1. История создания произведения.
Первая публикация рассказа «Мальчики» состоялась в 1887 году, в «Петербургской газете». Автором значился Антоша Чехонте. В более поздней редакции, уже в собрании сочинений, Чехов существенно проработал психологию мальчиков, усилил различия в их характерах. Автор внёс поправки в текст, исключая из него вульгаризмы и просторечие.
Есть предположение, что в сюжет рассказа подсказал Чехову случай — встреча с двумя московскими гимназистами, игравшими в индейцев. Писатель даже выкурил с ними трубку мира, а «краснокожие» одарили его поплавком.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Мальчики» — это рассказ, так как произведение невелико по объёму, число действующих лиц ограничено, повествуется об одном эпизоде.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Мальчики» содержит указание на них как на причину происшествия и на то, что именно с мальчиками происходит такое. Это типичная ситуация. Растущим мальчишкам хочется бежать за приключениями, совершать какие-то подвиги. Так в мальчиках пробуждается мужское начало.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе ведётся от третьего лица (от автора).
Автор может занимать нейтральную позицию в своём повествовании, может каким-то образом выразить своё отношение к героям и ситуации. В данном случае на протяжении всего рассказа чувствуется его добрая ирония. С улыбкой повествует автор о поведении мальчиков, о плане их побега, об их предполагаемой жизни в Америке.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Мечта мальчиков о дальнем странствии.
Идея: Мальчишеские мечты о побеге в далёкую страну, о подвигах — естественная болезнь роста нормального мужчины.
Чехов называл такие мечты слабым симптомом доброкачественной заразы, распространяемой на земле от подвига.
Проблематика: Влияние книг на фантазии детей, их поступки (в данном случае — романы об индейцах); мир детей и мир взрослых, их взаимоотношения.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
На рождественские каникулы приезжает домой гимназист Володя Королёв с товарищем Чечевицыным, который называет себя Монтигомо Ястребиный коготь. Поведение Володи в этот приезд резко отличается от предыдущего его пребывания дома. Володя не участвует ни в играх с сёстрами, ни в подготовке к празднику, он занят какими-то секретными разговорами с Чечевицыным. Девочкам удалось подслушать, что мальчики замышляют бежать в Америку, и всё у них уже готово. Незадачливым путешественникам далеко убежать не удалось: их задержали в Гостином дворе, где они всех расспрашивали о месте продажи пороха.
Рассказ от лица домашнего животного. Рассказ от имени домашнего ...
... Итогом нашей с вами работы станет творческая работа – рассказ от лица животного. Итак, начнем. Учитель биологии: О вы, домашние коты, Пушистые необычайно ... сюда принесли, ведь тут бегает девочка и она может им навредить. Мама девочки стала кормить моих котят молоком. А ... в каких местах есть шансы найти добычу. Большинство из моих жертв – животные крупных размеров: кабаны, олени, которые уже старые, ...
7. Система образов произведения.
Главные герои — гимназисты 2-го класса Володя Королёв и господин Чечевицын, Монтигомо Ястребиный коготь. На протяжении всего рассказа автор противопоставляет из друг другу.
Володя — белый и пухлый, весёлый, разговорчивый. Он добросердечен и очень любит свою семью. Он пытается соответствовать своему суровому другу и поэтому ведёт себя не так, как всегда. Но в душе его живёт привязанность к родителям, мягкость и доброта. Володя переживает, что своим побегом он причинит боль родным, отсюда его сомнения в правильности решения. Он плакал, говорил, что «маму жалко». После неудачного побега Володя полон раскаянья.
Чечевицын — худой, смуглый, в веснушках. У этого героя узкие глаза, толстые губы, щетинистые волосы. Словом, далеко не красавец. Ещё и тяжёлый нрав: угрюмый, молчаливый, за всё время ни разу не улыбнулся. Он сердито спрашивает и гордо отвечает. Однако девочки Чечевицыным восхищаются, они видят в нём героическую натуру, неустрашимого человека. Не случайно он выбрал себе имя Монтигомо Ястребиный коготь из романа Фенимора Купера. Этот мальчик отличается целеустремлённостью, он не отступает от своей мечты и убеждает Володю бежать вместе с ним. Неудача не сломила гордого мальчика. Он не чувствует своей вины, семья для него, по-видимому, ничего не значит. Чечевицын так и не понял, что был виновником беспокойства и страданий родителей товарища. При таком складе характера господин Чечевицын, возможно, станет революционером.
8. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа — приезд Володи. Завязка — момент, когда Володя представил своего товарища. Развитие действия — непонятное поведение героев. Кульминация — Чечевицын уговаривает колеблющегося Володю бежать с ним. Развязка — возвращение несостоявшихся путешественников.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Автор использует такие художественные приёмы, как сравнение, противопоставление. Например, Чечевицын сравнивается с кухаркиным сыном (по внешности), с тигром или львом, героем (в восприятии девочек), себя Чечевицын представляет лихим индейцем(Монтигомо Ястребиный коготь).
Противопоставление — предыдущий приезд Володи и этот приезд; Володя, подавший идею побега, и Володя, горько плачущий перед побегом.
10. Отзыв о произведении.
Лев Толстой дал высокую оценку рассказу «Мальчики». Действительно, образы детей даны Чеховым очень ярко, показаны их душевные переживания с мастерством детского психолога. Чехов понимает, что происходит в душах детей. Обычно взрослые этого не понимают, не помнят, как сами были детьми.
Анализ произведения Чехова «Мальчики. : сравнительная характеристика ...
... наблюдать за поведением мальчиков. Однажды они подслушали их разговор. Оказывается, мальчики собирались бежать в Америку добывать золото. Себя Чечевицын называл «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый ... публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения ...