По пьесе «Гроза» А.Н.Островского

Сочинение

Сочинение., Кто виноват в гибели Катерины?

«Гроза»-самое решительное произведение Островского, — писал Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве»- взаимные отклонения самодурства и безгласности, доведенной в ней до самых трагических последствий».

Таким трагическим последствием и является гибель Катерины Кабановой.

Катерина… она поражает нас своей поэтичностью, своеобразием, чистотой. В её характере нет ничего чужого, напускного: все, что она делает или говорит, выстрадано ею. Она не умеет обманывать, но и не может безропотно жить, делать все, что ей прикажут .

Она совершенно не подходит к той среде, в которой живет, к этому темному царству. Не удивительно, что ее до конца никто не понимает, даже Варвара, даже Борис.

Чтобы узнать, что же привело Екатерину к этой трагической гибели, кто виновен в ее смерти, нужно внимательно вглядеться в мир, в котором она жила.

Предлагая Катерине начать встречаться с Борисом, Варвара говорит : « Я тоже была не обманщица, да выучилась » и добавляет, что иначе здесь жить нельзя.

Действительно, жить честному человеку в этой среде, где все держится на страхе, на уважении к деньгам в этом царстве самодуров просто невозможно. Добролюбов пишет : « Отсутствие всякого закона , всякой логики – вот закон и логика этой жизни». Правда, царство самодуров подходит к концу, но тем решительнее, из последних сил цепляются они за власть . В пьесе Островского представителями царства самодуров являются Дикой и Кабаниха.

Дикой – это, по словам Кулигина , « пронзительный мужик ».А в шапке о нем говорит : « Уж такого- то ругателя как у нас Савел Прокофичь , поискать надо. Ни за что человека оборвет». Но на кого же ругается Дикой ? И почему он городничего снисходительно похлопывает по плечу, а с Кабанихой разговаривает сдержанно и уважительно? Оказывается, если разобраться, то Дикой не так уж страшен. Он «ни за что оборвет» только того, кто не может за себя постоять. А при малейшем сопротивлении он сникает. Гораздо страшнее Кабаниха. Эта не сникнет. Весь дом она держит в своих руках. Сын её, Тихон, забит и обезличен, он не может возразить ей ни в чем. Варвара живет обманом, с матерью ни в чем не спорит, но уходит из дому по ночам. И вот в такой дом попадает Катерина, и все мечты её, все чувства осквернены Кабанихой. Она не может обнять мужа при прощании — свекровь заставляет бросаться ему в ноги. Она не может возразить свекрови, когда та возводит на неё напраслину. Она не живет в этом доме, а мучается. Ей были предоставлены два выхода: покориться во всем Кабанихе, как Тихон, или жить обманом, как Варвара. Она не выбрала ни один из них.

3 стр., 1272 слов

Образ и характеристика Дикого в пьесе Гроза Островского

... что Савел Прокофьевич Дикой – самодур, глупый и эгоистичный персонаж в пьесе «Гроза». Сочинение Дикой в пьесе Гроза В данной пьесе Дикой является богатым человеком ... говорящей. Образ его вполне однозначен, так как во всей пьесе нет ни одного эпизода, в которых Дикой ... Живет суевериями и верит, что гроза посылается на землю за грехи людей, как кара небесная. Единственный человек, который имеет на Дикого ...

Катерина долго терпела. Но когда к ней пришла любовь… Она никого не пожалела для Бориса, не побоялась людского суда.

Правда, потом она покаялась в этом «грехе», покаялась всенародно, перед мужем своим и свекровью. Она не боялась наказания, она просто не могла носить в себе этот «грех», жить в обмане.

После этого покаяния жизнь в доме стала невозможной совсем. Её запирали в доме, свекровь грызла её целыми днями, люди смеялись ей в лицо, показывали на нее пальцами. И она ничего могла сказать в свое оправдание, ведь она совершила грех.

Жизнь стала невыносимой для нее. И когда Борис уезжает по приказу дяди в Сибирь, она просит его взять ее с собой. Он не стоит Катерины , это хоть и добрый , но безвольный человек, он не способен на решительный поступок , он может только жаловаться на свою судьбу . Он понимает, что жизнь Катерины будет теперь настоящей , что свекровь никогда не простит ее , понимает , что и он в этом виноват . Но что же мы слышим от него !

« Только одно и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее». Если бы он любил ее по – настоящему , он никогда не сказал бы так . Он увез бы ее с собой, не испугавшись гнева дяди , не боясь потерять свое состояние . Он пожертвовал бы собой,сделал бы все возможное и невозможное, чтобы ей было лучше. Но он не любил такой любовью, которую она заслуживала , которой она любила его. Да и по характеру своему он не был способен на такую любовь.

И вот Катерина осталась совсем одна. Единственный человек, которого она любила,

уехал , и она чувствует, что простилась с ним навсегда. Идти домой она не могла. « Что домой, что в могилу – все равно», -говорит героиня в своем последнем монологе . Ей оставался только один выбор – смерть. Выбора не было. И она погибла.

Кто же все-таки виновник ее гибели? По – моему, это общество, в котором она жила , понятия и нравы этого общества . Подтверждается это типичностью истории Катерины. Недаром долго спорили несколько приволжских городов о том , с каким из них связаны события , изображенные в этой драме .