Макаренко а с педагогические сочинения

Сочинение

В современных реалиях мы находим много общего с той историей, которой минул уже целый век. Я для себя недавно открыл прекрасного педагога начала двадцатого века Антона Семеновича Макаренко. Его умение достать в человеке личность перекликается с желанием того же Максимом Горьким и Антоном Чеховым в культовых произведениях литературы того времени. Книга Макаренко «Педагогическая поэма» совместила в себе учение о развитие личности, основных аспектах советского воспитания, истории постреволюционного времени и становлении социума на новые рельсы.

История написания книги

В течение десяти долгих лет Макаренко и его «Педагогическая поэма» наполнялись свежими и актуальными фактами. Я не увидел в произведении художественного почерка, в нем присутствует документализм – фактическое отражение реальных событий. Макаренко лишь добавляет шика в свою сторону, он словно главный герой романа организовывает колонию, делает верные шаги по исправлению ребят, а в итоге становится творцом их реализации в мирной жизни.

Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция. Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись. Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.

Сочинение «Педагогическая поэма» Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков. «Педагогической поэме» А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных

7 стр., 3437 слов

«Макаренко Антон Семенович»

... педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в ... Особое внимание было уделено развитию самоуправления и других самодеятельных начал. Антон Семенович был последовательным в ... Педагогическая поэма” (1933-1935 гг.). Жизнь коммуны художественно представлена в работе “Флаги на башнях”. В 1935 году Макаренко ...

событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо «интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины». «Поэма» рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование «настоящего человека» из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многопланово. В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по педагогике», написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор «Педагогической поэмы». Он писал: «На мой взгляд, «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более».

«Поэма» состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития. Отличительной особенностью «Поэмы» является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выразителей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда. А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде — не «укрощение» дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России. Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции. В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

2 стр., 834 слов

Помогает ли человеку книга лучше понять себя ( )

... чеченской войны. Перед читателем предстает проявление глупости, бесхозяйственности и жестокости, неизбежно преследующей человека на войне. Однако перед читателем открывается подлинная красота человеческой души. Рассказ представлен ... возможности созерцания и творения красоты видит подлинное счастье. Хотя, способна ли красота на спасение человечества, от разжигания войн и убийств? Увы, вывод, ...

В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.

Огромной разницы между содержанием книги «Педагогическая поэма» и фильмом «Республика Шкид» я не нашел, может читатели в комментариях укажут мне нюансы, которых с первого взгляда не видно. Фильм четко показал, историю с обворовыванием бабушки, ситуацию с появлением вора продовольствия, буржуя и только прибавил историю любви.

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Вечная молодость “Педагогической поэмы” А. С. Макаренко

… Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и отсталых.

А. Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения – тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

“Педагогической

поэме” А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо “интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины”.

2 стр., 728 слов

Вечная молодость «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко

... о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо "интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины". "Поэма" рассказывает, ...

“Поэма” рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской

войны, шло формирование “настоящего человека” из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогшаново.

В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а “книгой по педагогике”, написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький – первый читатель и редактор “Педагогической поэмы”. Он писал: “На мой взгляд, “Поэма” очень удалась Вам.

Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более”.

“Поэма” состоит из трех частей. В ее основе – хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной особенностью “Поэмы” является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выражателей ее боевого духа.

Нравственно-эстетический идеал автора поэмы а ходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.

А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде – не “укрощение” дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в “Педагогическую поэму” – одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет вечной молодости “Поэмы” заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагога-новатора.

1 стр., 383 слов

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека ...

... И мне кажется единственно верным, что воспитание и образование неразрывно связаны между собой. Образование формирует интеллект человека, а воспитание дает целостную высоконравственную личность. В процессе воспитания происходит становление личности, которая может ...

Такой опыт требовал апробации временем. Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Чему учит книга?

Произведение Макаренко, как мы уже понимаем, учит взаимодействию с детьми, их педагогическому воспитанию и личностному развитию в угоду строю, актуальному на тот период. Есть некий «золотой стандарт», который открывает даже краткое содержание произведения. В нем основы общения и организации групп детей, которые на сегодня реально применять в детских домах, а также исправительных колониях для совершеннолетних.

В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.

«Педагогическая поэма»: анализ произведения (Макаренко А.С.)

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение — “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда — одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека. Герои “Педагогической поэмы” — дети и подростки — изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости. Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль).

Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе. “Педагогическая поэма” — уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания. Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации. “Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания — в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

20 стр., 9617 слов

Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека

... могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. А потому не забывайте, что, кроме смирения, жизнь дана нам для развития и перемен. К лучшему. “Человек создан ... ни в коем случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может быть прекрасна, ...

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Кому стоит прочесть книгу?

О чем данное произведение вам уже понятно. Но кому рекомендуется книгу читать в обязательном порядке. Выделим основные группы людей, которым полезно «Педагогическая поэма» для прочтения:

  • студенты педагогических университетов;
  • преподаватели школ;
  • специалисты области культуры;
  • «фанаты» советского уклада жизни;
  • желающие новой революции;
  • образованные люди;
  • старшие из числа детей в колониях и специализированных детских домах.

Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.