

... люди с горячим сердцем, которые борются за свои мечты. Пьесы драматурга актуальны даже сегодня. ` Почему произведения Островского называют пьесами жизни? Популярные сочинения В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у ...

Одним из специфических элементов интерьера купеческих домов в допетровское время являлись разнокалиберные бутыли с домашними наливками, настойками, медами и прочим, которыми заставляли подоконники.

Важным и обязательным атрибутом купеческой парадной были всевозможные портреты предков, висевшие на стенах. Они свидетельствовали о непререкаемом авторитете родителей. Этой патриархальной традиции придерживается и Пузатов, в комнате которого «над диваном висят портреты» (11, 68).

Однако в первой половине XIX ст. происходят изменения в менталитете российского купечества. Наряду с приверженцами старых консервативных взглядов, появляются модники, или «золотая купеческая молодежь», интересующаяся торговой или другой практической деятельностью. Они предпочитали тратить капитал своих отцов на то, чтобы обеспечить себе комфортные условия для праздной жизни. Следуя иностранной моде, молодые купцы меняют русское платье на европейский костюм, украшают свои жилища по западному образцу. Парадные комнаты русских модников заполняют предметы современной обстановки. На смену простой деревянной мебели приходят разнообразные, более мобильные и выразительные формы: появляются всевозможные мягкие табуреты, обитые цветной тканью, диванчики. «Особой популярностью пользуются турецкие диваны, представляющие собой невысокий подиум без спинок с несколькими тюфяками, положенными друг на друга и разбросанными на них подушками» (12, 46).

Турецкий диван украшает комнату Недопекина – главного героя пьесы «Утро молодого человека». Отказываясь от традиционной старорусской мебели, персонаж Островского позиционирует себя как модника.

О культурной трансформации купеческого сознания свидетельствует и замена подлинных фамильных портретов различными коллекционными предметами – статуями, гобеленами, эстампами. У молодого нувориша-купца Недопекина вместо старинных семейных портретов «на стенах эстампы» (13, 154), привозимые обычно из Франции. В словаре Даля сказано, что «эстамп – это резная или травленая на меди или стали и оттиснутая, отпечатанная на бумаге картина» (14, 735).

В ранней драматургии Островский-реалист, воссоздавая предметный мир, актуализирует своеобразные детали бытового уклада купечества, проявляющиеся в синтезе старорусской, восточной и европейской культур.

Среди многочисленных интерьерных вещей купеческого дома особый интерес представляет зеркало. В начале 40-х годов XIX ст. в русской литературе существенным образом меняется отношение к этому предмету. Если еще десятилетие назад оно являлось привычной обязательной бытовой деталью, необходимой для «причесывания» своих героев, то в произведениях писателей «натуральной школы» проявляется ирония по отношению к персонажам, священнодействующим перед зеркалом. Человека, смотрящегося в зеркало, мысленно сравнивают с Нарциссом, чье имя символизирует гордость и себялюбие.

Так, автор в пьесе-картине «Утро молодого человека» неоднократно обращает внимание на то, как Недопекин, любуясь собой, то «стоит перед зеркалом», то постоянно ходит перед ним. Жених Марьи Андреевны из «Бедной невесты» также не упускает возможности полюбоваться собой и постоянно «причесывается перед зеркалом».

Внутреннее пространство купеческого дома А.Н.Островский дополняет вещами, которые, вплетаясь в ткань обыденной и праздничной жизни, создают особую ауру помещения. Такие вещи называются домашней утварью и включают в себя предметы домашнего обихода: кухонную и столовую посуду, приспособления для хранения и переноса вещей, продуктов и т.д. Из домашней утвари купца следует выделить большой красивый русский самовар, с которым связаны традиции национального чаепития. Изучая уклад жизни русского купечества, Н.Д.Русанов о (15, 286).

8 стр., 3991 слов

Анализ комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»

... знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга. «Свои люди – сочтемся» , под которым она и ... над ними. Благодаря таланту Островского, мы так любим его пьесы, потому что они открывают нам нашу жизнь. И мы стараемся ... 1929 году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась Год великого перелома. За тему произведения можно взять ...

За это пристрастие гоголевский городничий в комедии «Ревизор» презрительно называет русских купцов «самоварниками».

У А.Н.Островского самовар является одним из главных предметов купеческого быта. Неспешная беседа в кругу семьи часто проходит за большим самоваром: «…не пригоже ли будет подать бальсанцу с селедочкой… Ну, бальсан бальсаном, а самовар самоваром» (9, 93), – говорит Аграфена Кондратьевна. Мать Пузатова, Степанида Трофимовна, упрекает сына за то, что «поутру самовар со стола не сходит до одиннадцати часов» (11, 70).

Герои других пьес Островского в течение всего дня постоянно сами пьют чай и потчуют своих гостей из большого русского самовара.

Каждая предметная реалия купеческого дома в ранних произведениях А.Н.Островского имеет конкретное назначение, обусловленное замыслом автора. Большая часть предметов направлена на выполнение миромоделирующей функции: одни из них воссоздают купеческий быт, другие отражают традиции, посредством третьих раскрывается время переломных изменений.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mir-kupechestva-v-pesah-ostrovskogo/

1. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

2. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.,1986.

3. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

4. Тихомиров С.В. Природа в сознании героев А.П. Чехова //Вестник Московского университета. – М., 1986. – №4.

5. Кудряшов О.Л. Предметный мир пьесы и спектакля // Мастерство режиссера. – М., 2002.

6. Чан Юн Сон. Предметный мир прозы и драматургии А.П.Чехова: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2004.

7. Овчинина И.А. Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2004.

8. Садофьева А.Ю. Культурно-бытовые детали художественного текста в сопоставительном изучении (на материале английских переводов произведений Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Островского): Дисс. … канд. фил. наук. – М., 2009.

9. Островский А.Н. Свои люди сочтемся! // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

10. Островский А.Н. Бедная невеста // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

11. Островский А.Н. Семейная картина // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

12. Фесенко М.Л. История русской материальной культуры 18 в. – Ярославль, 2001.

13. Островский А.Н. Утро молодого человека // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. – М., 1973. – Т.1.

8 стр., 3904 слов

По рассказу А.П.Чехова «О любви»

... счастья… Краткое содержание произведения Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием. У главного героя Алехина ... нежных чувств к мужу – замуж она выходила не по любви, а по расчету. Впрочем, женщина не скрывала от него своей платонической связи с Чеховым, и даже давала ...

14. Даль В.И. Современный толковый словарь русского языка. – М., 2001. Русанов Н.С. На Родине: воспоминания. – М., 1931.

Ключевые слова:

Отличительные черты купечества

Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы. Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».

Образ Ларисы Дмитриевны

Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».

Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

Обобщим

Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу. Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют. Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.

Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.

Статья предоставлена Донес Татьяной.

Другие материалы для школьных сочинений вы найдете ЗДЕСЬ